Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

периметру площади по ходу часовой стрелки. Расстояние между «проходками» 20—25 см.

После выкладки первою ряда «проходок» выкладывается второй ряд, распо­ ложенный в том же порядке, но ближе к устью шурфа.

После проходки шурфа на полную глубину в нем устанавливается «мертвая штага», на которой указываются наименование управления, экспедиции, пар­ тии, номер линии, шурфа, дата проходки. Высота «мертвой штаги» над устьем шурфа должна быть в пределах 1,7 м. При глубоких шурфах «мертвая штага» подвешивается.

В практике проходки шурфов вручную сменная проходка звена составляет •от 0,6 до 1,5 пог. м.

При проведении шурфов в рыхлых и сыпучих породах углубка производится одновременно с креплением каркасно-кольцевой крепью. Шурф проходится уступами от 2 до 4 м. Диаметр каждого последующего (по глубине шурфа) уступа делается меньше предыдущего на 0,2—0,3 м. Диаметр самого нижнего уступа принимается 1,1 —1,8 м. Каждый последующий уступ проходится после yiлубки и закрепления предыдущего.

Крепь имеет форму цилиндрического каркаса, состоящего из металлических колец и соединительных стоек. Вокруг каркасов устанавливается опалубка из

.досок. Каркас каждого последующего уступа свободно проходит через закреплен­ ный предыдущий уступ (в связи с этим крепь иногда называют каркаспо-телеско- нической).

Проходка производится в следующей последовательности: после разметки контура и укладки основной проходческой рамы устанавливается копер и начи­ нается углубка первого уступа. До глубины 1,5—2 м порода выкидывается вруч­ ную, а с большей глубины — поднимается в бадье с помощью воротка или ле­ бедки, укрепленной на ногах копра. После углубки шурфа на некоторую глубину (насколько позволяет устойчивость стенок) в шурф опускается собранный на поверхности каркас. Спуск каркаса производится лебедкой на канате с исполь­ зованием специального приспособления.

После установки досок опалубки продолжается углубка шурфа на глубину первого уступа с одновременным опусканием каркаса и досок. Осаживание кар­ каса производится ударами молотка по нижнему кольцу, а досок — специаль­ ным забойником. Длина досок опалубки первого уступа берется с таким расчетом, чтобы над устьем шурфа на высоту 1м образовался защитный барьер. Кар­ акас крепится к основной проходческой раме с помощью стяжек и скоб. Простран­ ство между опалубкой и стенками шурфа забутовывается. Последующие уступы проходятся аналогично первому. При этом опалубка смежных уступов перекры­ вается на 15—20 см.

Смежные секции каркасов соединяются между собой стяжками. При углубке шурфа над забоем укрепляется предохранительный полок. Каркасная крепь почти полностью извлекается при ликвидации шурфа. Извлечение производится тпо секциям: сначала каркас, затем доски опалубки. Извлечение крепи произво­ дится с предварительной засыпкой уступа.

Кольца для каркасов делаются из уголкового железа 50 X

50 или ЗО X 30

и 25 X 25 мм; расстояние между кольцами в цилиндрическом

каркасе прини­

мается от 0,7 до 1 м. Число колец в каркасе от 3 до 5. Кольца соединяются в ци­

линдрический каркас с помощью стоек из круглого железа диаметром 12—20 мм.

 

Для глубоких уступов применяются усиленные кольца, сваренные из двух

уголков.

 

 

 

Для шурфов глубиной до 20 м применяется облегченная крепь, для шурфов

глубиной

более 20 м — усиленная (рис. 70). Диаметр каркасов составляет

1,8;

1,6;

1,4;

1,2; 1,0 и 0,8 м. Диаметр шурфов соответственно равен: 2,0; 1,8;

1,6;

1,4;

1,2

и 1,0 м.

 

 

Доски для опалубки применяются толщиной от 13 до 50 мм, шириной 100—

200 мм.

 

 

 

Копер для спуско-подъемных операций изготавливается деревянный, трехно­

гий. Верхние концы ног соединяются шкворнем, на котором подвешивается блок. Стяжка для соединения смежных каркасов изготавливается из полосового

железа с отверстиями и металлического прута, соединенных шарнирно.


Стяжка пропускается через отверстия на полках колец и закрепляется чекой. Приспособление для спуска и подъема каркасов состоит из отрезков троса

диаметром 8—10 мм длиной по 1,5 м, имеющих на концах крючья (рис. 71). Предохранительные полки выполняются из досок толщиной 50—80 мм.

.Доски скрепляются полосовым железом. Крепится полок на кольцах каркасов •с помощью штырей.

Рис. 71 . Приспособле­ ние для спуска колец в шурф

При разведке песчано-гравийных и гравийно-валунных месторождений в партиях СЗГУ и ГУЦР скорости проходки шурфов с применением каркаснокольцевой крепи достигали 35 м в месяц со значительной экономией крепежного -материала (в 20—25 раз).

