Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ной

ленты расстояние / (обычно

принимают 5,

10, 20

м), остав­

л я я

з а к р е п л е н н ы м (шарнирно)

конец ленты

в точке

Я/С, вто­

рым концом из точки 1 описывают дугу, на которой в сторону

центра

о т к л а д ы в а ю т

расстояние

а,

вычисляемое

по

ф о р м у л е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/2

м.

 

 

 

 

 

 

 

(5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

этом

получают

точку

2,

л е ж а щ у ю

на

кривой.

После

этого

провешивают направление А2

и на

его

продолжении от

точки

2

о т к л а д ы в а ю т

то

ж е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

расстояние,

описывают

 

(как

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,и в первом

случае)

дугу

3—4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и о т к л а д ы в а ю т

расстояние

2а,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

получая

4.

 

с л е д у ю щ у ю

точку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кривой

 

З а т е м провешивают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

направление

2—4

и

аналогич ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ным образом находят точку 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После разбивки примерно по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ловины

кривой

р а з б и в а ю т

вто­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рую

половину

(точки

78),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

начиная

 

с

ее

конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В е р т и к а л ь н ы е

кривые

так­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж е р а з б и в а ю т по

т а б л и ц а м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[30].

П р и

 

отсутствии

т а б л и ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

элементы

 

кривой

и

необходи-

Р

и с

3

Главные

точки и

элементы

мые

р а з м е р ы

 

м о ж н о

подсчи­

 

 

 

 

 

 

 

круговой

кривой

 

 

тать

по

 

ф о р м у л а м

(7) (10).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и н и м а я , что д л я малых углов наклона а и при больших

зна­

чениях радиуса

вертикальных кривых

R длины

касательной,

дуги

и хорды

примерно

равны, получаем

(рис. 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ді =

 

ta =

t g a

та sin a

^ а ,

 

 

 

(6)

где ii и h — уклоны дороги. Тогда длина кривой

 

 

K = Ra = RM;

(7)

длина

касательной

(тангенс)

 

RM .

 

 

 

 

 

/m

длина

биссектрисы

 

 

j>2

 

 

 

 

 

(9)

 

 

2R Б

~2R

 

 

 

О р д и н а т а вертикальной кривой

любой

точки, н а х о д я щ е й с я

на расстоянии х от

н а ч а л а вертикальной

кривой,

 

 

У-

2R

 

(10)

 

 

 

 

 

11


Оси

искусственных

сооружений

з а к р е п л я ю т точкой и сторож ­

ком на

оси дороги и створными столбами, вынесенными за пре­

делы полосы отвода

и у с т а н а в л и в а е м ы м и на

расстоянии не

 

 

менее

10 м друг

от друга . Если

Рис. 4. Детальная разбивка круго-

Рис. 5. Схема

разбивки вертикаль-

вой кривой способом продолженных

ных

кривых

хорл

 

 

ном расстоянии по обе стороны от оси искусственного сооруже ­ ния на п е р п е н д и к у л я р а х к оси трассы или к касательной, про­ ходящей через ось моста или трубы, если искусственные соору-

 

Рис.

6.

Закрепление

на

местности;

 

а — труб;

б малых и средних

мостов; / — ось

дороги; 2 — касательная к кривой; 3 —

 

точка

и

сторожок; 4 — выносные

колья

 

ж е н и я располагаются

на кривых

участках

(рис. 6).

Р а с с т о я н и е

выноски отмечают па

столбах и

з а п и с ы в а ю т в ж у р н а л .

Восстановление и установку дополнительных реперов выпол ­

няют

при проверочной

продольной

нивелировке

продольного

12


п р о ф и л я .

Д о п о л н и т е л ь н ы е

реперы у с т а н а в л и в а ю т в следующих

местах: вблизи искусственных сооружений; у глубоких

выемок

(более 5 м) и высоких

насыпей

(свыше 5 м); в горной и пере­

сеченной

местности через

1 км,

в равнинной — не более

2 км.

В качестве реперов

используют прочно вкопанные

столбы,

пни и другие местные предметы, р а с п о л о ж е н н ы е вне пределов

производства работ. П о л о ж е н и е и

х а р а к т е р н ы е

особенности ре­

перов отмечают в ведомости.

 

 

Все работы по восстановлению

и закреплению

трассы оформ ­

л я ю т документально — составляют

акты, к которым п р и л а г а ю т

ведомости реперов, углов поворота, привязок и продольного

профиля

дороги.

 

 

 

 

П р и восстановлении трассы установлены следующие допу­

скаемые

отклонения

от проектных размеров:

Нев я зка в сумме

измеренных

горизонтальных углов

хода при п измеренных углов, мин

] / " 2п

Относительная

разность между длиной трассы по про­

екту

и при

восстановлении

трассы

(или по двум

промерам):

 

 

 

 

в

горной местности

 

1/1000

в

равнинной

местности

 

1/500

Невязка

в отметках трассы по проекту

и по нивелир­

ному

ходу при восстановлении трассы длиной L км.

