Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мощность привода скреперной установки определяют по формуле

 

 

 

 

 

N

= - Z-vK

 

 

 

 

 

 

 

 

 

102т) '

 

 

где

Z — тяговое усилие

на барабане

лебедки,

кг;

 

 

г-'к — средняя скорость навивки каната на тяговой барабан, м/сек;

 

г\ — к. п. д. лебедки (и =

0,81).

 

 

 

 

При ориентировочном расчете тягового усилия на барабапе можно

пользоваться

формулой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Z =

K(Q„

+

WCK)

 

(/' cos В ±

sin 8), кг,

где QN — вес

породы,

перемещаемой

скрепером,

кг;

WC.K — вес

скрепера,

кг;

 

 

 

 

 

 

 

/' — суммарный коэффициент трения породы, скрепера и канатов о породу

 

('/' =

0,65-0,8);

 

 

 

 

 

 

 

6 угол

наклона

пути

скреперования;

 

 

 

К — коэффициент

добавочных

сопротивлений

= 1,35—1,45).

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80п

 

 

 

ф У / у Ч У / Л ^^

 

у/.

 

 

 

І

 

 

 

 

 

 

Рис. 35. Схемы скрепер­

 

 

 

 

 

 

ных установок с несколь­

 

 

 

 

 

 

кими скреперами:

 

 

 

 

 

 

 

а

спаренные

скреперы;

 

 

 

 

-1^150п

б —

два скрепера на одном

 

 

 

 

 

 

канате

Время, необходимое на уборку отбитой породы, можно определить нз выражения

 

 

 

 

Г у б = " 7 с Г ' 4 '

 

где V — объем

отбитой породы в массиве,

м3 ;

 

Кр — коэффициент

разрыхления р

=

1,3—1,8);

Рек производительность

скреперной установки, м3/ч.

Для повышения производительности при уборке породы скреперными

установками

и

увеличения

рациональной

длины

скреперования ЦНИГРИ

рекомендован метод скреперования спаренными скреперами.

Спаренный скрепер состоит из двух соединенных между собой скреперов

емкостью по 0,15 м3 .

 

 

 

 

Холостой

канат

крепится в таких

установках

к валу, расположенному

между проушинами на расстоянии 1 /3 длины тяги от внешней стенки скрепера.

Такой способ крепления

каната

позволяет

подтягивание

скрепера

вплотную

к забою, и, таким образом, увеличивается

объем породы,

убираемой скрепе­

ром, и уменьшается работа по

подброске

породы на

скреперную

дорожку

вручную. Использование

установок со спаренными

скреперами

повышает



производительность уборки породы в 1 ,5—2 раза, позволяет увеличить длину скреперования до 80—100 м. На рис. 35, а представлена схема скреперной уста­ новки со спаренными скреперами при уборке породы в рассечке.

Для еще большей длины скреперования (более 80—100 м) ЦНИГРИ рекомен­ дован второй вариант установки со спаренными скреперами (рис. 35, б). Здесь скреперы соединяются между собой посредством троса длиной 40—60 м. Перво­ начально расстояние между скреперами принимается равным 40 м, а при даль­ нейшем увеличении длины скреперования оно увеличивается до 60 м. Рацио­ нальная длина скреперованпя при этом достигает 150 м.

2. ОТКАТКА

ПОРОДЫ

 

В геологоразведочных партиях откатка груженых вагонов от

забоя до ствола

шахты или до отвала штольни производится аккумуляторными

электровозами

и вручную.

 

 

Ручная откатка применяется как подсобный вид на маневровых операциях по замене груженых вагонов порожними и при проведении небольших по длине (короткометражных) выработок, длина которых не превышает 200 м. Проведе­ ние горных выработок длиной более 200 м осуществляется, как правило, с откат­ кой породы аккумуляторными электровозами; опыт работы проходческих бригад Степной и Березовской экспедиций и геологоразведочных партий Северо-Кав­ казского геологического управления показывает, что при организации проведе­ ния горных выработок успешно используются малогабаритные аккумулятор­ ные электровозы типа АК-2у (АЗ-1) и на маневровых операциях между пунк­ тами погрузки и обмена вагонов при замене груженых вагонов порожними.

РУДНИЧНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ ПУТИ

Откатку породы в горных выработках производят по рельсовым путям, которые

состоят из нижнего и верхнего строений (рис. 36).

 

 

Продольный профиль горизонтальных выработок должен иметь

уклон

в сторону устья штольни или ствола шахты в следующих

пределах:

 

1) при применении вагонов с подшипниками трения

качения — от

0,003

до 0,005;

 

 

2) при применении вагонов с простыми подшипниками — 0,005—0,007. Уклон продольного профиля почвы горной выработки создается для того, чтобы при передвижении порожнего вагона к забою и груженого от забоя требо­ валось одинаковое усилие. Угол такого уклона называется углом равного сопро­ тивления. Для обеспечения стока воды почва горной выработки в сторону ка­ навки должна иметь уклон 0,02. В табл. 115 приведена характеристика рельсов,

применяемых

в подземных

условиях.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а Ц5

 

Техническая характеристика рудничных рельсов

 

 

 

 

Размеры, мм

 

Тип рельсов

Вес 1 пог. м

 

