Фронт волны значительно сглажен вследствие индуктивности рас сеяния Ls.
Магнитные колебательные составляющие возникают за счет тран сформации на сторону НН собственных колебаний обмотки ВН, воз никающих при внезапном приложении к трансформатору импульсного напряжения, а также собственных колебаний обмотки НН. В резуль тате наложения этих составляющих суммарное перенапряжение в прин ципе при неблагоприятном наложении составляющих могло бы дос тигнуть опасной величины. Однако установка на стороне ВН совре менных магнитно-вентильных разрядников при соединении обмоток трансформатора 750-ь ПО кв по схеме «звезда (с глухим заземлением нейтрали) — треугольник» или трансформатора 35/6-ьЮ кв по схеме «звезда — треугольник» существенно ограничивает вероятность по явления опасных перенапряжений на стороне НН. Показатель грозоу порности такой схемы не ниже показателя грозоупорности трансформа тора на стороне ВН и имеет порядок сотен лет.
Если разрядник с магнитным гашением установить на стороне ВН трансформатора в непосредственной близости от него не представляется возможным, необходимо установить машинные разрядники на зажимах генератора. Наличие между машиной и воздушной сетью промежу точного трансформатора, особенно в случае блока генератор — тран сформатор, значительно снижает также вероятность коммутационных перенапряжений и при условии проведения своевременных испытаний изоляции создает наиболее благоприятные условия работы изоляции электрической машины.
в.Связь через трансформатор н воздушную перемычку
Вслучае средней мощности машины (порядка десятков мегаватт)
итрансформатора устройство кабельной перемычки на весьма большой рабочий ток требует прокладки большого числа параллельных ка
белей. Устройство экранированного токопровода не экономично. В этих случаях применяется воздушная перемычка в виде шинного моста или гибкой связи, которая весьма надежно защищается стержне выми молниеотводами от прямых ударов молнии. Однако остается опас ность индуктированных перенапряжений, особенно при ударе молнии в близко стоящий молниеотвод. В этом случае при малой емкости ка белей генераторного напряжения для снижения индуктированных пе ренапряжений целесообразно установить защитные конденсаторы емкостью 0,1-ъ0,5лі/сф. Они же будут способствовать снижению емкост ной составляющей перенапряжения, переданного через трансформатор. При этом показатель грозоупорности такой схемы будет того же по рядка, что и в случае кабельной перемычки.
г. Связь через реактор
Наличие непосредственной электрической связи между электри ческой машиной и воздушной сетью без промежуточного трансформа тора, вообще говоря, нежелательно. При этом существенно возрастают
амплитуды и вероятности как грозовых, так и коммутационных пере напряжений, происходит ускоренное старение электромашинной изо ляции, снижаются ее надежность и показатель грозоупорности. Одна ко в отдельных случаях по организационным или технико-экономиче ским причинам возникают затруднения с установкой промежуточного трансформатора. При этом необходимо всемерно использовать естест венные защитные свойства аппаратуры присоединения, с тем чтобы
Рис. 14.13. Типовые схемы грозозащиты электрических машин:
а — при связи с воздушной линией через |
фидерный реактор; б — при связи с воз |
душной линией через кабельную вставку; |
в — при непосредственной связи с воз |
душной |
линией |
по возможности повысить надежность грозозащиты при минимальных дополнительных приведенных затратах. В этом отношении наиболь шие возможности представляет реактор. При индуктивности реактора порядка 1 мгн фронт проходящей через него волны существенно сгла живается, что важно для уменьшения перенапряжений на витковой изоляции. Реактор Р одновременно способствует повышению напря жения со стороны линии и срабатыванию разрядника РТ2 или РВ2 (рис. 14.13, а), заземление которого присоединяется к общему кон туру заземления R CT. Это ограничивает амплитуду волны, прошедшей через реактор. Желательно, чтобы реактор имел надежную продоль ную изоляцию, для защиты которой можно установить шунтирующий
вентильный разрядник. Специальный генераторный разрядник РВМ с улучшенными характеристиками и конденсатор С0 (если отсутствуют кабели) необходимы на случай близкого удара молнии большой силы или пробоя продольной изоляции реактора. Дополнительные разряд ники РТ или защитные промежутки ПЗ и защита от прямых ударов подхода на длине порядка /п Ä 100 м повышают надежность защиты ре актора и всей схемы грозозащиты машины.
