Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 296
Скачиваний: 0
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
|
Технико-экономические показатели бурения в Татарской АССР |
|
|
||
Показатели |
1950 г. |
I9 6 0 г. |
1970 |
г. |
Механическая скорость, м/ч: |
2,42 |
13,91 |
19,31 |
|
эксплуатационное бурение ................................ |
||||
разведочное б у р е н и е ............................................ |
1,47 |
11,34 |
11,81 |
|
Коммерческая скорость, м/ст.-мес: |
418,5 |
1859 |
2072,8 |
|
эксплуатационное бурение ................................ |
||||
разведочное б у р е н и е ............................................ |
232,7 |
1088,1 |
1313,0 |
|
Проходка на одного работающего, м .................... |
32,8 |
155,3 |
186,9 |
|
Себестоимость 1 м проходки, руб.: |
62,93 |
35,2 |
48,13 |
|
эксплуатационное бурение ................................ |
||||
разведочное б у р е н и е ............................................ |
111,82 |
52,7 |
78,91 |
в сопоставимых условиях снизилась на 36,0 и 41,1% при повышении производительности труда в 5,7 раза.
Массовое внедрение турбобурения явилось решающим фактором освоения нефтяных богатств Татарии, Башкирии и Куйбышевской области, повышения эффективности капитальных вложений в раз работку морских месторождений Азербайджана, а также месторо ждений, расположенных на заболоченных территориях Прикамья и др.
Однако для бурения скважин на большие глубины и в много образных условиях потребовалось создание турбобуров новых ти пов — высокомоментных с падающей линией давления, многосек ционных, редукторных, для бурения алмазными долотами. Создание ряда новых забойных двигателей (ТСШ и др.) позволило разви вать в рабочем режиме частоту вращения долота на забое в пределах 300—500 об/мин, что обеспечило увеличение глубины бурения забойными двигателями и повышение показателей отработки долот.
Высокомоментные турбобуры (А7Н1) и шпиндельные турбобуры с турбинками точного литья (ТСШ-71/ 2ТЛ) широко применяют при разработке месторождений Западной Сибири.
Турбинно-роторное бурение. В южных и некоторых других рай онах страны при бурении скважин на большие глубины и в сложных условиях применяют турбинно-роторный (комбинированный) способ бурения. При этом в районах Северного Кавказа удельный вес роторного бурения достигает 60—90%.
Критерием при выборе определенного способа для проходки всего ствола скважины либо рационального сочетания с этой целью турбинного и роторного бурения является качественная проходка скважины с минимальными затратами. Эффективность применения турбинного и роторного бурения в отдельных интервалах оценивают по минимуму приведенных затрат с учетом ряда факторов — геоло гических условий бурения, вида промывочной жидкости и др.
84
Ускорение разбуривания данного интервала турбинным либо роторным способом при прочих равных условиях определяется раз личием величин проходки на долото, среднего времени пребывания долота на забое, числа отработанных долот, продолжительности одного спуско-подъема и подготовительно-вспомогательных работ, затрачиваемых на один рейс, а также коммерческой скорости бурения*
Электробурение. В 1972 г. электробуром пробурено 267 тыс. м, что составляет 2,1% общей проходки скважин. Перспективность его определяют: 1) наиболее высокий коэффициент использования энергетической мощности, что сокращает эксплуатационные затраты; 2) автоматизация подачи инструмента с помощью электродифференциальных автоматов, способствующая рациональной отработке долот, предупреждению аварий с долотами и облегчающая труд буриль щика; 3) снижение износа бурильных труб, облегчение условий работы всех коммуникаций промывочной жидкости и насосной уста новки; 4) независимость мощности электробура от количества
исвойств промывочной жидкости и глубины его погружения. Электробурение требует специфических затрат по эксплуатации
электробуров, токоподвода и специального наземного оборудования, но сокращает затраты на электроэнергию, износ бурильных труб и на долота. Реализация его технико-экономических преимуществ все еще сдерживается из-за недостатков в конструкции электро буров, комплектующих их систем.
В последнее время эффективность электробурения существенно возросла благодаря совершенствованию его технологии, увеличению межремонтного периода электробуров, сокращению среднего числа повреждений в токоподводе и др.
На площадях Украины, Куйбышевской области и Туркмении по группе скважин превзойдены показатели бурения другими спосо
бами. |
|
|
|
|
|
|
|
Эффективность электробурения повышается при применении |
|||||
высокомоментных |
редукторных электробуров |
(ЭР215). |
|
|||
1) |
Наиболее |
эффективные |
области применения электробурения: |
|||
на площадях с аномально высокими пластовыми давлениями; |
||||||
2) |
наклонных |
и |
наклонно-направленных скважин; 3) |
глубоких |
||
и сверхглубоких скважин; |
4) с применением алмазных долот. |
|||||
|
Существенные возможности повышения эффективности бурения |
|||||
скважин в определенных |
гидрогеологических |
условиях |
связаны |
с применением газообразных агентов, турбинного бурения без подъема труб и других методов бурения, не получивших пока про мышленного применения.
