Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
Заготовка крепи заключается в опиливании леса по размерам и зарезке замков. Обычно лес заготавливают на поверхности. Замок в стойках делают на толстом конце стойки, так как установка стоек толстым концом вверх увеличи вает прочность крепи. Нижние концы стоек либо округляют, либо заостряют. В первом случае крепь получается жесткая, во втором — податливая.
Подготовка места заключается в приведении определенного участка выра ботки в безопасное состояние путем удаления с ее стенок и кровли неустойчи вых кусков породы, выравнивании стенок, приготовленим лунок и водосточной канавки. Работы эти производят лопатой, кайлом и отбойным молотком.
Лунки под стойки в зависимости от крепости пород заглубляют на 10— 30 см. Со стороны водосточной канавки лунки углубляются на 5— 10 см глубже
Рис. 41 . Крепление сопряжений (а) и пересечений (б)
Установку крепи начинают с установки стоек в лунки и придания им устойчивости. Для этой цели стойки «расшивают» обаполами с соседними рамами, установленными ранее, либо поддерживаются «лапкой» или подхватом. После установки и закрепления стоек на них укладывают верхняк. Вертикальность установки рамы и правильность наклона стоек проверяют отвесом, который опускают от замков.
Вгоризонтальных и наклонных выработках рама должна быть установлена
вплоскости, перпендикулярной оси выработки, а в местах закругления — в пло скостях радиуса закругления.
Произведя необходимые исправления, приступают к расклинке рамы, чтобы придать ей устойчивость. Для этой цели в верхних углах рамы сверху и с боков, против замков, забивают деревянные клинья. После расклинки приступают к затяжке и забутовке кровли и боков выработки. В качестве затяжек применя ются обаполы, доски, пластины, жерди и пр.
Крепь, состоящая только из верхняков, носит название потолочной крепи. Она применяется при устойчивых стенках выработки и неустойчивой кровле. На практике иногда при установке потолочной крепи верхняки к кровле выра ботки подвешивают при помощи металлических подвесок. Подвески изготовляют
из круглой стали диаметром 2 5 — 3 0 мм и укрепляют |
в коротких шпурах, |
10* |
147 |
пробуренных в стенках выработки под кровлей. В подвески заводятся концы верхняков, поверх которых настилают затяжку из горбылей и досок.
Крепежную раму можно усилить стойкой, установив ее посередине выра ботки или несколько в стороне, чтобы не создавать затруднений для движения вагонеток. Крепежная рама, усиленная двумя подкосами, не мешает движению вагонеток, но при этом верхняк ослабляется врубками. Крепь, усиленная двумя подкосами и потолочным подводом, не ослабляет верхняк, такое усиление крепи более надежно, но значительно увеличивает расход лесоматериалов.
При креплении выработок со слабой и особенно со вспучивающейся поч вой почву выработки следует закреплять затяжками из горбылей, досок или круглого леса, которые укладывают под лежни крепежных рам в виде сплош ного настила.
Места сопряжений или пересечений выработок крепят при помощи усилен ных крепежных рам — камерных и половинных. На рис. 41 показано крепление сопряжения двух выработок. Камерная рама выдерживает большую нагрузку, чем рядовые крепежные рамы, и должна быть значительно прочнее. На верхняк камерной рамы укладываются концы верхняков половинных рам. В отдельных случаях в качестве верхняков камерных рам применяют металлические балки двутаврового профиля или пакеты из железнодорожных рельсов.
Диаметр стоек должен быть не меньше |
диаметра верхняка. Диаметр верх- |
||||
няка крепежной рамы рассчитывают по формуле |
|||||
где d — диаметр верхняка, |
см; |
|
|
||
Кш |
— допускаемое напряжение |
материала крепи на изгиб, кгс/см2; |
|||
у — объемный |
вес породы, |
кг/см3; |
|
||
L |
— расстояние |
между |
рамами, см; |
|
|
В — угол внутреннего |
сопротивления |
пород; |
|||
а |
— полупролет |
выработки, |
см. |
|
Крепление бетоном и железобетоном
Бетонная крепь обычно бывает сводчатая, толщина крепи в среднем достигает 25—35 см. Работы при бетонном креплении начинаются с рытья котлована под фундамент и укладки фундамента. Глубину фундамента принимают равной однодвукратной толщине стенок, ширину фундамента в зависимости от крепости пород равной одно-трехкратной толщине стенок. При слабых породах фунда мент должен быть более широкий.
