Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технико-экономические

 

 

 

показатели

проходки

 

 

 

 

выработок

 

М. А . Олексюка

А . Н . Колтышева

А . Н. Черемисина

 

 

 

 

 

 

Поперечное

сечение

6,4; 5,1

6,4; 8,8

5,1-6,4

выработки

в про­

 

 

 

ходке, М2

 

 

 

 

 

Категория

пород

по

X V I I

X V — X V I I I

X I I I - X V I I I

ЕНВ

1968 г.

 

 

 

 

Компрессоры,

элект­

Стационарные

Стационарные

Стационарные

ростанции

 

 

 

 

 

Перфораторы

 

 

ПР-30

ПР-30

ПР-30

Погрузочные машины

ПМЛ-5

ПМЛ-5

ПМЛ-5

Вагоны

 

 

 

 

УВГ-1

УВГ-1

УВГ-0,8

Электровозы

 

 

АК-2К и 4,5АРП

АК-2У; 4,5АРП

АК-2У; 4,5АРП

Вентиляторы

 

 

СВМ-6,

СВМ-6,

СВМ-6М,

Продолжительность

«Проходка-500»

«Проходка-500»

«Проходка-500»

 

 

 

процессов, мин:

 

 

 

 

 

бурение

шнуров

90

140

170

 

заряжание

и

25 - 30

30

30

 

взрывание

 

 

 

 

 

проветривание

 

30

30

30

 

уборка

породы

 

120

160

130

Состав

проходческо­

4

6

5 - 4

го

звена

 

 

 

 

 

 

Количество

одновре­

3 - 4

3 - 4

2 - 4

менно

работающих

 

 

 

перфораторов

 

 

 

 

Глубина

шпуров,

м

2,2-2,4

1,3

1,6-1,8

Количество

 

шпуров

21—24

22

19—24

Тип

ВВ

и

способ Аммонит № 6 ЖВ,

Детонит ЮА,

Детонит ЮА,

взрывания

 

 

демонит 10А

аммонит N° 6 ЖВ

аммонит № 6

Коэффициент исполь­

0,88

0,85

0,9

зования шпуров

 

 

 

 

Число циклов в сме­

2

2 - 3

1,5-2

ну

 

 

 

 

 

 

 

Проходка

за

месяц,

644

611

304

пог. м

 

 

 

 

 

 

Производительность

19,4

16,8

16,9

за месяц, м

 

 

 

 

 

На производительность уборки породы оказывает также большое влияние время, затрачиваемое па замену груженых вагонов порожними.

Для сокращения времени маневровых операций обычно устраиваются раз­ миновки на один состав (5—6 вагонов) через каждые 50—75 м или используются рассечки. Откатка вагонов до обменного пункта производится либо вручную, либо с помощью электровоза. При ручной откатке расстояние между местом по­ грузки и обменным пунктом должно быть не более 50 м, а при откатке электрово­ зом оно может быть увеличено до 75 и даже 100 м. Расстояние до разминовки должно быть таким, чтобы время маневровых операций было меньше 1 мин. При продолжительности маневра до 1 мин, достигается более высокая производи­ тельность на уборке породы, так как время на погрузку вагона оказывается

 

 

 

Т а б л и ц а 160

бригад геологоразведочных партий Министерства геологии СССР

Проходческие бригады

 

 

 

Л . А . Черткова

Н . М. Половинина

Ф. 3 . Лукьянова

И. П. Горбунова

6,4-5,1

5,8

5,1-6,4

5,8

X I I I - X V I I I

X V — X V I I I

X V I I I

X V — X X

208-10/8; КС-9

ПК-10; ДК-9М

20В-10/8; КС-9

ПР-30; ПР-24

ПР-ЗОЛУ

ПР-30; ПР-24

ПР-30 л

 

ПМЛ-5

ПМЛ-5

ПМЛ-5; УАП-1

ВРО-0,35

УВО-0,8

ВРО-0,35

УВГ-1

АК-2У; 4,5АПР

АК-2У

АК-2У

4,5АРП

«Проходка-500»

«Проходка-500»

«Проходка-500»

 

 

 

ВМ-200

 

150

140-160

50 - 60

70 - 80

25

30 - 40

45 - 50

30 - 40

25

25 - 20

10-15

30 - 40

160

120-140

60

90—120

3

2 - 3

4

4

1-2

2 - 3

3 - 4

3 - 4

1, 2 - 1,7

1,3

1,6-1,8

1,6-1,8

18 - 24

23

14—18

18—20

Детонит 10А

Детонит ЮА

Аммонит № 6 ЖВ

Скальный аммо­

 

 

нит № 1

0,9

1,5—2

2

1,5 - 2

 

2

1,5 - 2

1,0-1,5

1,5-2

220

166

346,3

200,3

14,7

13,9

18,2

12,5

в этом случае больше времени маневра и, таким образом, погрузочная машина работает с более высоким коэффициентом использования времени. В практике скоростного проведения горных выработок известны примеры, когда на замену груженого вагона порожним (при использовании накладной плиты) затрачива­ лось 10—15 сек. Производительность погрузки достигала при этом 50 м3/ч.