Совершенствование конструкций скважин
Упрощение и облегчение конструкций скважин — высокоэффек тивное направление технического прогресса в бурении скважин. Такие конструкции скважин сокращают затраты на металл, химиче ские реагенты, утяжелители и другие материалы, расширяют
85>
применение облегченных и передвижных буровых установок, малога баритных фонтанно-компрессорных и глубиннонасосных подъемни ков, ускоряют бурение скважин, облегчают труд и повышают его про изводительность. Этим создается основа для удешевления стоимости строительства скважин, сокращения капитальных вложений в оборудование для их эксплуатации и одновременного снижения себестоимости добычи нефти и газа и величины производственных фондов, что равнозначно повышению рентабельности.
Советский период развития нефтедобывающей промышленности характеризуется неуклонным упрощением и облегчением конструк ций скважин. Если в первые годы этого периода расход обсадных
труб на 1 м эксплуатационной |
проходки достигал 400—420 кг, |
то в 1950 г. он составлял 50,7 кг, |
а в 1972 г. 48,0 кг. Расход буриль |
ных труб только за 1951—1972 гг. снизился с 13,6 до 10,5 кг/м (на 22,8%). Значительно снижен и расход тампонажного цемента.
Главными мероприятиями по снижению расхода металла обсад ных труб в бурении явились: 1) уменьшение числа спускаемых в скважину колонн обсадных труб; 2) уменьшение диаметра обсад ных колонн; 3) сокращение величины кольцевого зазора между стенками скважин и обсадной колонной; 4) применение труб с более тонкими стенками; 5) применение испытателей пластов, предотвраща ющих непроизводительный расход металла на крепление непродук тивных скважин.
Высокоэффективным мероприятием по повышению всех технико экономических показателей бурения скважин явилось сокращение уже в 1950—1956 гг. удельного веса скважин с двух-трехколонной конструкцией с 53,0 до 10,5%. При разведке и разработке КарабулакАчалукского месторождения (Чечено-Ингушская АССР), например, в результате перехода от трехколонной к одноколонной конструкции техническая скорость бурения возросла на 55,5%, удельный расход металла обсадных труб сократился на 55,4%, утяжелителя на 48,1%, цемента на 66,9%, а себестоимость 1 м проходки снизилась на 33,2%. Этим обеспечены резкое ускорение разведки и разработки месторо ждения и экономия около 2 млн. руб.
Обобщением и анализом производственного опыта и исследова тельских работ выявлены следующие главные резервы дальнейшего снижения расхода металла обсадных труб: 1) переход к колоннам уменьшенных и малых размеров; 2) крепление скважин хвостови ками вместо сплошных промежуточных колонн; 3) уменьшение за зоров в скважине путем применения безмуфтовых сварных колонн; 4) спуск обсадных колонн секциями; 5) совершенствование методики расчета обсадных колонн (уточнение коэффициентов запаса проч ности, расчетной овальности и т. п.); 6) серийное производство труб всех промежуточных размеров, толщин стенок и групп прочности в необходимом объеме; 7) расширение применения испытателей пластов; 8) неметаллическое крепление скважин и др.
Конструкция скважин определяется при прочих равных условиях диаметром эксплуатационной колонны, отвечающим требованиям
86
эффективной эксплуатации нефтяного месторождения в течение всего срока его жизни. Развитие бурения на нефть и газ характе ризуется последовательным уменьшением диаметра эксплуатацион ных колонн с 250—300 до 219 м, а затем до 168, 146 и 114 мм.
На современном этапе развития бурения скважинами большого диаметра называют скважины, у которых ствол пробурен долотами № 10, 11, 12, уменьшенного диаметра — долотами № 8 и 9, малого диаметра — № 7 и менее.
Бурение скважин уменьшенных диаметров. В результате массового перехода к бурению скважин уменьшенных диаметров, осуществ ленного в последнем десятилетии, их удельный вес в общем объеме проходки возрос с 0,7% в 1957 г. до 52,2% в 1972 г., в том числе в эксплуатационном бурении до 62,4% и в разведочном до 37,3%.
Себестоимость строительства скважин равных глубин на данной площади при прочих равных условиях зависит от диаметра скважин и скорости бурения. Переход на бурение скважин уменьшенных и малых диаметров позволяет снизить себестоимость строительства скважин, но должен осуществляться с учетом условий разработки залежей на всех ее этапах.