ПРОВЕДЕНИЕ ШУРФОВ В КРЕПКИХ ПОРОДАХ

В крепких породах шурфы проходятся с применением буровзрывного комплекса работ. Основные трудоемкие процессы цикла — бурение шпуров и уборка по­ роды (подъем) производятся механизированным способом или вручную.

Погрузка породы в бадьи производится вручную. Машины и агрегаты, меха­ низирующие погрузку породы в бадьи или захват породы и подъем ее на поверх­ ность (грейферы), серийно не изготавливаются.

В практике проходки шурфов возможна частичная механизация шурфопроходческих работ — механическое бурение шпуров и ручной подъем породы.

Ручной подъем производится воротками деревянными или металлическими. Воротки снабжаются храповым устройством, обслуживаются двумя воротовщик ами.

Ручное бурение шпуров применяется при проведении шурфов в районах, где отсутствует энергия для привода бурильных механизмов, и при незначи­ тельных объемах работ — в труднодоступных районах, при проведении одиноч­ ных шурфов. Как правило, применяется одноручное бурение с использованием буров с армированными головками и легких кувалд весом 3—4 кг. В мерзлых

породах

I — I V категорий используются ломы длиной 1,2—1,5 м, весом

около 8

кг.

Механическое бурение шпуров производится легкими и средними ручными перфораторами (в породах выше средней крепости и крепких) и ручными элек­ тросверлами (в породах ниже средней крепости и в мерзлых породах I — I V кате­ горий). Инструмент для бурения — буры со съемными головками, армированными твердым сплавом, и штанги с породными резцами. Источниками энергии являются передвижные компрессорные установки и электростанции.

Комплекты шпуров при обуривапии забоев шурфов могут быть самые раз­ нообразные — от комплектов с пирамидальными или клиновыми врубами до ком­ плектов, состоящих из двух и даже одного шпура, располагаемого в центре забоя (в мерзлых породах I — I V категорий).

Глубина шпуров может колебаться также в широких пределах — от 1—1,5 до 0,3—0,5 м и часто зависит от методики опробования, т. е. от необходимой уходкп за цикл.

В качестзе взрывчатого вещества используются аммониты № 6, 7 Ж, скаль­ ные, детониты, т. е. обычные ВВ, допущенные для ведения взрывных работ в подземных условиях. Конструкция зарядов — колонковая. В редких случаях применяются котловые заряды весом 3—4 кг с предварительным простреливанием для образования котла.

Взрывание в шурфах допускается электрическое, электроогневое и с по­ мощью детонирующего шнура.

Проветривание шурфов производится центробежными или осевыми венти­ ляторами местного проветривания с электрическим и реже пневматическим при­ водом. При проходке неглубоких шурфов используются вентиляторы с ручным приводом. Нередко при большом фронте работ, когда проходческое звено одно­ временно проходит несколько шурфов, или при односменной работе при проходке шурфа в крепких породах применяется естественное проветривание.

Проветривание вентиляторами осуществляется по схеме нагнетания. Венти­ ляционные трубы применяются из мягких материалов — резиновые, брезентовые, из прорезиненной ткани и др., диаметром 300—400 мм.

При незначительном водопритоке водоотлив производится в бадьях вместе с породой, при значительных водопритоках используются подвесные насосы ПВН-5 или ПВН-15.

Погрузка взорванной породы производится вручную обычными ручными горнопроходческими инструментами в бадьи емкостью 0,03—0,04 м3 (при меха­ ническом подъеме) или 0,0012—0,0020 м3 (при ручном подъеме). При механиче­ ском подъеме используются краны КШ-1, КШ-100, «Пионер», лебедки ЛПГЛ-230, ЛПГ-175 в сочетании с легкими деревянными или металлическими копрами.

Ниже приводятся технические характеристики кранов и лебедок для подъ­

ема из шурфов.

 

 

 

Техническая характеристика КШ-1М

 

Тип крана

полноповоротный 360°

Грузоподъемность,

кгс

230

Вылет стрелы, мм

. . .

2400

Привод

от

электродвигателя

 

АОС-2-41-6 мощностью

 

2,9 квт, я = 860 об/мин,

 

напряжение 220/380 в


Привод

поворота

 

 

 

ручной

Высота оси блока от основания, мм

5102

Скорость

подъема,

м/сек

 

0,57

Диаметр

каната, мм

 

 

7,6

Диаметр барабана

лебедки, мм

310

Канатоемкость барабана,

м

40

Рабочий

тормоз

 

 

 

ленточный

Предохранительный

тормоз

колодочный, электро­

 

 

 

 

 

 

 

 

магнитный

Редуктор

 

 

 

 

 

 

РПД-250-224-15М

Размеры,

мм:

 

 

 

 

 

длина

 

 

 

 

 

 

2726

ширина

 

 

 

 

 

1800

высота

(со снятой

стрелой)

2614

Вес,

кг

 

 

 

 

 

 

1160

Стоимость,

руб

 

 

 

5000

Обслуживающий персонал

1 чел.

