Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
ливость, что придает ей высокую несущую способность. Она состоит из двух" стоек и двух сегментов таврового сечения (рис. 45). Соединение элементов крепи в замке шарнирное — при помощи двух накладок с овальными отверстиями и болтов с деревянной прокладкой толщиной 2,5 см. Стойки с сегментом соеди няются с помощью отрезков из спецпрофиля СП-18 и хомутов. Этим и при-
5 6
Рис. 43. Машина БМ-60П для безопалубочного бетонирования горных выра боток
дается податливость, а величина податливости определяется длиной отрезка спецпрофиля. Имеется четыре типоразмера крепи АПЖ (табл. 130).
В табл. 131 приведена техническая характеристика сборной железобетон ной крепи из облегченных тюбингов.
Для механизации подъема элементов крепи применяются разные конст рукции крепеукладчиков. Данные о крепеукладчиках марки МШ приведены
втабл. 132.
Т а б л и ц а 130 Типоразмеры арочной железобетонной крепи АПЖ
Тип выработки
Условное обозначе ние крепи
Сечение вы |
Расход |
материалов |
||
работки, м* |
на комплект |
|||
в свету |
в проходке |
бетона, л |
арматуры, кг |
СП-18, хому тов, накла док, кг |
Расход ме талла на комплект кре пи из спец профиля, кг
СП-18 СП-28
О д н о п у т е в а я |
на |
1-тон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н у ю |
вагонетку |
с д в у |
АПЖ-3 |
6,33 |
8,20 |
144,2 |
51,3 |
35,2 |
184,7 |
271,7 |
|
мя |
п р о х о д а м и |
. . . . |
|||||||||
О д н о п у т е в а я |
на |
2-тон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н у ю |
вагонетку |
с д в у |
АПЖ-4 |
6,6 |
8,73 |
150,2 |
53,3 |
35,2 |
183,3 |
275,7 |
|
м я п р о х о д а м и |
. . . . |
||||||||||
Д в у х п у т е в а я |
н а |
1-тон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н у ю в а г о н е т к у с од |
АПЖ-2 |
9,2 |
11,45 |
165,8 |
59,0 |
35,2 |
193,7 |
285,7 |
|||
ним п р о х о д о м |
. . . . |
||||||||||
Д в у х п у т е в а я |
на |
2-тон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н у ю |
вагонетку |
с од |
АПЖ-1 |
10,87 |
13,06 |
178,0 |
63,2 |
35,2 |
209,2 |
310,7 |
|
ним |
проходом |
. . . . |
2 1
Рис. 44. Схема организации работ при креплении набрызг-бетоном:
I — машина БМ-60П; 2 — скребковый транспортер; 3 — цистерна с водой; 4 — вагонетка с сухой смесью; 5 — сопло
Т а б л и ц а 131 Техническая характеристика сборной железобетонной
|
крепи из |
облегченных |
тюбингов |
|
|
Радиус выработ |
Ширина тюбин |
|
Расход арматуры |
Расход бетона |
|
Вес тюбинга, |
кг на один тюбинг, |
на один тюбинг, |
|||
ки в свету, м |
гов, м |
||||
|
|
|
кг |
м* |
|
2,4 |
0,75 |
212,5 |
12,2 |
0,085 |
|
2,5 |
0,75 |
247,5 |
15,0 |
0,099 |
|
2,6 |
0,75 |
255,0 |
15,4 |
0,102 |
|
2,7 |
0,75 |
332,0 |
18,9 |
0,133 |
|
2,8 |
0,75 |
342,0 |
19,3 |
0,137 |
|
Т а б л и ц а 132; |
|
Техническая характеристика |
крепеукладчиков МШ |
|
Показатели |
МШ-1 |
МШ-2 |
Тип лебедки для подъема груза |
6,8 |
11,30 |
МЭЛД-4,5 |
МЭЛД-4,5 |
|
Грузоподъемность, кг |
или 4-2 |
или 4-2 |
До 1000 |
До 1000 |
|
|
600 |
1200 |
Производительность по укладке блоков (тюбингов) |
|
|
с расклинкой и заполнением закрепленного про- |
10 |
|
|
10 |
Рис. 45. Арочная железобетонная податливая крепь АПЖ
Крепеукладчик типа МЩ-1 предназначается для однопутевой выработки,,
а МШ-2 для двухпутевой. |
|
Крепеукладчики представляют |
собой арку, изготовленную из швеллера, |
по периметру которой установлены |
ролики. Арка опирается на две тележки |
и перекатывается по швеллерам, уложенным в выработке. Подъем элементе» крепи производится с помощью лебедки, которая может находиться на расстоя нии 10—30 м от крепеукладчика и роликового устройства. Сначала устанавли ваются элементы обратного свода, затем верхнего свода.
Крепление металлом
Металлическая крепь применяется в виде крепежных рам, арок и колец. Кре пежные рамы бывают прямоугольные и трапециевидные. Материалом для стоек и верхняков обычно служат двутавровая сталь, рельсы, металл специрофиль.