(или по двойному нивелирному ходу), мм . . . . ?>Ç)V L

 

ПРОРУБКА ПРОСЕКИ

 

 

Р е з у л ь т а т ы

научно - исследовательских

р а б о т

и опыт р я д а

предприятий

у к а з ы в а ю т на

необходимость заблаговременно й

(за 1—2 года

до з е м л я н ы х работ) прорубки просеки, корчевки

пней и снятия

растительного

слоя . В этом

случае

обеспечивается

необходимый фронт дорожно - строительных работ, возможност ь

маневрирования при расстановке дорожно - строительных

ма­

шин дл я наиболее

производительного

их

использования,

соз­

д а ю т с я

условия дл я просыхания д о р о ж н о й

полосы к н а ч а л у

про­

ведения

з е м л я н ы х

работ.

 

 

 

В действующих

лесозаготовительных

предприятиях прорубку

просеки выполняют основные лесозаготовительные бригады, во вновь строящихся предприятиях дл я этой цели создаются спе­ циальные бригады .

Н а и б о л е е целесообразно прорубат ь просеку шириной

40 м,

что повысит производительность

труда лесозаготовительных

бригад, улучшит условия работы

дорожно - строительных

машин

и просыхание д о р о ж н о й полосы. При обрубке сучьев на волоке облегчается трелевка . Вывозка сваленных при прорубке трассы деревьев может быть выполнена непосредственно по волоку.

Просеку р а з б и в а ю т на участки длиной

250—300 м и начи­

нают р а з р у б а т ь с участка, п р и м ы к а ю щ

е г о к действующей

13


дороге . В н а ч а л е просеки у с т р а и в а ю т погрузочную площадку, куда подтаскивают трелевочным т р а к т о р о м хлысты, грузят их челюстным погрузчиком и вывозят а в т о м о б и л я м и по существую ­

щей дороге

на нижний

склад . После р а з

р а б о т к и одного участка

переходят к следующему . В этом случае

погрузочная

п л о щ а д к а

переносится

к новому

участку

и хлысты

в ы в о з я т с я

автомоби ­

л я м и по трелевочному

волоку,

устланному

сучьями .

 

Ч а с т ь древесины, которую п р е д п о л а г а е т с я использовать д л я настилки еланей, строительства искусственных сооружений и

других устройств, р а с к р я ж е в ы в а ю т

на необходимые

сортименты

и

подвозят к местам

использования

или

у к л а д ы в а ю т

в

ш т а б е л я

в

пределах

просеки.

Л е с о м а т е р и а л ы

д л я искусственных соору­

ж е н и й предварительно

о к а р и в а ю т

и у к л а д ы в а ю т

в

ш т а б е л я

с п р о к л а д к а м и .

 

 

 

 

 

 

 

 

П р о р у б к у

просеки

следует

проводить преимущественно

в

зимний период, т а к

 

к а к вывозка

древесины по зимним лесо­

возным усам

я в л я е т с я

более экономичной, особенно

в

лесосеках

с

п е р е у в л а ж н е н н ы м и

и заболоченными

грунтами . П р и

промер ­

зании таких грунтов обеспечивается несущая способность, до­

статочная

д л я д в и ж е н и я

т я ж е л ы х

автомобилей

типа

М А З и

К р А З при

сравнительно

небольших

м а т е р и а л ь н ы х

и

трудовых

з а т р а т а х .

 

 

 

 

 

 

 

 

Л е т о м

прорубку просеки м о ж н о

выполнять только при бла­

гоприятных климатических

и грунтовых

условиях .

 

 

Н е допускается в а л к а

деревьев

дорожно - строительными ма­

шинами с

р а с т а л к и в а н и е м

их в лес

без

р а з д е л к и

и

штабелевки .

Вся древесина, полученная при прорубке просеки, кроме лесо­ материалов, оставляемых д л я д о р о ж н ы х сооружений, д о л ж н а быть вывезена и использована .

ПОДГОТОВКА ДОРОЖНОЙ п о л о с ы

Корчевание пней предусматривается на дорогах летнего действия под насыпями высотой до 0,5 м (считая от низа до­

рожной

о д е ж д ы )

во всех

случаях, когда необходимы

удаление

растительного слоя, рыхление и устройство уступов, а

т а к ж е

на

участках

под выемки,

к а н а в ы

и

резервы .

