Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
Технико-экономические |
|
|
|
|||||
показатели |
проходки |
|
|
|
||||
|
выработок |
|
М. А . Олексюка |
А . Н . Колтышева |
А . Н. Черемисина |
|||
|
|
|
|
|
|
|||
Поперечное |
сечение |
6,4; 5,1 |
6,4; 8,8 |
5,1-6,4 |
||||
выработки |
в про |
|
|
|
||||
ходке, М2 |
|
|
|
|
|
|||
Категория |
пород |
по |
X V I I |
X V — X V I I I |
X I I I - X V I I I |
|||
ЕНВ |
1968 г. |
|
|
|
|
|||
Компрессоры, |
элект |
Стационарные |
Стационарные |
Стационарные |
||||
ростанции |
|
|
|
|
|
|||
Перфораторы |
|
|
ПР-30 |
ПР-30 |
ПР-30 |
|||
Погрузочные машины |
ПМЛ-5 |
ПМЛ-5 |
ПМЛ-5 |
|||||
Вагоны |
|
|
|
|
УВГ-1 |
УВГ-1 |
УВГ-0,8 |
|
Электровозы |
|
|
АК-2К и 4,5АРП |
АК-2У; 4,5АРП |
АК-2У; 4,5АРП |
|||
Вентиляторы |
|
|
СВМ-6, |
СВМ-6, |
СВМ-6М, |
|||
Продолжительность |
«Проходка-500» |
«Проходка-500» |
«Проходка-500» |
|||||
|
|
|
||||||
процессов, мин: |
|
|
|
|
||||
|
бурение |
шнуров |
90 |
140 |
170 |
|||
|
заряжание |
и |
25 - 30 |
30 |
30 |
|||
|
взрывание |
|
|
|
|
|||
|
проветривание |
|
30 |
30 |
30 |
|||
|
уборка |
породы |
|
120 |
160 |
130 |
||
Состав |
проходческо |
4 |
6 |
5 - 4 |
||||
го |
звена |
|
|
|
|
|
|
|
Количество |
одновре |
3 - 4 |
3 - 4 |
2 - 4 |
||||
менно |
работающих |
|
|
|
||||
перфораторов |
|
|
|
|
||||
Глубина |
шпуров, |
м |
2,2-2,4 |
1,3 |
1,6-1,8 |
|||
Количество |
|
шпуров |
21—24 |
22 |
19—24 |
|||
Тип |
ВВ |
и |
способ Аммонит № 6 ЖВ, |
Детонит ЮА, |
Детонит ЮА, |
|||
взрывания |
|
|
демонит 10А |
аммонит N° 6 ЖВ |
аммонит № 6 |
|||
Коэффициент исполь |
0,88 |
0,85 |
0,9 |
|||||
зования шпуров |
|
|
|
|
||||
Число циклов в сме |
2 |
2 - 3 |
1,5-2 |
|||||
ну |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проходка |
за |
месяц, |
644 |
611 |
304 |
|||
пог. м |
|
|
|
|
|
|
||
Производительность |
19,4 |
16,8 |
16,9 |
|||||
за месяц, м |
|
|
|
|
|
На производительность уборки породы оказывает также большое влияние время, затрачиваемое па замену груженых вагонов порожними.
