Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 307
Скачиваний: 0
В текущем пятилетии единичная мощность установок первич ной переработки нефти составит 6—8 млн. т в год. Разрабатывается проект установки по первичной переработке нефти мощностью до 12 млн. т. Увеличиваются также и мощности установок катали тического крекинга (1200 тыс. т), каталитического риформинга (000—1000 тыс. т), гидроочистки (1500—2600 тыс. т), производства смазочных масел. Резко возрастают мощности агрегатов по про изводству этилена, полиэтилена, полистирола, высших спиртов, других нефтехимических продуктов и полупродуктов.
Укрупнение' технологических установок, как показывает опыт Полоцкого и других нефтезаводов, обеспечивает снижение удельных капитальных вложений и эксплуатационных затрат, снижение энер гетических затрат, сокращение расхода металла, рост производи
тельности труда, увеличение прибыли -и |
другие преимущества. |
В табл. 9 приведены показатели по |
атмосферно-вакуумным |
трубчатым установкам. |
Т а б л и ц а 9 |
|
Технико-экономические показатели по эксплуатации атмосферно-вакуумных трубчатых аппаратов различной мощности
|
Мощность, тыс. |
т/ год |
|
Показатели |
2000 |
3000 |
6000 |
|
|||
Стоимость установки, млн. руб.................................... |
3,56 |
4,06 |
7,68 |
Эксплуатационные расходы, млн. руб........................ |
3,46 |
4,68 |
8,70 |
Дополнительная прибыль (по сравнению с перера |
|
|
|
боткой равного количества сырья на АВТ мощ- |
|
|
|
ностью 2 млн/т), млн. руб......................................... |
— |
0,51 |
1,68 |
Удельные капитальные вложения на 1 |
т перераба- |
1,34 |
1,28 |
тываемой нефти, руб................................................... |
1,78 |
||
Расход на 1 т перерабатываемой нефти, кг услов |
|
|
|
ного топлива: |
|
|
|
пара (со стороны) ................................................ |
9 |
6,5 |
5,0 |
жидкого топлива ................................................ |
30 |
28,8 |
31,1 |
электроэнергии ................................................... |
2,7 |
2,4 |
2,5 |
воды ....................................................................... |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
Эксплуатационные расходы на 1 т переработанной |
|
|
|
нефти, руб..................................................................... |
1,73 |
1,56 |
1,45 |
Дополнительная прибыль на 1 т переработанной |
0,17 |
0,28 |
|
нефти, руб..................................................................... |
— |
||
|
|
|
При увеличении мощности атмосферно-вакуумной трубчатой установки от 2 до 3 и 6 млн. т в год удельные капитальные вложения сокращаются на 25,2 и 28%, а удельные эксплуатационные затраты на 9,8 и 16,2%. Дополнительная прибыль достигает 0,51 и 1,68 млн. руб. Повышению технико-экономических показателей способствуют укрупнение аппаратов, использование тепла уходящих с установки горячих дистиллятов, а также газов от технологических печей,
116
повторное использование оборотной воды после конденсационных установок и т. д.
Внедрение в промышленности органического синтеза установок
производства полиэтилена с мощностью агрегатов 25—50 |
тыс. т |
в год, как это предусмотрено планом девятой пятилетки, |
вместо |
4—12 тыс. т в год по агрегатам, введенным в эксплуатацию до 1971 г., позволит снизить удельные капитальные вложения в расчете на 1 т продукции в 1,5—2 раза. Себестоимость полиэтилена при этом уменьшится на 20% и более, а производительность труда возрастет
более чем вдвое. |
Существенно сократится расход топлива, тепло- |
и электроэнергии, |
воды. |
Возможности повышения экономической эффективности нефте переработки открываются рациональным комбинированием ряда технологических процессов в одной установке.
Комбинирование технологических процессов устраняет много ступенчатость переработки и связанные с ней повышенные энерге тические затраты, потребность в дополнительном оборудовании
иаппаратуре, большие потери нефтепродуктов, увеличение штата обслуживающего персонала. Сокращаются объекты основного (печи, теплообменники, холодильники и т. п.) и подсобно-вспомогательного назначения (энергохозяйство, водоснабжение, канализация и др.), территория, занимаемая установкой, технологические коммуникации
ит. д.
Так, комбинирование в одной установке мощностью 6 млн. т/год процессов атмосферно-вакуумной перегонки нефти, деструктивной перегонки мазута, каталитического крекинга широкой дистиллят ной фракции и газофракционирования, как показывают проектные расчеты, сокращает капитальные вложения на 31%, расход топлива в 1,7 раза, воды на 10%, эксплуатационные затраты в 1,45 раза. Прибыль возрастает на 3,69 млн. руб., рентабельность к фондам повышается с 38,2 до 66%.
Высокая экономическая эффективность комбинирования ряда технологических процессов в одной установке подтверждена опытом Ангарского нефтехимического комбината и Кременчугского нефте перерабатывающего завода, где в прошедшем пятилетии построены комбинированные установки ГК-3.
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
СССР развивается по пути укрупнения мощности заводов, экономи ческие преимущества которого раскрыты в главе VII. Средняя мощность нефтезавода в 1975 г. превысит вдвое ее уровень в 1965 г. и на 30% уровень 1970 г.
Совершенствование технологии производства топлива и масел
Возросшие требования к качеству топлив и масел и неуклонный рост потребности в них определяют необходимость усиленного вне дрения каталитических процессов (каталитического риформинга, каталитического крекинга, гидроочистки) и новых методов произ водства смазочных материалов и присадок к ним.
