Файл: Степанов Н.И. Основы проектирования гражданских и промышленных зданий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
о |
о |
о |
о |
• |
|
О |
о |
|
|
|
|
|
|
|
ПЧ-.*1?:УЛ І'.У.'Г'.УЛ р.'т?*;.а FIJJ - |
О |
• |
I |
|
• |
t r |
О |
|
|
|||||
( |
О, |
сф |
О |
o o o d |
|
|
ОО |
|
|
||||
8 0> |
3- |
(3 |
Vвр |
|
V |
|
Рис. 16. Схемы размещениямалоэтажных домов с прнквартирными участками
а — одноквартирные |
дома; |
б — двухквартирные |
дома |
в~Е>
о
• • —*СГЛ • |
РИС. 17. |
Схема планировки* |
|
участка |
с петлевым проез |
||
|
|||
|
дом |
|
tool
SOoooOoooQUI IQOOOOftOftoocxYJ Ісооооиоо'ЛО'
зелень объединена в единый сад, а детские учреждения сгруппированы^ в отдельной зоне.
Застройка микрорайона жилыми домами различной этажности спо собствует более выразительному объемно-пространственному построе нию жилого комплекса, придает ему определенный силуэт (рис. 20).
При планировке и застройке жилого микрорайона существенной является организация проездов общественного транспорта, проездов внутри микрорайона, организация пешеходных путей.
При решении генерального плана наряду с сокращением общей протяженности проездов удается трассировать их по периферии микро района, избегая, насколько это возможно, пересечения проездами его территории.
Проезды к жилым домам размещаются со стороны входа в дом. Если в первом этаже находятся жилые помещения, то проезды должны находиться не ближе 6 м от здания. В отдельных случаях расстояние от дома до проезда может быть уменьшено до 3 м, а в районах сейсмично стью свыше 9 баллов это расстояние значительно увеличивается и сос тавляет не менее высоты жилого дома.
Для удобства пользования городским транспортом целесообразно
принимать сеть улиц через 800—1200 м. При этом |
расстояние |
между |
остановками общественного транспорта не должно |
превышать |
400 м,. |
а расстояние от жилых домов до остановки — 500 м (рис. 21). |
|
Планировочное решение сети улиц должно предусматривать трас сировку внутренних проездов в микрорайонах с тем, чтобы исключить, возникновение на них транзитного движения транспорта и иметь удоб ную пешеходную связь с остановками общественного транспорта, учреж
дениями |
и предприятиями |
культурно-бытового обслуживания, садами |
На |
рис. 22 приведены |
схемы трассировки проездов в микрорайоне,, |
где исключено транзитное |
движение транспорта. |
На рис. 23 трассировка пешеходных путей в микрорайоне запроек тирована так, что к остановкам общественного транспорта, блокам об служивания и общественным садам можно пройти, не пересекая внут ренних проездов жилого района.
Экономичность автомобильных проездов микрорайона зависит от правильно выбранной системы распределения их по назначению и интен сивности движения.
В микрорайоне |
могут быть |
распределительные проезды, |
проезды- |
к группам домов, подъезды к отдельным домам. |
|
||
Распределительные проезды |
связывают территорию микрорайона |
||
с общегородскими |
магистралями. Эти проезды устраиваются |
шири |
|
ной 3—3,5 м. |
|
|
|
Подъезды к группам домов чаще всего предусматривают в виде ту пиков. Ширина полосы движения 3 м, а для разъезда машин устраи вают уширения через каждые 70—80 м, которые одновременно исполь зуют для стоянок автомашин.
Проезды к отдельным домам имеют ширину не более 2,5 м. Радиусы поворотных тупиков, габариты автостоянок и дорог в плане приведены на рис. 24.
