Файл: Ландо С.Я. Сварка корпусных деталей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лена к сварке: очищена от загрязнений и нага­ ра, на ней точно обозначены расположение и размеры трещины (поскольку свариваемая стенка тоньше 6 мм, трещина не разделана), деталь, нагретая до 350°, лежит на столе. Все необходимые материалы и инструмент также готовы: посуда с разведенным флюсом откры­ та, в ней находится присадочный пруток, под рукой лежат скребки, стальная щетка, на го­ релке установлен наконечник № 4.

Все в порядке. Сарычев приступает к свар­ ке. Он зажигает горелку и регулирует пламя, помня, что при сварке алюминия оно должно быть строго нейтральным. Приблизив горелку к концу трещины настолько, чтобы ядро пла­ мени находилось от плоскости сварки на рас­ стоянии 8—12 мм, начинает прогревать ме­ талл. Чтобы не «прозевать» момент начала плавления (при толщине стенки около б мм плавление алюминия начинается через 2 ми­ нуты), прощупывает прутком место подогрева, отводя пламя в сторону.

Как только заметит, что окисная пленка начала разрушаться, удаляет ее в сторону скребком. Затем, отложив скребок, вытаски­ вает из флюса присадочный пруток, вводит его в сварочную ванну и начинает перемешивать ее. Чтобы не проплавить стенку в месте свар­ ки насквозь, не задерживает горелку в одном положении, манипулирует ею, то удаляя, то приближая пламя к ванночке. В такт движе­ нию горелки двигает присадочный пруток. Так как вновь наплавленный металл при соприкос­ новении с воздухом немедленно окисляется, надо следить, чтобы при добавлении очеред­

29


ной порции присадочного металла пруток был погружен в расплавленный металл.

Важно периодически доставлять флюс к месту сварки. Он очень хорошо пристает к го­ рячему прутку, и для перенесения к месту сварки достаточно окунуть пруток в раствор флюса.

Все манипуляции сварочной горелкой и присадочным прутком выполняет быстро, но без резких движений. Заканчивает сварку на расстоянии 10—15 мм за пределами трещины. Необходимо добиваться, чтобы шов возвы­ шался над поверхностью детали не более чем на 4—6 мм и был не шире 8—10 мм. Не за­ будьте сразу по окончании сварки промыть шов горячей водой и снять остатки флюса и шлака стальной щеткой.

Не огорчайтесь, если при первом опыте сварки алюминия не все получится гладко. Говорят, первый блин всегда комом, будьте уверены, что следующий шов получится акку­ ратнее.

А теперь заварим трещину на чугунной де­ тали, также начав с более простого дефекта— угловой трещины в блоке цилиндров двигате­ ля ГАЗ-51 в том месте, где более толстая стенка и наименьшие остаточные литейные на­ пряжения.

Чтобы устанавливать точные режимы свар­ ки, сварщик должен научиться определять тол­ щину стенки в данном месте. Если на концах трещины сверлятся отверстия для предупреж­ дения ее дальнейшего распространения, то толщину стенки легко измерить. В других слу­ чаях деталь простукивают молотком и по зву­

30

ку приблизительно определяют толщину. На углу блока ГАЗ-51 она обычно лежит в преде-- лах 8—12 мм.

Всю подготовку блока цилиндров к сварке производит сам сварщик: предварительно за­ чищает дефектное место, кернит трещину, сверлит отверстия на ее концах, разделывает трещину, изготовляет заплату, если необходи­ мо заварить выломанное место.

Предварительную зачистку дефектного мес­ та следует делать в поперечном направлении к оси трещины по обе ее стороны на общую ши­ рину до 25 мм. При такой зачистке легче точ­ но выявить границы трещины.

Для лучшего наблюдения во время даль­ нейшей разделки и определения прочности стенки делают кернение трещины (шаг 10— 15 мм). Затем, отступив от концов трещины на 5—8 мм, сверлят в теле детали сквозное от­ верстие диаметром 3—3,5 мм.