Для сокращения времени маневровых операций обычно устраиваются раз миновки на один состав (5—6 вагонов) через каждые 50—75 м или используются рассечки. Откатка вагонов до обменного пункта производится либо вручную, либо с помощью электровоза. При ручной откатке расстояние между местом по грузки и обменным пунктом должно быть не более 50 м, а при откатке электрово зом оно может быть увеличено до 75 и даже 100 м. Расстояние до разминовки должно быть таким, чтобы время маневровых операций было меньше 1 мин. При продолжительности маневра до 1 мин, достигается более высокая производи тельность на уборке породы, так как время на погрузку вагона оказывается
|
|
|
Т а б л и ц а 160 |
бригад геологоразведочных партий Министерства геологии СССР |
|||
Проходческие бригады |
|
|
|
Л . А . Черткова |
Н . М. Половинина |
Ф. 3 . Лукьянова |
И. П. Горбунова |
6,4-5,1 |
5,8 |
5,1-6,4 |
5,8 |
X I I I - X V I I I |
X V — X V I I I |
X V I I I |
X V — X X |
208-10/8; КС-9 |
ПК-10; ДК-9М |
20В-10/8; КС-9 |
— |
ПР-30; ПР-24 |
ПР-ЗОЛУ |
ПР-30; ПР-24 |
ПР-30 л |
|
ПМЛ-5 |
ПМЛ-5 |
ПМЛ-5; УАП-1 |
ВРО-0,35 |
УВО-0,8 |
ВРО-0,35 |
УВГ-1 |
АК-2У; 4,5АПР |
АК-2У |
АК-2У |
4,5АРП |
«Проходка-500» |
«Проходка-500» |
«Проходка-500» |
|
|
|
ВМ-200 |
|
150 |
140-160 |
50 - 60 |
70 - 80 |
25 |
30 - 40 |
45 - 50 |
30 - 40 |
25 |
25 - 20 |
10-15 |
30 - 40 |
160 |
120-140 |
60 |
90—120 |
3 |
2 - 3 |
4 |
4 |
1-2 |
2 - 3 |
3 - 4 |
3 - 4 |
1, 2 - 1,7 |
1,3 |
1,6-1,8 |
1,6-1,8 |
18 - 24 |
23 |
14—18 |
18—20 |
Детонит 10А |
Детонит ЮА |
Аммонит № 6 ЖВ |
Скальный аммо |
|
|
нит № 1 |
|
0,9 |
1,5—2 |
2 |
1,5 - 2 |
|
2 |
1,5 - 2 |
|
1,0-1,5 |
1,5-2 |
||
220 |
166 |
346,3 |
200,3 |
14,7 |
13,9 |
18,2 |
12,5 |
в этом случае больше времени маневра и, таким образом, погрузочная машина работает с более высоким коэффициентом использования времени. В практике скоростного проведения горных выработок известны примеры, когда на замену груженого вагона порожним (при использовании накладной плиты) затрачива лось 10—15 сек. Производительность погрузки достигала при этом 50 м3/ч.
Передовые проходческие бригады геологоразведочных партий находят новые пути повышения производительности при уборке породы. Так, в Степной экспе диции проходческая бригада Л. А. Черткова (табл. 160) применила забойную разминовку, переносимую через каждые 6—7 м вслед за подвиганием забоя, что позволило значительно сократить время маневровых операций. Проходческая бригада И. П. Горбунова треста «Ташкентгеология» применила ленточный
перегружатель УПЛ-Іс, что также способствовало повышению производитель ности при уборке породы и достижению скорости проходки выработки более 200 в месяц.
При уборке породы в горизонтальных выработках сечением 5,1; 5,8 я 6,4 м2 целесообразно применение вагонов с емкостью кузова 0,75—1,0 м3 и более.
Погрузка породы в вагоны большой емкости производится при меньшем ко личестве маневровых операций, а отбитая горная масса погружается в меньшее количество вагонов. Все это способствует сокращению времени проходческого цикла и достижению более высоких скоростей проведения выработок.
На производительность машинной уборки породы большое влияние оказы вает своевременное и быстрое наращивание рельсового пути по мере подвигания фронта погрузки породы. В геологоразведочных партиях СКГУ, Степной и дру гих экспедициях успешно и широко применяются в качестве выдвижных звеньев швеллеры № 10—12 длиной 6—7 м. Швеллер, каждый в отдельности, уклады вается одним концом на постоянный рельсовый путь, а другим внедряется в раз вал породы. Передвижка швеллеров производится погрузочной машиной. После проходки забоя на 6—7 м, т. е. на величину стандартной длины рельса, наращи вается звено постоянного пути. Применение швеллеров в качестве выдвижных звеньев обеспечивает бесперебойную работу погрузочной машины.
