бочем ходе. Это является отличительной особенностью и достоинст вом конструкции, ибо возвратно-вращательное движение по срав нению с вращательным вносит дополнительные погрешности, обу словленные влиянием люфтов, имеющихся в кинематических парах. За время поворота люльки в обратном направлении деталь повора чивается на угол, соответствующий делению на число нарезаемых зубьев, после чего автоматически подводится к.фрезам, и начинает ся обработка следующей впадины.
Конические колеса с криволинейными зубьями в большинстве случаев нарезаются по методу обкатки резцовой головкой 3 (рис. 256, в), которая представляет собой режущую часть воображаемого плоского колеса 1. Резцовая головка, обкатываясь по поверхности детали 2, образует на ней криволинейные зубья, продольный про филь которых представляет дугу окружности. Вращательное движе ние Пр резцовой головки 3 является движением резания. Возврат но-вращательное движение плоского колеса ѵл (в станках это дви жение осуществляется люлькой), согласованное с вращательным движением детали ид, является движением обкатки. Возвратно поступательное движение детали s является движением подачи на глубину впадины.
После обработки впадины деталь отводится от резцовой го ловки, и люлька поворачивается в обратную сторону до исходного положения. Деталь продолжает вращаться в том же направлении и за это время занимает положение, соответствующее обработке новой впадины,-т. е. происходит процесс деления. Затем деталь ав томатически подводится к резцовой головке, и начинается обра ботка следующей впадины.
Чистовая обработка зубчатых колес. Для повышения точности формы и размеров зубьев и чистоты их рабочих поверхностей при
меняются чистовые (отделочные) операции. |
произво |
Чистовая обработка незакаленных зубчатых колес |
дится шевингованием и обкаткой, |
закаленных — шлифованием и |
притиркой. |
|
|
При шевинговании с рабочей поверхности зуба стальным ин |
струментом — шевером — срезается |
тончайшая стружка. |
Шевер |
представляет собой обычно зубчатое колесо с косыми зубьями (рис. 257, а), имеющими на боковых сторонах неглубокие канавки, которые образуют режущие кромки. Оси шевера и детали скрещи ваются обычно под углом 15°.
Рассмотрим схему шевинговального станка (рис. 257, б). Ше вер 5 получает вращение со скоростью щ от электродвигателя и ве дет обрабатываемое зубчатое колесо 6, установленное на оправке 4 в центрах бабок 3 и 7. Бабки установлены на верхнем етоле 2, который связан с нижним столом 1, получающим возвратно-посту пательное движение. После каждого двойного хода стол с деталью получает вертикальную подачу.
Под шевингование оставляют обычно припуск 0,1—0,2 мм. Точность шевинговальных зубчатых колес достигает 6—7-й степени в зависимости от точности предварительного нарезания.