Файл: Разрушение алюминиевых сплавов при растягивающих напряжениях..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ные исследования показали, что причиной появления площадок являются внутренние трещины, ориентированные строго вдоль волокна, далее называемые продольными трещинами. Их выход на поверхностях макрошлифа в штамповке показан на рис. 99.
Т а б л и ц а |
24 |
|
|
|
|
Влияние продольных трещин на механические |
|
||||
свойства образцов, вырезанных из штамповок |
|
||||
Сплав |
Направление |
|
|
|
|
вырезки |
образцов |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
АМгб |
Вдоль |
волокна |
32—35 |
15-20 |
|
|
Поперек волокна |
10-25 |
0 |
- 2 |
|
АК6 |
Вдоль |
волокна |
38—42 |
7—12 |
|
|
Поперек волокна |
5—20 |
0 |
- 1 |
Продольные трещины резко снижают механические свойства металла в направлении поперек волокна, практически не снижая их в направлении вдоль волокна (табл. 24). В практике продоль ные трещины называют расслоениями, окисными пленами и др. Термин «расслоение» недостаточно четко характеризует описывае мый дефект, так как, согласно принятому определению [120], для расслоения характерно наличие внутри металла одного или ряда дефектных мест, указывающих на нарушение цельности металла до его деформации. Проведенные же нами исследования таких начальных нарушений не обнаружили [140]. Причинами, вызывающими образование указанных дефектов в алюминиевых сплавах, могут быть, по литературным данным, наличие окисных плен и присутствие водорода [121, 122].
Проведенные нами исследования поверхности трещин мето дами электронной микроскопии, электронографии и рентгеиострукгурного анализа не обнаружили присутствия более толстой окисной плены, чем обычная защитная плена. Кроме того, на блюдаемое в поковках увеличение количества трещин с ростом степени укова [124] не может быть объяснено наличием в металле окисных плен, а указывает на деформационный характер разви тия дефектов. Вторая точка зрения основывается на ряде экспери ментальных данных [122], которые подтверждают, что при боль шом содержании водорода в сплавах наблюдается возрастание количества продольных трещин.
Однако в высокопрочных алюминиевых сплавах наблюдалось (на примере сплава АМгб: AI—6% Mg—0,7% Мп с добавкой
до 0,1 % |
титана) при прокатке слитков толщиной около 200 мм |
в плиты |
толщиной 100—50 мм (50—75% обжатия) появление |
продольных трещин. При уменьшении толщины проката (е=75— 95%) количество трещин продолжает возрастать, а затем при е = = 95—97,5% уменьшается (табл. 25)
117
Т а б л и ц а |
25 |
|
|
|
Зависимость |
количества продольных |
трещин |
||
от толщины проката. Сплав АМгб |
|
|||
Толщина проката, |
Степень деформа |
Количество об |
||
разцов с дефек |
||||
мм |
|
ции, % |
||
|
тами, % |
|||
|
|
|
||
100-50 |
|
50—75 |
3,8 |
|
50 - 40 |
|
75 - 80 |
6,1 |
|
20 - 10 |
|
90-95 |
5,9 |
|
10—7 |
|
96-96,5 |
2,3 |
|
6 - 5 |
|
97—97,5 |
0,3 |
Кроме того, статистический подсчет величины продольных тре щин в зависимости от степени деформации металла, начиная от 50 % деформации, показал, что трещины в процессе дальнейшей про катки уменьшаются в размерах и в горячекатаных листах тол щиной 5—6 мм при деформации 97% происходит практически полное залечивание трещин.
Для того чтобы трещина, возникшая в металле, распространи лась в окружающую матрицу, необходима повышенная концентра ция упругих напряжений в зоне металла вокруг этой трещины.
|
|
|
|
Рис. 100. Изменение |
плотности |
|
|
|
|
сплава АМгб при |
прокатке |
|
|
|
|
в зависимости от степени де |
|
5 /2 25 |
|
|
|
формации |
|
Цб |
58,3 |
75 |
|
||
7,5 Щ 7 |
33,3 |
50 |
67 |
83,3 |
|
Степень |
деформации, % |
|
Известно, что внутренние напряжения, вызывающие распростра нение трещин, понижают компактность атомной решетки и, следо вательно, уменьшается плотность металла. Проведенные нами
исследования показали, что плотность сплава АМгб |
(как и Д16) |
|||
при прокатке изменяется (рис. 100). До степени |
деформации |
|||
10—12% плотность возрастает, что объясняется |
уплотнением |
|||
микропустот, имеющихся |
в |
литом металле, в интервале |
степе |
|
ней деформации 10—50% |
плотность уменьшается, |
что |
свиде |
|
тельствует о росте внутренних |
напряжений в металле, и при степе |
нях деформации 50—75% она резко возрастает, что свидетель ствует об интенсивном снятии внутренних напряжений.
При горячей деформации снятие внутренних напряжений может происходить тремя путями: рекристаллизацией, пластической деформацией без разрушения сплошности деформируемого тела
118
и разделением тела на части, т. е. путем образования трещин [125, 126]. Вышеприведенные данные подтверждают, что про дольные трещины в металле возникают в том же интервале степе ней деформации (50—75%), при которых происходит снятие внутренних напряжений, следовательно, релаксация внутренних напряжений при горячей прокатке происходит в определенной степени и за счет образования внутренних трещин.
