Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
зующиеся для проходки шурфов с применением различных режущих органов (УРБ-2А, УГБ-50А, УРБ-ЗАМ и др.).
Машина КШК-30 (копатель шахтных колодцев; используется для проходки шурфов круглого сечения в рыхлых и мягких однородных породах, не содержа щих валунов и галек. Машина представляет собой прицеп на колесном ходу, на котором размещены двигатель, подъемная лебедка, мачта и механизм упра вления.
Буровой инструмент представляет собой сварной цилиндр диаметром 750 мм, в днище которого укреплены два режущих лезвия. Центральная часть забоя шурфа разбуривается пикобуром. Над цилиндрическим корпусом бура имеются
два ножа-расширителя, разбуривающие шурф до диаметра |
1300 мм. При спус |
||||
ках |
и подъемах инструмента |
ножи-расширители автоматически складываются |
|||
и бур проходит сквозь две откидные створки. |
|
||||
|
Краткая техническая характеристика агрегата |
КШК-ЗОА |
|||
Диаметр шурфа, мм |
|
|
до 1300 |
||
Максимальная глубина бурения, м |
30 |
||||
Тип |
привода |
|
|
|
двигатель внут |
|
|
|
|
|
реннего сгорания |
|
|
|
|
|
ГАЗ-МК, 30 л. с. |
Скорость вращения |
бура, |
об/мин |
10 и 20 |
||
Скорость подъема |
бура, |
м/сек |
0,3 |
||
Грузоподъемность |
лебедки, |
кг |
2000 |
||
Габаритные размеры в транспортном положении, мм: |
|
||||
|
длина |
|
|
|
6250 |
ширина . . |
|
|
|
2140 |
|
высота |
|
|
|
3410 |
|
Вес, |
кг |
|
|
|
3000 |
|
Использование |
агрегата |
КШК-30А в Центрально-Казахстанском геологи |
ческом управлении позволило значительно повысить производительность. Смен ная нроходка шурфов в среднем составила 9—12 ног. м (при тех же условиях ручная проходка составляла 2—2,5 м в смену). Так же значительно снизилась стоимость 1 м шурфа: при машинной проходке — 4,5 руб., при ручной — 13,5 руб.
В экспедициях указанного управления внесены значительные усовершен ствования в агрегаты КШК-ЗОА. В частности, они смонтированы на самоходном шасси, что повысило производительность агрегатов на 15—20%.
Буровая установка ЛБУ-50 предназначена для бурения артезианских сква жин и шахтных колодцев в мягких породах. Бурение ведется шнеками в сочета нии с ударно-канатным снарядом.
Установка смонтирована на автомобиле ЗИЛ-175К, двигатель которого и является приводом установки.
Установка включает следующие механизмы: коробку отбора мощности, ко робку передач с приводом на два шестеренчатых маслонасоса; конический редук тор; лебедку с ударным механизмом; тросоукладчик; угловой редуктор; вер тикальный вал с зубчатой муфтой; верхний редуктор; вертикальный ведущий вал с траверсой, которая несет кронблочные ролики; вращатель. Все узлы бурового станка смонтированы на общей раме. К раме шарнирно прикреплена телескопи ческая мачта, которая в транспортном положении укладывается горизонтально. В нижней плите мачты закреплены штоки гидроцилиндров подачи буровой yciaj новки. Вверху гидроцилиндры подачи соединяются с подвижной траверсой мачты. При перемещении гидроцилиндров вместе с ними перемещаются каретка
свращателем и трехгранный вал с траверсой. Траверса мачты и гидроцилиндры
вверхнем выдвинутом положении образуют телескопическую часть мачты. Таким образом, высота мачты увеличивается на длину гидроцилиндров подачи вра щателя.
Рабочий орган — бур имеет цилиндрическую форму, в днище которого имеются окна, снабженные ножами. При ироходке разжиженных пород в окнах
устанавливаются резиновые клапаны. Бур опускается на забой по гладкой буриль ной колонне и поднимается на канате при помощи лебедки.
Разбуренная порода поднимается на поверхность и выгружается из бура в специальный ковш. Цилиндрический корпус бура состоит из четырех лопастей, при повороте которых порода выталкивается из бура.
