Файл: Технология металлов и других конструкционных материалов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 1
различной формы, тогда получается профильный прокат — квадрат, круг, шестигранник, рельс и др.
Процесс прокатки осуществляется следующим образом. Полоса высотой Я (рис. ПО) силами трения, возникающими между ее поверхностью и поверхностями валков, втягивается в щель между валками, высота которой меньше начальной высоты полосы, и обжи мается до размера h. Разность между начальным Я и конечным /і размерами полосы называется абсолютным обжатием.
Процесс прокатки возможен только в том случае, если угол а, называемый углом захвата, не превышает некоторой величины, определяемой коэффициентом трения между металлом и валками. Прокатку желательно вести с максималь ными углами захвата с целью увеличения разового обжатия, а следовательно, и производительности прокатного стана.
Контакт металла с валками происхо дит по дуге ab, называемой дугой захвата. Металл деформируется в зоне, огра ниченной плоскостями входа ad и выхода Ьс и дугами захвата. Этот объем металла называется очагом или зоной деформации.
Одновременно с уменьшением сече ния полосы и увеличением ее длины на блюдается некоторое увеличение ее по перечных размеров, называемое ушире-
нием. Величина уширения зависит от ве Рис. ПО. Продольная про
личины обжатия, диаметра валков, коэф фициента трения и пр. Уширение вли
катка
яет на точность и качество прокатываемых профилен, при малом сто величине калибр не будет заполняться, и возможно получение не полностью оформленного профиля. Если уширение будет значи тельно больше расчетного, образуется излишек металла по ширине. Он будет выдавливаться в зазор между валками и образовывать заусенцы.
Применение прокатки и сортамент изделий. Прокатка характе ризуется непрерывностью воздействия инструмента на металл и, как следствие этого, отличается весьма высокой производитель ностью. Во многих случаях она позволяет получать заготовки, при ближающиеся по форме и размерам к готовым изделиям, а для таких отраслей народного хозяйства, как строительство и транспорт, прокаткой получаются готовые элементы сооружений. Современное прокатное производство не только дает продукцию в виде заготовок большой длины того или иного профиля, но и позволяет получать штучные заготовки с минимальными припусками на механическую обработку.
Сортамент стального проката можно разделить на следующие основные группы: сортовой прокат, листовой прокат, трубы и про фили специального назначения.
Наиболее обширной является группа сортового проката (круг
197
лая, квадратная, шестигранная, полосовая, угловая сталь, швелле
ры, двутавры, рельсы и др.).
Листовая сталь делится на тонколистовую и толстолистовую. Трубы выпускаются бесшовные (горяче- и холоднокатаные) и
шовные (сварные). Кроме круглых, производятся трубы других сечений (шестигранные, квадратные и др.).
Для массового производства изготавливаются специальные ви ды проката: профили транспортного и сельскохозяйственного маши ностроения, бандажи, колеса, периодические профили.
Прокатные станы. Прокатный стан (рис. 111) состоит из следу ющих основных узлов и механизмов: одной или нескольких клетей 1 с валками 2, электродвигателя 8, моторной муфты 7, редуктора 6.
Рис. 111. Прокатный стам
коренной муфты 5, шестеренной клети 4 и шпинделей 3. Эти меха низмы являются элементами главной линии прокатного стана.
Рабочая клеть является основной частью прокатного стана, предназначенной для деформирования металла. Она состоит из двух станин, устанавливаемых на плитовинах и закрепляемых на фундаменте. Станины скрепляются между собой стяжными болтами и поперечиной. В рабочей клети располагаются прокатные валки, подушки с подшипниками для валков и вспомогательные механизмы для подъема и установки валков.
Прокатные валки обжимают заготовку и придают ей требуе мую форйу. В зависимости от назначения они изготовляются из отбеленного чугуна, литой или кованой стали.
Шестеренная клеть служит для разделения крутящего момента но отдельным валкам, если привод осуществляется от одного обще го двигателя.