Ширина по­

Ширина го­

Толщина

рельса, кг

Высота

 

 

дошвы

ловки

шейки

Р-8

8,42

65

52

27,5

6,0

Р-10

9,35

75

60

28

6,0

Р-11

11,2

80,5

66

32

7,0

Р-15

14,78

91

76

37

7,0

Р-18

18,06

90

80

40

10,0

Р-24

24,04

107

92

51

10,5


Шпалы воспринимают давление от рельсов и передают его балластному слою. Они изготовляются из дерева, металла и железобетона. В практике геоло­ горазведочных работ применяются главным образом деревянные шпалы (сосна, пихта, лиственница). Шпалы должны быть ровными, без загнивающих сучков и трещин, не заражены грибком, хорошо очищены от коры. Шпалы делятся на пластинные и брусковые. В табл. 116 приведены размеры деревянных шпал.

Длина шпал должна в 1,8—2 раза превышать ширину колеи. Расстояние между шпалами определяется в зависимости от типа и веса подвижного состава, длины и типа рельсов, от характера балласта и других факторов; оно колеблется от 500 до 900 мм; при электровозной откатке расстояние между осями шпал должно быть не более 0,7 м.

Металлические шпалы применяются в подземных условиях для изгото­ вления временных переносных звеньев пути, а на поверхности — на отвалах.

Рис. 36. Строение рельсового пути

Балластный слой воспринимает давление подвижного состава, передавае­ мого рельсами и шпалами, равномерно распределяет его по почве выработки, смягчает удары подвижного состава о рельсы, способствует отводу воды от рель­ сового пути и обеспечивает устойчивость против возможных перемещений пути.

Балластный слой под шпалами должен иметь толщину (высоту) не менее 100 мм, иногда его делают высотой 270—300 мм. Для балластировки рельсового пути используют щебень и гальку с размером частиц от 20 до 40 мм, а также гравий с размерами зерен от 3 до 20 мм. Для балластного слоя разрешается применять местную крепкую горную породу. При устройстве балластного слоя из местной породы рекомендуется оставлять на почве выработки часть породы, отбитой от массива. При этом надо следить, чтобы в массе балластного слоя не оказались куски размером более 50 мм в поперечнике.

Т а б л и ц а Ц6 Размеры деревянных шпал для ручных рельсовых путей

Ширина, мм

Тип шпал

Толщина, мм

 

верхней постели нижней постели

 

0

140

135

225

Брусковые

I

130

100

210

 

I I I

120

100

190

Пластинные

Jy

120

100

260

110

95

240

 

 


Элементами скрепления рельсовых путей являются костыли, подкладки, стыковые накладки и стыковые болты.

Рельсовые нодкладки укладываются в обязательном порядке на стыковых шпалах, на закруглениях и на всех шпалах стрелочных переводов.

Стыковые болты служат для скрепления стыковых накладок на стыках рельсового пути. Болты изготовляются двух типов: с овальной и круглой голов­ кой. При скреплении стыков под гайки подкладывают пружинные шайбы для предупреждения ослабления гаек от сотрясения при движении подвижного состава.

В целях предотвращения срезания болтов при сходе вагонов с рельсового пути два ближних к стыку болта вставляют гайками во внутрь пути, а два край­ них — гайками наружу. В табл. 117 приведены размеры и вес стыковых болтов рудничного рельсового пути.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

117

Основные размеры костылей и болтов для рудничного рельсового пути

 

 

Размеры костылей,

 

Размеры болтов, мм

 

 

 

мм

 

Вес 1000

Вес 1

Тип рельсов

 

 

 

 

 

шт., кг

 

 

шт.,

кг

 

Толщина

Длина

 

Диаметр

Длина

 

 

Р-10

 

_

.

12

32

0,05

р-11

11

100

73

12

65

0,088

P-15 и Р-18

12

110

130

16

78

0172

Р-24

14

130

212

18

100

0,296

Стыковые накладки повышают прочность соединения рельсов на стыках. Они выпускаются плоскими и уголковыми; плоские применяются для соединения •стыков прямолинейного пути, уголковые — на закруглениях. В табл. 118 при­ ведены данные о стыковых накладках для рудничного рельсового пути.

Т а б л и ц а 118

Характеристика стыковых накладок для рудничного рельсового пути

 

 

 

Размеры, мм

 

 

Тип рельсов

Накладка

 

 

Вес

1 шт., кг

 

 

Длина

Ширина

Толщина

 

Р-11

Плоская

358

55,4

13,0

1,91

Р-15

»

372

63,2

16,5

2,78

Р-18

»

372

57,8

14,5

2,33

Р-18

Уголковая

372

63,9

14,15

3,03

Р-24

Плоская

364

69,2

18,0

3,50

Р-24

Уголковая

372

74,1

18,0

4,22

Ширина колеи — это расстояние между внутренними гранями головок рельсов. При настилке рельсовых путей ширина колеи принимается несколько •больше расстояния между наружными кантами реборд колесной пары. Зазор должен быть не менее 6 мм и не более 28 мм. Наличие зазора между рельсами и ребордами гарантирует от зажима колес между рельсами при возможной неточности настилки рельсов или их деформации. При проведении горноразве­ дочных выработок ширина колеи обычно принимается равной 600 мм.