Файл: Кропотов В.Н. Строительные материалы учеб. для [архитектур.] вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

государственного университета им. Ломоносова. Этот шпиль облицован стеклом золотисто-желтого цвета, оборотная сторона которого метал­ лизирована алюминием, создающим иллюзию золотого покрытия.

5. СИТАЛЛЫ

Методом управляемой кристаллизации можно получить особые стеклокристаллические материалы, которые называют ситаллами (сокращенно от силикаты + кристаллы). В результате частичной или полной кристаллизации стекла полученный материал приобретает прочность.

Ситаллы можно получить как из сырья, применяемого

для про­

изводства стекла,

так и из шлаков с добавлением песка и

некото­

рых катализаторов

(шлакоситаллы).

 

Для получения ситаллов требуется дополнительная термическая обработка массы, в процессе которой происходит переход стекла в зернокристаллическое состояние. Физико-химические свойства си­ таллов зависят от химического состава стекла или шлаков и от условий термической обработки. Ситаллы могут быть прозрачными и глухими и иметь различные окраски: черную, коричневую, серую, светлую.

Прочность ситалла

на сжатие

колеблется в широких пределах — от

5000

до

15 ООО кГ/см2, а

шлакоситаллов — в пределах

2500—

5000

кГ/см2.

 

 

 

Кроме высокой прочности, ситаллы обладают также высокой хими­

ческой

и тепловой

стойкостью

и хорошими диэлектрическими свой­

ствами.

Поскольку

в производстве шлакоситаллов главным

сырьем

(до 60%) являются отходы металлургической промышленности — шлаки, шлакоситаллы с экономической точки зрения представляют большой интерес для производства различных строительных материа­ лов и изделий: плит для облицовки стен, покрытия полов, подоконных досок, волнистых плит для кровельных покрытий, стеновых панелей, утепленных шлакопеноситаллов, для санйтарно-технического обору­

дования (унитазы, ванны,

умывальники

и др.).

6. СТЕКЛО В АРХИТЕКТУРЕ

Стекло в архитектуре

является не

только светопропускающим

материалом, но и средством декоративной отделки зданий. Одним из весьма распространенных приемов использования стекла в архитек­

туре

явилось

витражное искусство.

 

Большее развитие в архитектуре витраж получил в странах Запад­

ной

Европы

в X I I I — X V вв. Готические соборы,

замки феодалов,

ратуши того

времени украшались различного вида

витражами. От

простейших мозаичных орнаментов из кусков цветного стекла, скреп­ ленных свинцовой пайкой, витраж вырастает в сложную, богато орна­ ментированную живопись по стеклу. Многие произведения монумен­ тальной живописи по стеклу принадлежат кисти крупнейших худож-

114


ников того времени. Витраж как художественное средство в архитек­ туре не только не потерял своего значения в наши дни, но приобрел новые качества как по социальному содержанию, так и по технике выполнения.

В России в X V — X V I вв. проявлялся большой интерес к этому виду

искусства, о

чем свидетельствуют

росписи по стеклу,

хранящиеся

в Эрмитаже.

Умело использовали

витраж архитекторы

начала XX в.

Но особенно много витражей было выполнено как в церковных, так и в гражданских зданиях прибалтийских республик, главным образом в Латвии (Рига). Имеются витражи в соборах и церквях городов Каме­ нец-Подольска, Львова и др.

Широко распространенным монументально декоративным приемом использования стекла в архитектуре является стеклянная мозаика. Стекло для мозаичного покрытия полов применялось еще в Древнем Риме. Образцы цветных стеклянных мозаичных плиток различной геометрической формы были применены для покрытия полов в Софий­ ском соборе в Киеве, в Михайловском соборе в Переяславле (Хмель­ ницком). По производству цветных смальт как для покрытия стен, так и для картинных мозаик Киевская Русь в X I — X I I вв. превосходила Византию и Западную Европу.

Искусство стеклянной мозаики в России было возрождено благо­ даря творчеству великого русского ученого М. В. Ломоносова, чьи крупные живописные произведения из смальты, как, например, кар­ тина «Полтавская баталия» (5x6,5 м), явились образцом этого вида

искусства.

 

 

Выдающиеся

зодчие, представители классицизма в русской архи­

тектуре X V I I I — X I X вв., применяли плоское

цветное стекло и архи­

тектурные детали

из стекла для оформления

интерьеров дворцов.

Так, арх. Камерон отделал синим, голубым, фиолетовым и молочнобелым стеклом в быв. Екатерининском дворце спальню и кабинет «таба­ керку» Екатерины I I . Широко применяли художественное стекло для оформления интерьеров зодчие Старов, Казаков, Воронихин, Тома де Тамон, Росси.

В период классицизма интерьеры дворцов и особняков были богато декорированы стеклянной осветительной арматурой: люстрами, тор­

шерами, канделябрами, выполненными из хрусталя

и цветного

стекла,

орнаментированных

золоченой

бронзой.