Настилка рельсовых путей и разделка водоотливных канавок, как и подвеска труб при проведении выработок, производятся проходческой бригадой или выде ленными для этой цели рабочими, не включенными в состав проходческой бригады. Опыт работы проходческих бригад показывает, что настилку рельсового пути и разделку водоотливной канавки целесообразно включать в план работы по проведению выработки и работу эту выполнять силами проходческой бригады. Эти работы выполняются обычно проходчиками в свободное от выполнения основ ных процессов время, что способствует сокращению простоев и повышению качества работы.
П Р И М Е Р Ы СКОРОСТНЫХ ПРОХОДОК
Проходчики Миргалимсая в 1964 г. прошли 1192,2 пог. м за месяц, и впер вые установили мировой рекорд в СССР по скоростному проведению горизон тальных выработок в крепких породах. Ранее мировой рекорд по скорости про ведения горных выработок принадлежал горнякам Чехословакии, которые прошли в 1956 г. за месяц 1021,3 пог. м.
В 1965 г. горняки Миргалимсая прошли за месяц 1237 пог. м и установили новый мировой рекорд по проведению горизонтальных горных выработок сече нием 10,5 м2 .
Комплексная бригада проходчиков состояла из 84 человек, по 21 человеку в сменном звене. В состав бригады включались наиболее квалифицированные рабочие, владеющие основными горнопроходческими профессиями. Сменное звено состояло из проходчиков — 10 человек; вспомогательных рабочих — 5 человек; электрослесарей — 3 человека; транспортников — 2 человека; взрывников — 1 человек.
Каждый рабочий проходческого звена выполнял определенные закреплен ные за ним обязанности.
Бурение шпуров производилось перфораторами ПР-24Л с пневматическими поддержками. В забое площадью 105 м2 бурение шпуров осуществляось 10 про ходчиками одновременно.
Сжатый воздух для перфораторов подводился к забою давлением 6—7 ати по трубопроводу диаметром 150 мм, а вода для промывки шпуров — по трубам диаметром 100 мм. Концы трубопроводов снабжались быстросъемными переход никами, обеспечивающими подсоединение к ним шлангов (труб) диаметром 15 и 50 мм.
Распределение воздуха к перфораторам производилось с помощью главного распределителя, расположенного в первой секции конвейера, и двумя забойными распределителями с шестью отводами (с вентилями) каждый. К забойным возду хораспределителям воздух подводился от главного воздухораспределителя двумя шлангами диаметром 50 мм и длиной по 15 м. От забойных воздухораспредели телей к перфораторам воздух подводился шлангами диаметром 25 мм, а вода по
шлангам диаметром 19 мм. Перфораторы подключались с помощью быстросъемных накидных гаек.
За каждым проходчиком были закреплены определенные зоны бурения шпу ров в соответствии с паспортом буровзрывных работ.
Шнуровой комплект состоял из 31 шпура с центральным призматическим врубом. Работа проходческого звена при бурении шпуров была организована следующим образом. Начальник смены и звеньевой осматривали рабочее место звена (проверяли качество оборки кровли и стенок выработки). 1-й рабочий про изводил промывку «стаканов», 2-й рабочий отгонял от забоя погрузочную машину на 5—6 м, 3, 4 и 5-й — следили за шлангами при движении машины, 6-й упра влял лебедками и тележками конвейера при его перемещении от забоя, 7, 8, 9, 10 и 11-й — подносили и укладывали на питатель погрузочной машины забойные воздушные и водяные распределители, после чего 9 и 10-й рабочие расправляли воздушные шланги.
В это время 1—10-й рабочие приносили к забою перфораторы, подключали их к отводам шланг; по команде начальника смены 11-й рабочий включал водя ной вентиль, а 16-й — воздушный, 12-й рабочий включал вентилятор и начина лось бурение шпуров. Остальные рабочие бригады в период бурения шпуров выполняли все необходимые вспомогательные работы, закрепленные за каждым из них: один подносил пробки для заглушки нижних шпуров, другой следил за шлангами и конвейером при его перемещении, разрабатывал канавку и т. п. Общее время бурения шпуров в цикле в среднем составляло 20 мин.
