Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а II

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СКЛАДЫ

1. Назначение и типы

При перевозках грузов по железным дорогам возникает необходи­ мость хранения их на прирельсовых складах в периоды между приемом к перевозке и погрузкой в вагоны, а также выгрузкой из вагонов и вы­ возом на склады грузополучателей.

Назначение грузовых станционных складов состоит не только в хранении грузов. В них грузы сортируют по направлениям; подбира­ ют повагонные партии и осуществляют другие внутрискладские операции.

При проектировании складов оперативного хранения на станциях лучшими считаются те, которые обеспечивают:

а) соответствие размеров и вместимости установленному грузообо­ роту;

б) минимальную стоимость грузовых операций и наименьшие рас­ ходы, связанные с хранением грузов;

в) низкую строительную стоимость; г) удобное расположение склада по отношению к автомобильным,

железнодорожным и водным путям сообщения; д) высокую производительность и наилучшую организацию труда,

предусматривающую применение эффективных средств механизации и передовой технологии;

е) соблюдение требований техники безопасности и пожарной охра­ ны; возможность непосредственной перегрузки грузов из вагонов в ав­ томобили и обратно.

Строительство складов и других устройств на грузовых дворах сле­ дует вести по типовым проектам, разработанным Гипропромтрансстроем Минтрансстроя СССР. В отдельных случаях при необходимости и тех­ нико-экономической целесообразности разрешается постройка скла­ дов по индивидуальным проектам.

Все прирельсовые склады,

через которые проходит значительная

часть грузов, можно подразделить на две группы:

с к л а д ы

о б щ е г о

п о л ь з о в а н и я , принадлежащие

железным дорогам, предназначенные для краткосрочного хранения (до трех суток) всевозможных грузов, кроме скоропортящихся, зловон­

ных и опасных;

строительство

складов ведется по типовым проектам;

с к л а д ы

н е о б щ е г о

п о л ь з о в а н и я — принадлежа­

щие отдельным предприятиям или организациям, хранящим в них свои грузы. Эти склады чаще всего находятся вне территории станции —

19



на подъездных путях. К складам необщего пользования относятся: зер­ нохранилища, холодильники, а также склады, расположенные на тер­ ритории станции и арендуемые у железной дороги: все они, как пра­ вило, служат для долгосрочного хранения грузов.

В зависимости от рода груза склады бывают с п е ц и а л ь н ы м и и у н и в е р с а л ь н ы м и (общими). В специальных складах нахо­ дятся грузы, требующие особых условий хранения, например скоро­ портящиеся, а в общих — грузы самых различных наименований.

К з а к р ы т ы м относятся склады для тарноупаковочных гру­ зов, холодильники, элеваторы и др. Они служат для хранения грузов, качество которых зависит от температуры окружающей среды или воз­ действия атмосферных осадков.

Грузовые закрытые склады (рис. 9, табл. 2) строят на станциях обычно в комплексе с крытой и открытой платформами, а также отдель­ но. Длина закрытых складов и крытых платформ определяется в за­ висимости от грузооборота путем набора секций кратных 12 м, а для открытых платформ — кратных 3 м.

Ширина рампы (тротуара) склада со стороны автоподъезда обычно 1,7 м, со стороны железнодорожного пути — 3,2 м. Ширина типовых складов 12, 15 и 18 м. Строительство закрытых складов шириной бо­ лее 18 м допускается только на крупных грузовых станциях.

Рис. 9. Грузовой прирельсовый склад пролетом 18 м:

а — общий вид; б — поперечный разрез

20

 

Т а б л и ц а 2

Грузовой прирельсовый склад длиной 60

м, пролетом

18 м

с крытой и открытой платформами длиной по 60 м

 

Основные показатели

Стены

кирпичные

панельные

 

Инвентарный номер типового проекта ...............

495/4

495/3

Суточный грузооборот, четырехосные вагоны . .

20

20

Площадь застройки, м2 ..........................................

4290

4290

Полезная площадь, м2 ..............................................

4125

4125

Потребная мощность электроэнергии, кет . . .

24,5

24,5

Общая сметная стоимость, тыс. руб........................

83,05

82,89

К р ы т ы е п л а т ф о р м ы — используются для хранения ма­ лоценных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, но не боящихся воздействия ветра, влажного воздуха (профильная сорто­

вая сталь, газовые

трубы, огнеупоры, оборудование без упаковки

и др.). Обычно их

строят как продолжение крытых складов, на тех

же площадках.

Для увеличения длины грузового фронта со стороны автомобиль­ ного подъезда на платформах устраиваются зубчатые рампы (рис. 10, табл. 3).

Рис. 10. Крытая перегрузочная платформа с зубчатой рампой

Т а б л и ц а 3

Крытая перегрузочная платформа с зубчатой рампой

 

Суточный грузооборот. четырехосные вагоны

Основные показатели

8

12

16

20

 

Инвентарный номер типового проекта .

428

428

428

428

Длина платформы, м ...............................

38,6

47,6

65.6

74,6

Площадь застройки, м2 ...........................