В конструкции применено разгрузочное приспособление, управляемое маши­

нистом из кабины.

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая характеристика крана КШ-100

Грузоподъемность,

кгс

 

 

100

Вылет

стрелы,

мм

 

 

 

2000

Угол

поворота

крана

 

 

360°

Скорость

подъема

бадьи,

м/сек

0,7

Мощность двигателя, квт

 

1,0

Область

применения

 

 

подъем

 

 

 

 

 

 

 

 

груза

 

 

 

 

Техническая характеристика лебедки

ЛПГЛ-230

Грузоподъемность,

кгс

 

 

230

Максимальная

глубина

подъема, м

80

Скорость

подъема,

м/сек

 

0,62

Тип тормоза:

 

 

 

 

 

рабочего

 

 

 

 

 

ленточный

аварийного

 

 

 

 

колодочный

Тип

привода

 

 

 

 

электри­

 

 

 

 

 

 

 

 

ческий

Установленная

мощность электродвигателя, квт

2,8

Размеры,

мм:

 

 

 

 

 

длина

 

 

 

 

 

 

1540

ширина

 

 

 

 

 

840

высота

 

 

 

 

 

810

Вес,

кг

 

 

 

 

 

 

460

Для проведения поисковых и геологоразведочных

щурфов буровзрывным

способом в породах средней и ниже средней крепости используются комплексы механизмов, включающие источники энергии, бурильные машины, подъемные механизмы, оборудование для вентиляции и водоотлива.

Комплекс шурфопроходческих механизмов КМШ-ВИТР предназначен для проходки поисковых геологоразведочных шурфов глубиной до 20 м в породах до V I категории крепости. Комплекс включает:

1)электрическую переносную станцию СЭП-3,5 с бензиновым двигателем

Д-300,

2)пульт управления ПУ,

3)шурфопроходческий кран КШ-100А,

4)электросверло ручное ЭР-14Д,

5)пусковой агрегат АП-1,5,

6)насос винтовой проходческий НВП-15,



7) вентилятор центробежный проходческий

ЦЧ-70 № 2,5.

 

Комплекс удобен для транспортировки в условиях бездорожья, так -как

легко разбирается на отдельные части весом до 80 кг.

 

Конструкторским бюро СВГУ

(г. Магадан)

созданы комплексы,

которые*

используются при проходке шурфов в зонах тундры и тайги.

 

 

 

Т а б л и ц а 159'

Характеристика

механических воротков

 

 

 

Тип воротка

Показатели

 

 

 

 

 

М Г В

К М Ш - І

 

 

200

125

 

 

0,45

0,4

Мощность основного электродвигателя, квт

2,8

1,0

Диаметр барабана лебедки, мм

 

290

150

 

 

40

25

Основные размеры, мм:

 

7,5—7,8

4,4—5,6-

 

2440

2300

 

 

 

 

3250

2290

 

 

1000

850

 

 

380

123

Эти комплексы состоят из следующих механизмов:

 

1)

механических воротков МГВ и КМШ-1 (табл. 159). Вороток МГВ исполь­

зуется

при проходке

неглубоких

шурфов,КМШ-1 — при проходке

глубоких

шурфов с рассечками;

 

 

 

2)

электростанции

ЖЭС-30,

смонтированной на передвижном

тепляке-

на санях;

 

 

 

3)пускового аппарата АП-3,5;

4)ручных электросверл ЭР-17, СЭР-19 и ЭР-19.

На воротках установлены центробежные вентиляторы.

Крепление шурфов производится деревом. Применяется венцовая крепь на стойках с затяжкой стенок досками или сплошная венцовая. Устьевая часть шур­ фов на глубину 1,5—2,5 м крепится сплошной венцовой крепью. Венцы выводятся над устьем шурфа на высоту 1 м и оборудуются лядами.

При достаточно устойчивых стенках применяются более простые конструк­ ции крепи, в частности распорная крепь с затяжкой стенок досками.

О р г а н и з а ц и я р а б о т . Шурфопроходческие работы выполняются проходческими звеньями или бригадами. Наименьший состав проходческого звена 3 человека, которые выполняют весь комплекс работ. Широко приме­ няется принцип взаимозаменяемости членов звена. Работы могут быть органи­ зованы в одну, две, а иногда и более смен.

При односменной работе проходческий цикл начинается с уборки породы и заканчивается взрыванием шпуровых зарядов. В зависимости от крепости пород и фронта работ проходческое звено или бригада может одновременно углублять один или несколько шурфов.

Работы, как и при любом способе проходки, начинаются с подготовки места— расчистки, подготовки площадки для оборудования, для выкладки «проходок» (при необходимости). При углубке первых 2,5 м шурфа порода выдается на по­ верхность вручную.

Над устьем шурфа укладывается основная проходческая рама, на которой крепится ручной вороток (при ручном подъеме). На подготовленной площадкемонтируется кран для подъема породы (копер и лебедка).