Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ряды записываются для проекций указанных кривых на две взаимно перпендикулярные плоскости:

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

у(х)

= ~

+ ^Ans'm^~-

+ ап

j

разложение

исходной

кри­

вой

прогибов;

 

 

 

 

 

 

q(x)

=

 

+

'^Впъ'т\^~

+ ап

^

— разложение

системы

проб­

ных грузов;

+ ^D n sin( - y4 - + ап )

— разложение кривой

про­

у*(х)

=

j

 

 

 

п

 

 

 

 

 

гиба после установки пробных грузов;

h

"

Q(x) = -^- + 2

 

л х

s i n ( ^ Р + а " ) — запись в виде ряда Фурье

неизвестной системы уравновешивающих грузов.

Принимая линейное соотношение между дисбалансом и про­ гибом для одинаковых членов разложения, можно записать сле­ дующее выражение:

 

/ лпх

\

 

 

/

лпх

а

tf„sin I — — + а „

I

 

Ans\n[——

 

+

fi„sin(

/ лпх

\

.

f

п п

х

— — + c t „ j

(Dn

 

 

An)sm\—j—+an

или после сокращения на синусы

£>,—Л,

D2 — A2

Dn—An'

d0±-a0

Таким образом, чем большее число взято членов ряда, тем точнее при прочих равных условиях будет произведено уравно­ вешивание.

Точность уравновешивания в обоих способах зависит от чис­ ла членов ряда при разложении, может быть значительно повы­ шена за счет применения ЭВМ и не представляет сейчасприн­ ципиальной трудности. На скорость балансировки не наклады­ вается никаких ограничений и теоретически они могут быть любыми; практически же их следует выбирать такими, чтобы выявить действие наиболее опасных для данной конструкции со­ ставляющих дисбаланса, а это уже зависит от точности имею­ щихся средств измерения прогибов и поэтому не исключается потребность в добалансировке ротора на других скоростях вра­ щения.

2*

19



В ряде случаев конструкция машины не позволяет разме­ щать на роторе пробные грузы или же это связано с технологи­ ческими неудобствами. В этом случае целесообразно применять методы уравновешивания, не требующие пробных грузов и пус­ ков [3]

К таким методам можно прийти, рассматривая приведен­ ное выше уравнение Фредгольма, которое может быть с любой степенью точности аппроксимирова­ но конечным числом линейных алге­

браических уравнений.

Изложенные выше методы, как и многие другие, базируются на изме­ ренных прогибах ротора, поэтому следует остановиться на том, как в реальных условиях производят та­ кие измерения.

Тензометрирование для этих це­

 

 

 

 

 

 

 

 

лей неприемлемо по ряду причин и,

 

 

 

 

 

 

 

 

в частности, из-за того, что в роторе

 

 

 

 

 

 

 

 

необходимо

делать специальные

ка­

Рис.

3.

Схема

определения

налы для проводов, после чего он

OA

деформаций

ротора:

 

становится

некондиционным.

 

перемещения

 

центра

В практике

нашли

применение

массы

сечения

 

из-за

 

переме­

щения

цапф ротора

вместе

с

бесконтактные

методы

измерения

податливыми

опорами,

АВ

деформаций

с использованием емко­

перемещения

цапф

ротора

в

стных и индуктивных датчиков.

Но

зазорах

подшипников;

ВС

перемещения

вследствие

эк­

эти датчики

реагируют

не только

на

сцентриситета;

СД

пере­

деформацию ротора, но и на изме­

мещения из-за

деформации

 

 

ротора

 

 

 

нение зазора между чувствительным

элементом и поверхностью контро­ лируемой детали. Изменение этого зазора определяется колеба­ ниями опор, зазорами в подшипниках и т. д. Поэтому следует пользоваться методом выделения деформаций ротора из общего показания датчика.

На рис. 3 показано, из каких составляющих складывается вектор перемещений ОД центра тяжести некоторого 1-го сечения ротора.

Чтобы найти OA, необходимо определить динамические по­ датливости опор и измерить их перемещения в работе, а для нахождения АВ — знать режим работы подшипников.

Если к указанному добавить необходимость учета вытяжки лопаток, дисков, барабанов и колебаний самих измерительных датчиков, то задача определения прогиба будет решена после получения почти всех данных о динамике двигателя.

