ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
лена к сварке: очищена от загрязнений и нага ра, на ней точно обозначены расположение и размеры трещины (поскольку свариваемая стенка тоньше 6 мм, трещина не разделана), деталь, нагретая до 350°, лежит на столе. Все необходимые материалы и инструмент также готовы: посуда с разведенным флюсом откры та, в ней находится присадочный пруток, под рукой лежат скребки, стальная щетка, на го релке установлен наконечник № 4.
Все в порядке. Сарычев приступает к свар ке. Он зажигает горелку и регулирует пламя, помня, что при сварке алюминия оно должно быть строго нейтральным. Приблизив горелку к концу трещины настолько, чтобы ядро пла мени находилось от плоскости сварки на рас стоянии 8—12 мм, начинает прогревать ме талл. Чтобы не «прозевать» момент начала плавления (при толщине стенки около б мм плавление алюминия начинается через 2 ми нуты), прощупывает прутком место подогрева, отводя пламя в сторону.
Как только заметит, что окисная пленка начала разрушаться, удаляет ее в сторону скребком. Затем, отложив скребок, вытаски вает из флюса присадочный пруток, вводит его в сварочную ванну и начинает перемешивать ее. Чтобы не проплавить стенку в месте свар ки насквозь, не задерживает горелку в одном положении, манипулирует ею, то удаляя, то приближая пламя к ванночке. В такт движе нию горелки двигает присадочный пруток. Так как вновь наплавленный металл при соприкос новении с воздухом немедленно окисляется, надо следить, чтобы при добавлении очеред
29
ной порции присадочного металла пруток был погружен в расплавленный металл.
Важно периодически доставлять флюс к месту сварки. Он очень хорошо пристает к го рячему прутку, и для перенесения к месту сварки достаточно окунуть пруток в раствор флюса.
Все манипуляции сварочной горелкой и присадочным прутком выполняет быстро, но без резких движений. Заканчивает сварку на расстоянии 10—15 мм за пределами трещины. Необходимо добиваться, чтобы шов возвы шался над поверхностью детали не более чем на 4—6 мм и был не шире 8—10 мм. Не за будьте сразу по окончании сварки промыть шов горячей водой и снять остатки флюса и шлака стальной щеткой.
Не огорчайтесь, если при первом опыте сварки алюминия не все получится гладко. Говорят, первый блин всегда комом, будьте уверены, что следующий шов получится акку ратнее.
А теперь заварим трещину на чугунной де тали, также начав с более простого дефекта— угловой трещины в блоке цилиндров двигате ля ГАЗ-51 в том месте, где более толстая стенка и наименьшие остаточные литейные на пряжения.
Чтобы устанавливать точные режимы свар ки, сварщик должен научиться определять тол щину стенки в данном месте. Если на концах трещины сверлятся отверстия для предупреж дения ее дальнейшего распространения, то толщину стенки легко измерить. В других слу чаях деталь простукивают молотком и по зву
30
ку приблизительно определяют толщину. На углу блока ГАЗ-51 она обычно лежит в преде-- лах 8—12 мм.
Всю подготовку блока цилиндров к сварке производит сам сварщик: предварительно за чищает дефектное место, кернит трещину, сверлит отверстия на ее концах, разделывает трещину, изготовляет заплату, если необходи мо заварить выломанное место.
Предварительную зачистку дефектного мес та следует делать в поперечном направлении к оси трещины по обе ее стороны на общую ши рину до 25 мм. При такой зачистке легче точ но выявить границы трещины.
Для лучшего наблюдения во время даль нейшей разделки и определения прочности стенки делают кернение трещины (шаг 10— 15 мм). Затем, отступив от концов трещины на 5—8 мм, сверлят в теле детали сквозное от верстие диаметром 3—3,5 мм.
