Файл: Разрушение алюминиевых сплавов при растягивающих напряжениях..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ные исследования показали, что причиной появления площадок являются внутренние трещины, ориентированные строго вдоль волокна, далее называемые продольными трещинами. Их выход на поверхностях макрошлифа в штамповке показан на рис. 99.

Т а б л и ц а

24

 

 

 

 

Влияние продольных трещин на механические

 

свойства образцов, вырезанных из штамповок

 

Сплав

Направление

 

 

 

вырезки

образцов

 

 

 

 

 

 

 

АМгб

Вдоль

волокна

32—35

15-20

 

Поперек волокна

10-25

0

- 2

АК6

Вдоль

волокна

38—42

7—12

 

Поперек волокна

5—20

0

- 1

Продольные трещины резко снижают механические свойства металла в направлении поперек волокна, практически не снижая их в направлении вдоль волокна (табл. 24). В практике продоль­ ные трещины называют расслоениями, окисными пленами и др. Термин «расслоение» недостаточно четко характеризует описывае­ мый дефект, так как, согласно принятому определению [120], для расслоения характерно наличие внутри металла одного или ряда дефектных мест, указывающих на нарушение цельности металла до его деформации. Проведенные же нами исследования таких начальных нарушений не обнаружили [140]. Причинами, вызывающими образование указанных дефектов в алюминиевых сплавах, могут быть, по литературным данным, наличие окисных плен и присутствие водорода [121, 122].

Проведенные нами исследования поверхности трещин мето­ дами электронной микроскопии, электронографии и рентгеиострукгурного анализа не обнаружили присутствия более толстой окисной плены, чем обычная защитная плена. Кроме того, на­ блюдаемое в поковках увеличение количества трещин с ростом степени укова [124] не может быть объяснено наличием в металле окисных плен, а указывает на деформационный характер разви­ тия дефектов. Вторая точка зрения основывается на ряде экспери­ ментальных данных [122], которые подтверждают, что при боль­ шом содержании водорода в сплавах наблюдается возрастание количества продольных трещин.

Однако в высокопрочных алюминиевых сплавах наблюдалось (на примере сплава АМгб: AI—6% Mg—0,7% Мп с добавкой

до 0,1 %

титана) при прокатке слитков толщиной около 200 мм

в плиты

толщиной 100—50 мм (50—75% обжатия) появление

продольных трещин. При уменьшении толщины проката (е=75— 95%) количество трещин продолжает возрастать, а затем при е = = 95—97,5% уменьшается (табл. 25)

117


Т а б л и ц а

25

 

 

Зависимость

количества продольных

трещин

от толщины проката. Сплав АМгб

 

Толщина проката,

Степень деформа­

Количество об­

разцов с дефек­

мм

 

ции, %

 

тами, %

 

 

 

100-50

 

50—75

3,8

50 - 40

 

75 - 80

6,1

20 - 10

 

90-95

5,9

10—7

 

96-96,5

2,3

6 - 5

 

97—97,5

0,3

Кроме того, статистический подсчет величины продольных тре­ щин в зависимости от степени деформации металла, начиная от 50 % деформации, показал, что трещины в процессе дальнейшей про­ катки уменьшаются в размерах и в горячекатаных листах тол­ щиной 5—6 мм при деформации 97% происходит практически полное залечивание трещин.

Для того чтобы трещина, возникшая в металле, распространи­ лась в окружающую матрицу, необходима повышенная концентра­ ция упругих напряжений в зоне металла вокруг этой трещины.

 

 

 

 

Рис. 100. Изменение

плотности

 

 

 

 

сплава АМгб при

прокатке

 

 

 

 

в зависимости от степени де­

5 /2 25

 

 

 

формации

 

Цб

58,3

75

 

7,5 Щ 7

33,3

50

67

83,3

 

Степень

деформации, %

 

Известно, что внутренние напряжения, вызывающие распростра­ нение трещин, понижают компактность атомной решетки и, следо­ вательно, уменьшается плотность металла. Проведенные нами

исследования показали, что плотность сплава АМгб

(как и Д16)

при прокатке изменяется (рис. 100). До степени

деформации

10—12% плотность возрастает, что объясняется

уплотнением

микропустот, имеющихся

в

литом металле, в интервале

степе­

ней деформации 10—50%

плотность уменьшается,

что

свиде­

тельствует о росте внутренних

напряжений в металле, и при степе­

нях деформации 50—75% она резко возрастает, что свидетель­ ствует об интенсивном снятии внутренних напряжений.

При горячей деформации снятие внутренних напряжений может происходить тремя путями: рекристаллизацией, пластической деформацией без разрушения сплошности деформируемого тела

118


и разделением тела на части, т. е. путем образования трещин [125, 126]. Вышеприведенные данные подтверждают, что про­ дольные трещины в металле возникают в том же интервале степе­ ней деформации (50—75%), при которых происходит снятие внутренних напряжений, следовательно, релаксация внутренних напряжений при горячей прокатке происходит в определенной степени и за счет образования внутренних трещин.