300-400 „ 300-400 і
к м магистрали
•остановки транспорта
Рис. 21. Схема фрагмен та сети улиц жилого микрорайона с останов ками общественного транспорта
Рис. 19. Планировка участков блокированных домов
/ — цветники; |
2—зона |
отды |
ха; 3 — хозяйственная |
зона; |
|
4 — сад и |
огород |
|
Рис. 20. Схема планиров ки участка со смешанной застройкой
/ — блокированные |
мало |
|
этажные дома; |
2—пятиэтаж |
|
ные |
секционные |
дома; |
3 — многоэтажные |
коридор |
|
ные |
дома |
|
Желательно в микрорайоне предусмотреть велосипедные дорожки,
ширина которых |
при одной полосе |
движения |
применяется 1,5, а при |
двух —2,5 м. |
|
|
|
Допускаемые |
уклоны проездов, |
тротуаров |
и дорожек внутри мик |
рорайона приводятся в табл. 6.
Площадь стоянки для автомобилей установлена 20—25 м2 на одну автомашину. Число автомашин индивидуального пользования принима ется из расчета 30—50 машин на 1000 жителей.
3—795 |
33 |
Т А Б Л И Ц А |
6. Д О П У С К А Е М Ы Е |
У К Л О Н Ы П Р О Е З Д О В , |
ТРОТУАРОВ |
И Д О Р О Ж Е К |
||
|
В Н У Т Р И М И К Р О Р А Й О Н А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продольный |
у к л о н в % |
|
Наименование |
проездов, д о р о ж е к |
Попереч |
|
|
в особо |
трудных |
ный уклон |
наимень |
|
||||
н |
стоянок |
наибольший |
||||
|
|
в % |
ший |
условиях |
(при обос |
|
|
|
|
|
|
новании) |
Проезды:
из |
сборных |
железобетон |
|
|
|||
ных и бетонных плит, брус |
2—3 |
0,5 |
|||||
чатые |
и мозаиковые . |
. . |
|||||
асфальтобетонные |
и цемеи- |
1,5—2,5 |
0,4 |
||||
тобетонные |
|
|
|
||||
Автостоянки: |
|
|
|
|
|
||
из |
сборных |
железобетон |
|
|
|||
ных и бетонных плит, брус |
1,5—2 |
0,5 |
|||||
чатые |
и мозаиковые . |
. . |
|||||
асфальтобетонные |
и |
це- |
1,5 |
0,4 |
|||
меитобетонные |
|
|
|
||||
Тротуары |
и пешеходные |
до - |
1 — 1,5 |
0,5 |
|||
|
|
|
|
|
|
Велосипедные дорожки . . . 1,5—2,5 |
0,4 |
0 |
|
|
0со |
|
10 |
|
|
10 |
2 |
|
|
2 |
|
|
8 |
При крутых укло |
|
(в северных |
нах |
устраивают |
районах при |
ступени |
с уклоном |
гололеде |
1:3, не менее 3 сту |
|
пеней |
|
|
- 6 ) |
|
|
|
|
|
5 |
|
— |
Минимальные расстояния от автостоянок до различных зданий мик рорайона приведены в табл. 7.
Т А Б Л И Ц А |
7. М И Н И М А Л Ь Н Ы Е РАССТОЯНИЯ |
ОТ АВТОСТОЯНОК |
|
|
|
|||||
|
Д О З Д А Н И И М И К Р О Р А Й О Н А В м |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Число |
автомобилей |
на стоянке |
|||
|
Виды |
зданий |
|
|
10—25 |
| |
26—50 |
| |
51—100 |
|
|
|
|
|
|
||||||
Школы |
и детские |
дошкольные |
учрежде - |
|
15 |
|
25 |
|
|
25 |
|
25 |
|
50 |
|
|
50 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Культурно-бытовые |
учреждения . . . . |
|
15 |
|
15 |
|
|
20 |
||
П р и м е ч а н и я : |
1. Д л я открытых сто)шок |
вместимсэстыо д о |
50 |
автомобилей |
||||||
указанные |
в таблице |
расстояния |
допускается уменьшить |
на 25%. |
|
|
|
|||
2. Гаражи боксового типа |
вместимостьк) д о |
10 авто «обилен |
д о п у :кается раз- |
|||||||
мещать вплотную к глухим торцам жилых |
домов. |
|
|
|
|
|
Микрорайоны должны быть озеленены из |
расчета |
40—45% общей |
площади территории, причем сад микрорайона |
сюда не входит. |
|
Для создания оптимальных санитарно-гигиенических условий жиз |
||
ни в микрорайоне необходимо не только использовать |
благоприятные |
природно-климатические условия, но и по возможности устранять вред ные факторы (неблагоприятные ветры, высокую или низкую температу ру воздуха, влажность и др.).