.Элементы рамы соединяют встык или в лапу, замок усиливают накладками или муфтами. Нижние концы стоек снабжают башмаками, иногда под них подкладывают деревянные подкладки.
Металлические крепежные рамы, так же как и деревянные, после установки расклинивают; кроме того, между рамами устанавливают расколоты, увеличива ющие сопротивление стоек продольному изгибу. Расстояние между рамами при нимается 0,5—1,5 м.
Рис. 46. Податливая арочная крепь из спецпрофиля
Арочную крепь делают из рельсов швеллерного, таврового и специального -•профиля. По конструкции она может быть жесткой или податливой. Элементы гжесткой арочной крепи соединяют болтами с накладками. На рис. 46 предста влена податливая арочная крепь из металла специального профиля, детали кото рой соединены хомутами. Податливость крепи обеспечивается возможностью скольжения сводчатой части арки по ножкам.
Отдельные элементы шарнирной арочной крепи могут вращаться в плоско сти арки, сообщая податливость всей системе. Металлические арки устанавли вают на расстоянии 0,5—1 м одну от другой, между ними пробивают горизон тальные расколоты. Кровлю и бока выработок затягивают, как и при креплении крепежными рамами.
Рутченковским машиностроительным заводом горного оборудования ком бината «Донецкуголь» изготовляются арочные податливые крепи АП1, АК1, АКП1 для крепления выработок с неустановившимся горным давлением. Крепи изготовляются из спецпрофиля.
Креш, А Ш состоит из трех звеньев — верхняка и двух ножек. Соединение звеньев производится внахлестку с помощью двух спаренных хомутов, имеющих общие верхние и нижние планки и по два фигурных болта каждый. Податли вость крепи обеспечивается до 300 мм по высоте за счет скольжения звеньев в соединениях.
Крепь АК1 трехзвеньевая податливостью до 300 мм, крепь АКП1 — пятизвеньевая податливостью до 1000 мм (основная податливость в них — в ножках до 700 мм).
Звенья крепи АК1 и АКП1 соединяются внахлестку с помощью клинового замка, состоящего из двух клиньев с цилиндрической поверхностью, стягиваю щей планки и скобы из полосовой стали, огибающей внешний профиль. Клино вое соединение позволяет быстро собирать и разбирать крепь.
Металлическая крепь кругового очертания применяется при проходке выработок в слабых породах; по конструкции она сходна с незамкнутой метал лической крепью.
Металлическая цилиндрическая крепь является сплошной крепью. Она состоит пз отдельных стальных или чугунных сегментов, собранных в кольца. Сегменты и кольца скрепляют болтами с гайками, стыки между сегментами зачеканивают свинцом или специальным расширяющимся цементом. Цилиндри ческая сплошная крепь применяется при проходке тоннелей.
Ш т а н г о в а я к р е п ь . При креплении штангами в выработке бурят скважины и в них устанавливают металлические (иногда деревянные) стержништанги. Верхние концы штанг с помощью особого приспособления (замка) рас крепляют в скважине, и на их нижние концы, оканчивающиеся резьбой, наде вают шайбы и навинчивают гайки, придавая штанге известное натяжение. Иногда над шайбами располагают подхваты (рис. 47, а). При этом породы кро вли трещиноватые или слоистые, но крепкие, склонные к вывалам или отслаи ванию, скрепляются («сшиваются») между собой или «пришиваются» к более прочным вышележащим слоям кровли. Нередко горные выработки затягива ются металлическими сетками с помощью штанг.
В некоторых случаях в скважины вместо штанг помещают отрезки метал лических канатов или пучки тонкой арматуры, натягивают их и затем в сква жину нагнетают цементно-песчаный раствор.
При скреплении горной породы штангами увеличивается устойчивость кровли горной выработки. В целях сохранения естественных сил сцепления горных пород штанги при проведении выработок следует ставить по возможности немедленно по мере проходки, не допуская отставания крепи от подвиганий забоя.
Штанговая крепь в ряде случаев экономичнее других видов крепи, ее при менение позволяет значительно сократить расход крепежного лесного мате риала, а также уменьшить размеры сечения выработки. Однако применение этой крепи целесообразно и надежно только в определенных условиях, а именно — при достаточной прочности и мощности как слоя породы, в котором должны быть закреплены замки штанг, так и породы, непосредственно обра зующей кровлю выработки. При изменении свойств пород кровли возникает необходимость изменений в системе штанговой крепи, частоте установки штанг
иих размерах.
Внастоящее время разработано и испытано большое количество разно образных типов штанг: с прорезью и клином (см. рис. 47, б) (при мягких поро дах кровли эти штанги недостаточно прочно закрепляются в шпурах;, с распор
ной головкой (см. рис. 47, в), с расширяющейся муфтой (см. 47, г), эту штангу можно извлекать из скважины. Перечисленные штанги отличаются по способу закрепления верхних концов в шпуре.
Скважины под штангами бурят электросверлами или пневматическими телескопными перфораторами.
