Файл: Техника высоких напряжений учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 311

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лпчивают емкость между этими катушками и точкой входа в обмотку, что улучшает начальное распределение напряжения при грозовых пе­ ренапряжениях.

Главная изоляция трансформаторов и автотрансформаторов на напряжение ПО кв и выше выполняется либо маслобарьерного типа, либо бумажно-масляного. В СССР силовые трансформаторы делаются только с маслобарьерной изоляцией, которая проще в изготовлении и дешевле.

1 — обмотка СН\ 2 — обмотка ВН; 3 — емкостное кольцо СИ\ 4 — промежу­ точное кольцо с пазом, экранирующее отвод; 5 — емкостное кольцо ВН\ 6 — гибкий провод отвода; 7 — присоединение обмотки к отводу; 8 — бу.мажиая изоляция

Бумажно-масляная изоляция в силовых трансформаторах применя­ ется многими зарубежными фирмами. На рис. 15.31 приведена кон­ струкция такой изоляции, выполненной в виде сплошного массива. Основное достоинство бумажно-масляной изоляции по сравнению с маслобарьерной заключается в большей электрической прочности (примерно на 40-^60%), что дает возможность при том же напряжении значительно уменьшить изоляционные промежутки. Это достоинство полностью реализуется при сплошной изоляции. Если сделать в изо­ ляции каналы для охлаждения, то электрическая прочность всего промежутка определяется масляным каналом, а не бумагой. В послед­ нем случае изоляция, выполненная из кабельной бумаги, по существу является маслобарьерной, с той лишь разницей, что барьером служит цилиндр не из твердого электрокартона, а из мягкой кабельной бу­ маги. Смысл применения кабельной бумаги в такой конструкции состо­ ит, в частности, в том, что угловые шайбы здесь не требуются: их роль

430

ir> -4*

г

іо

ТОга О. и

о 2

н 5 то >»

S ю

ОС и кга Ä s

= 5

«

О

ts

о

s

Я ч

а

р m

к

о s

с;

S q

о О S

со22 о, Я

со О.

О

С в*

CS

С?

to *

о га

аs s

 

^

о

з

:

 

о

 

 

 

 

 

г

3 о га і-

 

о

 

о

4

s

=;

я

 

 

О

J3

о

-

 

 

-

Ч

С ...

 

 

 

а

о

Si

 

 

 

Ь =Сs з

 

8=

 

 

pgS?,3

 

-

 

 

£-га

то

г -О С.

 

о о

 

- со

§ S

»Et

 

=

 

S

S

Св ••=

0

 

X CLо

§ е

1 я Я » К

1* >»

I

о

ю §

«N3 Н

 

 

>»2 1

 

d s

 

Н- UO

со

I

S

 

 

ö S!> =

 

 

ь л

 

^

 

 

OS..R

 

Я

I §« §

 

 

X X п

 

Сц

'■aas

 

431


выполняет сама бумага, отбортованная под прямым углом к образую­ щей цилиндра. Кроме того, имеются определенные технологические преимущества в изготовлении обмотки вместе с изоляцией в виде от­ дельного блока.

г. Расчет изоляционных размеров трансформаторов с маслобарьернон изоляцией

При расчете изоляции трансформатора определяются следующие

основные

размеры

(см. рис.

15.26):

 

1) главные радиальные

изоляционные расстояния (SnHCH'r

SCH- HH'.

SHH_C),

расстояние

между фазами SM(1, в

трехфазных

трансформаторах,

число и расположение цилиндров из

картона;

2)ярмовое.изоляционное расстояние 5 Я(от торцов обмоток до прес­ сующих колец), число и расположение угловых шайб;

3)размеры продольной изоляции во входной зоне и в непрерывной части обмотки;

4)размеры изоляции отводов и размеры чисто масляных проме­

жутков, например от конца ввода до стенки бака.

 

1.

