Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на графике (рис. 9), скорость оборота средств в бурении возрастает по мере увеличения коммерческой скорости проходки, несколько отставая от темпа роста скорости бурения.

Большие резервы ускорения оборачиваемости оборотных средств в нефтепереработке и нефтехимии заключены в укрупнении и комби­ нировании технологических установок. С увеличением мощности технологических установок и комбинирова­ нием нескольких процессов в одной уста­ новке уменьшаются парк запасных частей, расход и запасы вспомогательных мате­ риалов и главное — неснижаемые остатки выработанных полупродуктов, которые должны находиться в емкостях устано­ вок. Растет оборачиваемость оборотных средств.

Важным фактором ускорения оборачи­ ваемости оборотных средств является полное и комплексное использование про­ дукции промыслов и заводов. Сокращение и ликвидация потерь попутного газа, уст­ ранение потерь нефти и нефтепродуктов увеличивают объем реализации продук­

ции.

Размеры производственных

запасов

К о м м е р ч е с к а я с к о р о с т ь

при этом остаются неизменными или

п р о х о д к и ,м / c m - м е с

возрастают,

но в

меньшей мере,

чем уве­

Рис.

9.

Влияние скорости

личивается объем реализации, ускоряется

бурения на оборачиваемость

оборачиваемость

средств.

Ликвидация

и потребность в оборотных

потерь попутного газа при

эксплуатации

 

 

средствах:

скважин

в

Западной Сибири

позво­

1 — скорость бурения; 2 — ско­

лила

бы ускорить

оборачиваемость обо­

рость

оборота; з — оборотные

 

 

средства.

ротных средств в 1970 г. на 2%.

специализации

и

кооперирования

Велико

значение дальнейшей

производства. Распыление, например, ремонтных средств между рядом мастерских ведет к тому, что оборудование используется неэффективно — лишь 20—40% календарного времени, запасные части производятся преимущественно мелкими партиями с применением отсталой техники и технологии. Производственный цикл в таких мастерских непомерно продолжителен, а себестоимость изделий в 5—10 раз выше, чем на специализированных заводах. Вследствие этого крупные средства непроизводительно омертвляются в незавер­ шенном производстве.

Сосредоточение производства запасных частей, крепежного материала, метизов и отдельных узлов машин и оборудования на специализированных заводах, а также в единых районных и меж­ районных мастерских позволяет резко сократить незавершенное производство, уменьшить запасы материалов и инструментов.

Борьба за ускорение оборачиваемости оборотных средств не­ разрывно связана с повышением уровня использования имеющейся

391


техники. Это позволяет при незначительных дополнительных вложе­ ниях в оборотные средства существенно увеличить объем произ­ водства и реализации продукции, ускорить оборачиваемость средств.

Совершенствование организации материально-технического сна­ бжения — важный путь ускорения оборачиваемости оборотных средств. Некомплектность и неравномерность поставок, составление завышенных заявок и получение излишних материальных фондов приводят к несоответствию складского ассортимента запасов по­ требности производства, к наличию на складах ненужных и избы­ точных запасов одних материалов при отсутствии других, а иногда вызывает невыполнение планов производства. Все это ухудшает использование оборотных средств.

Положением о социалистическом государственном предприятии, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г., предприятиям предоставлены широкие права в области материально-технического снабжения, использование которых позво­ ляет недопускать образование сверхнормативных запасов материаль­ ных ценностей, либо ликвидировать имеющиеся.

В этих целях предприятиям предоставлено право отказаться от заключения договоров на поставку выделенной им излишней или ненужной продукции в срок не позднее 10 дней после получения наряда. При этом никаких согласований с вышестоящим органом не требуется. Предприятие в праве отказаться также (по согласова­ нию с поставщиком) от получения предусмотренной договором про­ дукции при изменении потребности в ней, с уведомлением об этом в пятидневный срок фондодержателя и органа, выдавшего наряд. Положением предоставляется право предприятиям реализовать дру­ гим предприятиям излишние, не используемые ими оборудование, приборы, инструмент, инвентарь, материалы, топливо при условии отказа вышестоящего органа от перераспределения излишков, а равно в случае неполучения его ответа в месячный срок после посылки извещения о наличии излишков.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств в сфере обращения предполагает сокращение переходящих остатков готовой продукции (нефти, конденсата, нефтепродуктов и др.), ликвидацию и предотвра­ щение неплатежей за отгруженную продукцию, недопущение расхо­ дования оборотных средств не по назначению — на капитальное строительство, капитальный ремонт или другие цели специального характера.

