Файл: Ландо С.Я. Сварка корпусных деталей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

виде зенковок, перекрывающих краями друг друга. Зенковку делают неглубокую, так, что­ бы сверло диаметром 8—9 мм, заточенное под углом 45°, заходило в тело стенки только сво­ им конусом.

Приступая к заварке трещины, Сарычев в первую очередь накладывает шов-замок. Что­ бы надежно замкнуть трещину, надо каклады-

Рис. 7. Заварка трещины:

1—6— порядок наложения сварного шва по отдельным участкам.

вать его в один проход, без отрыва дуги. Дли­ на шва не должна превышать 12—14 мм. Та­ ким же способом замыкают трещину на дру­ гом конце и делают небольшую выдержку для остывания металла. Охлаждаясь, чугун сжи­ мается, стягивает трещину и фиксирует в этом положении стенку.

Заварку самой трещины рекомендуется производить обратноступенчатым способом (рис. 7). Отступив от поперечного шва 15— 20 мм, накладывается продольный шов таким образом, чтобы его кратер заходил на шов-за­ мок. После короткой паузы, отступив от толь­ ко что наваренного участка на 15—20 мм, за­ варивают следующий участок по направлению к предыдущему, причем последний кратер

37

опять должен оказаться не на голом чугуне, а несколько заходя на ранее наложенный шов. Таким образом варят до тех пор, пока будет заделана вся трещина. После заварки прове­ ряют блок на водонепроницаемость.

ЭЛЕКТРОСВАРКА АЛЮМИНИЯ —

ДЕЛО ПЕРСПЕКТИВНОЕ

Недавно опытный электродный завод Ми­ нистерства путей сообщения освоил выпуск специальных алюминиевых электродов ОЗА-1 и ОЗА-2 для электродуговой сварки алюми­ ния.

Первые же опытные заварки трещин в алюминиевых отливках дали вполне положи­ тельные результаты. Электросварка алюминия обходится значительно дешевле, чем газовая (по данным НИИАТ, приблизительно в 5 раз), процесс проходит раз в 20 быстрее, и, наконец, при электродуговой сварке можно получить более надежное соединение. Все это позволяет сделать вывод, что скорейшее внедрение в про­ изводство электродуговой сварки алюминие­ вых отливок принесет большую пользу произ­ водству.

На нашем сварочном участке сейчас прово­ дятся такие опыты. Надо признать, что это не очень легкая работа, требующая большого терпения и особых навыков, так как алюми­ ниевый электрод плавится в 3 раза быстрее стального.

Для сварки деталей из алюминиевых спла­ вов (головок блоков цилиндров, блоков ци­

38


линдров) более пригоден электрод ОЗА-2. Сварку надо производить на аппаратах по­ стоянного тока и только при обратной поляр­ ности (при работе на переменном токе металл сильно разбрызгивается).

і

2 3

4

в

Рис. 8. Головка блока цилиндров ГАЗ-51 (цифрами обозначены места дефектов).

Диаметр, электрода, как и при холодной сварке чугуна, выбирается в соответствии с толщиной свариваемой стенки. Заваривать трещины на головках блоков или на блоках цилиндров можно электродом ОЗА-2 диамет­ ром 4—5 мм при силе тока ПО—150 ампер, или 30 ампер на каждый миллиметр диаметра электрода.

Перед тем как приступить к заварке, алю­ миниевую головку необходимо предварительно подогреть до 300—400° и место наложения шва очистить стальной щеткой. Для того что­ бы легко возбудить дугу, конец электрода надо аккуратно зачистить на наждаке, не на-

39


Рис. 9. Блок цилиндров автомобиля «Волга» (цифрами обозначены места дефектов).

рушая обмазки. Дуга должна быть возможно короткой, равной приблизительно одному диа­ метру электрода. Держать электрод надо пер­ пендикулярно месту сварки и передвигать без колебаний по возможности до полного заделы­ вания трещины или до сгорания электрода. Надо иметь ввиду, что при отрыве дуги конец электрода сразу покрывается твердой шлако­ вой коркой, что затрудняет дальнейшее воз­ буждение дуги.

40

Если по характеру дефекта требуется на­ плавить высокий слой металла, то наваривают второй слой, предварительно очистив первый. Качество шва от этого не ухудшается.

