Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 367

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

меньше амортизационного срока. Оборудование современных нефте­ перерабатывающих заводов подвержено различным видам коррозий­ ных разрушений из-за воздействия многообразных агрессивных сред. Коррозийное разрушение вызывает простои и преждевремен­ ный износ оборудования. Поэтому большое значение имеют защита оборудования от коррозии, создание новых коррозийностойких

сталей и сплавов и др.

М о р а л ь н ы й износ, претерпеваемый основными фондами, заключается в снижении экономической эффективности средств труда в результате технического прогресса до их полного физиче­ ского износа и проявляется в двух формах.

При первой форме стоимость основных фондов снижается в связи с удешевлением их воспроизводства в результате повышения про­ изводительности общественного труда. Это позволяет снизить опто­ вые цены на средства труда. Влияние первой формы морального износа учитывается и практически устраняется при переоценке основных фондов по восстановительной стоимости. При второй форме морального износа обесценение действующих основных фондов вызывается внедрением более совершенных машин. Применение их повышает объем производства, снижает себестоимость продукции, увеличивает прибыль и делает неэффективным использование мо­ рально устаревших средств труда. Эта форма морального износа влияет не только на стоимость, но и на срок службы основных фон­ дов. Воздействие ее на экономическую эффективность применения машин поэтому особенно сильно.

Всемерное использование машин и механизмов позволяет уско­ рить их отдачу до наступления морального износа. При определении сроков службы средств труда следует исходить из экономически целесообразного срока эксплуатации, учитывающего темпы техниче­ ского прогресса.

В СССР осуществляется планомерное обновление техники в целях экономии общественного труда. В истекшем пятилетии начат переход к массовому производству и внедрению станков-качалок и буровых установок нового размерного ряда. Предстоит очередное техниче­ ское перевооружение нефтяной и газовой промышленности. В реше­ ниях XXIV съезда КПСС предусмотрены повышение технического уровня оборудования, ускоренная замена и модернизация морально устаревших машин.

Важной формой снижения влияния морального износа второй формы является м о д е р н и з а ц и я о б о р у д о в а н и я , за­ ключающаяся в техническом совершенствовании действующего обо­ рудования в соответствии с современными требованиями путем кон­ структивного улучшения отдельных узлов и деталей, установления приспособлений и контрольно-регулирующих приборов.

Модернизация оборудования часто позволяет при относительно небольших затратах повысить эксплуатационные показатели машин и удлинить экономически целесообразный срок использования ос­ новных фондов. Она способствует интенсификации технологических

280


режимов, повышению уровня механизации и автоматизации, улуч­ шению экономических показателей.

В ряде случаев модернизация оборудования и транспортных средств имеет своей целью только улучшение условий труда.

Модернизацию оборудования часто проводят одновременно с их капитальным ремонтом.

Амортизация основных фондов

А м о р т и з а ц и я представляет собой плановое погашение стоимости основных фондов по мере износа путем перенесения ее на производимую продукцию или услуги. Ее осуществляют с целью накопления денежных средств для последующего частичного и пол­ ного восстановления основных фондов. Эти средства накопляются путем ежемесячных амортизационных отчислений, включаемых в се­ бестоимость продукции. При реализации продукции амортизацион­ ные отчисления превращаются в денежную форму и образуют амор­ тизационный фонд.

В затратах на производство промышленной продукции аморти­ зация составляет в нефтедобывающей промышленности 36%, в га­ зовой— 17%, в нефтеперерабатывающей 6,6%. Амортизацию на­ числяют по единым нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР.

Н о р м а а м о р т и з а ц и и — это годовые амортизационные отчисления, выраженные в процентах к балансовой стоимости основ­ ных фондов. Они должны быть экономически обоснованы. Завышен­ ные нормы амортизации удорожают себестоимость продукции и сни­ жают рентабельность, а заниженные не обеспечивают возмещение износа основных фондов. Неправильные нормы амортизации отра­ жаются на расчетах по определению экономической эффективности внедрения новой техники, материального обеспечения производства, на состоянии хозяйственного расчета.

Технико-экономическое обоснование норм амортизации приобре­ тает исключительное значение в фондоемких отраслях промышлен­ ности — нефтедобывающей, газодобывающей и др., — где доля амор­ тизационных отчислений в себестоимости продукции особенно велика.