Импульсное пробивное напряжение разрядников серии РВМ не сколько превышает допустимое напряжение на изоляции даже при £/д = 1,7)/2£/ном. Поэтому целесообразно дальнейшее снижение вольт-
|
|
|
|
|
|
|
секундной характеристики |
РВМ. Кроме того, схема грозозащшы |
должна обеспечить ограничение тока через разрядник до / коорд^ 1500а, |
при_котором |
будет обеспечена |
координация и л^ . 1 /л. |
Уровень |
грозоупорности |
схемы, т. е. тот наибольший ток мол |
нии / м, при |
котором через |
разрядник протекает ток |
/ коорл, сущест |
венно |
зависит |
от суммарной |
индуктивности между |
генератором п |
местом удара |
молнии и практически не зависит от крутизны фронта |
тока |
молнии. По данным исследований на анализаторе грозозащиты |
ЛПИ, |
/ м в первом приближении (без учета влияния противополож |
ного конца линии) можно |
представить в виде линейной зависимости |
|
|
|
|
^м.т= |
Ліо + kJx> |
|
(14.58) |
где / м0—уровень грозоупорности |
при ударе молнии в начале |
за |
щищенного подхода; |
Іх— расстояние от точки удара молнии до |
на |
чала |
защищенного |
подхода |
(см. |
рис. |
14.13, |
а); /гм — постоянный |
коэффициент. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель |
грозоупорности |
/?гр и среднее |
число Уэ м |
опасных |
перенапряжений |
в год при |
этом |
равны: |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
э.и |
N^ = |
m |
N"-y-»5p \ , J U d/x' |
(14-59) |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
где Уп.у.м, пч— удельное |
число ударов |
молнии |
по (14.11) |
и число |
грозовых часов (дней) в году; |
Р/ |
—вероятность тока молнии, рав |
ного |
или большего I ых, I—длина линии. |
|
|
|
|
Воспользовавшись формулами (14.2) и (14.58), после преобразо |
вания, из (14.59) получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
з.м = Й N "-y-» 1 |
е-М4/м° о - ß- ° '04 V )• |
(14-60) |
Анализ показывает, что разрядники, установленные на противо положном конце или на линии, существенно повышают надежность грозозащиты машины.
д. Связь через кабелыіую вставку
Если реактор отсутствует, то необходимо усилить защиту подхода. Желательно иметь наилучшие характеристики разрядников и мини мальные сопротивления их заземлений.
После срабатывания РТ2(при условии достаточно низкой его вольтсекундной характеристики) импульсный ток из жилы за счет влияния поверхностного эффекта вытесняется на оболочку, а с нее —• в землю или в заземление ЗРУ (RCT на рис. 14.13. б). Установка дополнитель ного комплекта РТі или ПЗ на подходах способствует уменьшению тока через РТ2 и РВМ и повышению уровня грозоупорностн схемы. Однако отсутствие реактора и низкое волновое сопротивление кабеля приводят к ненадежной работе разрядников РТ2.
В месте удара молнии вследствие слабой изоляции линий 64-10 кв вероятно возникновение перекрытия между всеми фазами и на землю. При этом волна от места удара распространяется по трем фазам. При срабатывании разрядника РТ2, например фазы а, напряжение на фа зах b и с снижается за счет взаимной связи между фазами. Одновре менно возникает падение напряжения на сопротивлении заземления от тока через РТ2 фазы а. При этом заметно снижаются напряжения, приложенные к разрядникам РТ2 на фазах b и с, в результате чего они могут не сработать. Приход отраженной от кабеля и разрядника РВМ волны обратного знака также снижает напряжение на разрядниках на подходе. Напряжение же приходящей волны продолжает возрастать, что может привести к чрезмерно большому току через РВМ и опасному перенапряжению на изоляции машины.
Расчеты и исследования на анализаторе ЛПИ показывают, что при некоторых параметрах тока молнии схема работает не вполне надежно. Наряду с уровнем грозоупорности / мѵ по (14.58), соответствующим успешному срабатыванию всех разрядников, имеется некоторая об ласть промежуточных значений амплитуды и крутизны фронта тока молнии, при которых не все разрядники работают и возможны опас ные перенапряжения на изоляции машины. Установленные с другой стороны линии разрядники оказывают благоприятное действие. Эти обстоятельства необходимо учитывать при вычислении показателя грозоупорности схемы. Результаты таких расчетов, приведенные в табл. 14.9, показывают заметное снижение надежности грозозащиты в схемах с кабельной вставкой по сравнению с предыдущими случаями. Поэтому отсутствие реакторов может быть допущено только для менее ответственных генераторов и двигателей средней и малой мощности.
