Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

свежего воздуха не менее 2 м3/сек. Принципиальная схема проветривания про­ ходческого забоя показана на рис. 77.

Уборка породы осуществлялась машиной ПМЛ-5 в вагонетки емкостью 1 м3 с глухим кузовом (УВГ-1). Подход машины к развалу породы обеспечивался пере­ движкой швеллеров временного (выдвижного) рельсового пути длиной 6 м.

После проходки 7—8 м выработки настилался постоянный рельсовый путь. По основным разведочным выработкам рельсовый путь настилался из рельсов

типа Р-18; по

вспомогательным — из рельсов

типа Р-11.

 

 

 

 

 

 

Сив

Каскад СВМ-6

 

Загрузка одного

 

вагона

прохо­

дила в среднем

в течение

2 мин. За­

 

 

мена груженых

вагонов

порожними

 

 

производилась при помощи электро­

 

 

воза АК-2 за 1,5—2,5 мин. Обменные

 

 

пункты устраивались либо в рассеч­

 

 

ках, пройденных ранее,

либо

в ос­

 

 

новной

выработке,

для

чего

через

 

 

50—70 м выработка

расширялась и

 

 

настилалась

разминовка.

Откатка

 

 

груженых

вагонов

к

стволу

шах­

 

Н стволу ты

производилась

 

электровозами

 

 

4,5АРП-2м с составами

по 20—22 ва­

 

 

гона, в которые погружалась вся по­

 

 

рода, отбиваемая за

один [проходче­

Рис. 77. Схема проветривания тупико­

ский цикл. Уборка породы занимала

вой выработки

с использованием венти­

в цикле

около

130 мин.

 

 

 

ляционной скважины

 

Крепление осуществлялось

кре­

 

 

пильщиками, не входящими

в состав

проходческой бригады. Участки выработок, проведенные

по устойчивым

поро­

дам, крепились железобетонной штанговой крепью с

металлическими шайбами

(подкладками); в отдельных случаях кровля затягивалась металлической сеткой. Учаетки с менее устойчивыми породами крепились деревянными крепежными рамами с затяжкой кровли и боков выработки. В 1969 г. бригада М. А. Олексюка достигла скорости проведения выработки 644 пог. м в месяц.

П Р О В Е Д Е Н ИЕ Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н Ы Х В Ы Р А Б О Т О К Б Р И Г А Д О Й А . Н . К О Л Т Ы Ш Е В А

Бригада А. Н. Колтышева состояла из 25 квалифицированных проходчиков. Работы по проходке горных выработок проводились по графику цикличности при четырехсменной работе по 6 человек в смене. Поперечное сечение основных выработок — 6,4 м2 . Одновременно бригада проводила работы по проведению камер сечением 8,8 м2 для подземного бурения скважин.Выработки проводились по породам X V — X V I I категорий (по ЕНВ 1968 г.) и пересекли ряд тектонических зон мощностью 0,5—15 м. Тектонические зоны были заполнены рыхлым глини­ стым материалом, кварцем и флюоритом. При вскрытии их выработкой часто имели место вывалы породы.

Бурение шпуров проводилось перфораторами ПР-30у при одновременной работе трех бурильщиков, сжатый воздух и вода для промывки шпуров подводи­ лись к перфораторам от магистральных трубопроводов посредством резиновых шлангов и «пауков». Шпуровой комплект с вертикальным клиновым врубом со­ стоял из 22 шпуров средней глубиной 1,3 м. В качестве ВВ применялся детонит 10А.

Заряжание шпуров производилось опытным взрывником, которому помо­ гали проходчики звена, имеющие «Единую книжку взрывника». Взрываниешпуровых зарядов — огневое. Средний коэффициент использования шпуров составил 0,85.

Проветривание выработки осуществлялось осевыми вентиляторами типа СВМ-6 и «Проходка-500», работающими по всасывающей схеме; время проветри­ вания забоя в среднем равнялось 30 мин.

