Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) для геологоразведочных и нарезных выработок малых поперечных сече­ ний — ППН-1, ПНБ-1;

б) для подготовительных и геологоразведочных горных выработок сече­ нием более 5 м' — ППН-2, 1ППН-3 и 2ППН-3;

в) для горнокапитальных выработок и туннелей — ШПН-3,2ППН-3, ППН-4; г) для очистных и камерных выработок — ППН-4, ШНБ-2, ПНБ-4; д) для работы в наклонных (более 15°) выработках — ППН-7, ПНБ-5,

ППВ-2.

В геологоразведочных партиях наибольшее применение получили ковшо­ вые машины нижнего захвата ППН-1, ППН-2; в выработках небольших попереч­ ных сечений все больше применяются скреперные установки, а также малога­ баритные машины.

Рис. 26. Малогабаритная электрическая машина типа ППН-1с

Впоследние годы имеет место использование погрузочных машин, работа­ ющих совместно с ленточными перегружателями типа УПЛ-Іс пли «Кривбасе».

Втабл. 111 приведен типаж погрузочных машин, рекомендованный для геологоразведочных организаций и горнорудных предприятий СССР.

Погрузочная машина ППН-2 является прототипом машин моделей типа ПМЛ-5 и ЭПМ-1. Конструктивно машина ППН-2 отличается от своих предшест­ венниц увеличением емкости ковша до 0,25 м3 , фронта погрузки до 2,5 м и собст­ венного веса до 6 т. Все это способствует значительному повышению произво­ дительности при погрузке породы. Машина состоит из механизма передвиже­ ния, погрузочного органа с ковшом, механизма подъема ковша, механизма пово­ рота ковша и пульта управления. Машины ППН-2 выпускаются для двух видов энергии: пневматической или электрической.

 

Малогабаритная

погрузочная машина

ППН-1 с (рис. 26) предназначена

для

погрузки

породы в выработках малого

иоперечного сечения. Конструк­

тивно и по принципу работы эта машина сходна с машиной ППН-2.

 

Машина ПНБ-Зм относится к классу машин непрерывного действия с рабо­

чим

органом

типа

парных нагребающих лап. Основными узлами машины

 

8*

 

 

115


Техническая характеристика

Габаритные раз

Произво­

Модель Рабочий орган дитель­ ность,

м'/мин длина ширина

ППН-1

Ковш емкостью 0,125 мЗ

0,5

1800

900

ППН-2

То же

0,25 из

0,8

2500

1320

1- ППН-З

»

0,5 мЗ

1,25

3150

1400

2- ППН-З

»

0,5 мЗ

1,25

3150

1400

1-ППН-5

»

0,25 мЗ

1,10

8000

1400

ПНБ-1

Парные нагребающие лапы

1,25

4500

1000

1-ПНБ-2

То же

 

2,0

7100

1600

ПНБ-3

Лопастной

барабан

3,0

8500

2000

ПНН-1

0,6

6000

1400

ПНВ-1

Ротор с гребками

2,5

8000

1600

ППН-7

Ковш емкостью 0,25 мЗ

0,8

8500

2000

ППВ-2

Грейфер

 

0,5

8500

200

 

П р и м е ч а н и е . Конструкции породопогрузочных

машин,

предусмотрен

а)

обеспечивают

возможность автоматизации

р а б о т

машин

непрерывного

б) позволяют установку легких съемных передаточных конвейеров;

в) позволяют разборку машины па транспортабельные

узлы, что очень важно

г)

предусмотрено

двухстороннее управление

машиной или возможность пере

являются питатель, ходовая тележка и хвостовой конвейер. Для погрузки породы в наклонных выработках типажем рекомендованы модели машин ППН-7, ПНВ-5.

Машина ППН-7 состоит из следующих основных узлов: рычажно-ковшо- вого, рукоятки с поворотным корпусом, ходовой части, конвейера и электро­ оборудования с пультом управлення.

Привод всех рабочих органов машины осуществляется от одного электро­ двигателя типа КОФ-32-4 через редуктор с выходными валами.

