Файл: Китайгородский А.И. Введение в физику учеб. пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мается по стенке пробирки в виде тончайшей, совершенно незаметной пленки и перетекает через край; с донышка пробирки капают капли.

Благодаря капиллярным силам молекулы всякой жидкости,

смачивающей

стенку

сосуда,

взбираются

 

 

вверх по этой

стенке и образуют

на ней тон­

 

 

чайшую пленку, ширина которой по порядку

 

 

величины равна одной миллионной доле сан­

 

 

тиметра. Эта

пленочка

незаметна

для глаза,

 

 

да и вообще ничем себя не проявляет в случае

 

 

обычной вязкой

жидкости.

 

 

 

 

 

Картина совершенно меняется, если мы

 

 

имеем дело с лишенным

вязкости

гелием. Уз­

 

 

кая щель не мешает движению

сверхтекучего

 

 

гелия,

а тонкая

поверхностная

пленка — все

 

 

равно

что

узкая

щель.

Лишенная

вязкости

 

 

жидкость

течет тончайшим слоем. Через край стакана или

пробир­

ки поверхностная пленка образует

сифон, по которому

и

перели­

вается

гелий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятно, что у обычной жидкости мы не наблюдаем ничего по­

хожего. При

нормальной вязкости

«пробраться» через

сифон нич­

тожной толщины жидкость практически не может. Такое движение настолько медленно, что перетекание длилось бы миллионы лет.

Итак, гелий I I лишен всякой вязкости. Казалось бы, отсюда с железной логикой следует вывод, что твердое тело должно в та­ кой жидкости двигаться без трения. Поместим в жидкий гелий диск на нити и закрутим нить. Предоставив свободу этому несложному приспособлению, мы создадим нечто вроде маятника — нить с дис­ ком будет колебаться и периодически закручиваться то в одну, то в другую сторону. Если трения нет, то мы должны ожидать, что диск будет колебаться вечно. Однако через сравнительно короткое время, примерно такое же, как и для обычного нормального гелия I (т. е. гелия при температуре выше 2,19 К), диск останавливается. Вы­ текая через щель, гелий ведет себя как жидкость без вязкости, а по отношению к движущимся в нем телам — как обычная вязкая жидкость.

Понять поведение жидкого гелия можно только с точки зрения квантовой механики. Попытаемся дать представление о том, как теория, данная Л . Д. Ландау, объясняет поведение жидкого гелия.

Оказывается, каждая частица жидкого гелия участвует одно­ временно в двух движениях: одно движение сверхтекучее, не свя­ занное с вязкостью, а другое — обычное.

Гелий I I ведет себя таким образом, как будто он состоит из смеси двух жидкостей, движущихся совершенно независимо «одна через другую». Одна жидкость нормальна по поведению, т. е. об­ ладает обычной вязкостью, другая является сверхтекучей.

Когда гелий течет через щель или перетекает через край стакана, мы наблюдаем эффект сверхтекучести. А при колебании диска, погруженного в гелий, останавливающее диск трение создается


благодаря тому, что в нормальной части гелия трение диска неиз­ бежно.

Способность

участвовать в двух разных движениях

порождает

и совершенно

необычные теплопроводящие свойства

гелия. Как

уже говорилось, жидкости вообще довольно плохо проводят тепло. Подобно обычным жидкостям ведет себя и гелий I . Когда же проис­ ходит превращение в гелий I I , теплопроводность его возрастает примерно в миллиард раз. Таким образом, гелий I I проводит тепло лучше, чем самые лучшие обычные проводники тепла — такие, как медь и серебро.

Дело в том, что сверхтекучее движение гелия в передаче тепла не участвует. Поэтому, когда в гелии I I есть перепад температур, то возникают два течения, идущие в противоположных направле­ ниях, и одно из них — нормальное — несет с собой тепло. Это со­ вершенно не похоже на обычную теплопроводность. В обычной жидкости тепло передается ударами молекул. В гелии I I тепло течет вместе с обычной частью гелия, течет, как жидкость. Такой способ передачи тепла и приводит к огромной теплопроводности.

В справедливости сказанного можно убедиться непосредственно на следующем простом по своей идее опыте.

В ванне с жидким гелием находится дьюар, также целиком за­ полненный гелием. Сосуд сообщается с ванной капиллярным отрост­ ком. Гелий внутри дьюара нагревается электрической спиралью, но тепло не переходит к гелию в ванне, так как стенки дьюара не передают тепло.