Теперь надо окончательно разделать тре щину, добиваясь, чтобы центр канавки воз можно точнее совпадал с осью трещины. Ши рину и глубину разделки согласуют с толщи ной стенки. Например, при толщине стенки, равной в данном месте 8—10 мм, глубина должна быть около 4 мм, а ширина 6—7 мм.
Подбирая соответствующий электрод и регулируя электросварочный аппарат на необ ходимую силу тока, следует помнить, что меж ду толщиной свариваемой стенки, диаметром электрода и величиной сварочного тока суще ствует определенная зависимость, которую по лезно знать (см. таблицу 5).
31
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
|
|
|
|
|
Сила свароч ного |
тока |
||
Толщина |
Диаметр |
для |
самодель |
для |
электро |
||
свариваемой |
электрода |
ного |
железо |
||||
стенки |
(мм) |
(мм) |
|
медного |
да |
ОЗЧ-1 |
|
|
|
|
|
электрода |
|
|
|
До |
5 |
2,5 |
До |
75 ампер |
|
105 |
|
5—7 |
3,0 |
» |
85 |
» |
|
||
7—10 |
3,5 |
» |
100 |
» |
|
120 |
|
10—12 |
3,5—4 |
» |
120 |
» |
|
135 |
П р и м е ч а н и е . |
Диаметр электрода |
указан |
без об |
|
мазки. |
|
|
|
|
По этой таблице нетрудно установить, что |
||||
для заварки угловой трещины |
нужно взять |
|||
электрод диаметром |
3—3,5 мм |
и установить |
||
силу сварочного |
тока |
95—105 ампер. |
Теперь |
остается только решить, какими электродами сваривать. Поскольку заварка в данном месте должна быть герметичной и особо прочной, необходимо наложить шов в два слоя. Опыт Сарычева показывает, что первый слой лучше делать железо-медным электродом, второй — электродом ОЗЧ-1.
Теперь, вставив в держатель электрод, можно включить аппарат и приступить к свар ке. Отступив от засверленного отверстия на 5—7 мм, прикоснувшись электродом к детали, возбуждают дугу. Чтобы было удобнее наб людать за ходом сварки, полезно наклонить электрод по ходу на 15—20°. Движение элек трода вперед должно быть вертикально-петле вым.
32
Наложив определенный участок шва (в нашем случае 25—30 мм), надо прекратить сварку и подождать, пока шов остынет при мерно до 50° (чтобы терпела приложенная к месту сварки рука). За время остывания (око ло 2 минут) рекомендуется простучать острым концом молотка наваренный шов.
Начиная заварку следующего участка, сле дует захватить кратер предыдущего участка. Так короткими, заранее намеченными участка ми заваривают всю трещину, а затем отвер стия. Делают это так. Конец электрода ОЗЧ-1 надо оголить от обмазки на 10—15 мм — этого достаточно для заплавки отверстия. На пре дельно низкой дуге, без каких-либо колеба тельных движений электрода опускают в от верстие несколько капель металла и сразу осаживают навар молотком.
Теперь можно на первый шов наложить второй, поверхностный слой электродом ОЗЧ-1, делая сварочные участки несколько длиннее участков первого слоя шва, так чтобы кратеры первого и второго слоев сварки не совпадали. Последний участок второго слоя заваривают от конца трещины навстречу пре дыдущей сварке, перекрыв немного кратер предпоследнего участка.
После наложения каждого участка шва на до проковать его легкими ударами молотка, а по окончании всей сварки повторить проковку, после чего зачистить шов. Делать это лучше всего при помощи бормашины с гибким валом. Шов должен получиться полукруглым и иметь высоту над поверхностью детали 4—6 мм и ширину 6—8 мм.