Погрузка породы машиной ППН-7 в наклонных выработках в отличие от работы в горизонтальных выработках выдвигает следующие дополнительные требования к организации работ:

1)необходима надежная подвеска машины на канате ее лебедки;

2)машина должна работать только на приданных ей переносных звеньях временного рельсового пути, наращиваемых по мере подвиганий фронта по­ грузки;

3)машина, отведенная от забоя на время взрывных работ, должна допол­ нительно укрепляться для предотвращения ухода вниз (к забою) при возможном обрыве каната.

При небольшом объеме проходки наклонной выработки с углом наклона до 18° погрузку породы можно осуществлять машиной ППН-1 или ППН-2. Для этой пели машина оборудуется вспомогательным подъемно-подвесным устрой-

116

породопогрузочных машин

меры, мм

 

 

 

 

 

высота

Фронт

 

Вес ма­

 

 

 

 

Примечание

 

 

погруз­

Вид энергии

шины, т

макси­

транс­

ки, м

 

 

 

мальная

портная

 

 

 

 

1500

1250

2,0

Электрическая

2,5

 

 

 

 

 

 

 

 

или пневматиче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ская

 

 

 

 

 

 

2120

1600

2,5

Пневматическая

6,0

 

 

 

 

 

 

 

 

или электриче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ская

 

 

 

 

 

 

2500

1800

3,2

Пневматическая

8,0

 

 

 

 

 

2500

1800^

3,2

»

8,0

 

 

 

 

 

2120

1700

4,0

Электрическая

10,0

 

 

 

 

 

2000

1120

»

5,0

По

желанию

заказ­

 

 

 

 

 

чика

длина

может

 

 

 

 

 

быть

увеличена до-

 

 

 

 

 

6500 м

 

 

2500

1500

»

6,0

Гусеничный ход

2800

1800

»

20,0

То

же

 

 

 

1400

1400

»

6,0

»

 

 

 

 

Рельсовый

ход

 

1600

1500

4,0

»

4

 

 

 

 

ь

8

Гусеничный

ход

1800

1800

4,0

10,0

Рельсовый

ход

 

1800

1800

4,0

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные типажем, удовлетворяют следующим техническим требованиям:

 

 

и периодического

действия;

 

 

 

 

 

 

 

для условий доставки машин в геологоразведочные партии?

 

 

 

 

становки пульта

управления

машиной с одной стороны на другую.

 

 

ством (рис. 27). В этом случае к колесам задней пары машины привариваются дополнительно барабаны, на которых закрепляются концы подъемных канатов, переброшенных через блоки роликовой рамы подвесного устройства. Роликовая рама подвесного устройства закрепляется в 25—30 м выше машины.

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь м а ш и н н о й п о г р у з к и п о р о - д ы. Производительность погрузки машинами отбитой горной массы зависит от целого ряда факторов, главные из которых: кусковатость, абразивность, объем­ ный вес и влажность горной породы, вес машины, емкость ковша, число циклов черпания (в мин), емкость вагонов, продолжительность маневров при замене груженых вагонов порожними, время откатки составов и др. При прочих равных условиях большое влияние на производительность погрузки оказывает квали­

фикация

машиниста.

 

 

 

 

 

Производительность

погрузочной машины

можно

определить

по формуле

 

 

 

 

3600<?в

 

™3/t,

 

 

 

 

 

 

 

• , М<*/Ч,

 

где р — производительность

погрузочной машины,

м3/ч;

 

Ов

— емкость вагона,

м3 ;

 

 

 

 

t

_

продолжительность

цикла черпания,

сек ( і ц = 15—20

сек);

 

 

 

 

 

 

 

117



7 — емкость ковша машины, м3 ; Кн'— коэффициент наполнения ковша н = 0,5—0,7);

е — время простоя машины по технологическим причинам (смазка, мелкий

 

ремонт,

передвижка

временного пути) =

5% от общего времени

I

уборки

породы

в

цикле);

 

 

— расстояние между пунктами погрузки п обмена вагонов (I

= 20—75 м);

tp

— время на сцепку и расцепку вагонов при пх

замене (tp =

30—40 сек);

,<vCp — средняя

скорость

откатки вагонов при пх обмене, м/сек

( у с р = 0,6—

1 м/сек);