Передовые проходческие бригады геологоразведочных партий находят новые пути повышения производительности при уборке породы. Так, в Степной экспе­ диции проходческая бригада Л. А. Черткова (табл. 160) применила забойную разминовку, переносимую через каждые 6—7 м вслед за подвиганием забоя, что позволило значительно сократить время маневровых операций. Проходческая бригада И. П. Горбунова треста «Ташкентгеология» применила ленточный


перегружатель УПЛ-Іс, что также способствовало повышению производитель­ ности при уборке породы и достижению скорости проходки выработки более 200 в месяц.

При уборке породы в горизонтальных выработках сечением 5,1; 5,8 я 6,4 м2 целесообразно применение вагонов с емкостью кузова 0,75—1,0 м3 и более.

Погрузка породы в вагоны большой емкости производится при меньшем ко­ личестве маневровых операций, а отбитая горная масса погружается в меньшее количество вагонов. Все это способствует сокращению времени проходческого цикла и достижению более высоких скоростей проведения выработок.

На производительность машинной уборки породы большое влияние оказы­ вает своевременное и быстрое наращивание рельсового пути по мере подвигания фронта погрузки породы. В геологоразведочных партиях СКГУ, Степной и дру­ гих экспедициях успешно и широко применяются в качестве выдвижных звеньев швеллеры № 10—12 длиной 6—7 м. Швеллер, каждый в отдельности, уклады­ вается одним концом на постоянный рельсовый путь, а другим внедряется в раз­ вал породы. Передвижка швеллеров производится погрузочной машиной. После проходки забоя на 6—7 м, т. е. на величину стандартной длины рельса, наращи­ вается звено постоянного пути. Применение швеллеров в качестве выдвижных звеньев обеспечивает бесперебойную работу погрузочной машины.

Настилка рельсовых путей и разделка водоотливных канавок, как и подвеска труб при проведении выработок, производятся проходческой бригадой или выде­ ленными для этой цели рабочими, не включенными в состав проходческой бригады. Опыт работы проходческих бригад показывает, что настилку рельсового пути и разделку водоотливной канавки целесообразно включать в план работы по проведению выработки и работу эту выполнять силами проходческой бригады. Эти работы выполняются обычно проходчиками в свободное от выполнения основ­ ных процессов время, что способствует сокращению простоев и повышению качества работы.

П Р И М Е Р Ы СКОРОСТНЫХ ПРОХОДОК

Проходчики Миргалимсая в 1964 г. прошли 1192,2 пог. м за месяц, и впер­ вые установили мировой рекорд в СССР по скоростному проведению горизон­ тальных выработок в крепких породах. Ранее мировой рекорд по скорости про­ ведения горных выработок принадлежал горнякам Чехословакии, которые прошли в 1956 г. за месяц 1021,3 пог. м.

В 1965 г. горняки Миргалимсая прошли за месяц 1237 пог. м и установили новый мировой рекорд по проведению горизонтальных горных выработок сече­ нием 10,5 м2 .

Комплексная бригада проходчиков состояла из 84 человек, по 21 человеку в сменном звене. В состав бригады включались наиболее квалифицированные рабочие, владеющие основными горнопроходческими профессиями. Сменное звено состояло из проходчиков — 10 человек; вспомогательных рабочих — 5 человек; электрослесарей — 3 человека; транспортников — 2 человека; взрывников — 1 человек.

Каждый рабочий проходческого звена выполнял определенные закреплен­ ные за ним обязанности.

Бурение шпуров производилось перфораторами ПР-24Л с пневматическими поддержками. В забое площадью 105 м2 бурение шпуров осуществляось 10 про­ ходчиками одновременно.

Сжатый воздух для перфораторов подводился к забою давлением 6—7 ати по трубопроводу диаметром 150 мм, а вода для промывки шпуров — по трубам диаметром 100 мм. Концы трубопроводов снабжались быстросъемными переход­ никами, обеспечивающими подсоединение к ним шлангов (труб) диаметром 15 и 50 мм.