е. Непосредственная связь машины с воздушной линией
Наименее надежная грозозащита получается, когда воздушная линия непосредственно включена на шины генераторного напряжения (рис. 14.13, в). Защита подхода содержит несколько РТ с малыми со противлениями заземления и защиту на длине порядка /„=3004-600 м от прямых ударов молнии отдельно стоящими молниеотводами. Та кая защита способствует уменьшению тока через РВМ на шинах, од нако требует значительных капитальных вложений. При применении деревянных опор и изоляции класса 35 кв можно на подходе вместо от дельно стоящих молниеотводов установить тросы с а = 20° и 10 ом и использованием изолирующей способности дерева траверс. На за жимах машины необходим РВМ с наилучшими вольтсекундной и
вольтамперной характеристиками для ограничения амплитуды пере напряжений и защитные конденсаторы для существенного ограничения крутизны фронта.
Длина защищенного подхода Іп должна быть выбрана исходя нз условия ограничения амплитуды тока /рвтах чеРез разрядник
РВМ до тока координации / коорд с учетом спадания |
тока молнии. |
При ударе |
молнии |
в начало |
подхода и срабатывании |
РТ1 и РВМ |
на всех трех |
фазах |
ток через |
фазу разрядника РВМ можно оценить |
для эквивалентной схемы с сосредоточенными параметрами по сле
дующему |
соотношению: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ірв (0 = ір |
|
|
' ^РТ, |
|
|
|
(14.61) |
|
|
|
|
г„ + рбэ -Ьгш |
■РВМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где Дрт, {р) = іыг„— операционное |
изображение напряжения в начале |
подхода |
по правилу |
эквивалентной |
волны (см. § 12.4 в); |
|
гн= |
/?, Игм II гл « |
—эквивалентное сопротивление в месте удара |
в начале |
подхода; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2М= 300 ом —-волновое сопротивление |
молнии; |
|
|
гл = |
(ги + |
2гІ2)/3«210 ом—волновое |
сопротивление трех фаз ли |
нии 6-4- 10 кб в параллель; |
|
|
|
|
|
|
|
|
L3 = lnLn « 0 ,7 /п — эквивалентная |
сосредоточенная |
индуктивность |
подхода |
/п; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ln = |
|
/с = 210/300 = 0,7 лікгн/м — индуктивность трех фаз |
линии |
в параллель; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гш= 2рвм II 2ГII 2К— эквивалентное |
сопротивление, |
подключенное |
к шинам; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2Рвм = ^ д /3 /коорд— эквивалентное |
сопротивление |
трех фаз РВМ |
при токе |
координации; |
|
|
|
|
|
|
|
|
2Г— волновое сопротивление машины |
при приходе волны по трем |
фазам; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2К—волновое сопротивление кабелей, подключенных к |
шинам; |
rM(f) == tM—ток молнии |
с прямоугольным |
фронтом и хвостом, за |
тухающим по |
экспоненциальному |
закону: |
|
|
|
|
|
|
|
І ы ( 0 = / и е - 0 -7 " ' в = ^ |
= Ги ( р ) , |
|
( 1 4 . 6 2 ) |
где tB—длина волны тока молнии, |
определенная как время |
спада |
тока до |
і'хв = 0І5 /М; |
cc=0,7/fB. |
|
|
|
|
|
|
|
Подставив |
ім согласно (14.62) |
в |
(14.61), |
имеем |
|
|
|
|
|
|
ірв: |
p2-f-(a + |
ß)p + |
aß |
’ |
|
|
(14.63) |
|
|
|
где А = / н2ш2н/ЗгрвмТ.э, ß = (гн + |
2IU)/L3. |
|
Для операционного изображения (14.63) амплитуда оригинала |
приближенно |
равна |
[см. формулу 13.9)] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I РВ max : |
|
1,05/1 |
|
|
|
|
(14.64) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а + ß+ V^aß