Файл: Техника высоких напряжений учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 320

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мулу (15.14) коэффициент безопасности Л'б, увеличивающий коэффи­ циент запаса К:ѵ По данным автоматической регистрации коммута-. ционных перенапряжений, полученным в ЛПИ (см. § 10.1), на линиях этот коэффициент может быть оценен величиной /Сб=1,10.

 

На рис. 15.3 приведены зависимости

от класса

напряжения не­

обходимого

минимального

 

расстояния

S

между

проводом

и землей

при различных расчетных кратностях пе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ренапряжений.

При

вычислении

коэф­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фициента запаса были приняты следую­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щие

величины, входящие в

(15.14): а* =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

0,04;

расчетное

число

параллельных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

промежутков

с учетом

неравномерности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

распределения напряжения s= 100 при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и тм= 110-4-500

кв,

s = 500 при

Ннпм =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

750 кв и S— 1000

при

 

и„ом— 1200 кв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

выше

 

ориентировкой

на

сверх­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дальние передачи); р/ри = 0,9 при Н1ЮМ—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 110-4- 330 кв (расчетная высота трас­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сы 1000 м над уровнем

моря) и р/р„ =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 0,95 при и ты = 500 кв и выше (расчет­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ная

высота

трассы

 

500 м над уровнем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

моря). 50%-ные разрядные напряжения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

промежутков

определены

 

по

данным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис.

4.12.

15.3

приведены

также дан­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные для минимального расстояния меж­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ду

 

проводом

и землей

 

по условию бе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зопасности передвижения полевого тран­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

спорта с высотой развитой поверхности

 

са

напряжения

минимального

до 4 м. При

вычислении

К3 вводилась

 

расстояния

между проводом

и

та же величина К6 и принимались сле­

землей по условию безопасности

дующие

параметры, входящие в (15.14):

 

передвижения

людей

и живот­

о* = 0,05; количество одновременно нахо­

ных

под линией

(сплошные ли­

нии)

и

по

условию

безопасно­

дящихся

под

проводами

линии

машин

 

сти передвижения транспортных

предельного габарита было принято раз­

средств

(пунктир) при различ­

личным для линий разных классов с уче­

 

ных

 

расчетных

кратностях пе­

том

различия

их

длины:

s =20

при

 

 

 

 

ренапряжений

 

 

 

кв,

 

 

 

 

 

 

£7НОм = 110-4-750

кв,

s = 30

 

при

£/нои=1000

s = 40

при

Нном=

1

=

1200 кв,

s = 50

при

(Уном = 1500 кв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из рис. 15.3, при габарите до 10 м определяющим явля­

ется

условие безопасности передвижения

механизмов

под линией,

а

при • габарите

свыше

10

м — условие

безопасности

передвижения

под линией людей и животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минимальные расстояния между проводами соседних фаз в пролете

определяются по условию надежности при несинхронных качаниях проводов исходя из' величины И0іВ, определяемой формулой (15.14), и экспериментальной зависимости U0>b—[(S) (см. рис. 4.12). Расчет­ ная кратность междуфазных перенапряжений в соответствии с резуль­ татами измерений в электрических сетях меньше, чем расчетная крат­

4Q&


ность фазовых перенапряжений (5-летняя):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(15.24)

где

а — 1,97 — 0,24/бр.

 

 

и /(р= 1 ,8

коэффициент а =1,54;

Например, при £/ноя=1200 кв

при

Нңом = 500 кв и /С = 2 ,5

величина а=1, 37 .

 

 

 

Расстояние между проводами и грозозащитными тросами определя­

ется

условием надежности с учетом пляски

проводов.

В частности,

 

 

 

 

ПУЭ

ограничивают

минимальное

 

 

 

 

расстояние

по

горизонтали

между

 

 

 

 

проводами

и тросами. Поэтому для

 

 

 

 

обеспечения необходимых углов за­

 

 

 

 

щиты (20-1-30°) тросы подвешива­

 

 

 

 

ются с помощью специальных тро­

 

 

 

 

состоек, устанавливаемых

на тра­

 

 

 

 

версах

опор

(рис. 15.4).

 

 

 

 

 

Воздушные

промежутки

между

 

 

 

 

проводами

и элементами конструк­

 

 

 

 

ции опоры

(траверса,

стойка, оття­

 

 

 

 

жки) определяются как требованием

 

 

 

 

надежности, так и условием безопа­

 

 

 

 

сности

обслуживающего персонала

 

 

 

 

при подъеме

на опору для

профи­

 

 

 

 

лактических

осмотров. Принимает­

 

 

 

 

ся наибольшая величина промежут­

 

 

 

 

ка, определенная этими двумя ус­

 

 

 

 

ловиями.

 

 

электрическая проч­

 

 

 

 

Поскольку

 

 

 

 

ность воздушного промежутка меж­

Рис.

15.4. Промежуточная

опора

ли­

ду проводом

и траверсой при ком­

 

нии класса 500

кв

 

мутационных

перенапряжениях не

 

 

 

 

зависит от типа изоляторов в гир­

 

 

 

 

лянде

(см. § 4.4), его минимальный

размер по требованию надежности может быть определен с учетом формулы (15.14) и рис. 4.12. На рис. 15.5 приведены зависимости мини­ мальных воздушных промежутков между проводом и траверсой от класса напряжения ВЛ при различных расчетных кратностях пере­ напряжений (5-летних). Аналогичные кривые могут быть построены для промежутка провод— стойка (или оттяжки). Несколько меньшая величина о* для этих промежутков (см. §4.4) определяет соответственно меньшую величину f/0,â по (15.14) и меньшие длины промежутков. По­ лученные таким образом данные достаточны для выбора габаритов опоры при жестко фиксированной (например, Ѵ-образной) подвеске проводов. В случае свободной подвески проводов (см. рис. 15.4) не­ обходимо учесть возможность отклонений проводов под напором боко­ вого ветра.