Р а д и а л ь н ы е и з о л я ц и о н н ы е р а с с т о я н и я . Расстояние

между обмоткой НН и стержнем магнитопровода

С, равное SHH_C

(а также между обмоткой НН и экраном Э, равное

S HH- э, в тех слу­

чаях, когда обмотка НН закрывается заземленным экраном, препят­ ствующим наведению в обмотке НН перенапряжений, обусловленных емкостными связями с обмоткой СН или ВН), определяется не столько электрической прочностью, сколько конструктивными и технологи­ ческими соображениями.

Для определения расстояний между обмотками ВН и СН и от об­ мотки НН или экрана до этих обмоток исходной величиной служат испытательные напряжения. При этом в зависимости от схемы соеди­ нения обмоток и их расположения расчетным может быть испытатель­ ное напряжение импульсное или одноминутное промышленной часто­ ты.

В

качестве примера можно привести автотрансформатор 220/110 кв. Располо­

жение

обмоток автотрансформатора начиная

от стержня магнитопровода —НН

— СН— ВН (см. рнс. 15.26). Согласно ГОСТ

1516—68 автотрансформатор должен

быть испытан приложением к линейному выводу импульсного напряжения полной

волны Un „=750 кв и срезанной

волны

Uc и = 835/св, а также напряжением про­

мышленной частоты на выводе ВН

1!ъ0гЧ

х _,(ця=325 кв и на выводе СН Uha гЧі t мик=

= 200 кв. Нейтраль

обмоток СН

и ВН имеет изоляцию, соответствующую’ классу

напряжения 35 кв,

и уже поэтому испытания синусоидальным напряжением могут

быть проведены только с помощью возбуждения испытуемого трансформатора со стороны обмотки НН. Так как возбуждение до примерно двойного фазного напря­ жения на частоте 50 гц неосуществимо из-за насыщения магнитопровода, испытания

проводятся на повышенной частоте, обычно 225

гц.

Когда напряжение на выводе А равно 325 кв,

то на выводе Ат оно равно =

= 325-110/220 я» 162 кв. Наибольшее напряжение на промежутке СН ВН имеет место при этом у линейного конца обмотки ВН и ц ң .- с ц so гц, і лшк= 325— 162/2 = = 244 кв.

При импульсных испытаниях согласно ГОСТ 1,516—68 все выводы, кроме ли­ нейного вывода испытуемой обмотки, заземляются. При испытании обмотки ВН

,432


вывод А ,„ обмотки СН заземлен.

За

счет емкостных и индуктивных связей

между

обмотками СН и ВН колебания,

вызванные в обмотке ВН воздействием на

линей­

ный конец А импульса 1,5/40 мксек,

наводят колебания в обмотке СН. Из много­

летнего опыта испытаний известно,

что наибольшая амплитуда этих колебаний

имеет место в середине обмотки

СН,

заземленной на обоих концах. По величине

она может достигать примерно 20% от напряжения на линейном выводе А. Знак напряжения на обмотке СН в некоторые моменты времени будет противоположен

знаку напряжения на вводе ВН. Таким образом,

на промежуток СН ВН у ли­

нейного

конца

ВН

воздействует

импульсное

напряжение,

амплитуда

которого

Uв н - с н = 1,2-750 = 900 /се. Форма

этого

напряжения —униполярный колебатель­

ный импульс, огибающая которого близка

к

форме

стандартного

импульса

1,5/40 мксек.

 

 

 

 

 

 

UBH- CH = 900 кв эквивалентно воздей­

Воздействие импульсного напряжения

ствию одноминутного

переменного напряжения

согласно

§ 9.2 в:

Н50гіи \ мин =

= и в и - сң/к„ У

2 = 900/1,9 Y

2 =

335 кв,

где

k„— коэффициент

импульса; для

маслобарьериой

изоляции

А„ =

1,9.

 

 

 

промежуток СН— ВН испытывает

Следовательно, при импульсном испытании

воздействие, примерно на 40% большее,

чем при

одноминутном

испытании про­

мышленной частоты, и за

расчетное должно быть принято импульсное напряжение.

