ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
виде зенковок, перекрывающих краями друг друга. Зенковку делают неглубокую, так, что бы сверло диаметром 8—9 мм, заточенное под углом 45°, заходило в тело стенки только сво им конусом.
Приступая к заварке трещины, Сарычев в первую очередь накладывает шов-замок. Что бы надежно замкнуть трещину, надо каклады-
Рис. 7. Заварка трещины:
1—6— порядок наложения сварного шва по отдельным участкам.
вать его в один проход, без отрыва дуги. Дли на шва не должна превышать 12—14 мм. Та ким же способом замыкают трещину на дру гом конце и делают небольшую выдержку для остывания металла. Охлаждаясь, чугун сжи мается, стягивает трещину и фиксирует в этом положении стенку.
Заварку самой трещины рекомендуется производить обратноступенчатым способом (рис. 7). Отступив от поперечного шва 15— 20 мм, накладывается продольный шов таким образом, чтобы его кратер заходил на шов-за мок. После короткой паузы, отступив от толь ко что наваренного участка на 15—20 мм, за варивают следующий участок по направлению к предыдущему, причем последний кратер
37
опять должен оказаться не на голом чугуне, а несколько заходя на ранее наложенный шов. Таким образом варят до тех пор, пока будет заделана вся трещина. После заварки прове ряют блок на водонепроницаемость.
ЭЛЕКТРОСВАРКА АЛЮМИНИЯ —
ДЕЛО ПЕРСПЕКТИВНОЕ
Недавно опытный электродный завод Ми нистерства путей сообщения освоил выпуск специальных алюминиевых электродов ОЗА-1 и ОЗА-2 для электродуговой сварки алюми ния.
Первые же опытные заварки трещин в алюминиевых отливках дали вполне положи тельные результаты. Электросварка алюминия обходится значительно дешевле, чем газовая (по данным НИИАТ, приблизительно в 5 раз), процесс проходит раз в 20 быстрее, и, наконец, при электродуговой сварке можно получить более надежное соединение. Все это позволяет сделать вывод, что скорейшее внедрение в про изводство электродуговой сварки алюминие вых отливок принесет большую пользу произ водству.
На нашем сварочном участке сейчас прово дятся такие опыты. Надо признать, что это не очень легкая работа, требующая большого терпения и особых навыков, так как алюми ниевый электрод плавится в 3 раза быстрее стального.
Для сварки деталей из алюминиевых спла вов (головок блоков цилиндров, блоков ци
38
линдров) более пригоден электрод ОЗА-2. Сварку надо производить на аппаратах по стоянного тока и только при обратной поляр ности (при работе на переменном токе металл сильно разбрызгивается).
і |
2 3 |
4 |
в
Рис. 8. Головка блока цилиндров ГАЗ-51 (цифрами обозначены места дефектов).
Диаметр, электрода, как и при холодной сварке чугуна, выбирается в соответствии с толщиной свариваемой стенки. Заваривать трещины на головках блоков или на блоках цилиндров можно электродом ОЗА-2 диамет ром 4—5 мм при силе тока ПО—150 ампер, или 30 ампер на каждый миллиметр диаметра электрода.
Перед тем как приступить к заварке, алю миниевую головку необходимо предварительно подогреть до 300—400° и место наложения шва очистить стальной щеткой. Для того что бы легко возбудить дугу, конец электрода надо аккуратно зачистить на наждаке, не на-
39
Рис. 9. Блок цилиндров автомобиля «Волга» (цифрами обозначены места дефектов).
рушая обмазки. Дуга должна быть возможно короткой, равной приблизительно одному диа метру электрода. Держать электрод надо пер пендикулярно месту сварки и передвигать без колебаний по возможности до полного заделы вания трещины или до сгорания электрода. Надо иметь ввиду, что при отрыве дуги конец электрода сразу покрывается твердой шлако вой коркой, что затрудняет дальнейшее воз буждение дуги.
40
Если по характеру дефекта требуется на плавить высокий слой металла, то наваривают второй слой, предварительно очистив первый. Качество шва от этого не ухудшается.
После электродуговой заварки, так же как и после газовой, шов необходимо промыть во дой и счистить шлаки стальной щеткой.
Блоки цилиндров и головки блоков после заварки трещин или других пороков на стен ках рубашки охлаждения необходимо прове рять на водонепроницаемость под давлением
3'—4 кг/см2.
