Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 343
Скачиваний: 0
200
-(-Прямая перегонка-»-
Схема 1. Комбинирование нефтепереработки и нефтехимии
специализированных производств для получения отдельных химиче
ских продуктов.
Комбинирование нефтегазопереработки и нефтехимии принимает различные формы. Так, на нефтеперерабатывающих заводах при прочих равных условиях следует размещать:
— первичные химические производства, базирующиеся на тех нологических процессах, аналогичных или родственных применя емым в нефтепереработке — производство бензола, толуола, ксило лов, этилена, пропилена, бутиленовой др.;
— первичные химические производства, базирующиеся на использовании отходов нефтепереработки — производство серы
исерной кислоты из сероводородсодержащих газов гидроочистки;
—первичные химические производства, обеспечивающие получе ние продуктов, используемых в нефтепереработке — производство водорода для процессов гидрокрекинга и гидроочистки.
При более высоком уровне комбинирования на нефтеперераба
тывающем заводе не только получают мономеры, но и их перераба тывают. Создаются производства дивинила, спиртов (этилового, бутилового, изопропилового), окиси этилена, полиэтилена, нафта лина, этилбензола, стирола, полистирола, синтетических жирных кислот и спиртов, других химических продуктов. Комбинирование нефтепереработки и нефтехимии показано на схеме 1.
Состав химических продуктов, вырабатываемых на нефтепере рабатывающем и газоперерабатывающем заводе, масштабы произ водства отдельных видов химической продукции, в конечном счете глубину комбинирования нефтегазоперерабатывающего и химиче ских производств устанавливают на основе учета ряда факторов. Важнейшие из них: характер технологических связей комбиниру емых производств, ресурсы нефтехимического сырья, потребность района в нефтехимических продуктах, экономичность транспорта химических продуктов, удельный расход сырья топлива на единицу продукции.
Экономическая эффективность комбинирования нефтегазоперерабатывающего и химических производств
Экономическую эффективность комбинирования определяют сопо ставлением капитальных затрат и текущих издержек производства одной и той же продукции на комбинированных и некомбинирован
ных предприятиях.
Комбинирование нефтегазопереработки и нефтехимии дает боль шой экономический эффект. При нем можно избежать дублирования технологических процессов, в отдельных случаях исключить из производственного' процесса отдельные производства. Так, совме щаются в едином процессе два обособленных процесса газоразделения — сначала газов нефтепереработки на сухой газ и сжижен ные газы (осуществляемый на нефтеперерабатывающем заводе), затем сухого газа на этилен, пропиленовую и другие фракции
201
(осуществляемый на химическом заводе). При таком совмещении можно применять более производительные агрегаты и получать все компо ненты нефтезаводских газов, используемых в нефтепереработке и нефтехимии. Капитальные вложения в объекты газоразделения при этом уменьшаются примерно на 30—40%. Такое же положение наблюдается и с установками но сероочистке газов. При отсутствии комбинирования их приходится создавать как на нефтеперерабаты вающем, так и на химическом заводе.
В ряде химических производств (производство олефинов, диви нила, изопрена и др.) в качестве побочного продукта получают водородсодержащие газы. Они могут быть использованы в нефте переработке для гидроочистки нефтепродуктов. Это сокращает по требность в водороде специального производства, в отдельных случаях позволяет отказаться от капитальных вложений на стро ительство водородных установок.
Комбинирование нефтепереработки и нефтехимии открывает воз можности использования малотранспортабельных отходов нефте переработки — сероводородсодержащих газов в производстве элемен тарной серы и серной кислоты. Получаемые при этом сера и кислота обходятся (при освоении проектных показателей) намного (в 2,5— 4,5 раза) дешевле, чем при использовании обычных видов сырья — серного колчедана, природной серы и др.
Размещение совмещенных производств на одной площадке поз воляет уменьшить протяженность сетей паро-, электро- и водоснаб жения, других коммуникаций, сводит до минимума потребность в промежуточных хранилищах полуфабрикатов. Сокращаются капи тальные вложения и в другие объекты подсобно-вспомогательного
иобщезаводского хозяйства. Благодаря Сокращению запасов сырья
иматериалов уменьшается потребность и в оборотных средствах. При комбинировании нефтепереработки и нефтехимии отпадают
внезаводские перевозки полуфабрикатов, связанные с этим их потери
итранспортные расходы. Обслуживание нефтеперерабатывающего
ихимических производств силами единой подсобно-вспомогательной службы удешевляет пар, воду, электроэнергию, уменьшает расходы на текущий ремонт и амортизацию основных фондов. Общезаводские
и внепроизводственные расходы в расчете на единицу продукции в результате увеличения объема вырабатываемой продукции умень шаются. Все это, а также объединение в единый процесс обособлен ных процессов (газоразделения, сероочистки), применение в нефте переработке бросовых водородсодержащих газов химических произ водств (вместо водорода, производимого на специальных установках) уменьшают эксплуатационные затраты.
