Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 307

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В текущем пятилетии единичная мощность установок первич­ ной переработки нефти составит 6—8 млн. т в год. Разрабатывается проект установки по первичной переработке нефти мощностью до 12 млн. т. Увеличиваются также и мощности установок катали­ тического крекинга (1200 тыс. т), каталитического риформинга (000—1000 тыс. т), гидроочистки (1500—2600 тыс. т), производства смазочных масел. Резко возрастают мощности агрегатов по про­ изводству этилена, полиэтилена, полистирола, высших спиртов, других нефтехимических продуктов и полупродуктов.

Укрупнение' технологических установок, как показывает опыт Полоцкого и других нефтезаводов, обеспечивает снижение удельных капитальных вложений и эксплуатационных затрат, снижение энер­ гетических затрат, сокращение расхода металла, рост производи­

тельности труда, увеличение прибыли -и

другие преимущества.

В табл. 9 приведены показатели по

атмосферно-вакуумным

трубчатым установкам.

Т а б л и ц а 9

 

Технико-экономические показатели по эксплуатации атмосферно-вакуумных трубчатых аппаратов различной мощности

 

Мощность, тыс.

т/ год

Показатели

2000

3000

6000

 

Стоимость установки, млн. руб....................................

3,56

4,06

7,68

Эксплуатационные расходы, млн. руб........................

3,46

4,68

8,70

Дополнительная прибыль (по сравнению с перера­

 

 

боткой равного количества сырья на АВТ мощ-

 

 

ностью 2 млн/т), млн. руб.........................................

0,51

1,68

Удельные капитальные вложения на 1

т перераба-

1,34

1,28

тываемой нефти, руб...................................................

1,78

Расход на 1 т перерабатываемой нефти, кг услов­

 

 

ного топлива:

 

 

 

пара (со стороны) ................................................

9

6,5

5,0

жидкого топлива ................................................

30

28,8

31,1

электроэнергии ...................................................

2,7

2,4

2,5

воды .......................................................................

1,5

1,3

1,2

Эксплуатационные расходы на 1 т переработанной

 

 

нефти, руб.....................................................................

1,73

1,56

1,45

Дополнительная прибыль на 1 т переработанной

0,17

0,28

нефти, руб.....................................................................

 

 

 

При увеличении мощности атмосферно-вакуумной трубчатой установки от 2 до 3 и 6 млн. т в год удельные капитальные вложения сокращаются на 25,2 и 28%, а удельные эксплуатационные затраты на 9,8 и 16,2%. Дополнительная прибыль достигает 0,51 и 1,68 млн. руб. Повышению технико-экономических показателей способствуют укрупнение аппаратов, использование тепла уходящих с установки горячих дистиллятов, а также газов от технологических печей,

116


повторное использование оборотной воды после конденсационных установок и т. д.

Внедрение в промышленности органического синтеза установок

производства полиэтилена с мощностью агрегатов 25—50

тыс. т

в год, как это предусмотрено планом девятой пятилетки,

вместо

4—12 тыс. т в год по агрегатам, введенным в эксплуатацию до 1971 г., позволит снизить удельные капитальные вложения в расчете на 1 т продукции в 1,5—2 раза. Себестоимость полиэтилена при этом уменьшится на 20% и более, а производительность труда возрастет

более чем вдвое.

Существенно сократится расход топлива, тепло-

и электроэнергии,

воды.

Возможности повышения экономической эффективности нефте­ переработки открываются рациональным комбинированием ряда технологических процессов в одной установке.

Комбинирование технологических процессов устраняет много­ ступенчатость переработки и связанные с ней повышенные энерге­ тические затраты, потребность в дополнительном оборудовании

иаппаратуре, большие потери нефтепродуктов, увеличение штата обслуживающего персонала. Сокращаются объекты основного (печи, теплообменники, холодильники и т. п.) и подсобно-вспомогательного назначения (энергохозяйство, водоснабжение, канализация и др.), территория, занимаемая установкой, технологические коммуникации

ит. д.

Так, комбинирование в одной установке мощностью 6 млн. т/год процессов атмосферно-вакуумной перегонки нефти, деструктивной перегонки мазута, каталитического крекинга широкой дистиллят­ ной фракции и газофракционирования, как показывают проектные расчеты, сокращает капитальные вложения на 31%, расход топлива в 1,7 раза, воды на 10%, эксплуатационные затраты в 1,45 раза. Прибыль возрастает на 3,69 млн. руб., рентабельность к фондам повышается с 38,2 до 66%.

Высокая экономическая эффективность комбинирования ряда технологических процессов в одной установке подтверждена опытом Ангарского нефтехимического комбината и Кременчугского нефте­ перерабатывающего завода, где в прошедшем пятилетии построены комбинированные установки ГК-3.

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

СССР развивается по пути укрупнения мощности заводов, экономи­ ческие преимущества которого раскрыты в главе VII. Средняя мощность нефтезавода в 1975 г. превысит вдвое ее уровень в 1965 г. и на 30% уровень 1970 г.

Совершенствование технологии производства топлива и масел

Возросшие требования к качеству топлив и масел и неуклонный рост потребности в них определяют необходимость усиленного вне­ дрения каталитических процессов (каталитического риформинга, каталитического крекинга, гидроочистки) и новых методов произ­ водства смазочных материалов и присадок к ним.

117


Доля каждого из применяемых технологических процессов нефте­ переработки зависит от природных свойств перерабатываемой нефти, ассортимента вырабатываемых нефтепродуктов, заданного качества их, экономически целесообразной глубины переработки нефти

и других факторов.