 

 

 

 

 

 

П р и

высоте насыпи

0,51

м

пни

срезают

вровень

с

землей,

а при большей высоте насыпи

 

высота

пней

не д о л ж н а

превы­

шать

0,2

м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а

лесовозных

усах и

дорогах,

не

имеющих

в ы р а ж е н н о г о

грузооборота, при

высоте

насыпи до 0,5 м пни срезают

вровень

с землей, а при большей

высоте

насыпей допускается

о с т а в л я т ь

пни высотой 0,2 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У д а л е н и е растительного слоя

п р е д у с м а т р и в а ю т

при

попереч­

ном уклоне местности

до

1 : 10

под н а с ы п я м и

высотой

до 0,5

м,

а при уклоне от 1 : 10 до

1 :5 — под

н а с ы п я м и высотой

до

1

м,

кроме

случаев возведения

земляного

полотна

веток, усов

и

дру -

14


гих дорог на естественном основании, укрепленном

л а г а м и , шпа­

лами, еланями, лесосечными

отходами,

хворостом

и т. д.

Р ы х л е н и е основания выполняют при поперечном

уклоне

местности

от 1 : 10 до 1 :5 под насыпями

высотой более

1 м.

Уступы

устраивают на

косогорах

(поперечный

уклон

(1 : 5 - М : 3 ) , сложенных недренирующими грунтами и дренирую ­ щими (рыхлые пески, гравий, галька и т. п.), покрытыми расти­ тельностью.

Влесозаготовительных предприятиях в основном исполь­

зуются корчеватели на

базе тракторов

Т-100 (Д-210Г,

Д-496А,

К Б К - 2 А ,

Л К - 7 , К-1А, К-2А, Л Д - 9 ) и Д Э Т - 2 5 0

(Д-440,

К-2,6).

Б о л ь ш о е распространение

на

предприятиях

лесной

п р о м ы ш ­

ленности

получил

корчеватель

агрегата

К Б К - 2 А . Он имеет

охва­

т ы в а ю щ у ю

р а м у

с

семью

зубьями

(ширина

з а х в а т а

2000

мм)

и навешивается

спереди

трактора .

Д л я

корчевания

пней

боль­

шого д и а м е т р а ,

когда

не

х в а т а е т

тягового

усилия

т р а к т о р а ,

зубья корчевателя выполнены в форме

клина

в

вертикальной

плоскости,

что позволяет

 

р а с к а л ы в а т ь

пни и корчевать их по

частям .

Производительность

корчевателя

составляет

0,3

га

в смену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корчеватели

Д-210Г,

Д-496А

менее

эффективны

в

работе,

т а к ка к имеют только четыре зуба, меньшие ширину

з а х в а т а

(1380 мм)

и

высоту

подъема

р а м ы .

К р о м е

того,

 

р е ж у щ а я

кромка

четырех

зубьев

р а с п о л о ж е н а

в горизонтальной

 

пло­

скости, что

з а т р у д н я е т

их

внедрение в

древесину

и

р а с к а л ы в а ­

ние пня. П а

предприятиях

этот

недостаток

устраняют,

с р е з а я

концы зубьев в форме клина в вертикальной плоскости по типу

зубьев

корчевателя

К Б К - 2 А .

З а

смену этими

корчевателями

м о ж н о раскорчевать 0,25—0,3

га.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К корчевателям пассивного типа, у которых удаление пня

осуществляется

только за

счет т о л к а ю щ е г о

усилия

 

т р а к т о р а

(КБК - 2А, Д-210Г, Д-496А

и др . ) , относится

корчеватель

К-2,6

на

базе

трактора Д Э Т - 2 5 0

(рис. 7) . Р а м а

корчевателя

состоит

из

двух

т о л к а ю щ и х

и одного

поперечного

брусьев, соединенных

м е ж д у

собой

болтами . Т а к а я

конструкция

позволяет

уменьшить

габаритные

р а з м е р ы

 

корчевателя

при

ж е л е з н о д о р о ж н ы х

пере­

возках. В поперечной раме

устроены восемь окон, в которые

вставлены

корчующие

зубья . З у б

корчевателя

имеет

н и ж н ю ю

р е ж у щ у ю кромку в

ф о р м е

клина

и хорошо

внедряется в

дре­

весину пня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дизель - электрический т р а к т о р Д Э Т - 2 5 0 мощностью 300 л. с.

обеспечивает

тяговое

(толкающее)

усилие

25—30 г,

в

зависи ­

мости от условий

сцепления

 

гусениц с

грунтом,

б л а г о д а р я

чему

в о з м о ж н о

корчевание

пней

д и а м е т р о м

до 0,9—1 м. Пни

диамет ­

ром до 0,4 м независимо от породы деревьев корчуются, ка к

правило, без

остановки трактора,

с одновременным удалением

растительного

слоя, порубочных остатков

и в а л е ж н и к а .

О б ъ е м

п е р е м е щ а е м о й

древесно-грунтовой

массы

составляет

3—5 м3.

15