Файл: Степанов Н.И. Основы проектирования гражданских и промышленных зданий учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часть I «Строительные материалы, изделия, конструкции и оборудо­ вание» содержит главы, касающиеся:

номенклатуры и основных размеров строительных материалов и де­ талей, а также основных требований к их качеству;

указаний по выбору и применению строительных материалов, де­ талей и конструкций при проектировании и возведении зданий и соору­ жений в зависимости от их класса;

основных правил перевозки, хранения и приемки строительных ма­ териалов, деталей и конструкций.

Часть I I «Нормы строительного проектирования» содержат главы, касающиеся:

основных положений по классификации зданий и сооружений, еди­ ной модульной системе, противопожарным требованиям, строительной климатологии и геофизике, строительным конструкциям и основаниям, норм проектирования по строительной теплотехнике, естественному и искусственному освещению, нагрузкам, строительству в сейсмических районах, а также условных графических и буквенных обозначений;

норм проектирования каменных, бетонных, железобетонных, сталь­ ных и деревянных несущих конструкций, а также оснований зданий и сооружений;

норм проектирования планировки и застройки населенных мест и генеральных планов промышленных предприятий, жилых, общественных и промышленных зданий;

норм проектирования наружного и внутреннего водопровода и ка­ нализации, отопления, вентиляции, газоснабжения;

норм проектирования морских и речных гидротехнических сооруже­ ний, железных и автомобильных дорог, мостов, труб и тоннелей.

Часть I I I «Правила производства и приемки строительных работ» содержит:

общие положения по организации и механизации строительства и проектированию организации строительных работ;

правила производства строительных работ; требования к качеству строительных работ и основные допуски;

правила промежуточной и окончательной приемки строительных ра- •бот, а также указания по приемке в эксплуатацию законченных строи­ тельством предприятий, зданий и сооружений.

Часть IV «Сметные нормы на строительные работы» содержит: правила определения сметной стоимости строительных материалов,

деталей и конструкций; нормы для определения сметной стоимости машино-смен;

нормы амортизационных отчислений по строительным машинам и оборудованию;

сметные нормы на общестроительные и специальные строительные

.работы.

Главы СНиП издаются под соответствующими названиями отдель­ ными выпусками с обозначениями, принятыми в общей рубрикации СНиП. Например, СНиП П-К-2-62 означает: Строительные нормы и лравила, часть II, раздел К, глава 2, 62 —год утверждения.


Г л а в а II

ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ

§8. Общие положения

ВСССР с каждым годом увеличиваются масштабы жилищного строительства. В 1966—1970 гг. на жилищное строительство израсходо­ вано почти 60 млрд. руб., построено более 500 млн. м2 жилья, что по размерам жилищного фонда равно примерно 50 новым городам с мил­ лионным населением каждый. За 1971 —1975 гг. будет введено в эксплу­ атацию 565—573 млн. ж2 общей площади жилых домов, что составляет примерно 12 млн. квартир на 60 млн. человек.

Ленинский лозунг «Все во имя человека, для блага человека» нашел свое воплощение в принципах советского градостроительства, которое охватывает многие стороны теории и практики планировки и застройки городов, их жилых и промышленных районов.

В условиях планового социалистического хозяйства, бурно развива­ ющегося научно-технического прогресса наиболее правильно и гармо­ нично решаются задачи расселения и размещения производительных сил, создания наилучших условий для жизни населения. Это обеспечи­ вается:


плановым и взаимоувязанным осуществлением всех видов строи­ тельства;

рациональным использованием природных условий в интересах про­ изводства и наибольших удобств населения;

объединением промышленных предприятий в производственные комплексы на основе целесообразного комбинирования и кооперирова­ ния предприятий, создания общих населенных мест для нескольких предприятий, организации общих дорог, инженерных сетей и сооруже­ ний, централизованной базы строительной индустрии;

организацией наилучших связей жилища с местами труда и отдыха;

ограждением населенных мест от вредного в санитарном отношении влияния производства;

выбором для промышленного и жилищного строительства площа­ док, требующих наименьших затрат на освоение и инженерное оборудо­ вание.

При решении вопроса расселения часто приходится считаться с ис­ торически сложившейся структурой города, в котором нередко встреча­ ются серьезные трудности при размещении производственной и жи­ лой зон.

Обычно при решении вопроса расселения в существующих городах стремятся:

сохранить в процессе развития города органическую связь между производственной и жилой зонами;

использовать для расселения участки, наиболее благоприятные в природном и санитарном отношении, а также обеспечивающие наиболь­ шую экономичность строительства;

переселить население из районов, неблагоприятных в санитарном отношении.