Постановлением Совета Министров СССР от 3 апреля 1967 г. «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в на­ родном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» предусмотрен ряд мероприятий, направленных на повышение ответственности предприятий за своевременность рас­ четов.

В частности, при систематической задержке платежей постав­ щику предоставлено право переводить неисправного иногороднего плательщика на аккредитивную форму расчетов, а одногороднего

392


плательщика — на предварительную оплату продукции. Повышен размер штрафа, взыскиваемого в пользу поставщика за неоснователь­ ный полный или частичный отказ от акцепта платежных требований за товарно-материальные ценности и услуги до 5% суммы, от акцепта которой покупатель отказался. Установлена ставка пени по просро­ ченным платежам за поставленные товарно-материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы в размере 0,03% суммы просроченного платежа за каждый день просрочки и др.

Большие возможности ускорения оборачиваемости оборотных

средств открыла хозяйственная реформа. Введена

п л а т а

з а

н о р м и р у е м ы е о б о р о т н ы е с р е д с т в а

за счет при­

были предприятия. Плата взимается в определенном проценте от стоимости производственных запасов материальных ценностей (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и др.), полуфабрикатов и незавершенного производства, а также остатков готовой продукции, фактически имевшихся у пред­ приятия в отчетном периоде. При этом не принимаются в расчет при исчислении платы прокредитованные материальные ценности, ибо пользование ссудами сопровождается взиманием банком процентов за кредит.

Величина платы за нормируемые оборотные средства (равно как и платы за основные фонды) отражается на массе расчетной прибыли и расчетной рентабельности предприятия, а через них и на размерах его фондов экономического стимулирования. Этоматериально заинтересовывает предприятие в сокращении запасов товарно-материальных ценностей, ограничении находящихся в его распоряжении оборотных средств величиной, необходимой для обес­ печения бесперебойности производства.

§ 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ И СБЫТ

Своевременное и комплексное обеспечение производства всеми необходимыми и должного качества материальными ресурсами — одна из основных предпосылок успешной работы предприятия. Это создает условия ритмичной работы предприятия, эффективного использования производственных мощностей, сырья и материалов, роста производительности труда, способствует снижению себестои­

мости

продукции, ускорению оборачиваемости

оборотных средств

и в

конечном счете — повышению эффективности производства,

его рентабельности.

 

 

Планирование материально-технического

снабжения

Материально-техническое снабжение социалистического произ­ водства представляет собой планово-организованный государством процесс распределения и обращения средств производства и органи­ зации наиболее рационального обеспечения ими в нужном коли­ честве и ассортименте каждого предприятия.

393


Планы снабжения составляют предприятия, комбинаты, объедине­ ния, министерства, Госпланы республик, Госплан и Госснаб СССР.

Годовые планы снабжения на предприятиях, объединениях и в министерствах составляют в две стадии. На первой стадии (за 7—8 месяцев до начала планируемого года) разрабатывают предва­ рительный план снабжения в виде расчетов потребности (заявок). На второй стадии после утверждения годового плана производства и реализации продукции и выделения фондов на материальные ресурсы составляют окончательные планы снабжения. Квартальные планы в отличие от годовых содержат более детальную номенклатуру с указанием конкретных марок и размеров необходимых мате­ риалов.

План снабжения состоит из расчета потребности в материальных ресурсах и баланса материально-технического снабжения.