Распределение воздуха к перфораторам производилось с помощью главного распределителя, расположенного в первой секции конвейера, и двумя забойными распределителями с шестью отводами (с вентилями) каждый. К забойным возду­ хораспределителям воздух подводился от главного воздухораспределителя двумя шлангами диаметром 50 мм и длиной по 15 м. От забойных воздухораспредели­ телей к перфораторам воздух подводился шлангами диаметром 25 мм, а вода по


шлангам диаметром 19 мм. Перфораторы подключались с помощью быстросъемных накидных гаек.

За каждым проходчиком были закреплены определенные зоны бурения шпу­ ров в соответствии с паспортом буровзрывных работ.

Шнуровой комплект состоял из 31 шпура с центральным призматическим врубом. Работа проходческого звена при бурении шпуров была организована следующим образом. Начальник смены и звеньевой осматривали рабочее место звена (проверяли качество оборки кровли и стенок выработки). 1-й рабочий про­ изводил промывку «стаканов», 2-й рабочий отгонял от забоя погрузочную машину на 5—6 м, 3, 4 и 5-й — следили за шлангами при движении машины, 6-й упра­ влял лебедками и тележками конвейера при его перемещении от забоя, 7, 8, 9, 10 и 11-й — подносили и укладывали на питатель погрузочной машины забойные воздушные и водяные распределители, после чего 9 и 10-й рабочие расправляли воздушные шланги.

В это время 1—10-й рабочие приносили к забою перфораторы, подключали их к отводам шланг; по команде начальника смены 11-й рабочий включал водя­ ной вентиль, а 16-й — воздушный, 12-й рабочий включал вентилятор и начина­ лось бурение шпуров. Остальные рабочие бригады в период бурения шпуров выполняли все необходимые вспомогательные работы, закрепленные за каждым из них: один подносил пробки для заглушки нижних шпуров, другой следил за шлангами и конвейером при его перемещении, разрабатывал канавку и т. п. Общее время бурения шпуров в цикле в среднем составляло 20 мин.

З а р я ж а н и е и в з р ы в а н и е . Взрывник с проходчиком приносили

кзабою носилки с кассетами, в которых находились подготовленные заряды,

иразмещали их с правой стороны выработки так, чтобы они не мешали проходу рабочих от забоя по окончании бурения шпуров. Кассеты для зарядов предста­ вляли собой металлические желоба глубиной примерно в половину диаметра патрона ВВ. В период уборки породы проходчик (17-й) под руководством взрыв­ ника заполнял кассеты патронами ВВ и укладывал их на специальные носилки.

Собственно заряжание шпуров производилось сверху вниз восьмью проход­ чиками попарно: один проходчик брал подаваемую ему взрывником кассету с за­ рядом, подносил к устью шпура, вводил ее в шпур, а другой проталкивал забойником патроны ВВ в шпур. Кассеты, освобожденные от зарядов, извлекали из шпуров и устанавливали у стенки выработки в 2—3 м от забоя, а после оконча­ ния заряжания осторожно укладывали на носилки и относили к месту подготовки зарядов для следующего цикла. Нижние шпуры заряжались зарядами с изоля­ цией последними. Уходя от забоя, проходчики выносили перфораторы и инстру­ мент.

Взрывание огневое с зажигательными патрончиками. Взрывание производи­ лось звеньевым (проходчик, имеющий «Единую книжку взрывника»).

 

Взрывы зарядов считали начальник смены,

взрывник и звеньевой (старший

проходчик). Если взрывались все заряды без

отказа, бригада направлялась

к

забою через 4--5 мин после взрыва последнего заряда; при наличии отказа

к

забою уходил взрывник не ранее чем через 15 мин.

Проветривание выработки после взрыва зарядов производилось по схеме отсасывания по трубам диаметром 400 мм с частичным использованием дополни­ тельного вентилятора, работающего на нагнетание воздуха к забою. Дополни­ тельный вентилятор «Проходка-500-2М» был установлен на специальных крон­ штейнах на корпусе погрузочной машины. Этот вентилятор работал без вентиля­ ционных труб и перемещался ближе к забою одновременно с машиной по мере продвигания фронта погрузки породы. Вентиляционный трубопровод был предста­ влен металлическими трубами диаметром 400 мм. Соединение труб производилось при помощи резиновых муфт, которые изготовлялись вулканизацией из листовой резины толщиной 2—3 мм, диаметром 350 мм и длиной 300 мм. Соединение труб резиновыми муфтами обеспечивало большую плотность и герметичность соедине­ ния стыков труб. Время подвески труб сокращалось при таком соединении в 5— 6 раз по сравнению с затратой времени при фланцевом соединении.

Применение вспомогательного вентилятора, работающего на нагнетание производительностью 5 м3/сек, обеспечивало более активное разжижение


продуктов взрыва и выталкивание их

из

призабойного пространства к

зоне

всасывания

вентиляционного

става.

