Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для вывода зависимости перемещения 6і от упруго-массовых характеристик системы ротор — опоры и остаточного дисбалан­

са

ротора

ех

представим последний в виде двухмассовой систе­

мы

(рис.

1),

обозначив

 

 

 

 

 

 

 

 

l\,

di,

J І — длины, диаметры, моменты инерции вала (і =

 

 

 

 

 

= 1,2, 3);

 

 

 

 

 

 

ти

tn2,

Jia,

J— приведенные

массы

и экваториальные

момен­

 

 

 

 

 

ты инерции дисков;

 

 

 

 

 

 

 

ех

и

е2 — остаточные конструктивно-технологические дис­

 

 

 

 

 

балансы.

 

 

 

 

 

Р\ =

 

Упругие

перемещения 6ь б2 вала

 

от действия

сил

— тха2х

+

е{),

Рз = т3 со2 (бз + ез)

и

гироскопических

момен­

тов МГ\

=

2 /ізфі, Мгз =со2 /з э фз масс

тх

и т3 на

основе принци­

па наложения запишем следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

6 1

= аиР\ + аІЗРз

+ ацМп

 

+ а1 3 М/-3 ;

|

 

 

 

 

 

 

62 = а3 1 Я, + а33Р3

+ а 3 1 М г 1

-4- а33МГз • і

 

 

 

Коэффициент

влияния упругой системы ащ, (—)

и а «

| — )

 

 

 

 

 

 

 

 

\дан/

 

\дан/

вычислим обычными способами. Приближенно можно принять линии изогнутой оси консолей вала прямыми и положить углы поворота сечений равными:

Фі

_ 8і + «і .

_ _ S 2

+ g3

(4)

; — .

Ф2 •

 

Выполняя необходимые преобразования, получим

k2

+

kte3)(0*

 

V ) +k3e3 + —r-(k2el

 

« 5

 

СО2.

(5)

 

 

здесь

kx

аххтх

+

а

 

h

аъхтх

+

а3 і

 

k3

= а13т1

+

а, •J Зэ>

(6)

&4

= а33т3

+

 

 

h

1 — ^ а 3 1 т , + •

J г» со2

Подставляя выражения (5) в формулу (2), можно получить зависимость перемещения контрольной точки корпуса от пара-


метров системы. Выбрав величину допустимой амплитуды 62 для точки а, выразим значение допустимого остаточного дисбаланса ротора в виде функции

 

в, = Д(о, б2 > с,

М).

(7)

Допустимый дисбаланс

ротора

 

 

 

 

тнрЄі.

 

(8)

Д л я конкретной машины формула

допустимого дисбаланса

имеет следующий

вид:

 

 

 

ех < - і ? - ( 1 1

' 5 6 ' l 0 , ~

l) V{c—0,01

Ш я 2 ) 2 + (0,105ап)2 б2 ;

(9)

ГПХП? \

П2

J

 

 

здесь вместо угловой скорости вала со ввели число оборотов п.

Для сепаратора

диаметром 3,5

м приведенная

жесткость

С

=

=

13500 дан/см,

а коэффициент

сопротивления

колебаниям

а

=

=

12,5 дан • сек/см.

 

 

 

 

[etJ

Рис. 3. Расчетные графики допускаемого дисбаланса

Учитывая возможные погрешности схематизации системы и погрешности расчета, определим значения е\ для условий: Ш\ —

=

1,5-7-1,8 кг; М = 12-М5

дан-сек2/см;

С = 13

17•

103

дан/см;

а =

12 -т- 14 дан • сек/см;

п = 100

н- 400

об/мин;

62 =

0,1

— 1

мм

и построим графики Єї (рис. 3).

Для

упругой

системы

(см.

рис. 1) было составлено частотное уравнение и с помощью

его,

а также по формуле Донкерлея были вычислены значения кри­ тических скоростей вращения (см. таблицу).