* * *
Читатель, вероятно, заметил, что в техно логию восстановления корпусных деталей из чугуна и алюминия включена подготовка дета лей к сварке, которая выполняется самим сварщиком. В обязанности сварщика входят также зачистка детали после заварки, провер ка на герметичность. Эти операции включены в технологию не случайно. Сварщику виднее, как лучше подготовить деталь, он заинтересо ван и в том, чтобы она после сварки была представлена к дальнейшей работе в закон ченном виде. Из этого следует, что сварщик должен обладать слесарными навыками.
Выше описаны, в основном, приемы завар ки головок блоков и блоков цилиндров двига телей. Но, научившись устранять пороки в этих деталях, сварщик сможет устранять пов реждения и во всех других отливках.
Рекомендации А. М. Сарычева, конечно, нельзя считать непререкаемыми, от которых запрещено отступать. Наоборот, в каждом от
41
дельном случае сварщик должен искать и на ходить новые, наиболее эффективные приемы, которые обеспечивали бы более высокую про изводительность, качество и снижение стоимо
сти ремонта. |
|
время наряду с |
||
Например, в последнее |
||||
ручной |
сваркой |
алюминия |
электродами |
|
ОЗА-2 |
осваивается сварка |
неплавящимися |
||
(вольфрамовыми) |
электродами |
в защитной |
||
среде инертного |
газа (аргона) |
при помощи |
||
установок типа УДАР-300-1 |
и УДАР-500. Про |
водятся также опыты по сварке чугунных де талей в среде углекислого газа при помощи полуавтомата А-547-Р.
Очень интересен метод заделки трещин, пробоин, раковин и других повреждений в корпусных деталях эпоксидными мастиками, которые можно применять как самостоятель но, так и в комбинации со сваркой (последнее делается для повышения герметичности дета ли). Результаты получены хорошие. По нашим
наблюдениям, лучшая мастика |
для |
заделки |
||||||
трещин |
в блоках |
цилиндров |
получается |
по |
||||
такому |
рецепту: |
|
|
|
|
|
|
|
Эпоксидная смола ЭД-6 . . . . |
|
120 весовых частей |
||||||
Д и бутилф талат....................................20 |
|
» |
|
» |
||||
Железный |
или чугунный порошок |
. 1 0 |
|
» |
|
» |
||
Слюдяная |
п ы л ь .................................... |
70—75 |
» |
100 |
» |
|||
Полиэтилен-полиамин |
. |
. |
4,5 |
г |
на |
г го |
||
|
|
|
|
|
товой |
смеси |
Упомянутыми в этой книге работами освое ние прогрессивных способов ремонта корпус ных деталей из чугуна и алюминия, конечно, не исчерпывается. Новаторы производства по стоянно экспериментируют, ищут новые пути
42
быстрейшего и лучшего решения технических задач, постоянно возникающих в их повседнев ной работе. И было бы очень хорошо, если бы другие опытные сварщики также рассказали о своих методах и приемах, проверенных прак тикой и завоевавших себе место в передовой технологии сварки.
п р и л о ж е н и е
|
Р е к о м е н д а ц и и п о у с т р а н е н и ю н е к о т о р ы х ч а с т ы х п о в р е ж д е н и й |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sя |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
я |
Марка |
и диа- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я ч É- |
|
||||
Наименование |
|
Подготовка |
|
|
О |
я |
метр |
электро |
Примечание |
|||
к ° |
Вид сварки |
1 ° S |
да или при |
|||||||||
дефекта |
под |
сварку |
||||||||||
а>Йі |
|
|
к |
. о |
садочного |
|
||||||
К |
|
сс Г? |
|
|
|
|
о. я в* |
прутка |
|
|||
е |
|
5 я |
|
|
|
|
іи ч о |
|
|
|
||
|
о а |
|
|
|
|
* U Ü |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
іа е в |
|
|
|
|||
£ |
|
О я |
|
|
|
|
«ОШ |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Е ь- S |