117
Доля каждого из применяемых технологических процессов нефте переработки зависит от природных свойств перерабатываемой нефти, ассортимента вырабатываемых нефтепродуктов, заданного качества их, экономически целесообразной глубины переработки нефти
и других факторов.
На нефтеперерабатывающих заводах СССР созданы крупные мощности по каталитическому риформингу, каталитическому кре кингу, гидроочистке, алкилированию, производству масел селектив ной очистки. Внедряются процессы коксования, депарафинизации
дизельного топлива.
В истекшем пятилетии опережающими темпами по сравнению с первичной переработкой нефти развивались вторичные технологи ческие процессы и прежде всего каталитический риформинг, гидро
очистка, депарафинизация топлив, коксование. |
В текущей |
пя |
тилетке (1971—1975 гг.) наряду с дальнейшим |
развитием |
этих |
процессов предусматривается внедрение новых |
процессов — ги |
дрокрекинга, изомеризации, термоконтактного крекинга. В резуль тате роль современных технологических процессов в нефтепера-
ботке и их влияние |
на экономику отрасли |
резко возрастет. |
К а т а л и т и ч е |
с к и й р и ф о р м и н г |
— один из ведущих |
процессов современной нефтеперерабатывающей промышленности, осуществляемый с использованием алюмоплатичового катализатора при температурах 470—540° С, под давлением от 1,0 до 5,0 МПа и при рециркуляции образующегося водородсодержащего газа. Сырьем для каталитического риформинга служат бензиновые фрак ции прямой перегонки нефти, выкипающие в пределах от 60 до 180° С и в меньшей мере дистилляты вторичного происхождения: бензины термического крекинга, коксования и др. Применение этого про цесса позволяет превращать низкооктановые бензиновые фракции в высокооктановые компоненты автомобильного бензина, а также
получать |
ароматические углеводороды: бензол, |
толуол, кси |
|
лол, являющиеся важнейшим видом |
сырья для |
органического |
|
синтеза. |
особенность каталитического |
риформинга — получение ' |
|
Важная |
в качестве побочного продукта значительных количеств дешевого водорода. Это открывает возможности применения в нефтеперера ботке каталитического гидрирования различных нефтепродуктов, в частности, гидроочистки дизельных топлив, авиакеросина и авто бензина, смазочных масел и др.
В зависимости от качества сырья при каталитическом риформинге можно получить 80—90% автомобильного топлива с октановым числом 80 (по моторному методу). Расчетная стоимость единицы повышения октанового числа при этом составит 16—21 коп/т. Себе стоимость риформинга-бензина по сравнению с себестоимостью исходного низкооктанового бензина возрастает на 48—57%.
При оценке процесса каталитического риформинга бензина следует учитывать выгоды, получаемые потребителем при исполь зовании горючего лучшего качества. Повышенные капитальные
118
вложения в переработку нефти, связанные с каталитическим облаго раживанием, окупаются за сравнительно короткий срок.
На построенных в последние годы, строящихся и проектируемых установках платформинга предусмотрена предварительная г и д р о о ч и с т к а с ы р ь я с использованием алюмокобальтмолибденового катализатора и водорода, получаемого на установке платфор минга. Связанные с этим дополнительные капитальные вложения при переработке сернистого сырья в расчете на 1 т облагороженного бензина составляют 1,2—1,5 руб. Эти затраты резко возрастают при подготовке к переработке на установке платформинга высоко сернистого сырья. Для удаления всех компонентов, влияющих на активность катализаторов, необходима д в у х с т у п е н ч а т а я г и д р о о ч и с т к а с ы р ь я .
Всвязи с большим удельным значением в сырьевом балансе нефтеперерабатывающей промышленности парафиновых нефтей, бен зиновые фракции которых при каталитическом облагораживании дают пониженный выход ароматики и высокооктанового бензина, возрастает актуальность дальнейшего совершенствования процесса каталитического риформинга.
Вэтой связи заслуживает внимания новый вариант процесса,
разработанный во ВНИИнефтехиме. Он предусматривает примене ние платинового катализатора, отличающегося повышенной селек тивностью, снижение рабочего давления процесса до 2,0 МПа при сохранении температуры процесса и длительной работы катализатора.
Осуществление по этому способу каталитического риформинга бензиновых фракций, выкипающих при 85—180° С и содержащих свыше 60% парафиновых углеводородов, повышает выход авто бензина с октановым числом 85 (по моторному методу) до 83,5% от сырья. Это на 5% больше выхода бензина, получаемого при жестком режиме процесса, и примерно равно выходу 80-октано вого бензина при обычном режиме. Резко возрастает и выход во дорода.
К а т а л и т и ч е с к о е г и д р о г е н и з а ц и о н н о е о б е с с е р и в а н и е м о т о р н ы х т о п л и в . Светлые дистилляты, получаемые в результате прямой перегонки, крекинга и некоторых других процессов переработки нефти, содержат примеси, без уда ления которых они не обладают требуемыми качествами. Среди процессов очистки светлых нефтепродуктов особое значение имеет очистка нефтепродуктов от сернистых соединений, поскольку в об щем балансе нефтей, перерабатываемых в СССР, преобладают сер нистые нефти.
Проблема обессеривания моторных топлив — дизельного топ лива, автомобильного бензина, реактивного топлива и керосинов — наиболее полно и эффективно решается посредством каталитического воздействия на сернистые соединения водородом — в н е д р е н и е м г и д р о о ч и с т к и . Гидрообессеривание производится под да влением до 5,0 МПа в присутствии алюмокобальтмолибденового катализатора и при определенной концентрации водорода.
119