3 |
33 |
Иногда рядом со швом, перпендикулярно ему, в детали образуются мелкие трещинки. Чтобы своевременно обнаружить их, необходи мо одновременно со швом зачистить около шовную зону. Трещинки не длинные (5—7 мм) можно зачеканить кернером, но если их длина достигает 10 мм и более, их надо заваривать. Следует подчеркнуть, что при правильном ве дении сварки, правильном выборе силы сва рочного тока и, что особенно важно, при нор мальной длине сварочных участков дополни тельных трещин или других пороков не полу чается. Значит, если появились дополнитель ные дефекты после сварки,— в чем-то наруше на ее технология.
Начинающие сварщики, пытаясь выиграть время, трещину в отливке заваривают более длинными участками. Делать этого не сле дует. Конечно, отливка может и не треснуть во время сварки, но в ней появятся достаточно большие внутренние напряжения, которые на испытательном стенде при горячей обкатке двигателя могут разорвать стенку и деталь по падет обратно на сварочный стол.
Надо твердо помнить, что для получения хорошего сварного соединения следует точно выдерживать режимы и приемы работы, уста новленные технологами и опытом для восста новления повреждений д а н н о г о типа. В этом, собственно, и заключается суть искус ства сварщика.
После заварки и зачистки блок цилиндров следует проверить на водонепроницаемость под давлением 3—4 кг/см2.
34
ВЫПОЛНИМ РАБОТУ ПОСЛОЖНЕЕ
Наиболее сложной и ответственной рабо той считается заварка в алюминиевой головке блока свечного отверстия, в котором сорвана или изношена резьба, а также трещин, подхо дящих к свечному отверстию в полости каме ры сгорания. Подготовка детали с таким де фектом заключается в рассверливании отвер стия сверлом диаметром 20 мм, с тем чтобы полностью снять резьбу. Канавку вдоль трещи ны разделывают непосредственно во время сварки при помощи скребка. Для заварки свечных отверстий сварщик должен иметь до полнительное приспособление в виде железной плиты, на которой приварены штыри с грибо видными головками.
Нагретую головку блока кладут на приспо собление так, чтобы штырек плотно закрывал снизу завариваемое отверстие, предотвращая выливание присадочного металла во время сварки. Приемы сварки в основном такие же, как и при заварке трещины. Небольшое отли чие заключается в следующем: с самого нача ла сварщик «обрезает» края отверстия, делая его конусным. Однако при этом надо быть очень осторожным, так как легко проплавить в этом месте стенку.
Надо энергичнее манипулировать горел кой, то удаляя, то приближая пламя к ванноч ке и делая кругообразные движения по окружности отверстия. Благодаря тому что к месту сварки подводится флюс, все шлаковые включения всплывают на поверхность ванны. Их быстро снимают скребком в сторону.
3* |
35' |
Нельзя забывать, что металл, заваривающий отверстие, должен быть чистым и плотным, даже самые незначительные раковины здесь не допускаются.
После того как все отверстие заполнится металлом, надо сделать несколько круговых движений по контуру отверстия, чтобы выров нять наплавленную поверхность. Лишний ме талл убирают скребком. После этого перевер тывают головку блока и подравнивают завар ку с обратной стороны отверстия, «расшевели вая» края присадочным прутком для лучшего соединения их с присадочным металлом.
Трещина, подходящая к свечному отвер стию со стороны полости камеры сгорания, за варивается в последнюю очередь, после запол нения отверстия. При этом шов должен быть строго на одном уровне с основным металлом.
Заварка трещины, проходящей по стенке рубашки охлаждения в полости клапанной коробки, считается одной из наиболее слож ных операций в ремонте блока цилиндров. Здесь тонкая и напряженная стенка, трудный доступ для разделки трещины под сварку, для заварки ее и для обработки шва после сварки. В связи с тем что на расстоянии 5—7 мм от стенки устанавливается клапанная пружина, ограничивается высота наложения шва. В гнезде для клапанной пружины шов вообще не должен выступать над плоскостью. Все это заставляет сварщика при устранении такого порока быть особенно собранным и внима тельным.
Разделка трещины и канавки для шва-зам ка производится сверлом диаметром 7—8 мм в
36