Для двухобмоточного

трансформатора

220 кв промежуток между

экраном и

обмоткой ВН оказывается в более тяжелых условиях при

одноминутном испыта­

нии. Действительно, в этом случае

одноминутное

переменное

напряжение, экви­

валентное

импульсному напряжению

на промежутке, (У50гЧі , MUH=

U

У" 2 =

= 750/1,9 У 2 = 279 кв, в то время

как

одноминутное испытательное напряжение

и'ьогц.ілпт =325 кв,

которое и должно

быть

принято за

расчетное.

 

По методике, разработанной А. В. Пановым, расчет размеров изоляции производится следующим образом. Если определяющим для выбора размера изоляционного промежутка оказалось одноми­ нутное испытательное напряжение, то его величина принимается за расчетное напряжение £/расч. Если определяющим оказалось импуль­

сное напряжение ^У„, то

расчетное напряжение

U асч = U j k „ y 2.

В первом приближении расстояние между обмотками или между

обмоткой и экраном S =

£/расч k„JEa_м. к, где

Мі — расчетная допу­

стимая напряженность поля в масляном канале при переменном напря­ жении промышленной частоты длительностью 1 мин, а &1ІЗ= 1 ,2 учи­ тывает увеличение напряженности поля в масляном канале из-за нали­ чия барьеров и цилиндричности конструкции. Величина расчетной на­ пряженности поля £ д, н к. в этой формуле зависит от ширины м-асляного канала у обмотки 5 П. м. к. При Sn_м. к= 10 мм допустимая напряжен­ ность в середине 1-го масляного канала Ел м к = 70 кв/см (см. рис. 9.2). Затем определяется радиальное строение изоляции: количество, рас­ положение и толщина барьеров —цилиндров из электрокартона. Как правило, при решении этих вопросов большую роль играют сообра­ жения конструктивного и технологического характера. Количество цилиндров обычно выбирается равным пц Ä ; Е/расч/100, толщина ци­ линдра— от 4 до 6 мм.

Определив радиальное строение изоляции, можно найти напряжен­ ность в первом масляном канале по формуле (8.1). Эта формула, спра­ ведливая для цилиндрического многослойного конденсатора, не учи­ тывает влияния строения самой обмотки, не являющейся гладким ци­ линдром. Это обстоятельство учитывается при определении вели­

433


чины Ея_м. к, которая устанавливается экспериментально на моде­ лях с конфигурацией электрического поля, подобного полю в реальных трансформаторах.

Полученную по формуле (8.1) расчетную напряженность Ег следует

сравнить с допустимой

величиной

ЕЯі м. 1( (см. рис.

9.2).

Если для

выбранного масляного

канала напряженность

Ег при расчетном воз­

действии напряжения оказалась больше, чем

£ д. м, к, то

расстояние

между обмотками должно быть соответственно увеличено.

 

2. Я р м о в о е и з о л я ц и о н н о е

р а с с т о я н и е

S„ принимается

в 1,5-f-2 раза большим, чем расстояние между обмотками. Количество угловых шайб обычно вдвое меньше, чем количество цилиндрических барьеров между обмотками, а расположение угловых шайб также в большой мере связано с конструктивными соображениями. После того как размеры изоляции намечены, производится поверочный расчет, методика которого аналогична методике расчета изоляции в середине обмотки.

В основу расчета кладется картина электрического поля в рас­ сматриваемой области. Величину и направление напряженности можно определить либо графическим путем, либо при помощи моделирова­ ния на полупроводящей бумаге (см. рис. 8.3) или в электролитиче­ ской ванне. По картине поля выбирается силовая линия, участок которой между поверхностью изоляции емкостного кольца и первой

угловой

шайбой имеет наибольшую

длину. Затем

определяется ве-

 

в

 

 

личина

Ua— ^Edl, равная разности

потенциалов

на этом участке,

 

л

 

 

Эту величину можно выразить в процентах от потенциала емкостного кольца. По длине участка AB из рис. 8.3 находится допустимое значение средней напряженности Ед. ср. Произведение ІІла — Ея_СѴ1АП дает допустимую разность потенциалов на участие AB. Если вели­ чина Uда окажется меньше, чем падение напряжения на этом уча­ стке при расчетном воздействии напряжения, то можно или увели­ чить общее ярмовое расстояние, или приблизить угловую шайбу (уменьшить длину 1АВ), или изменить конфигурацию емкостного кольца с целью уменьшения степени неравномерности поля.