Фундамент, так же как и всю крепь, делают из жесткого бетона, пригото вленного на месте работ или на поверхности. Крепление производят одновре менно с двух сторон выработки участками (звеньями) длиной 10—30 м. Обычно
бетонную массу |
приготовляют на поверхности и доставляют к месту работ |
в специальных |
вагонетках. |
Для возведения бетонных стенок изготовляют деревянные опалубки из стоек и досок, а для кровли делают кружала. Стойки устанавливают на продоль ные лежни на расстоянии 0,8—1 м одну от другой и соединяют с лежнями в шип. Поверх стоек укладывают продольные насадки, на которые устанавливают кру жала. Кружала состоят из кружальных ребер и опалубки. Кружальные ребра располагают на стойках на расстоянии 0,7—1,0 м одно от другого (рис. 42). Между ребром и брусьями помещают клинья, обеспечивающие прочность уста новки ребер и позволяющие снимать их после окончания кладки свода. После установки кружальные ребра расшивают со стойками горбылями.
Опалубку изготовляют из достаточно прочных досок, чтобы они не прогиба лись под давлением бетонной массы. В зависимости от расстояния между стой ками доски должны иметь толщину 2,5—3,5 см. Доски опалубки прикрепляют к стойкам и кружальным ребрам гвоздями без шляпок, что облегчает последу ющую разборку. Для предотвращения сцепления бетона с досками^ последние
обстругивают, покрывают олифой или раствором мыла. Укрепление досок опа лубки производится одновременно с двух сторон, постепенно по мере возведе ния стенок, а затем свода. Бетон трамбуют до появления на его поверхности тонкого слоя раствора.
Кладку свода начинают после затвердевания стенок и установки кружал и ведут одновременно с двух сторон от стенок к замку свода, непрерывно до окончания кладки свода закрепляемого участка. Между участками крепи оста вляют швы (разрезки). Твердение бетона должно происходить во влажном режиме. В сухих выработках бетонную крепь в период твердения следует перио дически поливать водой. Толщина свода бетонной крепи определяется по фор
муле |
М. М. Протодьяконова |
|
|
|
||
|
|
|
|
_ 4 ! 4 а _ _ 3 / 2 < Г |
||
|
|
|
|
ксжГТУ |
ho ' |
|
где d — ориентировочная |
толщина |
свода, |
см; |
|||
о — полупролет |
свода |
в |
свету |
крепи, |
см; |
|
Ксж — допускаемое |
напряжение сжатия материала свода, кгс/см2; |
|||||
/ — коэффициент |
крепости пород; |
|
||||
h0 |
— подъем свода в свету |
крепи, см. |
|
Рис. 42. Кружальные ребра
Как правило, толщина стенок принимается на 20—30% более толщины' свода в замке.
Разновидностью бетонной крепи, получившей применение при креплении выработок, пройденных в устойчивых породах, с коэффициентом крепости / более 4, является пневмобетон или набрызг-бетон.
Набрызг-бетон представляет собой смесь цемента, гравия (или щебня), песка, воды и ускорителя схватывания и твердения. С помощью специальных машин набрызг-бетон наносится на стенки и кровли выработок слоями толщи ной 4—5 см и более. Смесь наносится на поверхность горных пород с помощью сжатого воздуха, в связи с чем прочно схватывается с породой и слуя?ит надеж ной крепью.
По сравнению с обычной бетонной крепью набрызг-бетон не требует устрой ства опалубки и, кроме того, имеет значительно меньшую толщину. Очень часто набрызг-бетон применяется в сочетании со штанговой крепью (см. далее) и затяжкой кровли и стенок металлической сеткой.
Для набрызг-бетона рекомендуется портландцемент, быстротвердеющий портландцемент, шлакопортландцемент, быстротвердеющий шлакопортланд цемент, пуццолановый портландцемент марки не ниже 400, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 970—61. Гравий и щебень применяются из прочных пород размером не более 20—25 мм.
Песок используется крупнозернистый или среднезернистый. Добавка-ускоритель схватывания и твердения должна обеспечивать начало
схватывания до |
2 |
мин, |
конец |
схватывания — до 10 мин. |
|
||
Рекомендуются |
следующие |
ускорители: |
|
|
|||
1. Твердая |
добавка, |
предложенная |
НИС |
Мосфилиала |
Оргэнергострой,. |
||
представляющая |
собой тонкий порошок, |
получаемый вибропомолом производ |
|||||
ственного спека — промежуточного продукта |
глиноземного |
производства. |
Количество добавки 2—4% от веса цемента. Вводится во время приготовления сухой бетонной смеси.