З а р я ж а н и е и в з р ы в а н и е . Взрывник с проходчиком приносили
кзабою носилки с кассетами, в которых находились подготовленные заряды,
иразмещали их с правой стороны выработки так, чтобы они не мешали проходу рабочих от забоя по окончании бурения шпуров. Кассеты для зарядов предста вляли собой металлические желоба глубиной примерно в половину диаметра патрона ВВ. В период уборки породы проходчик (17-й) под руководством взрыв ника заполнял кассеты патронами ВВ и укладывал их на специальные носилки.
Собственно заряжание шпуров производилось сверху вниз восьмью проход чиками попарно: один проходчик брал подаваемую ему взрывником кассету с за рядом, подносил к устью шпура, вводил ее в шпур, а другой проталкивал забойником патроны ВВ в шпур. Кассеты, освобожденные от зарядов, извлекали из шпуров и устанавливали у стенки выработки в 2—3 м от забоя, а после оконча ния заряжания осторожно укладывали на носилки и относили к месту подготовки зарядов для следующего цикла. Нижние шпуры заряжались зарядами с изоля цией последними. Уходя от забоя, проходчики выносили перфораторы и инстру мент.
Взрывание огневое с зажигательными патрончиками. Взрывание производи лось звеньевым (проходчик, имеющий «Единую книжку взрывника»).
|
Взрывы зарядов считали начальник смены, |
взрывник и звеньевой (старший |
проходчик). Если взрывались все заряды без |
отказа, бригада направлялась |
|
к |
забою через 4--5 мин после взрыва последнего заряда; при наличии отказа |
|
к |
забою уходил взрывник не ранее чем через 15 мин. |
Проветривание выработки после взрыва зарядов производилось по схеме отсасывания по трубам диаметром 400 мм с частичным использованием дополни тельного вентилятора, работающего на нагнетание воздуха к забою. Дополни тельный вентилятор «Проходка-500-2М» был установлен на специальных крон штейнах на корпусе погрузочной машины. Этот вентилятор работал без вентиля ционных труб и перемещался ближе к забою одновременно с машиной по мере продвигания фронта погрузки породы. Вентиляционный трубопровод был предста влен металлическими трубами диаметром 400 мм. Соединение труб производилось при помощи резиновых муфт, которые изготовлялись вулканизацией из листовой резины толщиной 2—3 мм, диаметром 350 мм и длиной 300 мм. Соединение труб резиновыми муфтами обеспечивало большую плотность и герметичность соедине ния стыков труб. Время подвески труб сокращалось при таком соединении в 5— 6 раз по сравнению с затратой времени при фланцевом соединении.
Применение вспомогательного вентилятора, работающего на нагнетание производительностью 5 м3/сек, обеспечивало более активное разжижение
продуктов взрыва и выталкивание их
из |
призабойного пространства к |
||||||
зоне |
всасывания |
вентиляционного |
|||||
става. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Повышению |
эффективности про |
|||||
ветривания |
способствовало |
также и |
|||||
наличие в |
|
выработке на |
небольшом |
||||
расстоянии |
от забоя |
|
погрузочной |
||||
машины, |
занимавшей |
значительную |
|||||
площадь |
поперечного |
сечения. Из |
|||||
вестно, что при |
отсутствии |
препят |
|||||
ствия продукты |
взрыва |
отбрасыва |
|||||
ются взрывом от |
забоя |
на |
расстоя |
||||
ние до 40—50 м. |
Нахождение пог |
рузочной машины недалеко от забоя уменьшало зону отброса газов до 10—15 м, т. е. более чем в три раза. Это способствовало более интенсив ному проветриванию выработки после взрыва зарядов. Общее время про
ветривания выработки |
не првышало |
||||
5 |
мин. Запыленность |
воздуха через |
|||
5 |
мин после |
взрыва |
снижалась |
от |
|
1200 до 4,3 мг/м3. |
|
|
|||
|
Уборка |
породы |
производилась |
||
с использованием |
комплекса усовер |
||||
шенствованного |
проходчиками |
пог- |
|||
рузочно-транспортного |
оборудова |
ния. Погрузочная машина ПНБ-3 была модернизирована; питатель ма шины расширен с 1950 до 3000 мм, изменена также и геометрия загреба ющих лап; каждая лапа была снаб жена дополнительно второй рабочей лопастью. Все это позволило уборку породы в выработке шириной 4,4 м производить в один заход.
