Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сочетании погрузочного и транспортирующего механизмов время простоя погру­ зочной машины сокращается в 1,5—2 раза.

В геологоразведочных партиях применялись перегружатели типа УПЛ - Іс . Этот перегружатель состоит из отдельных секции, число которых может изме­ няться, в зависимости от чего длина его может быть большей или меньшей (наи­ большая длина 33 м рассчитана на размещение под ним состава из 15 вагонов, наименьшая длина — 11 м позволяет размещение состава из 5 вагонов).

При погрузке породы машиной в бункер перегружателя необходимо перио­ дически подтягивать перегружатель к забою, чтобы расстояние между бункером и погрузочной машиной не превышало 5—6 м, в противном случае эффективность использования перегружателя снижается.

Рис. 29. Накладная плита

Накладные разминовки изготовляют из рельсов узкой колеи. Разминовка •состоит из двух концевых и одной средней секций, закрепленных на металличе­ ских шпалах. Длина основного звена разминовки рассчитывается по числу ваго­ нов в составе поезда (до 5 вагонов).

Рис. 30. Тупиковый заезд

Накладную разминовку укладывают сверху на основной путь и по мере уходки забоя через каждые 15—20 м передвигают ее электровозом или погру­ зочной машиной к забою. Применение накладной разминовки позволяет сокра­ тить время маневрирования примерно на 1 мин для каждого вагона.

Накладная плита (рис. 29) — это обычный лист котельного железа толщи­ ной 8—12 мм, который укладывают на рельсовый путь. Длина плиты должна быть па 0,5—0,6 м больше ширины двухколейного пути, а ширина должна пре­ вышать 2,5—3-кратную величину жесткой базы вагона.

Для обеспечения плавного перехода вагона с рельсового пути на плиту и фиксирования плиты на рельсах в одном положении участки ее, лежащие непосредственно на рельсах, скашивают «на нет». Для обеспечения плавного выхода реборд колес на плиту последнюю просекают и прогибают во внутрь рельсового пути. У передней кромки плиты просверливают отверстия для кре­ пления тягового троса, при помощи которого плиту по мере продвигания выра­ ботки (через каждые 5—6 м) перетаскивают с помощью машины ближе к забою.

Тупиковый заезд (рис. 30) устраивают через каждые 50—75 м. Если тупико­ вый заезд рассчитан только на один вагон, то замену груженых вагонов порож­ ними производят следующим образом: первый груженый вагон загоняют в тупи-

ковый заезд и затормаживают. После за­ грузки второго вагона, при подходе элек­ тровоза к тупиковому заезду, вагон, стоя­ щий в тупике, растормаживается и само­ ходом выкатывается из тупика на основ­ ной путь. Электровоз проталкивает груже­ ный вагон дальше в направлении к стволу шахты или к устью штольни, после чего загоняет второй груженый вагон в тупик и т. д. до загрузки всего состава. При такой организации маневровых операций элек­ тровоз при движении груженого состава находится сзади состава.

З а е з д в б о к о в у ю в ы р а ­ б о т к у (рис. 31). При наличии пройден­ ных ранее рассечек или других выработок обмен груженых вагонов производится следующим образом. В боковую выработку загоняется состав порожних вагонов. Пер­ вый вагон подается к машине на погрузку. После загрузки первого вагона его отка­ тывают за боковую выработку, а из боко­ вой выработки выгоняется второй вагон и подается к машине на погрузку. В даль­ нейшем операции по замене вагонов пов­ торяются.

Если в распоряжении бригады имеется два состава вагонов, то при подходе к пункту обмена электровоз проталкивает груженый состав вперед за боковую выра­ ботку и загоняет в нее состав порожних вагонов, после чего отвозит груженый со­ став. В таком случае во время откатки груженого состава продолжается погрузка породы. При отсутствии второго состава вагонов погрузка породы в период от­ катки груженого состава не произво­ дится, погрузочная машина простаивает.