На нефтеперерабатывающих заводах СССР созданы крупные мощности по каталитическому риформингу, каталитическому кре­ кингу, гидроочистке, алкилированию, производству масел селектив­ ной очистки. Внедряются процессы коксования, депарафинизации

дизельного топлива.

В истекшем пятилетии опережающими темпами по сравнению с первичной переработкой нефти развивались вторичные технологи­ ческие процессы и прежде всего каталитический риформинг, гидро­

очистка, депарафинизация топлив, коксование.

В текущей

пя­

тилетке (1971—1975 гг.) наряду с дальнейшим

развитием

этих

процессов предусматривается внедрение новых

процессов — ги­

дрокрекинга, изомеризации, термоконтактного крекинга. В резуль­ тате роль современных технологических процессов в нефтепера-

ботке и их влияние

на экономику отрасли

резко возрастет.

К а т а л и т и ч е

с к и й р и ф о р м и н г

— один из ведущих

процессов современной нефтеперерабатывающей промышленности, осуществляемый с использованием алюмоплатичового катализатора при температурах 470—540° С, под давлением от 1,0 до 5,0 МПа и при рециркуляции образующегося водородсодержащего газа. Сырьем для каталитического риформинга служат бензиновые фрак­ ции прямой перегонки нефти, выкипающие в пределах от 60 до 180° С и в меньшей мере дистилляты вторичного происхождения: бензины термического крекинга, коксования и др. Применение этого про­ цесса позволяет превращать низкооктановые бензиновые фракции в высокооктановые компоненты автомобильного бензина, а также

получать

ароматические углеводороды: бензол,

толуол, кси­

лол, являющиеся важнейшим видом

сырья для

органического

синтеза.

особенность каталитического

риформинга — получение '

Важная

в качестве побочного продукта значительных количеств дешевого водорода. Это открывает возможности применения в нефтеперера­ ботке каталитического гидрирования различных нефтепродуктов, в частности, гидроочистки дизельных топлив, авиакеросина и авто­ бензина, смазочных масел и др.

В зависимости от качества сырья при каталитическом риформинге можно получить 80—90% автомобильного топлива с октановым числом 80 (по моторному методу). Расчетная стоимость единицы повышения октанового числа при этом составит 16—21 коп/т. Себе­ стоимость риформинга-бензина по сравнению с себестоимостью исходного низкооктанового бензина возрастает на 48—57%.

При оценке процесса каталитического риформинга бензина следует учитывать выгоды, получаемые потребителем при исполь­ зовании горючего лучшего качества. Повышенные капитальные

118


вложения в переработку нефти, связанные с каталитическим облаго­ раживанием, окупаются за сравнительно короткий срок.

На построенных в последние годы, строящихся и проектируемых установках платформинга предусмотрена предварительная г и д р о ­ о ч и с т к а с ы р ь я с использованием алюмокобальтмолибденового катализатора и водорода, получаемого на установке платфор­ минга. Связанные с этим дополнительные капитальные вложения при переработке сернистого сырья в расчете на 1 т облагороженного бензина составляют 1,2—1,5 руб. Эти затраты резко возрастают при подготовке к переработке на установке платформинга высоко­ сернистого сырья. Для удаления всех компонентов, влияющих на активность катализаторов, необходима д в у х с т у п е н ч а т а я г и д р о о ч и с т к а с ы р ь я .

Всвязи с большим удельным значением в сырьевом балансе нефтеперерабатывающей промышленности парафиновых нефтей, бен­ зиновые фракции которых при каталитическом облагораживании дают пониженный выход ароматики и высокооктанового бензина, возрастает актуальность дальнейшего совершенствования процесса каталитического риформинга.

Вэтой связи заслуживает внимания новый вариант процесса,

разработанный во ВНИИнефтехиме. Он предусматривает примене­ ние платинового катализатора, отличающегося повышенной селек­ тивностью, снижение рабочего давления процесса до 2,0 МПа при сохранении температуры процесса и длительной работы катализатора.

Осуществление по этому способу каталитического риформинга бензиновых фракций, выкипающих при 85—180° С и содержащих свыше 60% парафиновых углеводородов, повышает выход авто­ бензина с октановым числом 85 (по моторному методу) до 83,5% от сырья. Это на 5% больше выхода бензина, получаемого при жестком режиме процесса, и примерно равно выходу 80-октано­ вого бензина при обычном режиме. Резко возрастает и выход во­ дорода.

К а т а л и т и ч е с к о е г и д р о г е н и з а ц и о н н о е о б е с ­ с е р и в а н и е м о т о р н ы х т о п л и в . Светлые дистилляты, получаемые в результате прямой перегонки, крекинга и некоторых других процессов переработки нефти, содержат примеси, без уда­ ления которых они не обладают требуемыми качествами. Среди процессов очистки светлых нефтепродуктов особое значение имеет очистка нефтепродуктов от сернистых соединений, поскольку в об­ щем балансе нефтей, перерабатываемых в СССР, преобладают сер­ нистые нефти.

Проблема обессеривания моторных топлив — дизельного топ­ лива, автомобильного бензина, реактивного топлива и керосинов — наиболее полно и эффективно решается посредством каталитического воздействия на сернистые соединения водородом — в н е д р е н и е м г и д р о о ч и с т к и . Гидрообессеривание производится под да­ влением до 5,0 МПа в присутствии алюмокобальтмолибденового катализатора и при определенной концентрации водорода.

119