 

 

 

 

Дальнейшее развитие

техники стеклоделия

в

России

и

особенно

в СССР значительно расширило номенклатуру

изделий

из

стекла.

Возросли масштабы

применения стекла для художественно-декора­

тивных облицовок, тепло- и^звукоизоляции, для

осветительной арма­

туры

и др.

 

 

 

 

 

 

 

Яркими примерами могут служить применение витражей, стеклян­

ных

мозаик, облицовка

стен

художественным

 

стеклом

подземных

дворцов метрополитена, высотных, общественных и культурно-быто­

вых зданий, на Выставке достижений народного хозяйства

СССР

в Москве, в павильонах СССР

на международных выставках, в аэро­

вокзалах, кинотеатрах

(рис. 51

и 52) и др. Для отделки этих и других

зданий использованы

цветные

однослойные и многослойные

стекла

116


(марблиты), узорчатое стекло, архитектурные детали, стеклянные блоки, скульптура и др.

Стеклянной ковровой мозаичной плиткой облицованы части стен гостиницы «Советская», несколько жилых домов в Ленинграде, цехи автомобильного завода в г. Тольятти, новые корпуса Московского автозавода им. Ленинского комсомола и др.

Стемалит украшает некоторые здания Москвы и других городов. Им облицованы фасады зданий гостиницы «Аэрофлот», института «Гидро­ проект», Комитета стандартов и др.

Г Л А В А V

МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЯЖУЩИЕ ВЕЩЕСТВА

Строительными вяжущими веществами называются порошкообраз­ ные материалы, образующие при смешивании с водой пластичную удобообрабатываемую массу, со временем затвердевающую в прочное камневидное тело.

Минеральные вяжущие вещества состоят из двух групп — воздуш­

ных и гидравлических

вяжущих веществ.

В о з д у ш н ы м и

в я ж у щ и м и в е щ е с т в а м и называют

порошкообразные вещества, которые обладают способностью твердеть, т. е. переходить в камневидное состояние и длительно сохранять свою прочность только на воздухе. К таким веществам относятся: воздушная известь, гипсовые и магнезиальные вяжущие вещества, а также раство­ римое стекло.

Г и д р а в л и ч е с к и м и в я ж у щ и м и называются вещества, обладающие способностью твердеть и длительно сохранять свою проч­ ность не только на воздухе, но и под водой.

Воздушные вяжущие вещества применяют только для наземных сооружений, а гидравлические вяжущие — как для наземных, так

идля подземных и подводных сооружений.

Кгидравлическим вяжущим относят гидравлическую известь, романцемент, портландцемент и его разновидности (пластифицирован­ ный, гидрофобный, быстротвердеющие ОБТЦ и БТЦ, сульфатостойкий

сумеренной экзотермией, белый и цветные), пуццолановый портланд­ цемент, шлакопортландцемент, глиноземистый цемент, расширяющие­ ся и безусадочные цементы и др.

Вяжущие строительные неорганические вещества начали исполь­ зовать в строительной технике примерно 3—4 тысячи лет до нашей эры. Первым из них был строительный гипс, получаемый обжигом из гипсового камня при температуре 140—170° . Затем была открыта воздушная известь, которую получают обжигом известняка при более высокой температуре.

Древние египтяне изготовляли строительные растворы из гипса и извести. В Китае использовали известь при возведении некоторых участков Великой Китайской стены, построенной до нашей эры.

Еще в начале нашей эры древние римляне, развивая городское и дорожное строительство, приготовляли более водостойкие вяжущие вещества путем добавления к извести тонкомолотой обожженной глины или молотой горной породы, называемой пуццоланой.

На Руси вяжущие вещества начали применять при сооружении

118


крепостных стен, башен церквей и пр. Наличие вяжущих веществ спо­ собствовало строительству древних русских городов Киева, Новгорода, Пскова, Суздаля, Владимира, Москвы и пр.

По данным проф. Швецова Б. С. и Суровцева В. В., известковый раствор был применен в X в. при сооружении Десятинной церкви в Киеве, а при постройке Борисоглебского собора — использовался известковый раствор с добавкой кварцевого песка. В I486—1495 гг. были построены на известковом растворе стены Московского кремля.

После Отечественной войны 1812 г. в Москве развернулись большие восстановительные строительные работы. Егор Герасимович Челиев, начальник московской военно-рабочей команды, обобщая накопленный строителями опыт, описал способ получения гидравлического вяжущего вещества, а в 1825 г. была издана книга «Полное наставление, как при­ готовлять дешевый и лучший мертель или цемент, весьма прочный для подводных строений». В книге приводились рекомендации получения цемента путем смешивания глины с известняком и обжига при 1200°.

В 1824 г. англичанином Джозефом Аспдином был заявлен патент на производство вяжущего вещества, названного им портландцемен­ том. Получали цемент путем обжига при 900—1000° смеси известняка

иглины.