Замкнутые разминовки так же, как и тупиковые заезды, устраивают через каж­ дые 50—70 м. Выработку в этих местах несколько расширяют. В зависимости от способа откатки разминовки устраивают на один или на большее число вагонов.

При электровозной откатке для за­ мены груженых вагонов порожними весь состав иорожних вагонов загоняют на разминовку. Электровоз подгоняет к машине один вагон и после его загрузки вывозит на разминовку; каждый последующий по­ рожний вагон берется от головы состава, а груженый подается на разминовку. После загрузки всех вагонов электровоз откаты­ вает поезд к стволу шахты.

Забойные разминовки «заезды» (рис. 32) успешно применяли в Степной экспеди­ ции в сочетании с замкнутой разминовкой. Маневровые операции по замене груженых вагонов иорожними производились следу­ ющим образом: во время погрузки первого


иагона второй вагон из замкнутой размпновкп, устраиваемой в выработке через каждые 50—75 м, перегоняли на забойную разминовку «заезд», устраиваемый в б10 м от забоя. После загрузки первого вагона его откатывали на основную разминовку, а в это время порожний вагон перегоняли из забой­ ной разминовки к машине на погрузку. В дальнейшем цикл маневра повто­ рялся — на забойную разминовку ставился последующий порожний вагон и т д. Устройство дополнительной забойной разминовки способствовало зна­ чительному сокращению продолжительности маневровых операций и повыше­ нию скорости проведения горной выработки.

П о г р у з к а п о р о д ы с к р е п е р а м и .

При проведении

горизон­

тальных геологоразведочных выработок небольшой

длины (до 120 м)

и малого

сечения (2,7—4 м2 ), в которых применение породопогрузочных машин невоз­ можно, погрузку породы можно производить при помощи скреперных устано­ вок. На рис. 33 представлено расположение основного оборудования при уборке лороды в штольне скреперной установкой.

Рис. 32. Забойная разминовка в сочетании с замкнутой разминовкой

У устья штольни на устроенной эстакаде установлена скреперная лебедка, s забое штольни укреплен скреперный блок, через который переброшен канат холостого хода, к концу которого прикреплен скрепер.

Рациональная длина скреперования зависит от емкости скрепера и скорости скреперования. При емкости скрепера 0,15—0,2 м3 и скорости скреперования 1—1,2 м/сек длина скреперования равна 50—60 м.

При уборке породы в горизонтальных горных выработках применяются •скреперы двух типов: ящичные и гребковые.

Ящичный скрепер представляет собой металлический ящик без дна со ско­ шенной задней стенкой. Емкость скрепера 0,1—0,3 м3 .

Гребковый скрепер состоит из задней стенки, изготовленной из твердой листовой стали, боковых стенок, сменных стальных зубьев и рукоятки с серь­ гой крепления головного каната. Емкость скрепера 0,15 м3 . Высота h, ширина Ь, длина I современных конструкций скреперов находятся в следующих соотно­ шениях:

для гребковых h : Ъ : I = 1 : 2 : 2,5;

»ящичных h : Ъ : I = 1 : 2 : 2.

Размеры скреперов определяются в зависимости от их емкости (в м3 ):

для

гребкового

 

 

 

 

 

h = 0,8YqT;

& =

1,63/дё~;

l = lV~qc \

 

для

ящичного

 

 

 

 

 

fc = 0 , 6 3 y ^ ;

b =

l,2&Vqc~;

i = l , 2 6 V l F -

 

Угол наклона задней стенки скрепера принимается в

пределах 40—60°.

В табл. 112 приведена краткая

характеристика

скреперов,

рекомендованных

типажем.