Расчеты показывают, что при межотраслевом комбинировании нефтепереработки и нефтехимии эксплуатационные расходы сни жаются на 10—12%. Капитальные затраты на производство нефтехимикатов уменьшаются при этом примерно на одну треть.
Высокой экономической эффективностью характеризуется внутриотраслевое комбинирование в нефтехимической промышлен
202
ности. Себестоимость нефтехимических продуктов при этом сни жается на 8—10%.
Главный критерий эффективности комбинирования нефтегазо переработки и нефтехимии — повышение производительности обще ственного труда. Организация производства на нефтеперерабатыва ющем (газоперерабатыі ающем) заводе тех или иных нефтехимикатов будет экономически не выгодна, если она влечет за собой (по срав нению с организацией этих производств в других районах страны) дополнительные затраты (связанные с использованием более дорогих видов сырья, топлива, транспортом химикатов на большие рассто яния и т. д.), превышающие экономию от комбинирования, реализу емую на предприятия. Поэтому при организации комбинирования производств, определении схемы и размеров нефтехимических ком бинатов нельзя ограничиваться оценкой влияния комбинирования на экономику того предприятия, где осуществляется этот процесс. Необходимо учитывать народнохозяйственную эффективность ком бинирования производства.
Экономические возможности, которые заключены в комбиниро вании производства, реализуются в нефтяной, газовой и нефтехими ческой промышленности еще недостаточно. На газобензиновых заво дах из попутного газа пока выделяются преимущественно пропан и бутан. Этан извлекается из попутных газов в незначительных размерах. Между тем на основе этана, являющегося наиболее ква лифицированным сырьем для получения этилена, можно развивать комбинирование газоперерабатывающего и ряда химических произ водств.
Не получило должного развития комбинирование на основе ис пользования таких отходов нефтегазопереработки, как сероводород содержащие газы. Потери серы, содержащейся в добытых нефти и газе, еще значительны.
Дальнейшее развитие комбинирования производства, как это предусмотрено решениями XXIV съезда КПСС, обеспечит существен ное повышение эффективности социалистического производства.
Г л а в а VIII
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НЕФТЯНОЙ
ИГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
§1. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЛАНИРО ВАНИЯ
Сутверждением общественной собственности на средства произ водства возникает объективная экономическая необходимость и воз можность планомерной организации производства из единого эко номического центра, обеспечивающей наиболее полное достижение цели социалистического производства. «Социализм, — указывал В. И. Ленин, — немыслим... без планомерной государственной орга низации, подчиняющей десятки миллионов людей строжайшему
соблюдению единой нормы в деле производства и распределения продуктов» х.
Лишь социализму присуща планомерность, означающая постоян ную, сознательно поддерживаемую пропорциональность.
Необходимость планомерной организации всего народного хо зяйства, т. е. централизованного регулирования общественного произ водства в целях поддержания пропорциональности между его ча стями и подразделениями, выражает экономический закон плано мерного развития народного хозяйства. Регулятором экономики, однако, выступает не один экономический закон, а вся взаимосвя занная и сознательно используемая система экономических законов.
Важнейшие пропорции общественного производства — это про порции между производством и потреблением, развитием промышленности и сельского хозяйства, между развитием отдельных отраслей промышленности и т. д.
На планомерное развитие нефтяной промышленности, например, влияют пропорции между запасами и добычей нефти, добычей нефти и переработкой ее и др.
Объективная необходимость и возможность планомерного раз вития народного хозяйства превращается в действительность при помощи социалистического планирования — сердцевины руко-
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, с. 300.
204
водства народным хозяйством, одного из решающих преимуществ социализма.
Планирование заключается в составлении и организации выпол нения планов и основывается на требованиях всей системы экономи ческих законов. Неполный учет этих требований приводит к дис пропорциям на отдельных участках народного хозяйства, отражается на развитии экономики.