Напротив капиллярной трубки находится крылышко, подвешен­ ное на тонкой нити. Если тепло течет, как жидкость, то оно долж­ но повернуть крылышко. Именно это и происходит. При этом коли­ чество гелия в сосуде не изменяется. Как объяснить это явление? При нагревании возникает поток нормальной части жидкости от нагретого места к холодному и поток сверхтекучей части в обратную сторону. Количество гелия в каждой точке не меняется, но так как вместе с переносом тепла движется нормальная часть жидкости, то крылышко поворачивается благодаря вязкому трению этой части и остается отклоненным столько времени, сколько продолжается нагрев.

Из того, что сверхтекучее движение не переносит тепла, следует и другой вывод. Выше говорилось о «переползании» гелия через край стакана. Но «вылезает» из стакана сверхтекучая часть, а оста­ ется нормальная. Тепло связано только с нормальной частью гелия, оно не сопровождает «вылезающую» сверхтекучую часть. Значит, по мере «вылезания» гелия из сосуда одно и то же тепло будет при­ ходиться на все меньшее количество гелия — остающийся в сосуде гелий должен нагреваться. Это действительно наблюдается при опыте.

Массы гелия, связанные со сверхтекучим и нормальным движе­ нием, не одинаковы. Отношение их зависит от температуры. Чем ниже температура, тем больше сверхтекучая часть массы гелия.


При абсолютном нуле весь гелий становится сверхтекучим. По мере повышения температуры все большая часть гелия начинает вести себя нормально, и при температуре 2,19 К весь гелий ста­ новится нормальным, приобретает свойства обычной жидкости.

§ 245. Условия устойчивого состояния фазы

При одних условиях тело — жидкое, при иных — твердое. От чего это зависит? Имеются две тенденции, которые'определяют характер состояния при данных внешних условиях. Это, во-первых, стремление тела иметь наименьшую энергию и другое стремление — иметь наибольшую энтропию. Первое стремление является следст­ вием того, что система молекул в отношении энергии ведет себя, как любая система материальных точек, подчиняющаяся законам меха­ ники Ньютона, а механическая система, как мы знаем, стремится к минимуму потенциальной энергии. Второе стремление следует из второго начала термодинамики.

При переходе от газа к жидкости и к твердому телу внутренняя энергия уменьшается. Действительно, энергия газа выше, чем энергия жидкости, поскольку для перехода от жидкости к газу надо затратить работу на преодоление сил сцепления между моле­ кулами. Энергия кристалла ниже энергии жидкости по той причине, что упорядоченное расположение взаимодействующих частиц всегда устойчивее беспорядочного расположения. Это можно показать строго, но мы не будем приводить доказательства. Положение ка­ жется в достаточной мере очевидным. Представим себе, например, правильную решетку шариков, связанных пружинками. Любое смещение любого шарика требует некоторой работы. Значит, упоря­ доченному расположению соответствует минимум энергии.

Обратное поведение имеется у энтропии. Грубо говоря, энтропия тела будет тем больше, чем больше свобода движения у составляю­

щих его частиц. Нарушение порядка влечет

за

собой увели­

чение энтропии, отдаление

частиц также связано

с возрастанием

энтропии.

 

 

 

Таким образом, выгодное для данных давления и температуры

состояние устанавливается

в виде компромисса

между энтропией

и энергией. Однако это утверждение не может нас удовлетворить. Желательно придать ему количественный характер. Можно сделать это, руководствуясь вторым началом.

Представим себе, что тело помещено в «чужие» условия, т. е. лед в условия существования воды или вода в условия существо­ вания пара и т. д. В этом случае начнется необратимое фазовое превращение — плавление, испарение и пр. Оно будет происходить в соответствии со вторым началом термодинамики, а именно: прирост энтропии тела будет больше/чем подводимая к нему приведенная теплота,


Воспользовавшись первым началом термодинамики, перепишем нера­ венство в виде

 

 

d

S >

M

+ pdv и

d U _ T

d S + p d v < 0 .

 

Учитывая, что фазовое превращение

идет при неизменной темпера­

туре,

получим:

 

 

d{U TS) +

pdv<0.

 

 

 

 

 

 

 

Если процесс идет при неизменном объеме, то переход к равно­

весному

состоянию

идет при

d(U — 7\S)<;0, т. е. с

уменьшением

величины F=U

TS. Эта функция носит название свободной энер­

гии.

Мы

показали,

что самопроизвольное фазовое

превращение

идет с понижением свободной энергии, иначе, что свободная энергия устойчивого состояния должна быть минимальной.

Если процесс идет при постоянном давлении, то переход к равно­

весной фазе

идет при d{U — 7\S+pu)<0,

т. е.