Накоплению внутренней энергии и росту внутренних напряже­ ний в прокате, особенно из высоколегированных алюминиевых спла­ вов, до степеней деформации 50—60% способствуют неоднород­ ность величины литого зерна и пониженная пластичность ли­ того металла при повышенных температурах. Местами максималь­ ной концентрации внутренних напряжений будут границы областей металла с различной величиной зерна, так как в этих местах будет наибольшим градиент скоростей течения металла. Существо­ вание указанных областей и их сохранение до больших степеней деформации были показаны выше. Трещины, возникшие в этих зонах, преимущественно проходят по границам зерен (так как горячая деформация прокатанных сплавов происходит при темпе­ ратурах выше эквикогезивной, то энергетически выгоднее интер­ кристаллическое разрушение) и переходят с одной границы на другую параллельную границу (рис. 101). Действительно, про­ дольные трещины, имеющие в изломе матовую поверхность (ин­ теркристаллическое распространение трещины, образовавшей не­ сплошность), встречаются чаще и имеют большую площадь, чем продольные трещины с блестящими изломом (транскристалличе­ ское разрушение). Механизм образования трещин в других видах горячедеформированных полуфабрикатов принципиально не дол­ жен отличаться от механизма образования трещин в прокате. В горячедеформированном металле при любой схеме деформации зоны максимальной концентрации внутренних напряжений будут возникать параллельно направлению волокна.

Таким образом, одной из причин образования продольных трещин в горячедеформированных высоколегированных алюми­ ниевых сплавах является концентрация внутренних напряжений в зонах наибольших градиентов скоростей течения металла.

Релаксация внутренней энергии не может

полностью

произойти

за счет рекристаллизации и пластической

деформации

(в связи

с низкой пластичностью сплавов), поэтому часть внутренней энергии релаксируется за счет образования трещин. Однако для образова­ ния продольной трещины в металле должна существовать зароды­ шевая микротрещина, которая под действием внутренних напряже­ ний может развиться в продольную трещину, причем чем меньше размер зародышевой микротрещины, тем больший уровень внутрен­ них напряжений требуется для инициирования ее развития. По­ этому наиболее опасными являются зародышевые трещины круп­ ных размеров, существующие в исходном металле. Как было показано выше, в промышленных алюминиевых сплавах истоЧ-

119



Н и к и зародышевых трещин — частицы

избыточных интерметал­

лических фаз, хрупко разрушающиеся

при деформировании.

Вопрос о причинах возникновения продольных трещин в де­ формированных алюминиевых сплавах изучен недостаточно. Веро­ ятно, образованию указанного дефекта способствует комплекс­ ное действие ряда факторов. И в дальнейшем изучении роли этого дефекта на разрушение металла большую помощь может оказать исследование неоднородности протекания пластической деформа­ ции и характера зарождения трещин, разрешаемых оптическим путем, при растяжении на стадиях деформации, предшествую­

щих

распространению

продольных

трещин

до

макроразмеров.

 

 

*

* *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведено

исследование

влияния состава,

 

структуры

и

некото­

рых

других

факторов на

разрушение

при

растяжении

алюминия

il его сплавов

при обычной

и повышенной

температурах

методом

непосредственного наблюдения, позволившее дать

феноменологиче­

ское

описание

особенностей

протекания

пластической

деформации

в них вплоть

до разрушения

и выявить

ряд

структурных

особен­

ностей, предопределяющих преждевременное зарождение и разви­

тие

трещин

в реальных

сплавах.

 

Оценку

склонности

к разрушению сплавов прямым наблюде­

нием в зависимости от

состава и структуры можно основывать

на

анализе

локальных

деформаций в зоне металла, прилежащей

к трещине, и предложено за один из основных критериев оценки принять величину докальной деформации структурных составляю­ щих в момент зарождения в них трещин. Другими критериями оценки приняты напряжения, при которых происходит образова­ ние микротрещин, время от момента зарождения трещин до пол­ ного разрушения и работа разрушения образцов.

При этом основное внимание в работе уделено двум аспектам: 1) оценке неоднородности протекания пластической деформа­ ции в отдельных структурных составляющих и связанному с этим

зарождению

очагов повреждаемости; 2) выявлению влияния состава

и характера

структурных составляющих, в которых зарождаются

трещины на начальных степенях деформации и которые могут приводить к преждевременному разрушению сплавов, а также вы­ явлению характера структур, тормозящих распространение трещин, т. е. увеличивающих надежность работы сплавов.

Этим данная работа отличается от тех, в которых выбор и оценка надежности сплавов производятся по результатам механи­ ческих испытаний и металлографического анализа после испытаний.

Это дает основание считать описанную методику испытаний с применением установки ИМАШ-5С-65 М. Г. Лозинского наибо­ лее подходящей для изыскания путей повышения работоспособ­ ности сплавов, а также прогнозирования поведения разрабатывае­ мых сплавов по структуре и характеру фазовых составляющих.