Норму амортизационных отчислений (в процентах) рассчитывают

по формуле

 

(Ф + Р - Л ) 100

(IX.1)

где Ф — балансовая стоимость основных фондов;

Р— затраты на капитальный ремонт и модернизацию в течение амортизационного периода;

Л— ликвидационная стоимость, т. е. разница между стоимостью оставшихся после ликвидации материальных ценностей

281


с учетом их годности и затратами на демонтаж и ликвида­

цию; А _ амортизационный период, т. е. экономически целесообраз­

ный срок службы данной группы основных фондов.

При определении амортизационного периода учитывают ряд технических и экономических факторов — фактический срок службы оборудования, темпы технического прогресса, возможности замены устаревшего оборудования исходя из перспективных балансов, экономическую целесообразность модернизации оборудования и др.

В действующих нормах амортизации учтена вторая форма мо­ рального износа, что обусловило заметное сокращение средних нор­ мативных сроков службы (амортизационных периодов). Они опре­ делены исходя из восстановительной стоимости основных фондов, широкой дифференциации по укрупненным группам отдельных видов основных фондов и едины для всех отраслей народного хозяйства.

Для отдельных групп и подгрупп основных фондов определенного производственно-технического назначения с примерно одинаковыми сроками службы и затратами на капитальный ремонт установлены специальные нормы амортизационных отчислений. Особенно много норм предусмотрено по специализированному технологическому обо­ рудованию, эксплуатируемому в определенных отраслях промышлен­ ности. Для различных видов машин и оборудования добычи нефти и бурения на воду установлено, например, 18 норм, машин и обору­ дования для предприятий нефтеперерабатывающей промышленно­ сти — 15 норм, для геологоразведочного оборудования — 6 норм.

Особенности использования некоторых видов основных фондов учитываются путем применения к нормам поправочных коэффициен­ тов, например, в связи с интенсивностью использования машин и оборудования (коэффициент сменности), эксплуатацией в условиях агрессивной среды, увлажненности и др.

Общая норма амортизационных отчислений состоит из двух ча­ стей: 1) на частичное восстановление (капитальный ремонт и модерни­ зацию); 2) на полное восстановление (реновацию). Некоторые виды основных фондов не требуют капитального ремонта и имеют только норму на полное восстановление, например, металлические буровые вышки, металлические основания и блоки, не входящие в состав ком­ плектных буровых установок.

По отдельным видам и группам основных фондов установлено значительное количество норм амортизационных отчислений. Однако на каждом отдельном предприятии их применяется относительно мало. Доля капитального ремонта в общем размере амортизационных отчислений существенно колеблется в зависимости от назначения средств труда и других факторов.

Амортизационные отчисления производят по всем введенным в дей­ ствие основным фондам и приостанавливают лишь при их консерва­ ции в установленном порядке. По новым основным фондам аморти­ зацию начинают начислять с первого числа месяца, следующего после ввода их в эксплуатацию, и производят в течение всего факти­

2S2


ческого срока службы основных фондов. Во время ремонта и простоя основных фондов начисление амортизации не приостанавливают. На оборудование и транспортные средства, находящиеся в запасе (резерве на складе), амортизацию начисляют только на полное вос­ становление. Начисленную амортизацию ежемесячно включают в се­ бестоимость выработанной продукции, выполненных работ или услуг.

Особенности амортизации скважин

Действующая система амортизации скважин отличается следу­ ющими особенностями, обусловленными своеобразием этой группы сооружений.

1. Амортизационные отчисления на полное восстановление неф­ тяных скважин лроизводят в размере 6,7%, а газовых 8,3% от их балансовой стоимости в течение соответственно 15 и 12 лет независимо от фактического срока их эксплуатации. Амортизация ликвидиро­ ванных скважин, следовательно, продолжается до истечения этого срока, а эксплуатационных — после его истечения прекращается.

2. Амортизационные отчисления на капитальный ремонт произ­ водят в течение фактического срока эксплуатации скважин по нор­ мам, дифференцированным для отдельных районов, по нефтяным скважинам в пределах 1,0—2,4%, а по газовым 1—'2%. Эти нормы включают также затраты на совершенствование вскрытия пласта — гидравлический разрыв пласта, кислотную обработку забоев, обра­ ботку забоев поверхностно-активными веществами, торпедирование

(табл. 37).