В жилой застройке городов первичным структурным образованием является жилая группа, состоящая из нескольких жилых домов, а иног­ да из одного большого дома.

При жилой группе располагается блок первичного обслуживания, в который входят торговые предприятия, помещения бытового обслужи­ вания, контора и комнаты для работы с населением. Здесь же может быть гараж — наземный или подземный.

Примером планировки участка жилой группы может

быть

проект­

ное предложение Московского архитектурного института

по

экспери­

ментальному жилому району на юго-западе Москвы, где численность жилой группы принята 3000 человек (рис. 6), а первичное обслужива­ ние сосредоточено в специальных блоках (рис. 7). Каждый такой блок имеет изолированный хозяйственный двор и удобное место для стоянки автомашин. Под наземной автостоянкой располагается гараж на 80 ав­ томашин. Архитектура здания решена в простых современных формах,

хорошо сочетающихся

с общим решением жилой застройки. Удоб­

ное размещение блока

обслуживания по отношению к жилым до­

мам позволяет полностью изолировать здесь движение грузового транспорта.


1 І

Следующим, более развитым структурным образованием является жилой микрорайон, застраиваемый различными жилыми домами и об­ щественными зданиями.

В микрорайоне жилые дома по набору квартир и их размерам должны отвечать демографическому составу населения, а общественные здания призваны наиболе полно удовлетворить основные бытовые и хо­ зяйственные запросы всех проживающих.

При планировке микрорайона стремятся рационально использовать территорию, добиться архитектурно-пространственной выразительности его застройки.

Исходя из нормативной плотности жилого фонда при наиболее рас­ пространенной 4—5-этажной застройке численность населения микро­ района может составить примерно 6—12 тыс. человек, а площадь — 30^- 40 га. Время, затрачиваемое на пешеходное передвижение к зданиям •обслуживания, будет в пределах 10 мин.

При смешанной застройке с домами свыше пяти этажей население микрорайона может достигнуть 18—20 тыс. человек.

Взаимное расположение зон различного назначения на территории микрорайона зависит от функциональной связи между ними. Самая большая зона в микрорайоне — жилая, она состоит из ряда жилых групп, располагаемых среди озелененных участков. Здесь сосредоточе­ ны все элементы благоустройства, учреждения и предприятия повсед­ невного культурно-бытового и хозяйственного обслуживания населения (рис. 8). Элементы жилой зоны и их площади приведены в табл. 2.

Возможны следующие варианты планировки микрорайона:

б

18 Q

 

Z3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ш

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a

Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mf}

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ю

|J

If]

Ц.

Рис.

7.

Блок

первичного

обслуживания

to

 

a — фасад; б — план

первого

этажа:

I — столо­

e==,40 о (I)

 

 

 

вая;

2 кухня;

3 пункт

приемки

белья;

liMllllllll

 

 

 

 

бытового

обслуживания;

3

парикмахерская;

 

 

 

 

 

4 продуктовый

магазин;

в — план

второго

 

 

 

 

 

этажа:

 

1 кружковые

комнаты;

2

комбинат

 

 

 

 

 

4 промтоварный

магазин;

г — план

подвала


Рис. 8. Схема размеще ­ ния и состав обслужи ­ вающих предприятий и уч р е ж дени и микр ор аи она

1

общественно-торговый

центр;

2 — спортивный

комп­

лекс;

3 — сад жилого

микро­

района;

4 — детские

ясли-са­

ды; 5 школа

Рис.

9. Планировка

жи ­

лого

микрорайона

 

а — с

расчленением

террито­

рии

микрорайона

на

 

отдель­

ные

 

жилые группы;

 

б — с

общественным

садом

в

цент­

ре

микрорайона;

1 жилые

дома;

2 блоки

первичного

обслуживания;

3 школа;

4 — детские

ясли-сады

 

микрорайон расчленяется на отдельные группы жилых домов, свя­ занных с общественным центром системой пешеходных аллей. При каж­ дой жилой группе кроме блока первичного обслуживания располагают­ ся детские ясли-сад (рис. 9 а);

микрорайон решается с четким зонированием территории, где важ­ ным элементом является общественный сад, а детские ясли-сады и шко­ лы располагаются у границы с другим микрорайоном, что позволяет блокировать участки двух школ и объединить блок приготовления пиида

одновременно для нескольких детских учреждений

(рис. 9, б).

Внутри микрорайона

предусматривается место

для хозяйственно-

бытовых нужд, спорта и

отдыха.