Диаметр корпуса бура 740 мм. При необходимости бурения турфов боль шого диаметра используются расширители, установленные на верхней части бура. При спуске и подъеме бура расширители убираются в корпус бура.
|
|
|
|
Техническая |
характеристика буровой установки |
ЛБУ-50 |
||||
Глубина |
бурения |
шурфов, |
м |
|
|
15 |
||||
Диаметр |
буримого шурфа, мм |
|
|
1050 |
||||||
Число |
оборотов шпинделя в минуту: |
|
|
|||||||
|
при правом вращении |
|
|
|
14; 38; |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63; 101 |
|
» |
левом |
» |
|
|
|
|
38 |
||
Тип |
подачи |
|
|
|
|
|
гидрав |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лическая |
Максимальное давление в гидросистеме, кгс/см2 |
100 |
|||||||||
Ход каретки вращателя, мм |
|
|
3250 |
|||||||
Давление |
|
на забой, кгс |
|
|
|
5600 |
||||
Усилие |
подъема вверх, |
кгс |
|
|
15 700 |
|||||
Скорость перемещения |
вращателя, м/мин: |
|
||||||||
|
вверх, |
медленно |
|
|
|
|
0—0,975 |
|||
|
вверх, |
быстро |
|
|
|
|
|
0—5,45 |
||
|
вниз, |
|
медленно |
|
|
|
|
0—2,8 |
||
|
вниз, |
|
быстро |
|
|
|
|
|
0—15,45 |
|
Тип |
лебедки |
|
|
|
|
. . . |
плане |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тарная |
Грузоподъемность на прямом канате, кгс |
2500 |
|||||||||
Канатоемкость барабана, м |
|
|
50 |
|||||||
Диаметр каната, мм |
|
|
|
|
13,5 |
|||||
Средняя |
скорость |
навивки |
каната |
на |
барабан, м/сек . . . |
0,47; 1,28; 2,13; |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3,43 |
Тип |
мачты |
|
|
|
|
|
телескопичес |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кая, с гидрав |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лической раз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
движкой |
Грузоподъемность |
максимальная |
(по |
лебедке), кгс . . . . |
5000 |
||||||
Высота до оси кронблока, |
мм: |
|
|
|
||||||
|
минимальная |
|
|
|
|
|
5060 |
|||
|
максимальная |
|
|
|
|
|
83 100 |
|||
Габаритные размеры в транспортном положении, мм: |
|
|||||||||
|
длина |
|
|
|
|
|
|
8380 |
||
|
ширина |
|
|
|
|
|
2315 |
|||
|
высота |
|
|
|
|
|
|
2546 |
||
Вес |
(в |
сборе с автомобилем в заправленном состоянии), кг |
8442 |
В поставляемый комплект установки ЛБУ-50 входят: буровая установка, смонтированная на базе шасси автомобиля ЗИЛ-157К, прицеп ПТ 4-00, комплект ремонтно-монтажного эксплуатационного инструмента и комплект ЗИП. Ком плект инструментов и принадлежностей для сооружения шурфов поставляется заводом при указании в заявке.
Буровая установка гидрогеологического бурения УГБ-50А используется для бурения шурфоскважин с применением специальных породоразрушающих инструментов. Бурение производится вращательным и ударно-канатным спо собами.
При бурении шурфов станком УГБ-50А диаметром более 600 мм необходимо увеличить расстояние между опорами мачты.
Рабочий орган изготавливается в виде цилиндрического бура диаметром 900 мм с коническим днищем или в виде шнекового бура.