Накоплению внутренней энергии и росту внутренних напряже ний в прокате, особенно из высоколегированных алюминиевых спла вов, до степеней деформации 50—60% способствуют неоднород ность величины литого зерна и пониженная пластичность ли того металла при повышенных температурах. Местами максималь ной концентрации внутренних напряжений будут границы областей металла с различной величиной зерна, так как в этих местах будет наибольшим градиент скоростей течения металла. Существо вание указанных областей и их сохранение до больших степеней деформации были показаны выше. Трещины, возникшие в этих зонах, преимущественно проходят по границам зерен (так как горячая деформация прокатанных сплавов происходит при темпе ратурах выше эквикогезивной, то энергетически выгоднее интер кристаллическое разрушение) и переходят с одной границы на другую параллельную границу (рис. 101). Действительно, про дольные трещины, имеющие в изломе матовую поверхность (ин теркристаллическое распространение трещины, образовавшей не сплошность), встречаются чаще и имеют большую площадь, чем продольные трещины с блестящими изломом (транскристалличе ское разрушение). Механизм образования трещин в других видах горячедеформированных полуфабрикатов принципиально не дол жен отличаться от механизма образования трещин в прокате. В горячедеформированном металле при любой схеме деформации зоны максимальной концентрации внутренних напряжений будут возникать параллельно направлению волокна.
Таким образом, одной из причин образования продольных трещин в горячедеформированных высоколегированных алюми ниевых сплавах является концентрация внутренних напряжений в зонах наибольших градиентов скоростей течения металла.
Релаксация внутренней энергии не может |
полностью |
произойти |
за счет рекристаллизации и пластической |
деформации |
(в связи |
с низкой пластичностью сплавов), поэтому часть внутренней энергии релаксируется за счет образования трещин. Однако для образова ния продольной трещины в металле должна существовать зароды шевая микротрещина, которая под действием внутренних напряже ний может развиться в продольную трещину, причем чем меньше размер зародышевой микротрещины, тем больший уровень внутрен них напряжений требуется для инициирования ее развития. По этому наиболее опасными являются зародышевые трещины круп ных размеров, существующие в исходном металле. Как было показано выше, в промышленных алюминиевых сплавах истоЧ-
119
Н и к и зародышевых трещин — частицы |
избыточных интерметал |
лических фаз, хрупко разрушающиеся |
при деформировании. |
Вопрос о причинах возникновения продольных трещин в де формированных алюминиевых сплавах изучен недостаточно. Веро ятно, образованию указанного дефекта способствует комплекс ное действие ряда факторов. И в дальнейшем изучении роли этого дефекта на разрушение металла большую помощь может оказать исследование неоднородности протекания пластической деформа ции и характера зарождения трещин, разрешаемых оптическим путем, при растяжении на стадиях деформации, предшествую
щих |
распространению |
продольных |
трещин |
до |
макроразмеров. |
|||||||
|
|
* |
* * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведено |
исследование |
влияния состава, |
|
структуры |
и |
некото |
||||||
рых |
других |
факторов на |
разрушение |
при |
растяжении |
алюминия |
||||||
il его сплавов |
при обычной |
и повышенной |
температурах |
методом |
||||||||
непосредственного наблюдения, позволившее дать |
феноменологиче |
|||||||||||
ское |
описание |
особенностей |
протекания |
пластической |
деформации |
|||||||
в них вплоть |
до разрушения |
и выявить |
ряд |
структурных |
особен |
ностей, предопределяющих преждевременное зарождение и разви
тие |
трещин |
в реальных |
сплавах. |
|
Оценку |
склонности |
к разрушению сплавов прямым наблюде |
нием в зависимости от |
состава и структуры можно основывать |
||
на |
анализе |
локальных |
деформаций в зоне металла, прилежащей |
к трещине, и предложено за один из основных критериев оценки принять величину докальной деформации структурных составляю щих в момент зарождения в них трещин. Другими критериями оценки приняты напряжения, при которых происходит образова ние микротрещин, время от момента зарождения трещин до пол ного разрушения и работа разрушения образцов.
При этом основное внимание в работе уделено двум аспектам: 1) оценке неоднородности протекания пластической деформа ции в отдельных структурных составляющих и связанному с этим
зарождению |
очагов повреждаемости; 2) выявлению влияния состава |
и характера |
структурных составляющих, в которых зарождаются |
трещины на начальных степенях деформации и которые могут приводить к преждевременному разрушению сплавов, а также вы явлению характера структур, тормозящих распространение трещин, т. е. увеличивающих надежность работы сплавов.
Этим данная работа отличается от тех, в которых выбор и оценка надежности сплавов производятся по результатам механи ческих испытаний и металлографического анализа после испытаний.
Это дает основание считать описанную методику испытаний с применением установки ИМАШ-5С-65 М. Г. Лозинского наибо лее подходящей для изыскания путей повышения работоспособ ности сплавов, а также прогнозирования поведения разрабатывае мых сплавов по структуре и характеру фазовых составляющих.