ВРоссии первый завод по производству романского цемента был построен в Петербурге в 1839 г., а завод портландцемента был построен в 1856 г. в городе Гродно производительностью около 4000 m в год.

Развитию производства портландцемента способствовали труды русских ученых. Инженеры И. Езерский и Д. Заботкин написали книгу «Известковые растворы» (1863—1864 гг.), Д. И. Менделеев в книге «Основы химии» (1868—1870 гг.) рассмотрел ряд вопросов, связанных с химией силикатов. В 1881 г. А. Р. Шуляченко и И. Г. Малюга разработали впервые нормы на портландцемент.

После Великой Октябрьской социалистической революции совет­ ские ученые И. П. Александрии, M. М. Беляев, А. А. Байков, Ю. М. Бутт, П. И. Боженов, А. В. Волженский, В. Л. Кикас, С. Д. Око­ роков, А. Е. Шейкин, В. Н. Юнг и другие провели крупнейшие работы

вобласти технологии цемента и бетона.

Внастоящее время выпуск цемента как по количеству, так и по качеству превосходит такие передовые страны, как США и др. В 1971 г. выпуск цемента составил 100,3 млн. т.

1.ГИПСОВЫЕ ВЯЖУЩИЕ ВЕЩЕСТВА

Взависимости от вида сырьевого материала и принятой технологи­ ческой схемы производства, гипсовые вяжущие вещества подразделяют на две группы: низкообжиговые (собственно гипсовые) и высокообжи­ говые (ангидритовые).

Низкообжиговые термически обработанные вещества при темпера­

турах 100—180° состоят главным образом из полуводного гипса CaSO4-0,5HjO; они обладают короткими сроками схватывания и быстро твердеют. К этой группе веществ относят: строительный, высокопроч­ ный и формовочный гипсы.

119


Ко второй группе относятся вещества, которые термически обраба­ тываются при более высоких температурах (400—1200°). Состоят они преимущественно из безводного гипса CaS04 (ангидрита) и отличаются более медленными сроками схватывания и твердения. К ним относят ангидритовые вяжущие, высокообжиговые вяжущие (эстрих-гипс) и др.

Сырьевыми материалами для производства гипсовых вяжущих ве­ ществ служат камень гипсовый, представляющий собой природный двуводный гипс CaS04 -2H2 0, и природный ангидрит CaS04 . Кроме того, могут быть использованы различные отходы химической промыш­

ленности, состоящие в основном из сернокислого

кальция.

Г и п с о в ы й к а м е н ь обычно имеет белый

цвет, но примеси

кгипсу иногда придают различные окраски.

Ан г и д р и т обычно сопровождает залежи гипсового камня (двуводного гипса), являясь подстилающим слоем ему.

"Ангидрит имеет белый цвет, он тверже двуводного гипса. Удельный вес его 2,9—3,1 г/см3. Наибольшая растворимость ангидрита 1 г в 1 л воды.

Строительный гипс. Производство строительного гипса состоит из операций дробления, помола и термической обработки (дегидратации) гипсового камня. Схема технологического процесса может быть не­ сколько изменена путем помола камня после термической обработки

или же совмещением операций помола и термической обработки камня в специальном аппарате.

Широко распространен метод производства гипса варочным спосо­ бом. Аппаратами при указанном методе для термической обработки строительного гипса являются гипсоварочные котлы. Емкость их может быть различной (от 3 до 15 м3). Продолжительность варки в котле со­ ставляет 90—120 мин.

Этот способ производства является наиболее распространенным, так как варочные котлы легки в обслуживании и удобны для регули­ рования и контроля режима обжига. В процессе обезвоживания гипса топочные газы отдают тепло материалу через стенки котла и жаровые трубы, не соприкасаясь с нагреваемым порошком. Указанное обстоя­ тельство способствует получению чистого продукта, а непрерывное перемешивание порошка лопастями создает равномерное нагревание, что способствует получению однородного продукта.

Термическая обработка природного двуводного гипса протекает при температуре 140—180° по реакции CaSO4 -2H2 O^CaSO4 -0,5 Н , 0 + + 1,5 Н.О.

Твердение строительного гипса. При воздействии водой на строительный гипс

наблюдаются

все процессы, присущие вяжущим веществам. Вначале образуется мас­

са с большой

подвижностью, вскоре уплотняющаяся и густеющая. Этот период

соответствует началу схватывания. При дальнейшем уплотнении массы теряется ее пластичность и она загустевает, представляя собой твердое тело. Это состояние массы соответствует концу схватывания. Далее процесс сопровождается нарастанием проч­ ности с образованием гипсового камня.

При твердении строительного гипса происходит гидратация полуводного гипса с превращением его в двуводный по уравнению

CaSO4 -0,5Hl O+ l,5H,0 = CaS04 -2H,0

120