Из графиков (рис. 3) видно, что жесткость допуска на не­ уравновешенность увеличивается с приближением к зоне крити­ ческих скоростей для данной машины. Это указывает на то, что в вопросе уравновешивания имеет значение не только сама опе­ рация балансировки, но и соотношение рабочих скоростей маши-


 

 

Критические скорости

вращения в

рад/сек

О б о з н а ч е н и е

критических

д л я упругих

о п о р

длч жестких

опор

скоростей

вращения

 

 

 

 

по

ф о р м у л е

 

и з

у р а в н е ­

по

ф о р м у л е

и з уравнения

 

ния

частот

Д о н к е р л е я

частот

Д о н к е р л е я

СО,

5,414

5,65

34,3

36,6

ш „

56,35

61,3

86,6

90,3

ны с критическими скоростями вала ротора. Важно, чтобы зона рабочих скоростей была достаточно удалена от критических ре­ жимов.

Полученные аналитические зависимости были подвергнуты экспериментальной проверке. Для замера вибраций были вы­ браны три точки: две на крышке и одна у основания корпуса.

100

1U0

180

220

260

300 п Об/мин

 

Рис. 4. Опытные графики зависимости 82 =

f(n, Pg,...)

Испытания включали осциллографирование вибраций на режи­ мах п = 50 -г- 340 об/мин и п = 100 -г- 320 об/мин. Данные обра­ ботки этих испытаний частично приведены на рис. 4. Сравнение расчетных значений (рис. 3) и опытных (рис. 4) показывает до­ статочно хорошее совпадение зон резонанса. Расчет по уравне­ нию (9) дает два значения критических скоростей вращения се­

паратора диаметром 3,5 м: п\

= 340 об/мин

для вала

на жест­

ких опорах и п*п = 305 об/мин

для вала на упругих опорах.

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

1.

Колесник

Н. В. Устранение вибраций машин. М., Машгиз,

1960.

2.

Д ж . П.

Ден-Гартог. Механические колебания

ГИФИЛ . М.,

1960.


Я. И. КОРИТЫССКИЙ, Г. 3. ШНАЙДЕР

ВЛИЯНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ НАСАДОК ЭЛЕКТРОВЕРЕТЕН НА ИХ ВИБРАЦИЮ

ИВЫБОР ДОПУСТИМЫХ ДИСБАЛАНСОВ

Впромышленности по производству химических волокон ши­ рокое применение находят различные типы электроверетен, яв­ ляющихся одними из наиболее массовых и ответственных узлов прядильных и крутильных машин.

Ввиду особенностей технологического процесса применяемые на электроверетенах насадки и паковки имеют неуравновешен­

ность. Поэтому на практике

в ряде

случаев наблюдаются

коле­

бания шпинделей.

 

 

 

 

 

В таблице приведены динамические параметры основных ти­

пов электроверетен, работающих в промышленности.

 

 

Скорость в р а щ е н и я

Р а з м а х

колебаний

Остаточная неурав ­

 

в об/мин

 

в мм

новешенность

к р у ж е к

 

 

и н а с а д о к в

гсм

 

 

 

 

 

Тип

 

 

 

 

 

 

электровере ­

 

 

на

 

 

 

тена

 

 

 

 

 

критиче­

рабо ­

критиче­

на рабочей

поГОСТу

 

 

ская

чая

ской

скорости

12.327—66

 

 

 

скорости

 

 

 

э в - з

700—800

9000

0 , 6 - 0 , 8

0,15—0,30

0,4

 

ЭВН-2

2100—2500

8000

0 , 5 - 1 , 0

0,15—0,2

0,4

 

ЭВА-1

1800—20Э0

8300

1,5 - 2,5

0,1 - 0,1 5

0,4

 

Динамические силы, вызванные дисбалансами кружек и на­ садок электроверетен, приводят к износу подшипников, а также

вызывают

повышение

вибрации

всей прядильной

машины

в

целом.

 

 

 

 

 

 

Широкое применение

электродвигателей

с гибким

ротором4

в

качестве

электроверетен вызвало

необходимость проведения

теоретических и экспериментальных

работ

в области

определе­

ния допустимых остаточных дисбалансов насадок и прядильных кружек.

Анализ приведенных в таблице величин также подтверждает необходимость выработки норм на остаточную динамическую неуравновешенность электродвигателей с гибкими роторами.

Величина допустимой остаточной неуравновешенности долж­ на быть такой, чтобы обеспечить: заданное предельное значение амплитуды как при прохождении критической скорости, так и


на рабочих режимах; нагрузку на опоры в таких пределах, при которых электроверетено было бы достаточно долговечно.