|
|
|
Техническая характеристика буровой установки УГБ-50А |
|||||||
Тип |
|
|
|
|
|
|
|
|
самоходная, смонти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рованная на автома |
|
Глубина |
бурения, |
м: |
|
|
|
шине ГАЗ-63 |
||||
|
|
|
|
|
||||||
|
скважин |
|
|
|
|
|
60 при |
шнековом |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бурении и 100 при |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
колонковом |
|
|
шурфов |
|
|
|
|
|
|
Ю |
||
Диаметр |
|
скважин, мм: |
|
|
|
|
|
|||
|
при шнековом бурении |
|
|
|
230—135 |
|||||
|
при |
колонковом |
» |
|
|
|
198—92 |
|||
Диаметр |
|
шурфов, |
мм |
|
|
|
600—900 |
|||
Скорость |
вращения, об/мин |
|
|
|
75; 125; 200 |
|||||
Рабочий ход подачи, мм |
|
|
|
|
1500 |
|||||
Скорость |
|
подачи, |
м/мин: |
|
|
|
|
|
||
|
вниз |
|
|
|
|
|
|
|
|
2,41 |
|
вверх |
|
|
|
|
|
|
14,55 |
||
Тип |
подачи |
|
|
|
|
|
механизированная, |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
самоустанавлива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ющаяся в зависимости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
от заданного давления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на |
забой |
Максимальная нагрузка на прямом канате, кгс . . . |
|
2500 |
||||||||
Грузоподъемность |
лебедки |
на |
крюке с |
подвесным |
|
|
||||
блоком, |
кгс |
|
|
|
|
|
|
7300 |
||
Скорость навивки каната на барабан, м/сек |
|
0,64 |
1,24; 1,98 |
|||||||
Число ходов ударного инструмента в минуту . . . . |
45; 80; 125 |
|||||||||
Величина |
хода инструмента, мм |
|
|
450—680 |
||||||
Максимальный вес |
ударного |
инструмента, |
кг . . . . |
|
400 |
|||||
Тип |
привода |
|
|
|
|
|
дизель Д-38М |
|||
Мощность |
привода, |
л. с |
|
|
|
|
40 |
|||
Скорость вращения, |
об/мин |
|
|
|
1500 |
|||||
Тиь |
мачты |
|
|
|
|
|
металлическая, свар |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ная, с укладкой в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
горизонтальное поло |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жение для транспор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тировки |
|
Высота мачты до оси блока, м |
|
|
|
8 |
||||||
Рабочая |
грузоподъемность мачты, кгс |
|
|
7300 |
||||||
Подъем |
и укладка |
|
мачты |
|
|
|
специальной лебедкой |
|||
Габариты установки в транспортном положении, мм: |
|
|
||||||||
|
длина |
|
|
|
|
|
|
|
7200 |
|
|
высота |
|
|
|
|
|
|
3000 |
||
|
ширина |
|
|
|
|
|
|
2000 |
||
Вес в транспортном положении, |
кг |
|
|
5100 |
Установка роторного бурения УРБ-2А (УРВ-ЗАМ) помимо своего основного назначения — проходки геофизических и структурных скважин — используется для бурения шурфов диаметром 600—900 мм, глубиной до 10 м в песчано-глини- стых породах. Для бурения шурфов применяются двухзаходные шнековые буры.
Установка смонтирована на базе трехосной автомашины ЗИЛ-157, снаб жена двухбарабанной лебедкой для Производства вспомогательных работ, буре ния и спуско-подъемных операций, механизмом нодачи инструмента на забой и подъема мачты.
14і |
211 |
Глубина |
бурения, |
м: |
|
|
|
шурфов |
|
|
|
Ю |
|
скважин |
|
|
|
150 |
|
Диаметр бурения, мм: |
|
|
|
||
шурфов |
|
|
|
600-900 |
|
скважин |
|
|
|
150 |
|
Подача инструмента |
|
Г |
механическая, |
||
|
|
|
|
|
через ведущую |
|
|
|
|
|
штангу |
Скорость |
вращения ротора, |
об/мин |
100; 197; 300 |
||
Скорость |
подъема |
крюка, м/сек |
0,68; 1,33; 2,0 |
||
Грузоподъемность |
лебедки, |
т |
2,5 |
||
Высота подъемной мачты, м |
|
9,5 |
|||
Мощность |
двигателя, |
л. с |
|
95 |
|
Габариты в транспортном положении, мм: |
|
||||
длина |
|
|
|
|
10 900 |
ширина |
|
|
|
2250 |
|
высота |
|
|
|
3300 |
|
Вес (без |
автомобиля), |
кг |
|
4100 |
Поскольку прямое назначение установки — бурение скважин, то при прове дении шурфов требуется внести некоторое изменение в конструкцию, чтобы устра нить препятствия для бурения большими диаметрами, а именно: удалить попе речную перекладину мачты, находящуюся у винтовых домкратов, и переставить педаль включения муфты сцепления двигателя с внутренней на наружную сто рону ноги мачты.
Шурфы круглого сечения, пройденные в устойчивых породах, при неболь шой их глубине, как правило, не крепятся. Глубокие шурфы крепятся постоян ной или временной крепью в виде цилиндрической крепи, состоящей из отдель ных колец или сегментов. Материалом для крепления служат железобетонные кольца, рифленое железо, синтетические материалы (полиэтилен, стеклопласт, винипласт и т. п.), деревянные доски с металлическими кольцами.
Крепление может производиться двумя способами в зависимости от устой чивости пород: после полной проходки шурфа на проектную глубину и следом за проведением шурфа по мере углубки.
Б у р о в а я у с т а н о в к а УБСР-25. Для проходки и опробования шурфо-скважин при разведке талых и обводненных россыпей золота, залегающих на глубине до 25 м, СКВ Главнефтепроммаша разработана конструкция само ходной установки УБСР-25.