Порода грузилась на ленточный транспортер, который в отличие от обычных конвейерных перегружа телей собирался из 11 секций дли ной по 8 м, что позволяло произво дить погрузку как на прямолиней ных участках, так и на закругле ниях. Каждая секция конвейера была снабжена автономным двига телем. Четыре секции конвейера смонтированы на тележках от руд ничных вагонов типа ВО-5, а осталь ные — на нижней ходовой части породопогрузочной машины ПМЛ-5. Одиннадцатая секция представляла собой два пластинчатых конвейера, которые, будучи повернуты по отно шению к оси выработки на 90°, пере гружали породу в вагоны типа ВРС-2,5 емкостью 2,5 м3 .
Откатка груженых вагонов и подгон порожних производились кон тактным электровозом типа КР-14.
Для обеспечения непрерывной погрузки породы в выработке настилались два рельсовых пути с шириной колеи 750 мм. Междупутье также было равно 750 мм. Один рельсовый путь предназначен для конвейерного перегружателя, другой — для вагонов. К началу погрузки к забою подгонялся состав из 18 ва гонов, суммарная емкость которых обеспечивала погрузку всего объема отбитой за цикл породы. Принципиальная схема организации работ и размещения обору дования при уборке породы представлена на рис. 75.
Организация работы по уборке породы и распределение обязанностей среди членов проходческого звена осуществлялись следующим образом. Первыми на правлялись к забою (через 4—5 мин после взрыва зарядов и включения вентиля ции) начальник смены и звеньевой бригады. Они проверяли призабойное про странство и при необходимости намечали работы для приведения рабочего места
Виды работ
Уборка породы
Время, мин
17
7
Часы
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Подготовка д бурению 5 |
- |
• |
- |
• |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Бурение |
го |
|
1 |
|
|
• |
|
• |
Заряжание и взрывание15 |
• |
• |
|
• |
• |
• |
||
|
|
|
|
|
|
|
||
ПроветриЗцнае |
5 |
1 |
і |
|
|
1 |
|
1 |
Рис. 76. Исполнительный |
график |
цикличности |
|
|
в безопасное состояние. 3, 4 и 5-й рабочие приступали к оборке кровли и боков выработки, а 11-й разбивал кувалдой крупные куски породы. 6 и 7-й рабочие ввертывали осветительные лампы в фары погрузочной машины и приступали к очистке рельсового пути, наблюдению за конвейерами при их подгоне к месту погрузки породы. 8-й проходчик вынимал стопоры нагребающих лап и также направлялся на очистку рельсового пути; 9-й проходчик включал лебедку и под таскивал конвейер к развалу породы; 10-й проходчик следил за подачей порож него состава для погрузки; 2-й проходчик включал ПНБ-3 и питателем машины (как бульдозером) сдвигал породу к забою, после чего приступал к погрузке породы на конвейер.
В период погрузки рабочие, непосредственно не принимающие участия в ра боте по уборке породы, были заняты операциями, закрепленными за ними: один следил за шлангами, другой готовил перфораторы и буры к бурению, тре тий подготавливал заряды к следующему взрыву, четвертый разделывал водоот ливную канавку и т. д.
Средняя продолжительность отдельных производственных процессов про
ходческого цикла составила (в мин): |
|
подготовка к бурению |
3 |
бурение |
20 |
заряжание и взрывание |
15 |
проветривание |
5 |
уборка породы |
17 |
И т о г о |
60 |