с уменьшением ве­

личины Ф = 11 TS-j-pv.

Эта функция

носит

название

термоди­

намического

потенциала.

Таким образом, при постоянном

давлении

фазовое превращение идет с уменьшением термодинамического

потенциала,

а значит, при равновесии термодинамический

потен-

* циал будет

иметь минимальное значение.

 

Конкуренция энтропии и внутренней энергии прекрасно

видна

в этих утверждениях: уменьшение энергии и увеличение энтропии приводят к уменьшению свободной энергии или потенциала. В за­ конах стремления F и Ф к минимуму эти две тенденции получили количественное выражение.

Сформулированное условие равновесия фаз имеет многочислен­ ные приложения. Решим, например, следующий вопрос: от чего

зависит крутизна кривой фазового равновесия?

 

Отметим на кривой две точки при

внешних условиях Ті, рх и

Тг, р 2 . Условия равновесия

для

этих

точек

имеют

вид

ФЛТх, р1)=ФЛТи

Р,) и

ФЛП,

Р2)

= Ф22,

/>«).

Индексы у Ф относятся к находящимся в равновесии фазам. Вычи­ тая первое уравнение из второго, получим:

ФАТ,, Р,)-Фг(Тг, Р1) = Фа(Т„ Pi)-

Предположим, что взятые точки близки друг к другу. Тогда с помощью формулы приращения функции двух переменных пос­

леднее равенство

преобразуется

к

виду

 

 

^

T +

-djfdP =

- d T d T

+

-dfdP-

 

Подставляя значения

 

производных

функции Ф =

1/TS+pv,

а именно, dO/dT=^-S

и

дФ/dp^v,

 

получим:

 

 

dp

__ Sx—Sx

_

AS

 

 

dT ~~ Vt—vz ~ vt — v2


Ho AS=AQ/T,

следовательно,

"Jf" =

T(v^-v

 

) ( У Р а в н е н и е Клапейрона — Клаузиуса).

Таким

образом,

наклон кривой ^производная -^--^ опреде­

ляется скрытой теплотой плавления AQ, температурой фазового перехода Т и разностью объема фаз. Если AQ положительно, то это

значит, что индекс 1 относится

к высокотемпературной фазе.

Применим уравнение Клапейрона

— Клаузиуса к случаю плавления льда.

При плавлении из 1,091 см3 льда получается

1 см3 воды. Изменение объема Vi—г>2=

=—0,091 см3 (объем

уменьшается). Д<5 в этом случае будет теплотой плавления,

равной 80 кал/г. Температура

Т=273

К. Тогда

dT

__ Г-Ді>_273-( — 0 , 0 9 1 ) _ _ _ 0 3 1 К см3

dp

&Q

80

 

Размерность

полученного

результата

несколько затемняет его смысл. Пе­

рейдем от калорий

к атмосферам, вспомнив,

что 1 кал=42,7 кгс-смяа 42,7 атм-см3 .

Получим

 

 

 

 

 

 

 

4 - = - 0 , 0 0 7 5 А .

 

 

 

dp

 

атм

Таким образом, повышение давления на 1 атм понижает точку плавления льда на 0,0075 градуса.

§ 246. Метастабильные состояния

Некоторые факты остались за пределами приведенного нами термодинамического объяснения явлений фазовых переходов. Дей­ ствительно, с точки зрения термодинамики при данных р и Т воз­ можно единственное состояние (речь идет о точке поля диаграммы состояния), при котором свободная энергия (или термодинамиче­ ский потенциал) принимает минимальное значение. Однако рядом могут существовать графит и алмаз, при условиях существования льда можно получить воду (переохлажденная вода). Можно при­ вести еще множество примеров, нарушающих описанные термоди­ намические закономерности. Дело заключается в том, что наряду с устойчивыми, стабильными при данных внешних условиях состоя­ ниями возможно существование так называемых метастабильных состояний.

Метастабильное состояние не обладает минимумом свободной энергии, однако переход из этого состояния в состояние с миниму­ мом энергии затруднен. Степень устойчивости метастабильного рав­ новесия может быть самой разной. Иногда для перехода к «правиль­ ному» состоянию нужен легчайший толчок, в других случаях прак­ тическая устойчивость метастабильного состояния может быть ни­ чуть не меньше, чем у «правильного» состояния.

Следует отметить, что возможны не всякие задержки фазовых превращений. Так, воду можно переохладить, т. е., скажем, при нормальном давлении иметь воду с температурой ниже 0 °С; воду также можно и перегреть — поднять ее температуру выше 100 °С