Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большое внимание уделяется уравновешиванию роторов в точном приборостроении. Предлагается способ обнаружения статической неуравновешенности тонкостенных роторов по изме­ нению частоты собственных колебаний в подвесе. Показано

развитие методов автоматического уравновешивания

роторов

с компенсацией дисбалансов способом взрывающихся

проволо­

чек, электрохимическим способом, с помощью оптического квантового генератора или электронного луча. Описаны методы экспериментального исследования процесса автоматического уравновешивания с использованием ЭВМ.

Ряд статей посвящен уравновешиванию роторов гироскопов. Разбираются вопросы проектирования технологического процес­ са устранения неуравновешенности гироскопов. Предлагаются методы точного контроля размеров и коэффициентов жесткости

узлов гиромоторов, влияющих на разбалансировку

роторов, ос­

нованные на применении струнных

частотных преобразователей

и цифровых измерительных устройств.

 

Рассматриваются оригинальные

измерительные

устройства

для дистанционной балансировки на ведущих роликах, для урав­ новешивания анодов рентгеновских трубок, для статической балансировки в динамическом режиме и др.

Исследуются оптические методы измерения колебаний при уравновешивании роторов, представляющие особый интерес при балансировке гибких роторов.

В книге приводится описание и характеристики новых балан­ сировочных машин серийно выпускаемых отечественными пред­ приятиями, а также освещаются вопросы развития современного балансировочного оборудования, например, проектирование ба­ лансировочных автоматов на заданную точность и производи­ тельность.

Г л а в а 1

Общие вопросы у равно ветшания

В. А. ЩЕПЕТИЛЬНИКОВ.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ТЕХНИКИ

Балансировочной технике придается

в настоящее

время

большое значение как в Советском Союзе,

так и за

рубежом.

Это объясняется тем, что в современном

приборо-

и

машино­

строении точность, надежность, ресурс и общий уровень вибра­ ций различных машин и приборов в значительной мере зависят от качества их уравновешивания. Поэтому различные аспекты данной отрасли техники обсуждались на протяжении последних десяти лет на четырех Всесоюзных конференциях по уравновеши­ ванию машин и приборов, а также на Семинаре по уравновешива­ нию машин и приборов. Эти конференции и семинары, безуслов­ но, способствовали созданию в нашей стране нового балансиро­ вочного оборудования и новых методов уравновешивания различных роторов, агрегатов и механизмов в целом.

В нашей стране сооружаются крупнейшие в мире гидро- и тепловые электрические станции, строятся современные транс­ портные самолеты, локомотивы, суда, космические корабли. Происходит процесс комплексной механизации и автоматизации различных технологических процессов с широким использовани­ ем электронной измерительной и вычислительной техники.

Одной из особенностей современного технического прогресса является непрерывный рост рабочих скоростей роторов различ­ ных машин и приборов с повышением мощности машин, точно­ сти работы гироскопических приборов, а также в связи с необ­ ходимостью реализации высокоскоростных технологических про­ цессов. Так, роторы центрифуг, предназначенных для получения

биологических эмульсий, делают до 500 тыс. об/мин,

электродви­

гатели повышенной частоты имеют скорость

вращения ротора

более 100 тыс. об/мин;

роторы многих приборов делают

до

75 тыс. об/мин; скорость вращения отдельных

деталей текстиль­

ного машиностроения

доходит до 900 тыс. об/мин;

скорость

дви­

жения пассажирских поездов на наших дорогах достигает в на­ стоящее время 160 км/ч, а в ближайшем будущем они будут двигаться еще быстрее.



Нужно сказать, что и в дальнейшем в связи с развитием нау­ ки и техники, скорость вращения различных деталей машин бу­ дет возрастать, так как быстроходные машины и механизмы являются более производительными и легкими, а в техническом отношении более совершенными и экономичными, чем тихоход­ ные. Отсюда следует, что балансировочная техника имеет в со­ временном машино- и приборостроении исключительно важное значение.

В настоящее время отечественная промышленность постави­ ла ряд новых проблем в области балансировочной техники, от которых зависят, например, дальнейшее повышение точности и надежности работы устройств и приборов, снижение уровня ви­ браций и увеличение ресурса отдельных агрегатов, безопасность движения поездов и др.

Большая роль в развитии балансировочной техники принад­ лежит ЭНИМСу, в котором на протяжении последних десяти лет велась исследовательская и конструкторская работа по созданию автоматизированных балансировочных машин и, в частности, балансировочного оборудования для автомобилестроения. В ре­ зультате было разработано оптимальное число механизмов и приборов, необходимых для решения практически любых задач по уравновешиванию двигателя и передаточного механизма автомобиля. К ним относятся: различные типы колебательных систем балансировочных машин, различные приводные муфты, элементы памяти дисбалансов, системы автоматической установ­ ки угла и глубины сверления при компенсации дисбалансов, системы фильтров производственных помех, системы разложения вектора дисбаланса на составляющие и др. На базе этих разра­ боток ЭНИМСом создано оригинальное балансировочное обору­ дование, не уступающее по своим показателям лучшим зарубеж­ ным образцам балансировочных машин. Так были созданы:

а) две автоматические линии для балансировки коленчатых валов V-образного двигателя ЗИЛ-130;

б) две автоматические линии для балансировки коленчатых валов автомобилей ГАЗ-66;

в) полуавтомат для балансировки двигателей автомобилей в собранном виде, «на газу»;

г) балансировочная машина для балансировки карданных валов и ряд других специальных балансировочных машин.

Все эти машины и устройства внедрены в производство и да­ ют большой технико-экономический эффект.