XXIV съезд КПСС уделил особое внимание вопросам дальней шего совершенствования планирования. В решениях съезда указы вается на необходимость повышения научного уровня планирова ния, совершенствования его организации и методов улучшения про верки выполнения планов. Все большее народнохозяйственное значение приобретает планирование научно-технического прогресса, повышения качества продукции, сбалансированность основных раз делов плана, внедрение оптимальных планов.
Народнохозяйственное планирование основано на ленинских принципах, развитых и обогащенных Коммунистической партией в течение многолетнего процесса строительства социализма. Для развития теории и практики социалистического планирования ис ключительное значение имели решения XXIII и XXIV съездов КПСС.]
Важный принцип социалистического планирования — его п а р т и й н о с т ь . На основе перспективных и текущих народнохозяй ственных планов осуществляется строительство коммунистического общества. Первый в мире перспективный народнохозяйственный план — план ГОЭЛРО — В. И. Ленин называл второй программой партии. Коммунистическая партия постоянно руководит планиро ванием народного хозяйства, реализацией народнохозяйственных планов, организует его дальнейшее совершенствование.
Одним из основных принципов народнохозяйственного плани
рования |
является ленинский принцип |
д е м о к р а т и ч е с к о г о |
|
ц е н т р а л и з м а , |
означающий |
сочетание централизованного |
планового руководства народным хозяйством с инициативой местных органов и участием трудящихся масс в планировании. Это обеспе чивает всесторонний учет местных особенностей и предоставление должной самостоятельности местам в интересах успешной реализа ции плановых заданий. •
Общегосударственные планы содержат лишь главные задания.
Этим исключается чрезмерная централизация планирования. |
Реали |
|
зация решений |
сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК |
КПСС |
и XXIII съезда |
партии расширила самостоятельность предприятий |
в решении ряда вопросов, что способствовало повышению оператив ности руководства при соблюдении общенародных интересов.
Трудовые коллективы обсуждают проекты планов предприятий, выявляют и используют резервы производства.
Социалистическое планирование имеет д и р е к т и в н ы й х а р а к т е р . Это определяется экономической ролью социалисти ческого государства, осуществляющего планирование всего народного
205
хозяйства и руководство реализацией планов. Планы, утвер жденные Верховным Советом СССР, принимают силу закона. Невыполнение плановых заданий является нарушением государ ственной дисциплины. За нарушение планов и заданий по поставкам продукции установлена строгая ответственность руководителей хо
зяйственных организаций. |
и т е к у щ е г о |
|
С о ч е т а н и е |
п е р с п е к т и в н о г о |
|
п л а н и р о в а н и я |
— важный принцип |
разработки планов, |
В основе планирования лежат перспективные планы, рассчитанные на пять и более лет и предусматривающие решение крупных задач коммунистического строительства. Текущие планы, определяющие задания преимущественно іга год, исходят из перспективных планов и их разрабатывают с большей детализацией, чем перспективные планы.
Основная форма народнохозяйственного планирования — пятилетний план с распределением заданий по годам. Годовые зада ния пятилетнего плана уточняют с учетом ряда факторов — допол нительных потребностей, выявленных резервов роста производства и т. д. В годовых планах устанавливают задания по кварталам. Перспективные планы подразделяют на среднесрочные (главным образом пятилетние) и долгосрочные или генеральные, рассчитанные на 15—20 лет.
XXIV съезд КПСС признал необходимым осуществить разработку долгосрочного перспективного плана на основе прогнозов научнотехнического прогресса, роста населения страны, природных ресур сов и др. Долгосрочный план вплоть до 1990 г. явится важным напра вляющим фактором при составлении пятилетних и годовых планов, в которых он получит свою конкретизацию.
Роль долгосрочного планирования особенно возрастает в связи с разработкой крупных народнохозяйственных проектов, требующих для своего осуществления 10—15 лет и более. Долго срочные планы должны основываться на всех достижениях науки и практики, на научно обоснованных расчетах и самых современных методах планирования.
Составлению долгосрочного перспективного плана развития народного хозяйства предшествует разработка важнейших народно хозяйственных проблем и научно-технических прогнозов.
Прогнозы направлены на решение социальных, экономических, научных, технических, производственных и оборонных задач, ориен тированы на удовлетворение общественных потребностей. Они поз воляют определить и экономически обосновать научйо-техническую политику.
Научно-технический прогноз определяет пути реализации оте чественных и мировых достижений в данной области, содержит технические показатели и показатели экономической эффективности, оценку социальных последствий, требования к смежным областям науки, техники, технологии, к подготовке кадров, к развитию мате риальной базы науки, данные о масштабах и сроках внедрения
206