Расчет потребности в материальных ресурсах в свою очередь включает определение потребности в материалах и оборудовании на выполнение производственной программы, освоение новой техники, ремонтно-эксплуатационные нужды, образование (в размерах норма­ тива) производственных запасов, пополнение (в пределах норматива) незавершенного производства.

Потребность в сырье и материалах для выполнения производ­ ственной программы, на долю которой приходится основная часть общей потребности на нефтегазодобывающих, газоперерабатывающих, нефтеперерабатывающих предприятиях, а также в буровых органи­ зациях, преимущественно исчисляют прямым путем — умножением нормы расхода материалов (на добычу 1 т нефти, скважино-год эксплуатации, переработку 1 т нефти, 1 м проходки и др.) на пред­ усмотренный планом объем производства.

В подсобных предприятиях, где выпускаемая продукция отли­ чается большим разнообразием и нередко отсутствуют разработан­ ные нормы расхода, потребность в материалах рассчитывают стати­ стическим путем: исходя из фактического расхода прошлого периода, в который вносят коррективы, связанные с изменением производ­ ственной программы и планируемым снижением, норм расхода.

При определении потребности в материальных ресурсах на освое­ ние новой техники исходят из объема и характера предстоящих работ, как-то: строительство опытных установок, изготовление образцов новой продукции, проведение экспериментальных работ, модернизация оборудования.

При расчете потребности в материалах на ремонтно-эксплуата­ ционные нужды в последние годы все более широко используют нормы расхода материалов на ремонт и другие эксплуатационные нужды, дифференцированные по отдельным видам и типам оборудова­ ния и видам работ в расчете на скважино-год, 1 т переработанной нефти, 1 тыс. руб. ремонтных работ и другие измерители. Потреб­ ность в материалах определяют при этом умножением норм расхода на физический объем предстоящих работ. При отсутствии норм потребность в материалах на ремонтно-эксплуатационные нужды

394


исчисляют исходя из фактических затрат прошлого периода с учетом задания по сокращению расхода.

Б балансе материально-технического снабжения общую потреб­ ность отрасли (объединения, предприятия) в материальных ресурсах сопоставляют с источниками покрытия потребности. Такими источ­ никами являются децентрализованные заготовки предприятиями

.местных видов сырья, материалов, топлива, мобилизация внутренних ресурсов (использование отходов, вторичное использование материа­ лов и др.), ожидаемые остатки производственных запасов и незавер­ шенного производства на начало года, в остальной части завоз мате­ риалов со стороны в централизованном порядке.

Организация материально-технического снабжения и сбыта

Действующая ныне система материально-технического снабжения создана в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС.

Материально-техническое снабжение и сбыт обособились в само­ стоятельную отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает материальными ресурсами потребителей независимо от их ведом­ ственной подчиненности. Эту отрасль возглавляет Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР), в систему которого входят: главные управления по снабжению и сбыту отдельными видами продукции (Союзглавметалл, Союзглавхим, Союзглавмаш и др.); главные управления и трест по комплектованию особо важных строек обору­ дованием, приборами, кабельными и другими изделиями; главные управления материально-технического снабжения союзных респу­ блик (кроме РСФСР), управления материально-технического снабже­ ния в районах РСФСР, Украины и Казахстана.

Органы снабжения отраслевых министерств осуществляют преи­ мущественно планово-распределительные функции: организацию раз­ работки планов снабжения на предприятиях, разработку сводных планов материально-технического снабжения, разработку планов распределения выделенных министерству фондов й доведение этих планов до предприятий, контроль за реализацией этих планов. Хозрасчетных контор и баз снабжения отраслевые министерства, как правило, не имеют.

Большая роль в организации материально-технического снабже­ ния принадлежит Госплану СССР и Госпланам союзных республик. Они определяют потребность союзных республик, министерств, ведомств в материальных ресурсах, утверждают материальные балансы и планы распределения важнейших видов продукции.

Порядок распределения материальных ресурсов

В зависимости от того, на какой государственный орган возложено распределение продукции между потребителями, ее подразделяют на фондируемую, централизованно планируемую и децентрализо­ ванно планируемую продукцию.

395