Интересные работы проведены в МАТИ по созданию балан­ сировочной машины с оптическим когерентным генератором, ко­ торая позволяет уравновешивать роторы гиромоторов, микро­ двигателей центрифуг и других устройств с точностью от 0,5 до 0,02 мкм (производительность 10—20 роторов в час) при массе роторов от 20 до 200 г. Оптимальная скорость вращения ротора

10


находится в интервале от 7500 до 15000 об/мин. Создание такой балансировочной машины представляет сложную научную и ин­ женерную задачу. Решение ее представляет целый комплекс теоретических и экспериментальных исследований в связи с вы­ бором оптимальных параметров измерительной аппаратуры ба­ лансировочной машины и лазерной установки.

Подобные машины начинают создаваться в последнее время и за рубежом, например, в США.

Интересными являются работы Закавказского филиала ЭНИМСа по созданию автоматических балансировочных машин.

Отличительная особенность этих машин заключается

в том, что

в них совмещаются операции измерения и устранения

дисбалан­

сов ротора. Последняя операция выполняется автоматически во время вращения ротора или способом «взрыва проволочек» в магнитном поле, или удалением металла способом электрохи­ мического анодного растворения.

Первый способ компенсации дисбалансов является, по-види­ мому, более перспективным, так как при втором способе урав­ новешивания балансировочный процесс необходимо вести при вполне определенной скорости (3000 об/мин) и только в одной плоскости.

В Каунасском филиале ЭНИМСа разрабатываются вопросы динамической балансировки механизмов типа коробок передач,

вопросы

динамического

центрирования

многоопорных

валов,

балансировка роторных

систем в собранном виде и др.

 

В последние годы Кимровским машиностроительным заво­

дом были

разработаны

и внедрены в промышленность

несколь­

ко новых

моделей специализированных

машин различного на­

значения. В частности, для роторов гиромоторов создана ма­

шина

ДБ-2, позволяющая повысить

точность

балансировки

до 0,05 мкм. Машина ДБС-4 позволяет

уравновешивать

роторы

прецизионных

электродвигателей

непосредственно

в статоре.

 

 

 

 

Эта организация разработала и передала в опытную эксплу­

атацию

балансировочную

машину ДБН-50 с жесткими

непо­

движными опорами и пьезодатчиками,

предназначенную

для

уравновешивания роторов электрических машин, имеющих ско­ рость вращения 12 000 об/мин.

Следует заметить, что подобные машины находят все боль­ шее применение в технике благодаря целому ряду положитель­ ных качеств, одним из которых является простота настройки машины на заданный тип ротора. Для выполнения этой опера­ ции требуется только знание координат центров цапф ротора и плоскостей исправления. Поэтому эти машины можно использо­

вать с одинаковым

успехом как для балансировки серийных,

так и для балансировки одиночных роторов.

Заметим также, что большим достоинством этих машин яв­

ляется сохранение

у них масштабов отсчета величины и фазы


дисбалансов при переходе с одной скорости вращения ротора на другую, без дополнительной, часто весьма трудоемкой настрой­ ки измерительной аппаратуры. Кроме того, машины имеют при­ боры, запоминающие величину и фазу дисбалансов для двух плоскостей исправления.

В МИИТе и во ВНИИ электромеханики разработано балан­ сировочное оборудование для уравновешивания якорей элек­ тродвигателей непосредственно в статоре. Это позволяет ком­ пенсировать не только механические дисбалансы, но и первые гармоники электромагнитных сил, действующих на якорь при номинальной нагрузке. В МИИТе также был разработан новый принцип уравновешивания колесных пар подвижного состава, заключающийся в совмещении главной центральной оси инерции с прямой, проходящей через геометрические центры кругов ка­ тания бандажей. Балансировочная машина на этом принципе,

разработанная ЭНИМСом, успешно эксплуатируется на

Кали­

нинском вагоностроительном заводе с 1967 г.

 

В МВТУ создаются опытные образцы балансировочных ма­

шин для статического уравновешивания в динамическом

режи­

ме автомобильных колес и роторов. Особенность этих

машин

заключается в том, что они имеют небольшие габаритные раз­ меры, оснащены устройством для удаления дисбалансов и могут быстро настраиваться на заданный тип ротора при помощи си­

стемы электрического

эталонирования.

 

Известны

также

специальные

балансировочные

машины

МВТУ для уравновешивания вращающихся анодов

рентгенов­

ских трубок.

Использование этих

машин позволило

в 3 раза

увеличить скорость вращения анодов трубок, а это, в свою оче­ редь, позволило увеличить интенсивность излучения настолько, что появилась возможность снимать в рентгеновских лучах ки­

нофильм

работы

сердца

и других органов.

За

последние 10

лет

в МВТУ

разработано и внедрено более 30

моделей различных

балансировочных

машин

для статической

и

динамической

ба­

лансировки жестких роторов в различных отраслях машино- и приборостроения.

В МАИ с 1948 г. разрабатываются методы исследования и уравновешивания полноразмерных многомассовых роторных си­ стем на их рабочих скоростях с учетом реакций в опорах, фор­ мы прогиба упругой линии ротора и его жесткости. Там же со­

зданы вакуумные стенды и аппаратура для

балансировки

роторов

турбомашин.

 

 

НИИ

тракторного

и сельскохозяйственного

машиностроения

разработал несколько типов балансировочных машин для урав­ новешивания коленчатых валов тракторных и автомобильных двигателей, молотильных барабанов комбайнов, барабанов че­ сальных машин, маховиков и других роторов. Внедрение этого оборудования позволило получить экономический эффект и по­ высить долговечность тракторных двигателей и сельскохозяйст-

12