 

 

 

 

Скреперные лобедки по числу рабочих барабанов подразделяются на двухбарабанные и трехбарабанные. При проведении горных выработок применя­ ются двухбарабанные лебедки. Наиболее широкое распространение получили


 

 

Габаритные

раз­

 

 

 

меры, мм

Модель

I s

 

 

 

 

Дли ­

Шири­

Высо­

 

 

 

и о s

на

на

та

 

 

 

 

 

 

Г р е б к о в ы е

СГ-0Д6Т

0,16

1250

900

450

СГ-0,25Л

0,25

1400

1000

530

СГ-0,25Т

0,25

1400

1000

530

СГ-0,40Л

0,40

1600

1120

630

СГ-0.40Т

0,40

1600

1120

630

СГ-0.6Л

0,60

1800

1250

750

 

 

 

Я щ и ч н ы е

СЯ-0,25Т

0,25

900

900

400

СЯ-0,40Л

0,40

1120

1000

450

СЯ-0.40Т

0,40

1120

1000

450

СЯ-0.6Л

0,60

1400

1120

500

К:

Внедре- Г]рад

Вес,

УГОЛ НИЯ,

с к р е п е р ы

300 45 и 60

300 45 и 60

475 45 и 60

475 45 и 60

750 45 и 60

75045 и 60

ск р е п е р ы

400

45

400

45

600

45

600

45

Примечание

Для легких гребковых скреперов уде­ льное давление принято равным от

3

до

Ц,9 кгс/см,

а

для

тяжелых от

3,3

до

13,6 кгс/см

Для легких ящичных скреперов удельное давление принято в пределах 4,0— 7,5 кгс/см, а для тяжелых — 4,5—8,2 кгс/см (т. е. на 1 см длины рабочей кромки)

скреперные лебедки с планетарным приводным механизмом и тормозным пере­ ключением, обеспечивающими плавное, без рывков, включение лебедки в ход.

В табл. ИЗ приведены данные о скреперных лебедках, рекомендованных для работы при проведении геологоразведочных горизонтальных выработок. Канаты для скреперных установок рекомендуются типа «Компаунд», пряди которых свиты из проволок разного диаметра: внутренние—меньшего, а наруж­ ные — большего. Канаты для скреперных установок должны иметь прочность на растяжение в пределах 120—130 кгс/мм2, должны обладать достаточной гибкостью, прочностью и износоустойчивостью.

Канаты скреперных установок работают в крайне неблагоприятных усло­ виях, поэтому их необходимо смазывать не реже двух раз в месяц. Соединять канат с кольцом скрепера следует при помощи коуша, конец каната необхо­ димо заплетать.

Скреперный блок состоит из собственного блока, обоймы, оси блока, верт­ люга и крюка. Щеки обоймы изнутри имеют форму, которая исключает возмож­ ность попадания канатов в зазор между блоком и обоймой.

Диаметр скреперных блоков должен быть в 25—30 раз больше диаметра каната. В табл. 114 приведена техническая характеристика скреперных блоков (типаж).

Для погрузки породы скрепером непосредственно в вагон применяются скреперные платформы; они бывают металлические — передвижные и деревян­ ные — переносные.

Металлическая передвижная скреперная платформа состоят из горизонталь­ ной и наклонной площадок, смонтированных при помощи специальной рамы на двухосной тележке. Скреперные лебедки размещаются либо под платформой (рис. 34, а), либо над платформой (рис. 34, б).

Деревянная переносная скреперная платформа (рис. 34, в) имеет горизон­ тальную площадку, которая укрепляется двумя-тремя крепежными стойками


Модель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

ИЗ

Техническая характеристика скреперных лебедок

 

 

 

Мощность двигателя, КВТ

тя­Среднее

усилиеговое

рабочемна барабане,кгс

Средняя ско­

ра­Диаметр кана­бочего ммта,

-Канатоем рабо­кость бараба­чего мна,

Габаритные

разме­

лебедкиВес

двигате­без кгля,

рость

каната,

 

 

 

 

 

 

 

ры, мм

 

 

 

 

 

 

 

м/сек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабо­

холо­

 

 

Дли­

Шири­

Высо­

 

 

 

 

 

 

чего

стого

 

 

на

на

та

 

 

 

[

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10ЛС-2С

10

1000

1,12

1,50

9,9

60

1320

600

600

355

 