|
|
|
||||
|
Г о л о в к а |
б л о к а ц и л и н д р о в |
Г А З - 5 1 и |
М - 2 0 |
(рис. |
8) |
|
|||||
Трещина, |
прохо |
2 |
Разделка |
|
Газовая |
|
3 |
Пруток |
Заварку |
|||
дящая |
между |
|
канавки |
сварка с |
|
|
диаметром |
следует |
||||
гнездом |
и отвер |
|
произво |
предвари |
|
|
3 |
мм |
начинать |
|||
стием под свечу, а |
|
дится вспо |
тельным |
|
|
|
|
со стороны |
||||
также отверстием |
|
могатель |
подогревом |
|
|
|
|
свечного |
||||
крепления |
|
ным скреб |
до |
350—400° |
|
|
|
|
отверстия |
|||
головки |
|
ком |
непос |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
редственно |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
во |
время |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сварки |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Трещина между |
6 |
То же |
То же |
3 |
То же |
Сварка |
|
|
гнездами под |
|
|
|
|
|
|
произво |
|
свечи |
|
|
|
|
|
|
дится от |
|
|
|
|
|
|
|
|
конца |
|
|
|
|
|
|
|
|
трещины к |
3 |
Вмятина с трещи |
1 |
Вырезается |
То же |
3 |
То же |
ее середине |
|
Сначала |
||||||||
|
нами на верхней |
|
заплата из |
|
|
|
произво |
|
|
плоскости |
|
листового |
|
|
|
дится |
|
|
|
|
сплава Ал-4 |
|
|
|
прихватка |
|
|
Сколы приливов |
3 |
|
|
Газовая |
4 |
Пруток |
заплаты |
4 |
|
|
Перед |
|||||
|
отверстий крепле |
|
|
|
сварка без |
|
диаметром |
сваркой' в |
|
ния головки |
|
|
|
предвари |
|
8 мм |
отверстие |
|
блока |
|
|
|
тельного |
|
|
вставляет |
|
|
|
|
|
подогрева |
|
|
ся желез |
|
|
5 |
Плоскость |
Газовая |
4 |
Полоска из |
ный штырь |
|
5 |
Коррозия места |
В отверстие |
||||||
|
посадки водяного |
|
прилегания |
сварка с |
|
дюралю |
вставляется |
|
|
патрубка |
|
выбирается |
предвари |
|
миния |
железная |
|
|
|
|
на |
глубину |
тельным |
|
|
болванка; |
|
|
|
5 |
мм спе |
подогре |
|
|
шов должен |
|
|
|
циальной |
вом |
|
|
возвы- |
Наименование
дефекта
с
Ä
6Износ или срыв резьбы в отвер-
стии
Обозначения рисункена |
|
|
|
наконечникаНомер Сила.горелки |
токасварочного |
|
|
Продолжение |
|
|
|
Марка |
и диа |
|
|||
|
Подготовка |
Вид сварки |
|
|
метр |
электро |
Примечание |
|
|
под |
сварку |
|
|
да или при |
|||
|
|
|
|
|
|
садочного |
|
|
|
|
|
|
|
|
прутка |
|
|
|
фрезой диа- |
|
|
|
|
|
шаться над |
|
|
метром |
|
|
|
|
|
плоскостью |
|
|
50 |
мм |
|
|
|
|
|
заварки |
4 |
Отверстие |
Газовая |
4 |
|
Пруток |
Необходи- |
||
|
рассверли- |
сварка с |
|
|
диаметром |
мо хорошее |
||
|
вается до |
предвари- |
|
|
7 |
мм |
сплавление |
|
|
полного |
тельным |
|
|
|
|
основного |
|
|
снятия ста- |
подогревом |
|
|
|
|
и присадоч- |
|
|
рой |
резьбы |
|
|
|
|
|
ного метал- |
|
|
|
|
|
|
|
|
лов |
7 1 Трещина, прохо |
Б л о к ц и л и н д р о в а в т о м о б и л е й Г А З - 5 1 и М -2 0 |
|
|||||
|
При тол |
Холодная |
8 0 - |
Железо- |
Сварка |
||
дящая по внешней |
щине стенки |
электро |
110 |
медный и |
произво |
||
стороне рубашки |
|
более 6 мм |
сварка |
ампер |
электрод |
дится ко |
|
охлаждения |
|
разделы |
|
|
ОЗЧ-1 диа |
роткими |
|
|
|
вается |
|
|
метром |
участками, |
|
|
|
фаска |
|
|
3 мм |
при длине |
|
|
|
|
|
|
|
трещины |
|
|
|
|
|
|
|
более 75 мм |
|
4^ |
|
|
|
|
|
обратно- |
|
|
|
|
|
|
ступенча |
||
^4 |
|
|
|
|
|
тым швом |
|
8 Отколы, захва |
8 |
Крупные |
То же |
100— |
Электрод |
||
В отверстие |
|||||||
тывающие |
|
отколы |
|
130 |
ОЗЧ-1 диа |
перед свар |
|
отверстия |
|
выпили |
|
ампер |
метром |
кой встав |
|
|
|
ваются по |
|
|
3 мм |
ляется |
|
|
|
конфигура |
|
|
|
угольный |
|
|
|
ции и хоро |
|
|
|
штырь |
шо подго няются