Указанная работа ведется в течение ряда лет Винницким электротехническим заводом совместно с ВНИИЛТЕКМАШем и МТИ и включает как теоретические, так и экспериментальные исследования динамики электроверетен и разработку методов их расчета. Одним из важных этапов этой работы является раз­ работка норм остаточной неуравновешенности.

Аналитические зависимости теории гибкого вала [5] и полу­ жесткого шпинделя [1] могут быть применены для исследования динамики электроверетен.

Применяемые в промышленности конструкции электровере­ тен могут быть представлены в виде единой динамической моде­ ли (рис. 1, а — в), которая охватывает широкий класс динами­ ческих задач. Как частные случаи, из нее могут быть получены

более простые расчетные схемы,

например,

описанные ранее

в работах [1 и 2}.

 

 

Модель состоит из массивного

корпуса /

с запрессованным

в него статором 2, ротора 3 и гибкого шпинделя 4, несущего на, себе прядильную кружку 5. Корпус установлен на резиновых амортизаторах 6.

Примем за неподвижные оси координат оси т], £, £ с началом в центре симметрии недеформированных амортизаторов в точке Е. Ось I направлена вдоль оси симметрии корпуса, сов­ падающей с осью подшипников и шпинделя, когда он недеформирован.

Будем

считать, что смещение корпуса,

ротора и насадки

вдоль оси

g отсутствует, что соответствует

действительности.

Положение корпуса будем характеризовать обобщенными ко­

ординатами

т)к и £к его центра тяжести

К и углами поворота от­

носительно

осей ц и £ — 0 и

углами

между проекциями оси

симметрии корпуса на плоскости т]£ и £|

и осью £.

Таким образом, корпус обладает четырьмя степенями свобо­ ды. Положение ротора будем характеризовать координатами его

центра тяжести Р, т. е. р,

£ р

теми же углами 0 и г|5(т)р и £ р

не

являются независимыми,

так

как определяются

координатами

т]к и £к и углами 0 и т|з).

 

 

 

 

Динамическую неуравновешенность насадки будем характе­

ризовать, как обычно, эксцентриситетом е массы

насадка,

уг­

лом б наклона

главной центральной оси к оси вращения и углом

є между

вектором статического дисбаланса и

вектором

пары

сил. При

этом

величины е и б предполагаются

малыми.

 

Для задания положения насадка проведем через его центр тяжести С, смещенный от его геометрической оси симметрии на величину эксцентриситета е, плоскость, перпендикулярную к од­ ной из главных центральных осей z, которая в общем случае наклонена к оси Z\ под углом б.

Точку пересечения этой плоскости с осью Z\ обозначим О. Сечение насадка указанной плоскостью будет представлять со­ бой эллипс, мало отличающийся от окружности. Примем эту окружность за тот условный диск с весом и моментами инерции, соответствующими насадку, колебания которого мы будем изу­ чать. Будем считать, что ниже и выше этого диска имеются жесткие участки шпинделя. Такая система полностью динамиче­ ски эквивалентна нашему насадку. Проведем через точку С ось z[ параллельно оси z\. Угол между осями г и г , ' будет б. Про­ ведем через ось г (точку С) плоскость, параллельную оси Z\ (плоскость zCz[, содержащую угол б), и обозначим диаметр, по которому она пересекает диск, через у, а ось, перпендикулярную ей,— через х; угол между осью х и направлением ОС обозна­ чим через є. Положение диска насадка может быть полностью определено шестью координатами двумя способами. Во-первых, координатами центра тяжести -Пс, £с, Ее и углами Резаля: двумя углами а и р , характеризующими положение главной централь­ ной оси 2 , и углом ср между направлением эксцентриситета — осью Е и линией узлов N. Во-вторых, координатами точки О оси изогнутого шпинделя г], £, І и тремя углами Резаля «і, Рь ха­ рактеризующими направление касательной к изогнутой оси шпинделя в точке О или, что то же, в точке Я, и углом <рі между линией узлов Ni и направлением Е\. При малых деформациях шпинделя величины т|, "Пс, £ , £с» «, ai, р, pi будут также малыми. Отсюда следует, что величины

£C = £ = L, + L 2 = const.

(1)

24 Зак. 600

369