Помимо перечисленных механизмов, входящих в главную линию прокатного стана, имеется ряд вспомогательных механизмов, предназначенных для транспортировки исходного материала к ра бочей клети, кантовки, уборки после прокатки, резки, правки, свер тывания в рулон и т. д.
Прокатные станы разделяются по количеству и расположению валков в рабочей клети, по назначению и расположению рабочих клетей. По первому признаку различают клети дуо (рис. 112, а),
198
имеющие два горизонтальных валка, клети трио (рис. 112, б), имею щие три валка, клети кварто (рис. 112, в), имеющие два опорных валка / и два рабочих валка меньшего диаметра 2, клети многовал ковые (рис. 112, г), имеющие два рабочих валка небольшого диамет ра и большое количество опорных валков, и клети универсальные (рис. 112,6), в которых одновременно имеются и горизонтальные и вертикальные валки.
Клети дуо могут быть нереверсивными и реверсивными (с ме няющимся направлением вращения валков после каждого пропуска металла между ними). Нереверсивные клети используются при про катке тонких листов и лент, реверсивные — при прокатке профилей крупных размеров, в блюмингах, слябингах, а также у.толстолисто вых, рельсобалочных и других станов.
В клети трио прокатка производится в обе стороны без ревер сирования валков. В одну сторону прокатка идет между нижним и средним валком, в другую — между средним и верхним. Эти клети требуют установки дорогостоящих подъемных столов.
Клети кварто широко применяются для горячей прокатки тол стых и тонких листов, а также для холодной прокатки тонких листов и лент. Они позволяют получить большую точность листа по толщи не из-за отсутствия прогиба валков (усилие деформации — воспри нимается опорными валками большого диаметра).
Многовалковые клети применяются для холодной прокатки тон чайшей ленты.
По назначению станы разделяются на два основных типа: I) станы для прокатки полупродукта, являющегося исходной заго товкой для сортового проката и частично для кузнечного производ ства; 2) станы для выпуска готового проката.
К первому типу относятся блюминги и слябинги (диаметр вал ков 800—1400 мм) для прокатки слитков весом 2—25 т в полупро дукт крупного сечения и заготовочные станы (диаметр валков 450— 800 мм) для получения полупродукта меньшего сечения. На блю мингах получаются блюмы — полупродукт для производства сорто вого проката, на слябингах — слябы (полупродукт для производ ства листового проката). Блюмы имеют сечение 200X200 и 350Х Х350 мм, слябы — толщину 65—300 мм и ширину 600—1600 мм.
199
Ко второму.типу относятся: рельсобалочные станы для произ водства рельсов и тяжелых балок; крупно-, средне- и мелкосортные станы для сортового проката различных размеров; проволочные станы для прокатки проволоки диаметром 5—10 мм; листовые и трубные станы, станы для специальных видов проката.
Станы одного и того же назначения могут различаться как по конструкции, так и по расположению рабочих клетей. Они могут быть одноклетевыми и многоклетевыми. В последнем случае клети могут располагаться в одну или в несколько линий, а также после довательно. Наиболее совершенными станами подобного типа явля
ются непрерывные, джина которых меньше длины |
прокатываемой |
полосы, поэтому прокатка может выполняться в |
нескольких или |
во всех клетях одновременно. |
|
Технологические операции прокатного производства. Техноло гическая схема современного прокатного производства содержит следующие обязательные элементы: подготовка исходного материа ла, нагрев его, прокатка и отделка.
Слитки, поступающие в прокатный цех, проходят операцию зачистки — удаления поверхностных дефектов (плены, трещины, волосовины): вырубания их пневматическими'зубилами, выжигания кислородно-ацетиленовым пламенем, зачистки абразивным кругом, а в отдельных случаях обработкой на металлорежущих станках.
Весьма ответственной операцией является нагрев слитков в ко лодце, блюмов, слябов и заготовок — в методических печах. Поэто му контроль режима нагрева производится автоматически.