Сучетом малой вероятности совпадения больших скоростей ветра

иперенапряжений согласно ПУЭ принимается, что коммутационные перенапряжения совпадают не с максимальной расчетной скоростью

406


бокового ветра, а с некоторой эквивалентной, равной пр=0,Зч-0,4 имакс. Сумма минимального воздушного промежутка, определенного сог­ ласно (15.14), и горизонтального отклонения провода над напором вет­ ра определяет необходимый воздушный промежуток между проводом и стойкой опоры (или оттяжками).

Возможность колебания проводов при ветровых нагрузках определяет необхо­ димость проверки достаточности расстоя­ ния между проводом'и стойкой (оттяжка­ ми) при скорости ветра и воздействии ра­ бочего напряжения. В этом случае про­ межуток между отклоненным проводом и стойкой опоры (оттяжками) должен иметь 50%-ное разрядное напряжение, не меньшее, чем определенное по фор­ муле

и 0.«

р т

( р

(15-25)

-аа1, м

J o

 

 

где U n_ рт— амплитуда наибольшего фаз­ ного рабочего напряжения.

Коэффициент

1/(1 —пег*. „) в форму­

ле (15.25)

учитывает различие 50%-ных

разрядных

напряжений

одного проме­

жутка

и совокупности всех

одновремен­

но отклоненных

промежутков на линии,

число

которых

определяет коэффициент

а согласно

рис.

15.2.

 

 

По

данным

ЛПИ,

для

промежутка

Рис. 15.5. Зависимости от клас­ са напряжения необходимых длин гирлянд /г по условию на­ дежной работы при коммутацион­ ных перенапряжениях с различ­ ной расчетной кратностью (сплош­ ные линии) и при рабочем напря­ жении для изоляторов с различ­ ным отношением длины пути

те изолятора Н (пунктир) при загрязнениях

провод— стойка опоры

о* « 0,02,

а

величина

о„ г» 0,02 -г- 0,03.

Соответственно согласно

(15.14)

суммарный стандарт

Oit м Ä ;0,03-4-0,035.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 15.3

Класс

 

напряжения

ПО

220

330

500

750

1200

(1500)

(2000)

^НОМ •

............................

 

 

 

Длина

линии,

 

/л, км

100

200

300

500

1000

Расчетное

число

воз-

 

900

1500

2500

4000

8000

(15000)

(25000)

душиыX

 

проме>кутков .600

и 0,ь-,

1>к в ....................

 

 

130

260

370

520

770

1200

(1570)

(1700)

•5) м t

* *

t •

»

0,2

0,4

0,65

1,0

1,4

2,5

(3,5)

(4,0)

407


В табл. 15.3 приведены величины Ua<b\i н соответствующие длины минимальных воздушных промежутков на опоре, определенные по формуле (15.25) и рис. 4.3 для типовых длин линий.

б. Выбор проводов

Потери в воздухе при рабочем напряжении линии, вызываемые коронным разрядом, составляют заметную долю от передаваемой мощности, которая обычно близка к натуральной:

Пнат=

Зб/ф /zB= ^Люм/^п,

(15.26)

где Üф — среднее эксплуатационное

значение

фазного напряжения;

гв— волновое сопротивление

линии

в симметричном режиме;

Dcpr=

\ / DnD,.ßi3—среднегеометрическое расстояние

между

фазами

линии;

Я э= Я тах— 2/73 — эквивалентная высота провода

над

землей

с учетом стрелы

провеса

f\

г3—эквивалентный радиус

расщеплен­

ного провода

с

радиусом

расщепления гр, числом

п и

радиусом г0

составляющих

[см.

формулу

(3.6)]; Нтах— высота

точки

подвеса

провода на опоре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С учетом формулы (3.7) отношение среднегодовых потерь на

корону на линии длиной /я (км) к натуральной

мощности линии

равно

 

 

PJJPW= 0,83 • 10- ’2В/Д(0 ф/йку°.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(15.27)

Например,

при zB= 250

ом,

/л= 3000 км

и £/ф = 0,85£/к

отноше^

ние Рк/Л/Р нат= 0,03.

Поэтому

ограничение

потерь

на корону пред­

ставляет серьезную экономическую задачу. Технико-экономические

расчеты

показали,

что оптимальной конструкции. проводов соответ­

ствует

отношение

і/ф/£/к = 0,85 ч- 0,9

практически

независимо от

класса

напряжения

линии,

ее длины

и от передаваемой мощности.

С другой

стороны,

приемлемые технико-экономические показатели

электропередачи (с учетом

капитальных затрат и потерь на нагрев

проводов)

получаются при

определенном значении

плотности тока

/ = 0,7-ь

1,3 а)мм2.

 

 

 

Оптимальное отношение Пф/Пк и оптимальная плотность тока полностью определяют конструкцию расщепленного провода. Действи­ тельно, согласно формуле (3.4) среднее критическое напряжение короны на линии

2пе.0тпг0Е к

_1_

(15.28)

и»

с ’

1+ (Л- . 1) 2°

 

г р

где С—средняя по трем фазам рабочая емкость линии.

408