После электродуговой заварки, так же как и после газовой, шов необходимо промыть во­ дой и счистить шлаки стальной щеткой.

Блоки цилиндров и головки блоков после заварки трещин или других пороков на стен­ ках рубашки охлаждения необходимо прове­ рять на водонепроницаемость под давлением

3'—4 кг/см2.

* * *

Читатель, вероятно, заметил, что в техно­ логию восстановления корпусных деталей из чугуна и алюминия включена подготовка дета­ лей к сварке, которая выполняется самим сварщиком. В обязанности сварщика входят также зачистка детали после заварки, провер­ ка на герметичность. Эти операции включены в технологию не случайно. Сварщику виднее, как лучше подготовить деталь, он заинтересо­ ван и в том, чтобы она после сварки была представлена к дальнейшей работе в закон­ ченном виде. Из этого следует, что сварщик должен обладать слесарными навыками.

Выше описаны, в основном, приемы завар­ ки головок блоков и блоков цилиндров двига­ телей. Но, научившись устранять пороки в этих деталях, сварщик сможет устранять пов­ реждения и во всех других отливках.

Рекомендации А. М. Сарычева, конечно, нельзя считать непререкаемыми, от которых запрещено отступать. Наоборот, в каждом от­

41

дельном случае сварщик должен искать и на­ ходить новые, наиболее эффективные приемы, которые обеспечивали бы более высокую про­ изводительность, качество и снижение стоимо­

сти ремонта.

 

время наряду с

Например, в последнее

ручной

сваркой

алюминия

электродами

ОЗА-2

осваивается сварка

неплавящимися

(вольфрамовыми)

электродами

в защитной

среде инертного

газа (аргона)

при помощи

установок типа УДАР-300-1

и УДАР-500. Про­

водятся также опыты по сварке чугунных де­ талей в среде углекислого газа при помощи полуавтомата А-547-Р.

Очень интересен метод заделки трещин, пробоин, раковин и других повреждений в корпусных деталях эпоксидными мастиками, которые можно применять как самостоятель­ но, так и в комбинации со сваркой (последнее делается для повышения герметичности дета­ ли). Результаты получены хорошие. По нашим

наблюдениям, лучшая мастика

для

заделки

трещин

в блоках

цилиндров

получается

по

такому

рецепту:

 

 

 

 

 

 

 

Эпоксидная смола ЭД-6 . . . .

 

120 весовых частей

Д и бутилф талат....................................20

 

»

 

»

Железный

или чугунный порошок

. 1 0

 

»

 

»

Слюдяная

п ы л ь ....................................

70—75

»

100

»

Полиэтилен-полиамин

.

.

4,5

г

на

г го­

 

 

 

 

 

товой

смеси

Упомянутыми в этой книге работами освое­ ние прогрессивных способов ремонта корпус­ ных деталей из чугуна и алюминия, конечно, не исчерпывается. Новаторы производства по­ стоянно экспериментируют, ищут новые пути

42


быстрейшего и лучшего решения технических задач, постоянно возникающих в их повседнев­ ной работе. И было бы очень хорошо, если бы другие опытные сварщики также рассказали о своих методах и приемах, проверенных прак­ тикой и завоевавших себе место в передовой технологии сварки.

п р и л о ж е н и е

 

Р е к о м е н д а ц и и п о у с т р а н е н и ю н е к о т о р ы х ч а с т ы х п о в р е ж д е н и й

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Sя

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

я

Марка

и диа-

 

 

 

 

 

 

 

 

Я ч É-

 

Наименование

 

Подготовка

 

 

О

я

метр

электро­

Примечание

к °

Вид сварки

1 ° S

да или при­

дефекта

под

сварку

а>Йі

 

 

к

. о

садочного

 

К

 

сс Г?

 

 

 

 

о. я в*

прутка

 

е

 

5 я

 

 

 

 

іи ч о

 

 

 

 

о а

 

 

 

 

* U Ü

 

 

 

 

 

 

 

 

 

іа е в

 

 

 

£

 

О я

 

 

 

 

«ОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

Е ь- S

 

 

 

 

Г о л о в к а

б л о к а ц и л и н д р о в

Г А З - 5 1 и

М - 2 0

(рис.