 

 

 

 

(12,5)

(45)

 

 

 

 

17ЛС-2С

17

1600

1,12

1,50

12,5

75

1500

750

750

630

 

 

 

 

 

(14,0)

(60)

 

 

 

 

17ЛС-2П

17

1600

1,12

1,50

12,5

75

1000

1200

750

670

 

 

 

 

 

(14,0)

(60)

 

 

 

 

30ЛС-2С

30

2800

1,18

1,60

12,5

75

1000

1250

750

670

 

 

 

 

 

(14,0)

(60)

 

 

 

 

30ЛС-2П

30

2800

1,18

1,60

14,0

100

1120

1500

900

1180

 

 

 

 

 

(16,5)

(85)

 

 

 

 

55ЛС-2С

55

4500

1,32

1,80

17,5

125

1400

1800

1120

2000

 

 

 

 

 

(20,0)

(100)

 

 

 

 

55ЛС-2П

55

4500

1,32

1 80

17,5

125

1400

1800

1120

2000

 

 

 

 

 

(20,0)

(100)

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е . В качестве привода для скреперных лебедок приняты новые электродвигатели общего применения во взрывонепроницаемом (взрывобезопасном) исполнении (А02 и ВАО) и пневматические двигатели.

Т а б л и ц а Ц4 Техническая характеристика скреперных блоков

Главные

параметры

Модель

макси­

диаметр

мальный

ролика,

диаметр

мм

каната,

 

мм

Тяговое усилие на крюке, т

Габаритные размеры, мм

Длина Ширина Высота

Вес блока, кг

ЗБС-200

200

12,5

3

450

280

140

18

5БС-250

250

15,0

5

560

360

160

28

8БС-300

320

20,0

8

710

450

180

45

15БС-400

400

25,0

15

900

560

200

80

в лунках стенок выработки. В средней ее части имеется отверстие, через которое порода высыпается в вагоны. По мере подвигания забоя через каждые 35—40 м скреперные платформы переносят ближе к забою. В практике проведения раз­ ведочных выработок нашли широкое применение деревянные стационарные платформы.

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь с к р е п е р н ы х у с т а н о в о к . При проведении горноразведочных выработок породу убирают скрепером: 1) с пред­ варительным оттаскиванием от забоя всей породы на 5—6 м и последующей погрузкой ее в вагоны, 2) с одновременным оттаскиванием породы от забоя и погрузкой ее в вагоны.


Производительность при предварительном оттаскивании породы от забоя можно определить из выражения

 

 

_

3600И»! • ^2

,

и Я Ы

 

 

Гек

;

М ' 1 / Ч ,

где PQK

— производительность

скреперной

установки, м3/ч;

<?с — емкость скрепера,

м3 ;

 

 

г|5х — коэффициент

наполнения скрепера

(0,5—0,8);

4>2

— коэффициент

использования скреперной установки во времени

tc

(0,5-0,8);

 

 

 

 

— продолжительность

одного цпкла

скреперования, сек.

 

*с = - —

+ v

Ип, сек,

 

''гр

vnp

 

где

I — длина скреперования,

м;

 

Ргр,

vnp — скорость движения груженого

и порожнего скрепера, м/сек;

in — суммарная пауза при двукратном переключении хода скрепера ( і п =

=20—30 сек).

При одновременном оттаскивании породы от забоя и погрузке ее в ваго­ нетки производительность скреперной установки определяется из выражения

 

 

•р

 

360 • <?J

 

 

 

 

 

 

\

»ср J •

 

 

где QB

— емхздеть

вагонетки,

м3 ;

 

 

 

 

їс

— продолжительность

одного

цикла

скреперования, сек;

 

L — длина откатки, м;

 

 

 

 

 

vCp = 0,6 —

fcp — средняя

скорость

откатки,

м/сек;

при ручной

откатке

 

—1,0 м/сек, ири

электровозной

откатке vCp =

1,5—2

м/сек.