Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 361

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 38

 

Нормы амортизационных отчислений по некоторым

 

специализированным фондам

нефтяной промышленности

 

(в %

к балансовой стоимости)

 

 

 

 

 

Общая

В том

числе

Вид основных фондов

 

норма

на полное

на

 

амортизаци­

 

 

 

онных

восстанов­

капитальный

 

1

 

отчислений

ление

ремонт

 

 

2

3

4

 

Машины и оборудование для добычи нефти и бурения

 

Оборудование для глубокого бурения на

 

 

 

нефть и газ ................................................

 

21,3

13,8*

7,5

Вышки, подъемники для вышек, емкости,

 

 

 

приемные мосты, металлические основа­

 

 

 

ния и блоки, не входящие в состав ком­

11,2

11,2 *

 

плектных буровых установок . . . .

Турбобуры, электробуры и турбодолота

32,7

32,7

Оборудование для механизации и автома­

 

 

 

тизации

производственных

процессов

29,9

19,6*

10,3

в бурении ................................................

 

Станки-качалки ........................................

 

11,2

9,1 *

2,1

Промывочные агрегаты ............................

 

16,1

11,4 *

4,7

Арматура фонтанная, нагнетательная и

11,4

11,4 **

_

оборудование устья скважин . . . .

Погружные

центробежные электронасосы

 

 

 

для добычи нефти (насос, двигатель,

25,2

22,8

2,4

кабель)

....................................................

 

Насосно-компрессорные т р у б ы ................

9,2

9?2 ***

*По оборудованию, работающему в морских условиях, к норме амортизационных отчислений на полное восстановление применяется коэффициент 1,3.

**Для предприятий нефтяной промышленности в Тюменской, Томской и Сахалин­

ской областях и в республиках Средней Азии к норме амортизационных отчислений на полное восстановление применяется коэффициент 1,3-

*** При использовании насосно-компрессорных труб с диэлектрическим покрытием к норме амортизационных отчислений па полное восстановление применяется коэффициент

0,5.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 39

Нормы амортизационных отчислений

по некоторым

 

специализированным

фондам

газовой

промышленности

(в % к

балансовой стоимости)

 

 

 

 

Общая

 

В том

числе

Вид основных фондов

 

норма

 

на полное

на капиталь­

 

амортизаци­

 

 

онных

 

восстанов­

ный

 

 

отчислений

ление

ремонт

Машины II оборудование газовой промышленности

 

Оборудование газоперерабатывающих за­

13,9

 

9,6

4,3 *

водов ...........................................................

 

 

Оборудование очистки газа от влаги и

14,7

 

9,6

5.1 *

агрессивных компонентов ....................

 

 

Оборудование очистки «жирных» и попут­

12,8

 

9,6

3.2 *

ных газов ...............................................

 

 

* Нормы определены исходя из режима работы в две смены. В условиях трехсменной работы к нормам амортизационных отчислений на капитальный ремонт применяется коэф­

фициент 1,1.

285


Т а б л и ц а 40

Нормы амортизационных отчислении по некоторым специализированным фондам нефтеперерабатывающей промышленности

 

%

к балансовой стоимости)

 

 

 

 

 

Общая

В том

числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

норма

 

 

Вид

основных фондов

амортизаціи

на полное

на капиталь-

 

 

 

 

инных

восстановле-

ный

 

 

 

 

отчислений

ние

ремонт

 

Машины

II

оборудование

для предприятий

 

 

нефтеперерабатывающей

промышленности

 

ЭЛОУ, АВТ-топливная, АВТ-масляная,

 

 

 

каталитический риформинг с гидро­

 

 

 

очисткой, АГФУ, производство изопро­

 

 

 

пилбензола, производство этилена, про­

13,3

9,1

 

изводство полиэтилена низкого давления

 

Вторичная перегонка бензинов, катали­

 

 

 

тический крекинг, депарафинизация,

 

 

 

парафиновая

установка,

производство

 

 

 

параксилола,

каталитический крекинг

 

 

 

с неподвижным катализатором, карбо-

12,2

9,1

 

мидная депарафинизация

 

....................

 

Вакуумная установка, производство поли­

 

 

 

пропилена, производство

полиэтилена

14,0

10,0

 

высокого давления ...............................

 

термический

 

Установка газоконденсации;

 

 

 

крекинг; ГФУ; комбинированная (АТ +

 

 

 

+ ТК); дуасол; алкилирующая уста­

13,8

8,3

 

новка .......................................................