При затягивании гаек под них подкладывают металлические шайбы (200 X X 200 X 8 или на 10 мм); в трещиноватых породах используют деревянные или металлические верхняки, соединяющие ряд штанг, на которых в некоторых случаях размещают затяжки. Надлежащая затяжка гаек обеспечивается приме нением гаечного ключа длиной 80 см. Через некоторый промежуток времени рекомендуется производить добавочное подтягивание гаек.
Длина штанг колеблется от 0,7 до 3,0 м, преобладает длина 1—1,8 м; диа метр металлических штанг обычно 19—25 мм. Площадь кровли, приходящаяся на одну штангу, колеблется от 0,5 до 3,0 м2 ; шаг сетки штанг составляет 0,7— 1,5 м. Деревянные штанги делают из леса прочных пород диаметром 40—70 мм и длиной 1—1,8 м.
|
Рис. 47. Штанговая крепь |
||||||
|
а — общий |
вид штанговой |
|||||
|
крепи; |
б — штанга |
с |
про |
|||
|
резью и |
клином: |
1 |
— |
стер |
||
|
жень, |
2 |
— металлический |
||||
|
клин, 3 — шайба, 4 — гайка; |
||||||
|
в |
— штанга с распорной го |
|||||
|
ловкой: |
|
1 — стержень, |
||||
|
2 - 3 — две половины цилин |
||||||
|
дрической разрезной голов |
||||||
|
ки, 4 — шайба, 5 — головка |
||||||
|
под гаечный ключ; г—штанга |
||||||
6 |
с |
расширяющейся |
муфтой: |
||||
1 |
— стержень, г —разрезная |
||||||
у - |
муфта, |
4 - |
3 — коническая |
||||
|
гайка, |
шайба, |
|
6 - |
го |
||
|
|
|
ловка |
|
|
|
І
ф — ч
Для определения параметров штанговой крепи — длины штанг и расстоя ния межу ними — необходимо предварительно провести наблюдение за свойст вами и поведением горных пород кровли и боков выработки. Штанговую креиь целесообразно применять для предотвращения или уменьшения вздутия почвы в выработках, пройденных в так называемых «дующих» породах.
За последние годы институтом ЦНИГРИ Министерства геологии СССР
разработана штанговая крепь из прессованной древесины, которая по сравнению
с металлическими штангами дешевле на 30% и достаточно надежна по прочност ным характеристикам.
Прессование древесины (березовых досок или брусков) под давлением 200 кгс/см2 при температуре 180° С придает ей качества, обеспечивающие проч ность крепления.
Помимо высокой механической прочности прессованная древесина быстро набухает во влажной среде, развивая давление на стенки до 80 кгс/см2. Благо даря этому свойству штанги из прессованной древесины прочно раскрепляются в шпуре, закрепляя породы кровли.
Штанга представляет собой гладкий деревянный стержень, имеющий с двух сторон продольные щели, в которые при установке загоняются клинья. Клинораспорная штанга может устанавливаться также с опорной плиткой и набуха ющей подкладкой. Набухающая плитка создает натяжение штанги в шпуре. При этом нижний конец штанги расклинивается в металлической втулке.
В табл. 133 приведена техническая характеристика штанг из прессованной древесины.
|
|
Т а б л и ц а 133 |
Техническая характеристика штанг из прессованной древесины |
||
Показатели |
|
Значения |
Материал |
Прессованная древесина березы |
|
Длина штанги, м |
До 1,8 |
|
Диаметр штанги, мм |
32—40 |
|
Глубина прорези, мм |
250—300 |
|
Размеры клиньев, мм: |
Верхнего |
Нижнего |
длина |
350 |
250 |
ширша |
3 2 - 4 0 |
32—40 |
толщина |
17-19 |
17-19 |
Размеры подкладки, мм: |
Металлической Деревянной (прес |
|
|
|
сованной) |
толщина |
8 - 1 0 |
20 - 25 |
диаметр |
150-200 |
200 X 200 |
Размеры металлической втулки (конус |
|
|
ной), мм: |
58 - 60 |
|
внутренний диаметр |
|
|
высота |
80 |
|
Несущая способность штанг, кгс |
7000-12000 |
|
КРЕПЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ |
ВЫРАБОТОК |
|
|
|
Крепление деревом |
Основной конструкцией деревянной крепи, применяемой в вертикальных выра ботках, является венец (рис. 48).
Сплошная венцовая крепь применяется в разведочных шахтах и шурфах
впородах неустойчивых и средней устойчивости.
Длина участка ствола шахты, проходимого без крепления, определяется в зависимости от устойчивости пород; для стволов шахт она составляет 5—12 м, для шурфов 4—8 м.
После проходки определенного участка ствола в основании выработки укла дывают основной венец, на который последовательно устанавливают рядовые венцы. Основные венцы имеют пальцы длиной от 300 до 800 мм, они заводятся
влунки.
При проходке шурфов в слабых породах сплошную венцовую крепь воз водят вслед за подвиганием забоя. В устье шурфа укладывают первый венец, который имеет пальцы на всех четырех сторонах. По мере углубления выработки