3.Продуктивные разведочные скважины при вводе их в эксплу­ атацию переоценивают, исходя из глубины залегания продуктивного горизонта и стоимости 1 м проходки эксплуатационных скважин. Переоценивают также разведочные скважины, используемые в ка­ честве нагнетательных и контрольных.

4.Амортизацию нефтяных и газовых скважин, временно законсер­ вированных до организации нефтедобывающих предприятий, до ввода в разработку новых участков нефтегазодобывающих промыслов или до ввода в действие магистральных газопроводов, не производят

втечение всего периода консервации. Амортизацию скважин, вре­ менно законсервированных для предотвращения дегазации месторо­ ждения, в целях противопожарной и санитарной охраны или в связи

с ограничением добычи низкокачественной нефти не прекращают

втечение всего периода их консервации.

5.Амортизацию скважин начинают начислять с начала месяца,

следующего после передачи ее в эксплуатацию.

Характерно, что принятый ныне 15-летний период амортизации нефтяных скважин втрое более установленного в 1927 г. (5 лет для Азербайджана и 4 года для отдельных районов) и в 1,5 раза более принятого в 1939 г. (10 лет). Это отражает технический прогресс добычи нефти, обеспечивший увеличение срока жизни скважин.

283-


Т а б л и ц а 37

Нормы амортизационных отчислений по нефтяным,

нагнетательным,

 

контрольным, газовым и газоконденсатным

скважинам

 

 

(в процентах к балансовой стоимости)

 

 

 

 

 

 

 

Общая

В том

числе

 

 

 

 

 

норма

 

 

Вид

 

 

 

 

аморти­

на

 

Объединение

(НГДУ),

район

 

зацион­

на капи­

основных

 

полное

фондов

 

 

 

 

ных

 

восста­

тальный

 

 

 

 

 

отчисле­

новление

ремонт

 

 

 

 

 

ний

 

 

 

Нефтяные,

Коминефть, НГДУ Удмуртнефть, Укр-

7,7

 

6,7

1,0

нагнета-

нефть, Белоруснефть

....................

 

тельные

Куйбышевнефть, Пермьнефть, Орен­

 

 

 

 

и кон­

бургнефть, Сахалиннефть, Ставро-

 

 

 

 

трольные

польнефтегаз, Нижневолжскнефть,

 

 

 

 

скважины

Саратовнефтегаз, Эмбанефть, Узбек-

7,9

 

6,7

1,2

 

нефть, НГДУ Киргизнефть

. . .

 

 

Башнефть, Главтюменьнефтегаз, Гроз-

 

 

 

 

 

нефть, Дагнефть, Краснодарнефте­

8,2

 

 

 

 

газ, Грузнефть,

Туркменнефть . .

 

6,7

1,5

 

Каспморнефть, Татнефть, Мангышлак-

8,7

 

6,7

2,0

Газовые и

нефть, Таджикнефть, Азнефть . .

 

Западная и Восточная Сибирь, Коми

10,3

 

8,3

2,0

газокон-

А С С Р ...................................................

 

денсатные

Европейская территория СССР . . .

9,3

 

8,3

1,0

скважины

Средняя А з и я .......................................

9,6

 

8,3

1,3

Скважины

Украина ...................................................

9,8

 

8,3

1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

подземных

 

 

 

 

 

 

 

 

хранилищ

 

 

 

 

 

 

 

 

газа

 

 

 

 

3,0

 

2,0

1,0

В старых нефтедобывающих районах значительная группа сква­ жин рентабельно эксплуатируется 20—30 лет и более. Так, на место­ рождениях Северного Кавказа удельный вес скважин, пребывающих в эксплуатации более 15 лет, составляет 32,7% всего эксплуатацион­ ного фонда. Однако на этих же месторождениях возраст 41% ликви­ дированных скважин не превышает 5 лет. Это вызывается недостат­ ками эксплуатации скважин.

Сроки жизни скважин возрастают благодаря многопластовости месторождений, применению вторичных методов добычи нефти и дру­ гих методов повышения производительности скважин и их рациональ­ ной эксплуатации.

Для специализированного оборудования по глубокому бурению на нефть и газ, добычи и переработки нефти и некоторым другим специфическим основным фондам нефтяной и газовой промышленности установлены дифференцированные нормы амортизационных отчисле­ ний (табл. 38—40).

Амортизационные отчисления, предназначенные для капиталь­ ного ремонта, остаются в распоряжении предприятий и расходуются

284