Уменьшение размера долота двояко влияет на себестоимость буровых работ: изменяется скорость бурения скважин, а следова тельно и связанные с ней затраты; сокращаются расходы, зависящие от диаметра скважин. Изменение скорости бурения при уменьшении диаметра долот происходит за счет механической скорости бурения,
объема |
и |
трудоемкости спуско-подъемных операций, а также вре |
||||
мени вспомогательных работ, |
крепления и т. д. Наряду с |
этим |
||||
скорость |
бурения |
зависит от |
уровня организации |
производства |
||
и труда. |
площадях |
Ромашкинского месторождения |
(Татария) |
при |
||
На |
переходе от долота № 11 к долоту № 8 себестоимость 1 м проходки снизилась на 5,5—7%.
Бурение скважин малого диаметра. Экономическая эффективность поисков и разведки нефтяных месторождений, особенно залегающих на больших глубинах и расположенных в труднодоступных райо нах, а также рентабельность эксплуатации малодебитных и некото рых среднедебитных залежей существенно возрастают при бурении
скважин малого диаметра. |
бурение этих скважин осуществлено |
||
В наибольшем |
объеме |
||
в Башкирии. Здесь |
за 15 |
лет с начала бурения |
скважин малого |
диаметра пробурено |
700 таких скважин с общей |
проходкой свыше |
1 млн. м и открыто более 30 месторождений нефти и газа. В ограни
ченном объеме бурение скважин малого диаметра |
осуществляется |
и в других районах — Чечено-Ингушской АССР, |
Куйбышевской |
и Волгоградской областях и др. Общий объем бурения скважин малого диаметра в 1972 г. составил лишь 0,66% общей проходки.
При применении облегченных установок себестоимость 1 м проходки скважин малого диаметра в Башкирии была на 20% ниже, чем скважин нормального диаметра.
87
Крепление скважин обсадными колоннами со сварными соеди нениями. В последние годы на Кубани, в Чечено-Ингушетии, Да гестане и в других районах глубокие скважины крепят обсадными колоннами со сварными соединениями —весьма эффективное на правление совершенствования конструкций скважин. В 1975 г. объем крепления скважин такими колоннами возрастет до 1 млн. м.
Себестоимость строительства скважин с применением этих труб вместо муфтовых обсадных труб с резьбовыми соединениями сни жается благодаря облегчению многоколонных конструкций сква жин за счет уменьшения кольцевых зазоров между стенками скважин и обсадными трубами. Это определяет: 1) сокращение расхода металла, химических реагентов, утяжелителя и затрат на их транспорт; 2) экономию затрат на долота в связи с использованием долот мень шего диаметра; 3) ускорение времени бурения скважин.
Применение сварных обсадных колонн в Чечено-Ингушской АССР обусловило экономию в пределах от 10—20 до 50—60 тыс. руб. на скважину.
Внедрение прогрессивных методов строительства и монтажа буровых
Затраты на строительство и монтаж буровых в 1972 г. составляли в эксплуатационном бурении 7,7% и в разведочном бурении 5,9% общей себестоимости строительства скважин.
Ускорение этих работ повышает эффективность использования буровых установок, буровых и вышкомонтажных бригад, повышает производительность труда, улучшает использование производствен ных фондов и удешевляет строительство скважин.
За 1959—1972 гг. средняя продолжительность сооружения эксплуатационной буровой снизилась с 16 до 11 дней, а разведочной возросла с 34 до 36 дней. Однако в отдельных районах она дости гает 60—80 дней и более.
Резкое ускорение и удешевление вышкомонтажных работ в усло виях равнинной незастроенной местности, сравнительно простых геологических условиях с малой концентрацией коммуникаций
обеспечивается внедрением |
и н д у с т р и а л ь н о г о |
к р у п |
н о б л о ч н о г о м е т о д а |
с о о р у ж е н и я буровых. Буро |
вую установку при этом расчленяют на вышечный, силовой и насос ный блоки, перевозимые с помощью специальных транспортных средств (тяжеловозов Т-40, ТК-40 и др.). Буровые установки БУ-75БрЭ строят по схеме, предусматривающей использование двух крупноблочных оснований.
Массовое применение этого метода в Татарии обеспечило за 1954—1972 гг.: 1) сокращение средней продолжительности сооруже ния буровой в эксплуатацинном бурении в 12 раз (с 36 до 3 дней) и в разведочном в 11 раз (с 95 до 9 дней); 2) рост производительности труда вышкомонтажных бригад в 10 раз; 3) снижение себестоимости
строительства и монтажа буровых в 1,5 |
и 2,4 раза. Одновременно за |
первые десять дет применения метода |
снижены расходы брусьев |
в 32 раза (с 28,6 до 0,88 м3), круглого |
леса в 25,2 раза (с 42,4 до |
88