Файл: Китайгородский А.И. Введение в физику учеб. пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

без кипения. Можно также получить пар при несвойственных ему условиях, а именно переохладить,— такой пар называется пересы­ щенным. Всегда возникают задержки превращений в твердой фазе, т. е. кристалл одной модификации задерживается превращением в кристалл второй модификации, хотя находится в условиях стабиль­ ности второй модификации.

Выделяется одно превращение — плавление. Ни при каких условиях не удается задержать плавление; таким образом, не суще­ ствует кристалла в условиях, при которых стабильна жидкость.

Особенно часто приходится иметь дело с переохлажденными жидкостями. Некоторые жидкости (глицерин) значительно увели­ чивают свою вязкость при переохлаждении и могут пребывать в аморфном состоянии месяцами и годами. Примером переохлажден­ ной жидкости является и стекло.

Для того чтобы убедиться в наличии метастабильного состояния, надо привести в соприкосновение жидкость и кристалл. Если жид­ кость переохлаждена, то немедленно начнется кристаллизация. При сильном переохлаждении эффект будет исключительно бурным. Если переохладить воду и бросить в нее снежинку, то с огромной быстротой с разных сторон по воде пробегут ледяные иглы и через несколько мгновений превращение закончится по всему объему.

Особенно интересны задержки превращений кристалл — кри­ сталл. Здесь задержка может быть осуществлена, так сказать, в обе стороны. Желтая сера должна при 95,5 °С превращаться в красную. При быстром нагревании эту точку превращения можно «проско­ чить» и довести серу до температуры плавления 113 °С. Теперь нач­ нем охлаждать расплав. При 113 °С вырастут кристаллики красной серы. Охлаждение не приводит к превращению не только при 95,5 °С, но и при комнатной температуре мы можем порядочное время рас­ полагать красными кристалликами. Однако, хотя и медленно, превращение идет и за сутки закончится — мы обнаружим желтый порошок.

И здесь метастабильность состояния проще всего обнаружить, приводя в соприкосновение кристаллики.

В некоторых случаях мы имеем дело с такими фазами вещества, которым полагалось бы жить совсем при других температурах. Пример — белое олово, которое превращается в серое при пониже­ нии температуры при 13 °С. Мы обычно имеем дело с белым оловом и знаем, что зимой с ним ничего не делается. Переохлаждения в 20— 30 градусов превосходно выдерживаются белым оловом, лишь в условиях суровой зимы белое олово начинает превращаться в серое. (Незнание этого факта погубило экспедицию Скотта на южный по­ люс. Жидкое топливо, взятое экспедицией, находилось в сосудах,

паянных оловом. При больших холодах белое олово

превратилось

в серый порошок — сосуды распаялись, и топливо

вылилось из

сосудов.)

 

Чтобы понять причины задержки превращений, надо подумать над различием превращений жидкость — кристалл и кристалл —


кристалл, с одной стороны, и кристалл — жидкость,— с другой. В последнем случае дальний порядок в расположении атомов исче­ зает, в первых двух создается наново. Исчезновение дальнего по­ рядка не требует больших усилий. Плавление начинается с поверх­ ности; атом за атомом отрывается от своих соседей, выходит из строгого строя.

При кристаллизации ближний порядок переходит в дальний. Процесс начнется с поверхности и должен идти внутрь вещества. Атомы (молекулы) «вынуждены» установить строгий порядок при условии крайней тесноты. Необходимы согласованные движения, чтобы порядок установился. Тем более трудна задача перестройки атомного порядка, требующая, как мы видели, от атомов «органи­ зованных» смещений от одних положений к другим.

Превращение в твердом состоянии начинается всегда на границах зерен, блоков, на дислокациях, в пустотах, короче, там, где посво­ боднее. Если только несколько десятков атомов заняли положение, соответствующее новому порядку, то дальше происходит ориентиро­ ванный рост зародыша, к которому один за другим начинают пере­ ходить атомы от старого, менее удобного порядка или (при кристал­ лизации) от беспорядка. В этом же направляющем влиянии заклю­ чается и действие кристаллика — затравки, который всегда ликви­ дирует переохлаждение.

§ 247. Превращения газ z ± жидкость

Испарение состоит в отрыве от поверхности жидкости быстрей­ ших молекул. Отсюда сразу очевидны две закономерности: испаре­ ние растет с возрастанием температуры и испарение требует под­ вода тепла. Если испаряющиеся молекулы все время отводятся от поверхности, то процесс испарения будет продолжаться до полного превращения жидкости в пар.

Рассмотрим испарение, происходящее внутри закрытого сосуда. В этом случае наряду с явлением отрыва молекул от поверхности жидкости возникает и обратный процесс — возвращение молекул пара в жидкость. Процесс испарения будет продолжаться до тех пор, пока не установится подвижное равновесие, характерное для данной температуры. Разумеется, жидкость может испариться пол­ ностью, так и не дойдя до равновесия с паром.

Если равновесие достигнуто, то говорят о насыщенном паре. Давление насыщенного пара в соответствии с кривой фазового рав­ новесия будет функцией температуры. Изменяя температуру, мы будем испарять дополнительное количество жидкости в сосуд или, наоборот, конденсировать некоторое количество пара. При этом будет меняться давление пара.