Теперь надо окончательно разделать тре­ щину, добиваясь, чтобы центр канавки воз­ можно точнее совпадал с осью трещины. Ши­ рину и глубину разделки согласуют с толщи­ ной стенки. Например, при толщине стенки, равной в данном месте 8—10 мм, глубина должна быть около 4 мм, а ширина 6—7 мм.

Подбирая соответствующий электрод и регулируя электросварочный аппарат на необ­ ходимую силу тока, следует помнить, что меж­ ду толщиной свариваемой стенки, диаметром электрода и величиной сварочного тока суще­ ствует определенная зависимость, которую по­ лезно знать (см. таблицу 5).

31


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5

 

 

 

 

Сила свароч ного

тока

Толщина

Диаметр

для

самодель­

для

электро­

свариваемой

электрода

ного

железо­

стенки

(мм)

(мм)

 

медного

да

ОЗЧ-1

 

 

 

 

электрода

 

 

До

5

2,5

До

75 ампер

 

105

5—7

3,0

»

85

»

 

7—10

3,5

»

100

»

 

120

10—12

3,5—4

»

120

»

 

135

П р и м е ч а н и е .

Диаметр электрода

указан

без об­

мазки.

 

 

 

 

По этой таблице нетрудно установить, что

для заварки угловой трещины

нужно взять

электрод диаметром

3—3,5 мм

и установить

силу сварочного

тока

95—105 ампер.

Теперь

остается только решить, какими электродами сваривать. Поскольку заварка в данном месте должна быть герметичной и особо прочной, необходимо наложить шов в два слоя. Опыт Сарычева показывает, что первый слой лучше делать железо-медным электродом, второй — электродом ОЗЧ-1.

Теперь, вставив в держатель электрод, можно включить аппарат и приступить к свар­ ке. Отступив от засверленного отверстия на 5—7 мм, прикоснувшись электродом к детали, возбуждают дугу. Чтобы было удобнее наб­ людать за ходом сварки, полезно наклонить электрод по ходу на 15—20°. Движение элек­ трода вперед должно быть вертикально-петле­ вым.

32


Наложив определенный участок шва (в нашем случае 25—30 мм), надо прекратить сварку и подождать, пока шов остынет при­ мерно до 50° (чтобы терпела приложенная к месту сварки рука). За время остывания (око­ ло 2 минут) рекомендуется простучать острым концом молотка наваренный шов.

Начиная заварку следующего участка, сле­ дует захватить кратер предыдущего участка. Так короткими, заранее намеченными участка­ ми заваривают всю трещину, а затем отвер­ стия. Делают это так. Конец электрода ОЗЧ-1 надо оголить от обмазки на 10—15 мм — этого достаточно для заплавки отверстия. На пре­ дельно низкой дуге, без каких-либо колеба­ тельных движений электрода опускают в от­ верстие несколько капель металла и сразу осаживают навар молотком.

Теперь можно на первый шов наложить второй, поверхностный слой электродом ОЗЧ-1, делая сварочные участки несколько длиннее участков первого слоя шва, так чтобы кратеры первого и второго слоев сварки не совпадали. Последний участок второго слоя заваривают от конца трещины навстречу пре­ дыдущей сварке, перекрыв немного кратер предпоследнего участка.

После наложения каждого участка шва на­ до проковать его легкими ударами молотка, а по окончании всей сварки повторить проковку, после чего зачистить шов. Делать это лучше всего при помощи бормашины с гибким валом. Шов должен получиться полукруглым и иметь высоту над поверхностью детали 4—6 мм и ширину 6—8 мм.

3

33

Иногда рядом со швом, перпендикулярно ему, в детали образуются мелкие трещинки. Чтобы своевременно обнаружить их, необходи­ мо одновременно со швом зачистить около­ шовную зону. Трещинки не длинные (5—7 мм) можно зачеканить кернером, но если их длина достигает 10 мм и более, их надо заваривать. Следует подчеркнуть, что при правильном ве­ дении сварки, правильном выборе силы сва­ рочного тока и, что особенно важно, при нор­ мальной длине сварочных участков дополни­ тельных трещин или других пороков не полу­ чается. Значит, если появились дополнитель­ ные дефекты после сварки,— в чем-то наруше­ на ее технология.