Рис. 27. Схема установки машины ППН-2 при работе в уклоне

 

 

продолжительность откатки

груженого

состава, сек

 

 

 

 

 

 

tc

= -2L

 

- f

ta,

СЄК,

 

 

 

где

L

- расстояние

от

пункта

 

обмена

вагонов

до ствола шахты

пли устья

 

 

штольни, м;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V3n

- средняя скорость движения электровоза с груженым и порожним соста­

где

 

вом, м/сек:

у э Л

=

0,6—0,8

Умакс>

 

 

 

 

Умакс максимальная

скорость движения электровоза, допускаемая пра­

 

 

вилами

безопасности;

 

 

 

 

 

 

 

 

*м — продолжительность

 

маневров при

замене

груженого

состава на

 

 

порожний, сек (tu = 80—120 сек).

 

 

 

 

Средняя производительность погрузки породы при проведении горизонталь­

ных горных выработок составляет от 4 до 8 м3/ч породы в массиве.

 

 

Продолжительность

уборки

породы

определяется

по формуле

 

 

 

 

 

 

т

 

 

<?Уб

ч,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

у б = - р -

 

 

 

где

Туб — продолжительность

уборки

породы,

ч;

 

 

 

(?уб — объем породы, подлежащей

уборке,

м3 ;

 

 

 

Р

— производительность

погрузочной

машины,

м3/ч.

 


Производительность погрузочной машины, рабо­ тающей в наклонной выработке, зависит от суммы тех же факторов, что и при работе в горизонталь­ ной выработке, и может определяться по той же фор­ муле. Однако время маневровых операций по замене груженых вагонов порожними следует уточнять, исходя из данных условий, по формуле

2L

1ср + tn,

где L — длина откатки (подъема), м;

vcp — средняя скорость подъема и спуска ваго­ нов, м/сек;

tn — продолжительность паузы на верхней при­ емной площадке (отцепка и прицепка ва­ гонов), сек (tn = 120—150 сек).

Ме р о п р и я т и я , с п о с о б с т в у ю щ и е

по в ы ш е н и ю п р о и з в о д и т е л ь н о с т и

п о г р у з к и

п о р о д ы .

Наибольшая

произ­

водительность

породопогрузочных

машин достига­

ется при погрузке горной массы, в составе

которой

количество кусков

крупной

фракции (с

размером

отдельных кусков более 160

мм) не

превышает 20—

25%. Поэтому

в целях

повышения

производитель­

ности машинной уборки

породы следует применять

такую организацию

буровзрывных работ, при кото­

рой обеспечивается равномерное и мелкое дробление породы с выходом наименьшего количества круп­ ных кусков.

В целях обеспечения высокой производитель­ ности машинной погрузки при проведении вырабо­ ток по абразивным породам и породам с большим объемным весом рекомендуется армировать переднюю кромку ковша машины острыми зубьями, изготов­ ленными из качественной стали.

Повышению производительности погрузки спо­ собствует проведение регулярного (вслед за подвиганием фронта погрузки породы) наращивания рель­ сового пути или укладки переносного звена рель­ сов длиной 2—2,5 м, прикрепленных к деревянным или металлическим шпалам, а также применение выдвижных рельсов либо выдвижных звеньев вре­ менного пути, изготовленных из швеллеров. Исполь­ зование выдвижных рельсов (швеллеров) дает ма­ шине возможность подходить непосредственно к по­ роде, что существенно повышает производитель­ ность. Сокращение продолжительности маневро­ вых операций также значительно повышает про­ изводительность машинной уборки породы.

В целях сокращения простоя машин и увели­

чения

производительности

погрузки

применяют

перегружатели, накладные

разминовки,

накладные

плиты, тупиковые

заезды,

замкнутые

разминовки

и др.

 

 

 

 

Перегружатели

используют в сочетании с по­

родопогрузочными машинами. Для этого их снаб­ жают удлиненной консолью, допускающей разме­ щение 5—15 вагонов. На рис. 28 изображен пере­ гружатель УПЛ-1 на 6 вагонеток. При таком

1

1

1

I

J 1

Iі

Is

I'

1 I

l b

І