Проведение столь трудоемких исследований для уравновеши­ вания может быть оправдано еще и тем, что получаемые резуль­ таты ценны сами по себе и значение их необходимо при доводке 20


двигателя, чтобы в комплексе решать задачу устранения опас­ ных резонансных состояний машины.

В принципе можно избежать столь сложных исследований,

если использовать методы, основанные не на измерениях

дефор­

маций ротора, а на измерениях реакций

опор или их вибраций,

но с учетом деформаций

ротора.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

1. Диментберг Ф. М., Шаталов К. Т., Гусаров А. А. Колебание

машин.

М., изд-во «Машиностроение», 1964.

 

 

2. Кушуль М. Я., Шляхтин А. В. Уравновешивание гибких

роторов.

Изд-во АН СССР. «Механика

и машиностроение»,

1964, № 2.

 

3. Левит М. Е., Ройзмаи

В. П. Вибрация

и уравновешивание

роторов

авиадвигателей. М., изд-во «Машиностроение», 1970.

В. М. СУМИНОВ, А. К. СКВОРЧЕВСКИЙ

ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЧНОСТИ УРАВНОВЕШИВАНИЯ РОТОРОВ ЛУЧОМ ОПТИЧЕСКОГО КВАНТОВОГО ГЕНЕРАТОРА

За последнее время для повышения точности и производи­

тельности уравновешивания роторов было создано оборудова­

ние, основанное на способах электроискрового,

электроннолуче­

вого, электронно-химического, лазерного и т. д. удаления неурав­

новешенной массы с поверхности вращающегося

ротора.

В Московском авиационном технологическом

институте в те­

чение ряда лет проводились теоретические и экспериментальные

исследования,

в результате которых

создано

 

балансировочное

оборудование с использованием оптических квантовых

генера­

торов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметим

характерные особенности

данного

оборудования.

Автоматическая лазерная

балансировочная

машина 1

позво­

ляет уравновешивать роторы

весом

от 20 до 200 г с точностью

0,5—0,02 мкм по условному смещению центра

тяжести. Скорость

вращения

уравновешиваемого

ротора

в диапазоне от 7500 до

15000 об/мин.

Производительность машины

20

роторов

в час.

В машине применен лазер, работающий в режиме свободной

генерации. Мощность светового

излучения, управляемая

следя­

щей системой пропорционально величине остаточной неуравно­

вешенности

ротора, находится в пределах от 2 до 30 дж, частота

повторения

импульсов 4 имп/мин, длительность излучения 0,5—

0,8 м/сек.

 

1 Автоматическая лазерная балансировочная машина в 1969 г. удостоена золотой медали ВДНХ.


При использовании балансировочной машины для уравнове­ шивания быстровращающихся роторов (20—30 тыс. об/мин) эф­ фективность ее существенно уменьшается. Это связано прежде всего с тем, что на поверхности уравновешиваемого ротора воз­ никает след от луча значительной протяженности с зоной облоя по его краям.

Для устранения этих недостатков был применен лазер с ре­ гулируемой добротностью. Функциональная схема балансиро­ вочного автомата (рис. 1) работает следующим образом: син-

Рис. 1. Блок-схема балансировочного автомата с использованием лазера:

/ — лазер; 2 — активный стержень; 3 — соленоид; 4 — зеркало; 5 — фокуси­ рующая система; 6—8 — пневмосистема; 9 — ротор; 10 — блок питания привода; // — датчики; 12 — блок преобразования сигнала; 13—15, 19 — блоки управления синхронизатором; 16, 17 — пульт управления и тахометр; 18 — блок питания

лазера; 20 — система охлаждения

хронно с лазером подается сигнал на включение

модулятора,

который управляет длительностью светового луча

пропорцио­

нально скорости вращения ротора.

 

Модулятор состоит из мощного соленоида 3

и активного

стержня 2, установленных в оптический резонатор между тор­ цом рубинового стержня и выходным зеркалом 4. При прохож­ дении тока по обмотке соленоида возникает электромагнитное поле, изменяющее плоскость поляризации активного стержня. Степень поляризации модулятора определяет длительность све­

тового

луча.

 

 

 

 

Балансировочная машина с таким включением лазера позво­

ляет

уравновешивать

роторы

при скорости

их вращения

от

7500 до 50000 об/мин.

В момент устранения значительных не­

уравновешенных масс

модулятор

оказывается

практически

от-