 

 

 

 

Установка полунепрерывного коксования,

 

 

 

производство кокса в кубах, сернокис­

 

 

 

лотная очистка, установка контактного

 

 

 

коксования

...........................................

 

 

14,2

7,1

 

 

Трубопроводный магистральный транспорт

 

Магистральные газопроводы и нефтепро­

 

 

 

дуктопроводы и отводы от них, конден­

3,6

3,0

 

сатопроводы

...........................................

 

 

0,6

на его проведение, а также на приобретение нового оборудования взамен устаревшего, капитальный ремонт которого экономически нецелесообразен. За счет этой части амортизационных отчислений вышестоящие организации могут создавать резерв в размере до 10% общего объема отчислений для использования на предприятиях, где потребность в капитальном ремонте превышает свои амортизаци­ онные отчисления на эту цель.

Амортизационные отчисления, предназначенные для полного восстановления, направляются: в фонд развития производства — в нефтедобывающей и газовой промышленности 30% от стоимости прочих производственных фондов (исключая стоимость скважин)

286


и в нефтеперерабатывающей до 45% их общего объема; 2) на финанси­ рование централизованных государственных капитальных вложе­ ний — остальной части.

§ 4. РЕМОНТ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Непрерывное увеличение основных фондов нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности резко повышает значение со­ вершенствования производства ремонтных работ в этих отраслях.

Ремонт основных фондов — условие их частичного воспроиз­ водства. Рациональная организация ремонта и эксплуатации основ­ ных фондов устраняет их преждевременный износ, поддерживает

всостоянии эксплуатационной готовности, улучшает использование средств труда, что положительно влияет на объем производства, про­ изводительность труда, рентабельность производства и другие ка­ чественные показатели работы предприятий.

Необходимость ремонта вызывается неравномерностью износа отдельных частей различных групп основных фондов, работающих

вразных условиях. Ежегодные затраты на ремонт основных фондов нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности составляют сотни миллионов рублей, в связи с этим приобретает особое значение повышение экономичности ремонта в этих отраслях.

Для поддержания основных фондов в работоспособном состоянии

на предприятиях нефтяной, газовой и нефтехимической промышлен­ ности действует система планово-предупредительного ремонта обо­ рудования (ППР), предусматривающая комплекс мероприятий по уходу, надзору и ремонту оборудования, увеличению его надежности и долговечности, обеспечению сменными деталями и узлами, прово­ димых в плановом порядке.

Система планово-предупредительного ремонта имеет профилак­ тический характер и включает межремонтное обслуживание и ре­

монтные работы.

В зависимости от объема работ и источников финансирования различают текущий, средний и капитальный ремонты.

Т е к у щ и й ремонт — наименьший по объему и стоимости ре­ монт, заключающийся в замене быстроизнашивающихся деталей, выверке и ремонте отдельных узлов и выполнении прочих работ, необходимых для нормальной эксплуатации основных фондов. Его производят на месте их установки за счет себестоимости продукции.

С р е д н и й ремонт характеризуется частичной разборкой ре­ монтируемого объекта, заменой и восстановлением многих изношен­ ных деталей, капитальным ремонтом отдельных узлов. Различаются средние ремонты с периодичностью менее и более года. Средний ре­ монт с периодичностью менее года по своей экономической природе является текущим ремонтом, а свыше года — капитальным.

К а п и т а л ь н ы й ремонт — это наибольший по объему и сто­ имости ремонт, заключающийся в разборке агрегата, замене всех изношенных деталей и узлов, ремонте всех базовых деталей

287


и осуществляемый с периодичностью свыше одного года за счет аморти­ зационных отчислений. Одновременно с капитальным ремонтом часто производят модернизацию оборудования. Решениями XXIV съезда КПСС предусмотрено ограничение объемов малоэффективного капи­

тального ремонта.

В системе планово-предупредительного ремонта пользуются следующими показателями.

Р е м о н т н ы й ц и к л —период работы оборудования между двумя последовательными капитальными ремонтами, длительность цикла зависит от конструкции оборудования, условий работы, сро­

ка службы и т. д.

С т р у к т у р а ремонтного цикла — порядок чередования ос­ мотров и ремонтов в пределах ремонтного цикла, обеспечивающий всемерное предохранение оборудования от износа и наибольшее полезное время работы объекта.

М е ж р е м о н т н ы й п е р и о д — период времени между дву­ мя смежными ремонтами.

