до /(„ тіп=0,8ч-0,7 и даже ниже. Электрическая дуга, возникающая при пробое изоляции, продолжает поддерживаться даже в отключенной машине за счет э. д. с. остаточной индукции вращающегося ротора. Это приводит к значительным оплавлениям стали и меди, выгоранию изоляции, длительному простою, дорогостоящему ремонту, т. е. на носит большой ущерб народному хозяйству. Выбор изоляции с боль шим запасом по толщине привел бы к уменьшению сечения меди и стали, уменьшению коэффициента заполнения паза, снижению к. п. д. и мощности машины, что неприемлемо по технико-экономическим сооб ражениям.
Переходные процессы в обмотках фаз статора трансформируются в обмотку ротора, причем условия трансформации сложным образом зависят от мгновенного взаимного расположения обмоток. Это в от дельных случаях может привести к опасным перенапряжениям на от носительно слабой изоляции обмотки ротора.
В машинах с обмотками из многовитковых катушек волна с кру тым фронтом создает значительные перенапряжения на междувитковой изоляции. Контролировать ее состояние в условиях эксплуатации весьма сложно, а пробой междувитковой изоляции во многих случаях приводит к ускоренному разрушению и пробою главной ’изоляции. Поэтому необходимо принять специальные меры для ограничения ско рости нарастания напряжения на зажимах до 1-Е2 кв!мксек путем уста новки специальных конденсаторов типа косинусных емкостью 0,1-=- -Ь0,5 мкф на фазу, если отсутствуют кабели соответствующей емкости.
Если волна перенапряжения приходит сразу по трем фазам, то в нейтрали машины (или в середине обмотки, соединенной по схеме тре угольника) возникает значительно большее перенапряжение, чем на вводах, что может привести к пробою изоляции вблизи нейтрали в зоне нечувствительности релейной защиты, к длительному горению дуги и большим повреждениям изоляции, меди и стали. Поэтому необходимо с большой осторожностью подходить к установлению «допустимого» импульсного перенапряжения Uд на изоляции обмотки статора, кото рое даже при К„=1, во всяком случае, не должно превышать ампли туды испытательного напряжения 50 гц в эксплуатации.
Изоляция периодически при ремонтах, но не реже одного раза в 1—2 года, должна испытываться высоким напряжением — перемен
ным ( 1 , 5 - т - 1,7) |
£/,юм |
или постоянным (2,5-f-3) Uvmv В соответствии |
с этим |
принято, |
что |
для главной изоляции обмоток электрических |
машин |
допустимая |
амплитуда грозовых перенапряжений UR равна |
амплитуде испытательного напряжения переменного тока в эксплу атации, т. е.
£/«= 1 ,7 /2 UMn. |
(14.54) |
Получающиеся при этом значения Un существенно ниже, чем для силовых трансформаторов (табл. 14.8), для которых, по данным электропромышленности,
i/ д « 1,1 (і/пмн—0,517,10М),
где и аоя„— амплитуда полной испытательной волны стандартной формы.