Файл: Техника высоких напряжений учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 315

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

среду, на единицу

длины:

 

 

 

 

 

 

 

 

R:

1

, Чі

 

 

1

Jn ГФ2

Яг =

I

 

 

2лК

ln — ,

R Tф = 2яАф

гфх

2ягфаАв

 

где /гм = 0,05

кал/сек-°С-м

и

/гф = 0,2

кал/сек-°С-м— коэффициенты

теплопроводности масла и фарфора; гы и rt])2— внутренний

и внеш­

 

 

 

 

ний

радиусы фарфорового

изолятора;

 

 

 

 

/гп = 4

кал/сек ■°С■м2 — коэффициент

 

 

 

 

теплоотдачи

с фарфоровой поверхно­

 

 

 

 

сти

в воздухе.

 

 

 

 

 

 

 

Если кривая тепловыделения пере­

 

 

 

 

секает прямую теплоотдачи (пересече­

 

 

 

 

ние

обязательно в

двух

точках), то

 

 

 

 

нижняя точка А (см. случай / на рис.

 

 

 

 

J5.25)

пересечения

является

точкой

 

 

 

 

устойчивого равновесия. Если прямая

 

 

 

 

теплоотдачи

проходит ниже

кривой

Рис. 15.25. Диаграмма

для расчета

тепловыделения, не пересекая ее (слу­

чай

2),

или в пределе касается ее, то

тепловой устойчивости конденсатор­

ной изоляции в

одномерном случае

тепловое равновесие невозможно и бу­

 

 

 

 

дет иметь место тепловой

пробой.

Тепловую устойчивость можно повысить, уменьшая tg б изоляции (за счет более глубокого вакуума при сушке и пропитке и применения масла, обладающего меньшими диэлектрическими потерями) или уве­ личивая площадь поперечного сечения токоведущего стержня (умень­ шение потерь в стержне).

§ 15.5. ИЗОЛЯЦИЯ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ

а. Общие сведения

Изоляция силовых трансформаторов представляет собой сложную систему, состоящую из многих различных как по назначению, так и- по конструктивному исполнению участков и элементов. Классифика­ ция этих элементов может быть проведена по ряду признаков. Прежде всего изоляция разделяется на внешнюю (наружную) и внутреннюю.

В н е ш н я я и з о л я ц и я трансформаторов состоит из воздушных промежутков (между выводами и корпусом и между выводами различ­ ных обмоток) и из фарфоровых покрышек вводов. Выбор внешней изо­ ляции трансформаторов производится аналогично выбору соответству­ ющей изоляции любого другого подстанционного электрооборудования.

В н у т р е н н я я и з о л я ц и я силовых трансформаторов общего назначения отечественного производства выполняется маслобарьер­ ного типа. Бак трансформатора, в котором находятся активные части (магнитопровод и обмотки), отводы и вспомогательные устройства, заполняется минеральным трансформаторным маслом, которое не только изолирует, но и отводит тепло от активных частей. К внутрен­ ней относится изоляция обмоток, отводов и вспомогательных уст-

■ 426


ройств (переключателей и др.). В свою очередь изоляция обмоток раз­ деляется на главную и продольную. К г л а в н о й и з о л я ц и и от­ носится изоляция между обмотками (или между обмоткой и экраном) одного стержня магнитопровода в средней части, изоляция края об­ мотки от других обмоток одного стержня, изоляция края обмотки от ярма магнитопровода (ярмовая), изоляция между наружными обмот­ ками двух соседних стержней магнитопровода (междуфазовая) и изо­ ляция наружной обмотки от стенки бака. В п р о д о л ь н о й и з о л я ц и и различают в и т к о в у ю и м е ж д у к а т у ш е ч н у ю и з о л я ц и ю .

На рис. 15.26 схематически изображена главная изоляция трех­

 

обмоточного

автотрансформатора и

о) Верхнее ярмо

указаны

основные

изоляционные

 

промежутки:

междуобмоточная

 

изоляция

(промежутки S B H -

C H ,

 

S C H - H H ),

ярмовая

изоляция

5 Я,

междуфазная изоляция 5 мф.

/ /////////////. '///////////ЛС/Л

Ѵ77777777777777777777\

/

а о

ппхип

*

Нижнее яомо.

 

5) я

W

% А>

 

Щ, %

 

Рис. 15.26. Схема

изоляции обмоток

автотрансформатора:

а — конструктивная схема;

б — схема со­

/ — барьеры; 2

единений;

шайбы; ЯЯ0,

— угловые

С Н а , В Н а — обмотки низшего, среднего и

Рис. 15.27. Конструкция изоля­

высшего напряжения фазы а: В Н ^ — обмот­

ции трансформатора 35 кв:

ка высшего напряжения фазы Ь, а,

х — вы­

воды начала и конца

обмотки Н Н ;

А , А т ,

/ — магннтопровод; 2 — бакелито­

X — выводы высшего и среднего напряже­

вые цилиндры; 3 — щитки из элек­

ния и

нейтрали

 

 

трокартона

б.