2. Водная добавка, предложенная НИИ по строительству в г. Ростове-на- Дону.
Приготовление добавки: в раствор алюмината натрия с плотностью 1,45— 1,5 г/см3 засыпают отвешенное количество технического фтористого натрия и поташа. Смесь перемешивается до получения однородной пасты. Соотношение компонентов по весу: фтористого натрия — 1 часть; поташа — 8 частей; рас твора алюмината натрия — 6 частей.
Удельный вес приготовленной пасты 1,7—1,75 г/см3. Для набрызг-бетона на 100 л воды вводится 6—7 кг насты (или 4—4,5 г по объему), что соответствует 6—7% водного раствора добавки.
3.Алюминат натрия в виде концентрированного раствора удельного веса 1,44. Используется в соотношении от 1 : 10 до 1 : 6 с водой.
Могут быть использованы следующие добавки:
4.Хлорное железо в виде водного раствора из расчета 2—6% от веса це
мента |
в расчете на сухую соль. |
|
|
5. |
Фтористый натрий в количестве 1% от веса цемента. |
||
6. |
Хлористый кальций в |
количестве 3—6% от веса |
цемента. |
7. |
Азотнокислый кальций |
в количестве 3—4% от веса |
цемента. |
Для бетонирования горных выработок набрызг-бетоном используется ма шина БМ-60, изготовляемая Московским заводом строительных машин. Изго товляется машина в двух вариантах: БМ-60П — с одной камерой и пневмати ческим приводом; БМ-60 — с двумя камерами и с электрическим приводом.
Для стесненных условий работ в горных выработках рекомендуется одно камерная машина (рис. 43).
Сухая смесь загружается в камеру 1. В нижней части рабочей камеры находится распределительная тарелка дозатора, которая приводится в движе ние мотором. Дозатор равномерно проносит порции сухой смеси над отверстием отводящего патрубка. Смесь, попадая в карманы вращающегося дозатора, раз деляется на равные порции, которые воздушным потоком увлекаются в отводя щий патрубок, далее в материальный шланг 2 и сопло 3, к которому подводится вода 4, увлажняющая сухую смесь. Готовый раствор со скоростью 60—70 м/сек вылетает из сопла на закрепляемую поверхность выработки. Давление сжатого воздуха в машине 1,5—6 ати. Камера закрывается колоколообразным клапаном 5 с рукояткой 6.
Подводимая к смесительной камере сопла вода имеет несколько большее давление, чем транспортируемая сухая смесь. Сухая смесь транспортируется по резиновым шлангам и металлическим трубам диаметром 50 мм, вода — по шлангам или трубам диаметром 19 мм. Машину обслуживают 2—3 человека. Примерная схема организации работ приведена на рис. 44.
Железобетонная крепь отличается от бетонной наличием арматуры, кото рая может быть гибкой или жесткой. Гибкую арматуру изготовляют из круглого арматурного железа, жесткую делают из двутаврового проката, рельсов и т. п.
Арматуру в железобетонной крепи располагают в местах, где проявляются растягивающие усилия — в сводовых частях выработки и по всему внешнему и внутреннему контурам свода, а иногда и стенок крепи. Сплошная арматура придает большую жесткость и увеличивает общую сопротивляемость крепи горному давлению.
Удобна для геологоразведочных работ сборная железобетонная крепь, полу чающая все более широкое применение на горнодобывающих предприятиях. Сборной железобетонной крепи для крепления горизонтальных выработок при дается трапециевидная, арочная или цилиндрическая форма. Трапециевидные крепежные рамы состоят либо из двух трубчатых железобетонных стоек и такого же верхняка, либо из железобетонных стоек и верхняка, имеющего тавровый, прямоугольный коробчатый или ребристый профиль, и железобетонных плит,
используемых в качестве |
затяжек. |
|
Сборная железобетонная крепь арочного профиля состоит из железобетон |
||
ных стоек и |
сегментов. В |
некоторых случаях крепи придается податливость. |
В частности, |
арочная железобетонная крепь АПЖ имеет конструктивную подат- |