В нефтяной промышленности важное экономическое значение принадлежит подземному ремонту скважин и ремонту технологиче­ ских установок нефтеперерабатывающих заводов.

Текущий подземный ремонт скважин

Текущий подземный ремонт нефтяных скважин — важное усло­ вие максимального межремонтного периода их работы и поддержания установленного режима эксплуатации скважин. Этот процесс — один из наиболее тяжелых, трудоемких и дорогостоящих производ­ ственных процессов в добыче нефти. Текущим подземным ремонтом занято свыше 900 специализированных бригад, которые ежегодно производят более 300 тыс. ремонтов стоимостью свыше 90 млн. руб. Доля расходов на текущий подземный ремонт скважин в себестои­ мости добычи нефти и газа колеблется от 1,3% (Ставропольнефтегаз) до 12% (Азнефть), а простои скважин в ремонте составляют 2% общего времени их эксплуатации.

Объем, структура, периодичность, продолжительность и стои­ мость текущего ремонта скважин зависят от стадии разработки и гео­ логических особенностей нефтяных залежей, способа эксплуатации, высоты подъема жидкости и др.

При сопоставимых условиях (высоты подъема жидкости, де­ биты) и отсутствии факторов, осложняющих эксплуатацию, фонтан­ ные скважины ремонтируют примерно 1 раз в два года, оборудован­ ные погружными электронасосами — 2—3 раза, штанговыми — 6 раз и более в году.

Наибольший объем текущего подземного ремонта производится на бакинских промыслах, где на ремонтных работах занято около 250 бригад, а ежегодные затраты на ремонт достигают 23 млн. руб. Это определяется большим фондом скважин (преимущественно глу­ биннонасосных) и последствиями вредного влияния песка в скважи­

288


нах — интенсивным износом плунжеров, клапанов, втулок, штанг, прекращением подачи жидкости и др. Объем ремонтных работ здесь возрастает также из-за коррозии подземного оборудования, больших нагрузок насосных штанг при форсированном отборе жидкости.

Ускорение и удешевление текущего ремонта скважин обеспечи­ вается массовым применением передвижных агрегатов, оснащенных приспособлениями и оборудованием для механизации спуско-подъ­ емных операций; улучшением качества глубинных насосов, насосно­ компрессорных труб и штанг; применением автоматов для ремонта скважин; ликвидацией повторных ремонтов; устранением простоев бригад подземного ремонта скважин и др. Объем ремонтных работ сокращается благодаря широкому внедрению искусственного воздей­ ствия на нефтяные залежи, массовому применению погружных цен­ тробежных электронасосов, применению остеклованных насосно-ком­ прессорных труб и др.

Капитальный ремонт скважин

Капитальный ремонт скважин — важный фактор рациональной эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. Он направлен на всемерное использование фонда скважин, восстановление их нор­ мального состояния и производительности, на охрану недр.

Работы по капитальному ремонту скважин подразделяются на следующие категории: 1) изоляция эксплуатационных горизонтов от верхних вод; 2) изоляция эксплуатационных горизонтов от подо­ швенных и нижних вод; 3) возвраты на верхние и нижние горизонты; 4) ликвидация скважин; 5) ликвидация аварий; 6) прочие ремонтно-ис­ правительные работы; 7) зарезка второго ствола скважины. На неф­ тепромыслах СССР на этих работах занято более 600 бригад. Особенно велико значение капитального ремонта в старых нефтедобывающих районах.

Продолжительность и стоимость капитального ремонта скважин существенно разнятся в зависимости от категории ремонта и других факторов.

Зарезка и бурение вторых стволов весьма продолжительный и до­ рогостоящий вид капитального ремонта. Однако этот прогрессивный метод восстановления сильно осложненных скважин требует в не­ сколько раз меньше средств, чем бурение новых скважин, и ведет к удешевлению добычи нефти. В Азербайджане этим методом за 1953— 1967 гг. произведено более 3000 таких операций, благодаря чему добыто более 10 млн. т нефти.

На промыслах страны бездействует в ожидании капитального ремонта значительное число скважин. Улучшение капитального ремонта требует внедрения прогрессивных машин, механизмов и ин­ струментов (передвижных агрегатов различной грузоподъемности, оснащенных промывочными средствами, средствами механизации и комплексом оборудования для спуско-подъемных операций, ло­ вильными и вспомогательными механизмами и др.), совершенство­ вания технологии и организации производства работ.

19 Заказ 783

289