Вполне понятно, почему плотность и давление насыщенного пара растут с увеличением температуры. При увеличении кине­ тической энергии движения молекул резко возрастает число моле­ кул, выходящих из жидкости. В то же время число молекул,


возвращающихся в жидкость, почти не зависит от температуры, по­ скольку для перехода молекулы пара в жидкость энергии не требуется.

Плотности насыщенных паров при одной и той же температуре резко различны для разных веществ. При комнатной температуре

плотность насыщенных паров воды равна

13 мм, а плотность

насы­

щенных паров ртути — всего лишь 0,005 мм.

 

 

 

 

 

 

Ясное представление о

процессах

перехода

газа

в

жидкость

мы получим, рассматривая

изотермическое

сжатие

газа — «верти­

 

 

кальные» процессы на диаграмме

 

 

состояния. Чтобы увидеть объем­

 

 

ные изменения, которые не отоб­

 

 

ражаются диаграммой состояния,

 

 

построим

дополнительный

гра­

 

 

фик, на котором будем отклады­

 

 

вать изменение давления в функ­

 

 

ции объема (рис. 281).

 

 

 

 

 

Если сжатие газа происходит

 

 

при достаточно низкой

темпера­

 

 

туре, то рано или поздно мы дой­

 

 

дем до точки

пересечения с кри­

 

 

вой фазового равновесия. В этот

 

 

момент

давление

увеличится

до

 

 

величины,

равной

давлению на­

 

 

сыщенного пара при температуре

 

 

опыта.

Появятся

первые

капли

 

 

жидкости.

Пока

не

закончится

 

превращение

пара

в

жидкость,

 

сжимающее движение поршня не

Рис. 281.

 

будет сопровождаться

изменени­

 

ем

давления,

поскольку

как

в

начале, так и в конце конденсации

мы находимся в одной

и той же

точке диаграммы состояния. Что же касается кривой на диаграмме давление — объем, то она будет идти горизонтально до конца кон­ денсации.

Точки прямолинейного отрезка на этом графике имеют ясный смысл: они характеризуют двухфазную систему вода — пар. При этом каждой точке прямолинейного отрезка соответствует опре­ деленное процентное содержание фаз, которое легко найти правилом «рычага». Действительно, обозначим через vx объем жидкости, a v2 объем пара. Если доля вещества, находящегося в жидком состоянии, есть х, то объем смеси равен

v = xv1 + (l х) v2

Отсюда

что и дает правило «рычага».


После того как конденсация закончилась, кривая идет круто кверху, так как сжимаемости жидкостей весьма невелики.

Увеличим теперь температуру опыта и построим на том же гра­ фике следующую изотерму. Она будет почти такой же, однако мы отметим и одно существенное различие: конденсация начнется позже, поскольку при более высокой температуре давление насыщенного пара больше. Кроме того, конденсация и закончится раньше, так как из-за теплового расширения жидкости поршень не дойдет до пре­ дыдущего положения.

Повышая и далее температуру опыта, мы построим серию изо­ терм, у которых будут становиться все короче горизонтальные отрезки двухфазной системы. В конце концов этот отрезок исчез­ нет вовсе. Уменьшение горизонтального отрезка есть явление сбли­ жения удельных объемов жидкости и пара. При некоторой крити­ ческой температуре эти объемы станут равными и изотерма потеряет горизонтальный участок. На диаграмме давление — объем крити­ ческая точка определяется без особого труда как вершина очерчен­ ной пунктиром двухфазной области. На диаграмме состояния кри­ тическая точка есть место обрыва кривой фазового равновесия жидкость — пар.

Изотермы для более высоких температур будут все меньше на­ поминать кривые с изломом и приближаться к гиперболам идеаль­ ного газа.

Факт существования критической точки доказывает сделанное выше утверждение об отсутствии принципиального различия между газом и жидкостью. Мы видим, что возможен непрерывный переход из жидкого состояния в газообразное (в обход критической точки)

без какого бы то ни было

фазового

превращения.

§ 248.

Сжижение

газов

Если сжимать вещество, температура которого выше критиче­ ской, то мы не сумеем получить жидкость. При высоком сжатии удастся получить вещество с весьма высокой плотностью, удастся привести молекулы в соприкосновение. Тем не менее мы не сможем получить жидкость в том обычном смысле, который придается этому слову. Мы не получим жидкости, которую можно налить в стакан, не получим того состояния вещества, которому свойствен объем. Все это является следствием того, что при сжатии не была пересе­ чена кривая фазового равновесия. Отсутствие такого пересечения показывает, что мы не можем получить двухфазной системы жид­

кость — газ. А это и означает невозможность

получения

жидкости,

занимающей

определенный,

а не весь

предоставляемый

ей

объем.

 

 

 

 

 

Для того чтобы произвести

сжижение газов, нужно

вести

про­

цесс сжатия при температурах ниже критической точки. Дело обстоит несложно, если такие температуры можно осуществить путем теплообмена с холодными телами. Однако у кислорода, азота,

20 А. И. Китайгородский

609