Изоляция

трансформаторов

3-1-35 кв

Трансформаторы с высшим напряжением 6,

10 и 35 кв имеют ана­

логичную по конструкции маслобарьерную главную изоляцию, отли­ чающуюся только некоторыми размерами. На рис. 15.27 приведена конструкция изоляции трансформатора 35 кв.

Главная изоляция между обмотками низшего (НН) и высшего (ВН) • напряжения трансформаторов 34-35 кв состоит из двух масляных ка­

налов, разделенных барьером — бакелитовым

цилиндром. Величина

главного изоляционного расстояния S B H - H H

(см. рис. 15Г27) обычно


составляет 204-30 мм и определяется не столько требованием обеспе­ чения необходимой электрической прочности, сколько конструктив­ ными и технологическими требованиями. То же самое можно сказать и о ярмовой изоляции.

Некоторые трансформаторы напряжением до 35 кв специального назначения (электровозные, шахтные и др.) по соображениям пожаро­ безопасности выполняются сухими. В этом случае изоляционной и ох­ лаждающей средой является газ, как правило, воздух и иногда элегаз. Весьма перспективно применение легкокипящих жидкостей типа фреона.

Обмотки трансформаторов изготовляются из медного или алюмини­ евого провода прямоугольного сечения. Изоляция самого провода сос­ тоит из повивов бумажной ленты толщиной 0,12 мм (бумага К-12) и имеет толщину на обе стороны провода около 0,5 мм.

в. Изоляция трансформаторов 1104-750 ь в

На рис. 15.28 приведена конструктивная схема выполнения изоля­ ции двухобмоточного трансформатора 110 кв с вводом на краю обмотки.

Основными элементами главной маслобарьерной изоляции явля­ ются цилиндрические барьеры и угловые шайбы из электрокартона, разделяющие изоляционные промежутки между обмотками или между обмоткой и заземленными частями на несколько масляных каналов. Количество картонных барьеров, их толщина и расположение разные в зависимости от напряжения и от конструкции трансформатора. В ре­ зультате разделения барьерами одного большого изоляционного про­ межутка на несколько меньших электрическая прочность изоляции в целом увеличивается (см. рис. 9.2).

Наибольший эффект увеличения имеет место тогда, когда барьер располагается по эквипотенциальной линии поля, благодаря чему отсутствует тангенциальная составляющая напряженности поля вдоль поверхности картона. При конструировании трансформатора это учи­ тывается, с-одной стороны, соответствующим размещением барьеров и, с другой стороны, приданием токоведущим и заземленным частям та­ ких форм, которые уменьшают неравномерность поля и тем самым обе­ спечивают более простые очертания эквипотенциальных поверхностей.

Во многих случаях серьезные конструктивные затруднения свя­ заны с устройством отвода, т. е. вывода провода от конца обмотки, в особенности от обмотки среднего напряжения СН, расположенной обычно между обмотками НН и ВН. На рис. 15.29 представлен эскиз выполнения отвода от обмотки СН автотрансформатора 500/220 кв. Отвод выполняется гибким медным проводом, на который наносится бумажная изоляция. Гибкий провод припаивается к внутреннему ем­ костному кольцу 3 (обмотки СН) и проходит через разрез во внешнем емкостном кольце 5 (обмотки ВН). Между емкостными кольцами обмо­ ток СН (3) и ВН (5) устанавливается еще одно кольцо (4), в результате чего отвод экранируется от ярма и существенно выравнивается элек­ трическое поле у торцов обмоток СН и ВН. Вблизи емкостных колец к

428



проводу припаиваются концы проводов обмоток СН и ВН. Места при­ соединений проводов и отпаек от емкостных колец изолируются бу­ мажной лентой, которая проходит технологическую обработку вме­ сте со всей изоляцией трансформатора.

Ярмо

Рис. 15.28. Изоляция

двухобмоточного трансформатора

ПО кв

 

с вводом на краю обмотки:

 

И И а, ВНа — обмотки низшего

и высшего

напряжения фазы а;

В Н ft-

обмотка

высшего напряжения

фазы Ь\

ПК

— заземленное прессующее

кольцо;

екі, ек$ — емкостные кольца;

А

и В — катушки входной зоны;

 

/ — барьеры нз

электрокартона;

2 — угловые шайбы

 

Обмотки ВН трансформаторов ПО кв и выше изготовляются из медного обмоточного провода прямоугольного сечения с толщиной изоляции от 0,95 до 4,4 мм на обе стороны провода. Часть обмотки, при­ мыкающая к линейному концу, имеет усиленную продольную изоля­ цию и образует входную зону. На рис. 15.30 приведен эскиз изоляции во входной зоне обмотки 220 кв с вводом в середину обмотки. Экра­ нирующие витки, расположенные против катушек входной зоны, уве-

420