Важное значение имеет организация отдыха населения на жилой территории микрорайона (рис. 25). Летом в закрытых помещениях, особенно в квартирах многоэтажных домов, микроклиматические условия к вечеру значительно хуже, чем на открытом воздухе. Поэтому в микрорайоне необходимо создавать наиболее благоприятные условия для отдыха, рационально озеленяя, искусственно орошая, и применяя малотеплоемкие материалы для покрытия дорог и площадок отдыха.
Площадь микрорайонного сада |
определяется расчетом на одного |
|
жителя микрорайона 3,5 м2 |
вместе со спортивными площадками. Радиус |
|
обслуживания сада 500 м. |
- |
|
В микрорайониом саду имеются |
обычно следующие зоны: тихого |
отдыха взрослых; активного отдыха молодежи и взрослых; игр дошколь ников и младших школьников; хозяйственная.
Зона тихого отдыха располагается в наиболее удаленной от мест активного отдыха части сада и изолируется озелененной полосой шири ной 8—10 м (рис. 26). На площадке этой зоны предусматриваются от-
3* |
35 |
крытые и затененные участки, вводятся декоративные элементы и удобно располагаются скамьи и различные беседки.
Зона активного отдыха размещается смежно с зоной игр детей (рис. 27). Хозяйственная зона — ближе к спортивной зоне и к одному из проездов.
Все зоны связываются между собой и основной территорией мик рорайона пешеходными дорожками.
Примерные размеры территории отдельных зон сада микрорайона приводятся в табл. 8.
Т А Б Л И Ц А 8. Р А З М Е Р Ы Т Е Р Р И Т О Р И И О Т Д Е Л Ь Н Ы Х З О Н С А Д А М И К Р О Р А Й О Н А В %
|
Зоны |
|
Зеленые |
Садовые |
Площадки |
Всего |
|
|
насаждения |
д о р о ж к и |
|||
Тихого отдыха |
|
22,5 |
3 |
4,5 |
30 |
|
Активного |
отдыха . . . . |
18,5 |
3 |
3,5 |
25 |
|
Площадо к |
дл я |
детей . . . |
30 |
4 |
6 |
40 |
|
|
|
4 |
— |
1 |
5 |
В с е г о |
по |
сад у . . . |
75 |
10 |
15 |
100 |
Зеленые насаждения двояко влияют на микроклимат участка. Днем, когда солнечная радиация высокая, испарение влаги зелеными насаж дениями повышается и в затененных местах образуются местные пото ки воздуха. Ночью зеленые насаждения препятствуют движению возду ха и теплоотдаче с поверхности земли в атмосферу. Поэтому целесооб-
Рис. 26. Схем а планировки площадк и тихого отдыха в микрорайоином сад у
1 — теневые навесы; 2 — бассейн
Рис. 27. Схема планировки детско й площадк и дл я от
дых а |
и игр |
|
|
|
/ — участок |
для |
настольных игр; |
||
2 — бассейн; |
3 — |
гимнастический |
||
уголок; |
4 — песочница; |
5 — пло |
||
щадка |
для |
подвижных |
игр |
Рис. 28. |
Схема планировки жилог о |
райо |
|
на |
|
|
|
/ — общественно-торговый |
районный |
центр; |
|
2 — спортивный комплекс; |
3 — сад жилого |
мик |
|
рорайона; |
4 — центры |
обслуживания |
микро |
района; |
5 — районная |
больница |
|
разно чередовать озелененные участки с открытыми, что обеспечивает лучшие условия как для дневного, так и для ночного отдыха населения.
Микроклимат зависит и от покрытия дорог и площадок. Применение бетонных плиток вместо асфальтового покрытия заметно снижает тем пературу воздуха. Объясняется это тем, что асфальт накапливает боль шое количество тепла в дневные часы, выделяя его после захода солнца на протяжении 2—3 ч.
Озелененные пешеходные пути и благоустройство различных пло щадок повышают внутренний уют в микрорайоне.
Оборудование площадок для отдыха разнообразно — это скамейки,