В процессе прокатки необходимо контролировать размер и форму получаемого профиля. Наиболее распространенными профи
лями сортового проката являются |
квадрат, круг, |
угловая сталь. |
Прокатка их ведется из заготовок, |
полученных на |
блюмингах и |
заготовочных станах. |
|
(свыше 4 мм) |
Листовой металл выпускается |
в виде толстого |
и тонкого (до 4 мм) листа или ленты. В качестве исходного мате риала при прокатке толстых листов используют слябы, а для изго товления листов толще 50 мм и весом более-8—10 т— тяжелые слитки. Прокатка ведется на двухклетевых последовательных ста нах, у которых одна клеть черновая, вторая — чистовая. '
В процессе прокатки особое внимание уделяется удалению ока лины, иначе она может вдавиться в поверхность листа и ухудшить его качество. Наилучшим способом является гидроочистка. С этой целью на. клетях устанавливаются сопла для подачи воды на лист под давлением до 100 ати.
После прокатки и контроля листы режутся на нужный размер. Тонкие листы изготавливаются прокаткой в горячем и холодном состоянии. Горячекатаные тонкие листы прокатываются из слябов на непрерывных, полностью автоматизированных станах, произво дительность которых достигает 250 т/ч. Эти станы имеют черновые и чистовые группы рабочих клетей кварто и самостоятельные клети с вертикальными валками для обжатия боковых кромок. Прокат
ный металл сматывается в рулоны.
200
Горячекатаный металл в рулонах либо поступает на дальней шую прокатку в холодном состоянии, либо подвергается отделоч ным операциям — резке на требуемый размер, нормализации и отжигу для снятия наклепа, травлению для удаления окалины. Отожженный и протравленный листовой материал называется
декапированным.
Прокаткой в холодном состоянии получают тонкий лист для автомобильной, тракторной, консервной промышленности и др.
Прокатка труб и специальных профилей. При производстве
бесшовных труб первой и основной операцией является прошивка слитка или заготовки с образованием гильзы. Прошивка выполня
ется |
на прошивных станах с косо расположенными |
валками |
(рис. |
113, а) либо на прессах. В первом случае заготовка |
подается |
в валки, расположенные под .углом 8—10° друг к другу и вращаю щиеся в одну сторону. При такой схеме в осевой части заготовки создаются радиальные растягивающие напряжения, разрыхляющие металл и облегчающие прошивку отверстия оправкой, устанавли ваемой на пути движения заготовки.
Прошитая гильза поступает либо на непрерывный трубопрокат ный стан, либо на стан пилигримовой прокатки.
В первом случае гильза прокатывается на длинной оправке
встане, имеющем 7—9 рабочих клетей с круглыми калибрами. Пос ле прокатки и извлечения оправки труба может обрабатываться на калибровочном или редукционном стане.
Во втором случае гильза надевается на оправку и прокатыва ется между валками, имеющими ручей переменной ширины и высо ты по окружности (рис. 113,6). Валки вращаются в разные сторо ны навстречу движению заготовки. При вращении размер калибра
всвету все время меняется. При максимальном размере образуется
холостой калибр, размеры которого больше диаметра гильзы. В этот момент происходит подача гильзы на шаг (20—30 мм). При повороте валков размер калибра постепенно уменьшается и проис ходит обжатие гильзы до необходимого диаметра. На части окруж ности размеры постоянны. Это полирующая часть калибра, обеспе чивающая выравнивание диаметра и толщины стенки трубы. После полного оборота происходит раскрытие холостого калибра и оче редная подача гильзы на шаг. При прокатке на пилигримовом стане остается недокатанный участок гильзы, который отрезается на пиле.
Сварные трубы изготавливаются печной, газовой, электриче ской и электрогазовой сваркой из мерной полосы — штрипса, длина которой равна длине трубы, ширина — длине окружности трубы с припуском на сварку и толщина — толщине стенки трубы. Наибо лее широко применяется печная и электрическая сварка.
При печной сварке нагретый до 1300—1350° штрипс протягива ется через сварочную воронку. В воронке происходит полное сверты вание штрипса в трубу и сваривание кромок под действием высоко го давления. В качестве оборудования применяются цепные и не прерывные валковые станы.
201