Начинающие сварщики, пытаясь выиграть время, трещину в отливке заваривают более длинными участками. Делать этого не сле­ дует. Конечно, отливка может и не треснуть во время сварки, но в ней появятся достаточно большие внутренние напряжения, которые на испытательном стенде при горячей обкатке двигателя могут разорвать стенку и деталь по­ падет обратно на сварочный стол.

Надо твердо помнить, что для получения хорошего сварного соединения следует точно выдерживать режимы и приемы работы, уста­ новленные технологами и опытом для восста­ новления повреждений д а н н о г о типа. В этом, собственно, и заключается суть искус­ ства сварщика.

После заварки и зачистки блок цилиндров следует проверить на водонепроницаемость под давлением 3—4 кг/см2.

34


ВЫПОЛНИМ РАБОТУ ПОСЛОЖНЕЕ

Наиболее сложной и ответственной рабо­ той считается заварка в алюминиевой головке блока свечного отверстия, в котором сорвана или изношена резьба, а также трещин, подхо­ дящих к свечному отверстию в полости каме­ ры сгорания. Подготовка детали с таким де­ фектом заключается в рассверливании отвер­ стия сверлом диаметром 20 мм, с тем чтобы полностью снять резьбу. Канавку вдоль трещи­ ны разделывают непосредственно во время сварки при помощи скребка. Для заварки свечных отверстий сварщик должен иметь до­ полнительное приспособление в виде железной плиты, на которой приварены штыри с грибо­ видными головками.

Нагретую головку блока кладут на приспо­ собление так, чтобы штырек плотно закрывал снизу завариваемое отверстие, предотвращая выливание присадочного металла во время сварки. Приемы сварки в основном такие же, как и при заварке трещины. Небольшое отли­ чие заключается в следующем: с самого нача­ ла сварщик «обрезает» края отверстия, делая его конусным. Однако при этом надо быть очень осторожным, так как легко проплавить в этом месте стенку.

Надо энергичнее манипулировать горел­ кой, то удаляя, то приближая пламя к ванноч­ ке и делая кругообразные движения по окружности отверстия. Благодаря тому что к месту сварки подводится флюс, все шлаковые включения всплывают на поверхность ванны. Их быстро снимают скребком в сторону.

3*

35'

Нельзя забывать, что металл, заваривающий отверстие, должен быть чистым и плотным, даже самые незначительные раковины здесь не допускаются.

После того как все отверстие заполнится металлом, надо сделать несколько круговых движений по контуру отверстия, чтобы выров­ нять наплавленную поверхность. Лишний ме­ талл убирают скребком. После этого перевер­ тывают головку блока и подравнивают завар­ ку с обратной стороны отверстия, «расшевели­ вая» края присадочным прутком для лучшего соединения их с присадочным металлом.

Трещина, подходящая к свечному отвер­ стию со стороны полости камеры сгорания, за­ варивается в последнюю очередь, после запол­ нения отверстия. При этом шов должен быть строго на одном уровне с основным металлом.

Заварка трещины, проходящей по стенке рубашки охлаждения в полости клапанной коробки, считается одной из наиболее слож­ ных операций в ремонте блока цилиндров. Здесь тонкая и напряженная стенка, трудный доступ для разделки трещины под сварку, для заварки ее и для обработки шва после сварки. В связи с тем что на расстоянии 5—7 мм от стенки устанавливается клапанная пружина, ограничивается высота наложения шва. В гнезде для клапанной пружины шов вообще не должен выступать над плоскостью. Все это заставляет сварщика при устранении такого порока быть особенно собранным и внима­ тельным.

Разделка трещины и канавки для шва-зам­ ка производится сверлом диаметром 7—8 мм в

36