 

 

 

 

 

 

 

Повышению

эффективности про­

ветривания

способствовало

также и

наличие в

 

выработке на

небольшом

расстоянии

от забоя

 

погрузочной

машины,

занимавшей

значительную

площадь

поперечного

сечения. Из­

вестно, что при

отсутствии

препят­

ствия продукты

взрыва

отбрасыва­

ются взрывом от

забоя

на

расстоя­

ние до 40—50 м.

Нахождение пог­

рузочной машины недалеко от забоя уменьшало зону отброса газов до 10—15 м, т. е. более чем в три раза. Это способствовало более интенсив­ ному проветриванию выработки после взрыва зарядов. Общее время про­

ветривания выработки

не првышало

5

мин. Запыленность

воздуха через

5

мин после

взрыва

снижалась

от

1200 до 4,3 мг/м3.

 

 

 

Уборка

породы

производилась

с использованием

комплекса усовер­

шенствованного

проходчиками

пог-

рузочно-транспортного

оборудова­

ния. Погрузочная машина ПНБ-3 была модернизирована; питатель ма­ шины расширен с 1950 до 3000 мм, изменена также и геометрия загреба­ ющих лап; каждая лапа была снаб­ жена дополнительно второй рабочей лопастью. Все это позволило уборку породы в выработке шириной 4,4 м производить в один заход.

Порода грузилась на ленточный транспортер, который в отличие от обычных конвейерных перегружа­ телей собирался из 11 секций дли­ ной по 8 м, что позволяло произво­ дить погрузку как на прямолиней­ ных участках, так и на закругле­ ниях. Каждая секция конвейера была снабжена автономным двига­ телем. Четыре секции конвейера смонтированы на тележках от руд­ ничных вагонов типа ВО-5, а осталь­ ные — на нижней ходовой части породопогрузочной машины ПМЛ-5. Одиннадцатая секция представляла собой два пластинчатых конвейера, которые, будучи повернуты по отно­ шению к оси выработки на 90°, пере­ гружали породу в вагоны типа ВРС-2,5 емкостью 2,5 м3 .

Откатка груженых вагонов и подгон порожних производились кон­ тактным электровозом типа КР-14.


Для обеспечения непрерывной погрузки породы в выработке настилались два рельсовых пути с шириной колеи 750 мм. Междупутье также было равно 750 мм. Один рельсовый путь предназначен для конвейерного перегружателя, другой — для вагонов. К началу погрузки к забою подгонялся состав из 18 ва­ гонов, суммарная емкость которых обеспечивала погрузку всего объема отбитой за цикл породы. Принципиальная схема организации работ и размещения обору­ дования при уборке породы представлена на рис. 75.

Организация работы по уборке породы и распределение обязанностей среди членов проходческого звена осуществлялись следующим образом. Первыми на­ правлялись к забою (через 4—5 мин после взрыва зарядов и включения вентиля­ ции) начальник смены и звеньевой бригады. Они проверяли призабойное про­ странство и при необходимости намечали работы для приведения рабочего места

Виды работ

Уборка породы

Время, мин

17

7

Часы

8

9

10

11

12

13

Подготовка д бурению 5

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бурение

го

 

1

 

 

 

Заряжание и взрывание15

 

 

 

 

 

 

 

 

ПроветриЗцнае

5

1

і

 

 

1

 

1

Рис. 76. Исполнительный

график

цикличности

 

 

в безопасное состояние. 3, 4 и 5-й рабочие приступали к оборке кровли и боков выработки, а 11-й разбивал кувалдой крупные куски породы. 6 и 7-й рабочие ввертывали осветительные лампы в фары погрузочной машины и приступали к очистке рельсового пути, наблюдению за конвейерами при их подгоне к месту погрузки породы. 8-й проходчик вынимал стопоры нагребающих лап и также направлялся на очистку рельсового пути; 9-й проходчик включал лебедку и под­ таскивал конвейер к развалу породы; 10-й проходчик следил за подачей порож­ него состава для погрузки; 2-й проходчик включал ПНБ-3 и питателем машины (как бульдозером) сдвигал породу к забою, после чего приступал к погрузке породы на конвейер.

В период погрузки рабочие, непосредственно не принимающие участия в ра­ боте по уборке породы, были заняты операциями, закрепленными за ними: один следил за шлангами, другой готовил перфораторы и буры к бурению, тре­ тий подготавливал заряды к следующему взрыву, четвертый разделывал водоот­ ливную канавку и т. д.

Средняя продолжительность отдельных производственных процессов про­

ходческого цикла составила (в мин):

 

подготовка к бурению

3

бурение

20

заряжание и взрывание

15

проветривание

5

уборка породы

17

И т о г о

60