Установка, смонтированная на базе трелевочного трактора ДТД-75, позво ляет проходить шурфо-скважины диаметром 715 мм в сложных горнотехниче ских условиях комбинированным способом: медленно вращательным с помощью ковшовых буров и ударно-захватным с помощью грейферов. Процесс бурения совмещается с креплением выработок обсадными трубами путем их вращения и задавливания. Возможность комбинированной проходки выработок с одновре менным креплением позволяет извлекать материал проб без предварительного разрушения крупностью до 500 мм (грейферами). При бурении ковшовыми бурами извлекается материал крупностью до 200 мм. Более крупные валуны могут быть разрушены долотом.
|
Техническая |
характеристика установки |
УБСР-25 |
|
||
Глубина |
бурения, м |
|
|
|
25 |
|
Диаметр |
бурения, |
мм |
|
|
|
715 |
Вес долота с ударной штангой, кг |
|
500 |
||||
Грузоподъемность |
лебедки, |
кгс |
|
2500 |
||
Скорость навивки |
каната |
на |
барабан лебедки, м/сек |
. . . . . |
0,5—1,0 |
Вращатель: |
|
|
|
|
тип |
|
|
|
подвижной |
|
|
|
|
ротор |
скорость вращения, |
об/мин |
5—10 |
||
Механизм иодачи: |
|
|
||
тип |
|
|
|
гидрав |
|
|
|
|
лическая |
ход подачи, мм |
|
1000 |
||
Усилие подачи, |
кгс: |
|
|
|
вниз |
|
|
|
6000 |
вверх |
|
|
|
15 000 |
Двигатель: |
|
|
|
|
тип |
|
|
|
дизель |
мощность, |
л. с |
|
75 |
|
Мачта: |
|
|
|
|
тип |
|
|
|
трубчатая |
высота, |
м |
|
|
6,6 |
Вес станка, |
т |
|
бурения, и/ч: |
12 |
Техническая |
скорость |
|
||
грейфером |
|
|
0,75 |
|
ковшовым |
буром |
|
1,20 |
|
Средняя сменная производительность |
3—5 |
|||
|
|
|
|
м/смену |
В комплект буровой установки входят 25 специальных обсадных труб дли ной по 1 м, грейфер для ударно-захватного бурения, ковшовые буры для медлен но-вращательного бурения и эксцентричное долото для дробления валунов.
РУЧНАЯ ПРОХОДКА ШУРФОВ В МЯГКИХ ПОРОДАХ
Ручная проходка шурфов производится с помощью лопат, кайл и иногда клиньев. Уборка породы из шурфа до глубины 2,5 м производится выкидкой лопатами на поверхность; при глубине более 2,5 м порода выдается на поверхность в бадьях емкостью 0,03—0,04 м3 с использованием ручных или механических воротков.
Шурфопроходческое звено состоит из 3 человек: одного проходчика и 2 воротовщиков. Как правило, члены звена попеременно работают в забое.
Работы по проходке шурфов начинаются с подготовки площадки — рас чистки ее от валунов, камней, кустарника и растительного слоя.
Над устьем будущего шурфа устанавливается проходческая рама; опорныепальцы рамы делаются не менее 0,5 м. Крепление производится деревом — венцовое распорное, на стойках или сплошное. Крепь выводится над устьем шурфа на высоту 1 м и оборудуется лядами. Спуск и подъем людей производите» по лестнице (чаще всего подвесной). Над забоем укрепляется предохранительный полок.
При разведке россыпей шурфы проходятся по определенной сетке; расстоя ния между линиями шурфов и между шурфами на линиях зависят от масштабов и характера месторождения. При разбивке шурфовочной линии выставляются вешки в середине верхней стенки будущего шурфа (верхняя стенка по теченик> речки, ручья). В дальнейшем, когда приступают к проходке шурфа, вешка заме няется навальной штагой, на которой делается затес и надпись: № линии, № шурфа, экспедиция, партия, производящая работы.
К навальной штаге выкидывается вся порода, не подлежащая опробова нию,— верхний слой, порода, осыпающаяся на забой сверху, порода, цолучающаяся при расширении шурфа до проектного сечения.
Порода, которая должна опробоваться, выкладывается в кучки в видеусеченных пирамид вокруг шурфа на площадке. На каждой кучке (так называ емой «проходке») устанавливается бирка с обозначением номера и интервала углубки. Выкладка «проходок» на площадке производится последовательно по-
2ia