8)

 

Трещина,

прохо­

2

Разделка

 

Газовая

 

3

Пруток

Заварку

дящая

между

 

канавки

сварка с

 

 

диаметром

следует

гнездом

и отвер­

 

произво­

предвари­

 

 

3

мм

начинать

стием под свечу, а

 

дится вспо­

тельным

 

 

 

 

со стороны

также отверстием

 

могатель­

подогревом

 

 

 

 

свечного

крепления

 

ным скреб­

до

350—400°

 

 

 

 

отверстия

головки

 

ком

непос­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

редственно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

во

время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сварки

 

 

 

 

 

 

 

2

Трещина между

6

То же

То же

3

То же

Сварка

 

гнездами под

 

 

 

 

 

 

произво­

 

свечи

 

 

 

 

 

 

дится от

 

 

 

 

 

 

 

 

конца

 

 

 

 

 

 

 

 

трещины к

3

Вмятина с трещи­

1

Вырезается

То же

3

То же

ее середине

Сначала

 

нами на верхней

 

заплата из

 

 

 

произво­

 

плоскости

 

листового

 

 

 

дится

 

 

 

сплава Ал-4

 

 

 

прихватка

 

Сколы приливов

3

 

 

Газовая

4

Пруток

заплаты

4

 

 

Перед

 

отверстий крепле­

 

 

 

сварка без

 

диаметром

сваркой' в

 

ния головки

 

 

 

предвари­

 

8 мм

отверстие

 

блока

 

 

 

тельного

 

 

вставляет­

 

 

 

 

 

подогрева

 

 

ся желез­

 

 

5

Плоскость

Газовая

4

Полоска из

ный штырь

5

Коррозия места

В отверстие

 

посадки водяного

 

прилегания

сварка с

 

дюралю­

вставляется

 

патрубка

 

выбирается

предвари­

 

миния

железная

 

 

 

на

глубину

тельным

 

 

болванка;

 

 

 

5

мм спе­

подогре­

 

 

шов должен

 

 

 

циальной

вом

 

 

возвы-


Наименование

дефекта

с

Ä

6Износ или срыв резьбы в отвер-

стии

Обозначения рисункена

 

 

 

наконечникаНомер Сила.горелки

токасварочного

 

 

Продолжение

 

 

 

Марка

и диа­

 

 

Подготовка

Вид сварки

 

 

метр

электро­

Примечание

 

под

сварку

 

 

да или при­

 

 

 

 

 

 

садочного

 

 

 

 

 

 

 

прутка

 

 

фрезой диа-

 

 

 

 

 

шаться над

 

метром

 

 

 

 

 

плоскостью

 

50

мм

 

 

 

 

 

заварки

4

Отверстие

Газовая

4

 

Пруток

Необходи-

 

рассверли-

сварка с

 

 

диаметром

мо хорошее

 

вается до

предвари-

 

 

7

мм

сплавление

 

полного

тельным

 

 

 

 

основного

 

снятия ста-

подогревом

 

 

 

 

и присадоч-

 

рой

резьбы

 

 

 

 

 

ного метал-

 

 

 

 

 

 

 

 

лов

7 1 Трещина, прохо­

Б л о к ц и л и н д р о в а в т о м о б и л е й Г А З - 5 1 и М -2 0

 

 

При тол­

Холодная

8 0 -

Железо-

Сварка

дящая по внешней

щине стенки

электро­

110

медный и

произво­

стороне рубашки

 

более 6 мм

сварка

ампер

электрод

дится ко­

охлаждения

 

разделы­

 

 

ОЗЧ-1 диа­

роткими

 

 

вается

 

 

метром

участками,

 

 

фаска

 

 

3 мм

при длине

 

 

 

 

 

 

трещины

 

 

 

 

 

 

более 75 мм

4^

 

 

 

 

 

обратно-

 

 

 

 

 

ступенча­

^4

 

 

 

 

 

тым швом

8 Отколы, захва­

8

Крупные

То же

100—

Электрод

В отверстие

тывающие

 

отколы

 

130

ОЗЧ-1 диа­

перед свар­

отверстия

 

выпили­

 

ампер

метром

кой встав­

 

 

ваются по

 

 

3 мм

ляется

 

 

конфигура­

 

 

 

угольный

 

 

ции и хоро­

 

 

 

штырь

шо подго­ няются