463.2

571,2

787.2

895,2

Полезная площадь, м2 ...........................

255.3

308,6

427.2

480,5

Общая сметная стоимость, тыс. руб.

13,5

16,3

22.6

25,4

21


О т к р ы т ы е п л а т ф о р м ы служат для выгрузки и хране­ ния колесной техники и грузов, не боящихся атмосферных осадков и температурных колебаний, как, например: кирпич, тяжеловесные гру­ зы, автомобили, сельскохозяйственные машины и др. Ширина платфор­ мы обычно составляет 12—18 м. Для стока воды покрытию платформы придают уклон 1/100 от середины к краям или от одного края к дру­ гому в сторону преимущественного перемещения грузов. Открытые платформы имеют высоту 1100—1200 мм от уровня головки рельса. Их строят боковыми и торцовыми. Боковые платформы располагают вдоль железнодорожного пути. Они имеют с одной или обеих сторон под­ порные стенки, а также съезды в сторону автоподъезда. Торцовые платформы размещают перпендикулярно железнодорожному пути и также ограничивают подпорными стенками. Эти платформы более удоб­ ны для погрузки и выгрузки автомобилей, тракторов и других колесных самоходных машин.

Размеры площадей, а также длина погрузочно-выгрузочных фрон­ тов закрытых складов, крытых и открытых платформ на опорных стан­ циях различных категорий приведены в табл. 4. Ширина закрытых складов, крытых и открытых платформ устанавливается в зависимости

от количества и рода хранимого груза,

характера грузовых операций

и применяемых средств механизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

4

Основные параметры закрытых складов,

крытых и открытых платформ

 

в зависимости от категории опорной станции

 

 

 

Средне­

Размеры

Дли на погрузо»шо-выгрузс чных

Примерная

 

суточный

 

 

фрон тов, м

 

К атегория грузообо­

складских

 

 

 

 

 

строитель­

опорной

рот закры ­

платформ,

 

закрытых

крытых

открытых

ная стои­

станции

ты х скла­

ж2

общая

мость,

 

дов и плат­

 

складов

платформ

платформ

тыс.

руб.

 

форм, т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

90

500

96

 

 

36

24

60

 

37

п

180

400

108

 

 

48

36

 

43

ш

300

1700

102

 

 

60

36

24

 

65

IV

410

2100

168

 

 

96

48

24

100

На опорных станциях I и II категорий рекомендуется строить за­

крытые склады шириной

12 м с наружным

расположением

путей, а

на станциях III и IV категорий—с вводом пути в помещение

склада.

Ширина такого склада 18 м (рис.

 

11, табл. 5).

 

 

 

О т к р ы т ы е

с к л а д ы

( п л о щ а д к и ) предназначены для

хранения, погрузки и выгрузки контейнеров, тяжеловесных, длинно­ мерных и лесных грузов. Они могут быть односторонними и двусто­ ронними с бетонным, асфальтовым, щебеночным или брусчатым покры­ тиями. Площадки должны иметь уклон для стока воды в дренажные ка­ навы или канализационные колодцы.

Площадки подразделяют на о б о р у д о в а н н ы е и н е о б о ­ р у д о в а и и ы е. Необорудованные площадки представляют собой

22


8.710

Рис. 11. Поперечный разрез склада пролетом 18 м с вводом внутрь железно­ дорожного пути

очищенные, выровненные прирельсовые участки, спланированные и забетонированные (или заасфальтированные). На них нет каких-либо устройств и приспособлений для погрузки и выгрузки грузов.

 

 

 

Т а б л и ц а 5

Прирельсовый склад длиной 60 м,

пролетом

18 ж с крытой платформой

длиной 36 м и вводом внутрь железнодорожного

пути

 

 

 

Стены

Оснопные показатели

 

кирпичные

панельные

 

 

Инвентарный номер типового проекта

...............

426/2

426/1

Суточный грузооборот, четырехосные

вагоны . .

10

10

Площадь застройки, м2 ..........................................

 

1748,7

1910,6

Полезная площадь, м2 ..............................................

кет . . .

1331,2

1391,0

Потребная мощность электроэнергии,

16,61

16,61

Общая сметная стоимость, тыс. руб........................

 

52,47

52,6

Оборудованные площадки имеют различные устройства и механиз­ мы в зависимости от рода груза, способа хранения и объема грузопереработки. Так, для переработки длинномерных и лесных грузов приме­ няются козловые краны грузоподъемностью 10 т, пролетом от 20 до 32 м\ для переработки штучных тяжеловесных грузов строят склады,

оснащенные козловыми кранами

грузоподъемностью

10 т, пролетом

16 м. Большинство контейнерных

площадок должно

иметь козловые

краны грузоподъемностью 6 т. Крупные контейнерные площадки обо­ рудуются мостовыми кранами грузоподъемностью 5—10 т, пролетом свыше 20 м. Схемы типовых открытых складов показаны на рис. 12. На открытых площадках используются также стреловые краны на желез­ нодорожном, автомобильном ходу, погрузчики и другое подъемно-

23