В тех

случаях, когда

выбор силовой линии, по которой разность

потенциалов наибольшая, неочевиден, необходимо проверить не­

сколько

силовых

линий,

определяя для каждой

величину 0„ возд =

 

в

 

в

 

= Е л.сріаві\ Edl,

причем

напряжение Uа— ^ Е dl

здесь должно быть

 

А

 

А

 

выражено в долях от напряжения емкостного кольца. За расчетную принимается силовая линия, у которой напряжение Uд. воэд окажется наименьшим, так как она является линией наибольшего падения напряжения.

3. Р а з м е р ы п р о д о л ь н о й и з о л я ц и и в большинстве слу­ чаев задаются импульсными воздействиями. Аксиальный масляный канал между двумя соседними катушками называется закрытым в том месте, где он шунтирован переходом провода из катушки в катушку,

434


и соответственно открытым в том месте, где перехода нет. Переменной напряжение (рабочее и испытательное) на закрытом масляном канале равно нулю, а на открытом канале — удвоенному напряжению одное катушки независимо от номера катушки (от расстояния катушки до начала обмотки). Импульсное напряжение, воздействующее на обмот­ ку как при испытаниях, так и в эксплуатации (грозовые перенапряже­ ния и некоторые виды внутренних перенапряжений), распределяется по обмотке неравномерно. Напряжение, приходящееся на открытый канал, как правило, наибольшее во входной зоне обмотки у линейного конца. В некоторых случаях, например у переплетенных обмоток, возможно появление наибольших напряжений не у открытого края,

а в середине

канала.

 

 

Основой

расчета продольной

изоляции

является определение

напряжений

на открытых каналах,

которое

выполняется либо при

помощи вычислительных машин, либо при помощи обмеров на модели обмотки. Форма импульса напряжения, воздействующего на акси­ альный канал, существенным образом отличается от формы импульса, приложенного к линейному зажиму. Для исследования прочности про­ дольной изоляции обычно применяются апериодические импульсы с длиной волны от 3 до 20 мксек.

Полученные расчетным путем или обмером импульсные напряжения на открытых каналах служат основанием для выбора размеров изоля­ ции между катушками. Эта изоляция (см. рис. 9.6) состоит из последо­ вательно включенных бумажной изоляции самого провода, бумажной катушечной изоляции, покрывающей всю катушку, аксиального ма­ сляного канала между катушками и картонного барьера, расположен­ ного посередине аксиального масляного канала. Катушечная изоля­ ция, а также барьеры применяются только в тех случаях, когда на­ пряжение на канал оказывается большим, чем электрическая проч­ ность масляного промежутка (с учетом изоляции провода).

Расчет размеров канала и толщины твердой изоляции произво­ дится на основе зависимости Дд. м. к от ширины канала, приведенной на рис. 9.2. Импульсные напряжения приводятся к переменному на­ пряжению через коэффициент импульса, который в этом случае (более короткая волна) может быть принят равным kn = 2,2 (см. § 9.2 в):

Драсч= СУн/2,2 .)/2.

Затем определяется напряженность в масле в аксиальном канале:

Uрасч

расч

 

^м + (ем /еб)^б ‘

Эта величина сравнивается

с допускаемой напряженностью из гра­

фика, приведенного на рис. 9.2: Дм. к. расч ^

Дд, м. к. Суммарная толщина

твердой изоляции d6 должна быть такой,

чтобы после пробоя масла

бумага выдержала полное

напряжение между катушками. Обычно

это достигается применением изоляции толщиной 1 мм на 30 -т- 40 т импульсного напряжения.

Для определения необходимой величины витковой изоляции рас­ считывается (или находится обмером) наибольшее напряжение, воз-

435.