Уборка породы производилась при помощи породопогрузочной машины ПМЛ-5. Порода грузилась в вагоны типа УВГ-1 с емкостью кузова 1 м3 . Откатка


груженых вагонов до обменного пункта на расстояние до 75 м производилась вручную, а состава к стволу шахты — электровозом АК-2у. Для обеспечения подхода машины к развалу породы использовались швеллеры № 14, которые укладывались на рельсы и выдвигались вперед по мере перемещения фронта погрузки породы. Рельсовый путь в основных выработках настилался рельсами типа Р-18, а во вспомогательных — типа Р-Н.

Крепление производилось крепежными рамами. В неустойчивых породах, в которых допускалось отставание крепи на 2—3 м от забоя, крепление произво­

дили проходчики, а в более устойчивых,

допускавших отставание крепи до

10 м,— крепление производилось бригадой

крепильщиков.

Для спуска крепежного материала, рельсов и труб была пробурена техниче­ ская скважина диаметром 354 мм. Скважина была оборудована подъемной лебед­ кой, при помощи которой производился спуск в шахту рудничной стойки и дру­ гих материалов. Использование скважины для спуска материалов способство­ вало более полному использованию шахтного подъема для транспортировки породы, что практически исключало простои бригады из-за отсутствия на рабочих горизонтах порожних вагонов.

Время на выполнение основных проходческих процессов в цикле распре­

делялось в среднем следующим образом (в % ) :

 

бурение шпуров

 

38

заряжание и взрывание

 

10

проветривание после взрыва

10

уборка породы

 

42

В 1969 г. эта бригада достигла

скорости проходки 611 пог. м в месяц.

П Р О В Е Д Е Н И Е

В Ы Р А Б О Т О К БРИГАДОЙ Н . М. П О Л О В И Н И Н А

(СЕВЕРО - КАВКАЗСКОЕ Г Е О Л О Г И Ч Е С К О Е

У П Р А В Л Е Н И Е )

Горизонтальные выработки проводились по плотным окварцованным гранитогнейсам X V — X V I I I категорий (по ЕЫВ 1968 г.). Бригада состояла из 8, а позд­ нее из 12 проходчиков, владеющих смежными профессиями. Работа проводилась в четыре смены по два, а впоследствии по три проходчика в смену. Среди членов бригады были строго распределены обязанности и рабочие места. Проведение выработок было организовано по скользящему графику цикличности с выполне­ нием 5—6 циклов в сутки (рис. 78).

Бурение шпуров производилось перфораторами ПР-ЗОЛУ двумя (тремя) проходчиками одновременно. Перфораторы подключались к воздухопроводу посредством воздухораспределителя «паука». Вода для промывки шпуров, оро­ шения забоя и развала породы после взрыва подавалась под давлением сжатого воздуха через рессивер емкостью 2,73 м3 . К перфораторам вода подводилась также через распределительное устройство.

Шпуровой комплект с вертикальным клиновым врубом состоял из 23 шпуров •средней глубиной 1,3 м. Шпуры бурились на всю глубину одним буром. Буры « о съемными коронками диаметром 40—43 мм. Заточка коронок производилась проходчиками во время проветривания выработки на заточном круге, устано­ вленном в отдельном помещении у устья штольни.

Бурение шпуров в среднем продолжалось 2 ч. При бурении шпуров одновре­ менно тремя перфораторами время распределялось следующим образом (в % ) :

подготовительные

и заключительные операции . . . .

22

вспомогательные

работы

14,6

бурение

 

49,8

простои

 

13,6

В качестве ВВ использовался детонит 10А. Заряжание производил взрыв­ ник и проходчик, имеющий «Единую книжку взрывника». Взрывание огневое -с использованием патрончиков группового взрывания. Коэффициент использова­ ния шпура в среднем составлял 0,8; дробление породы равномерное, без круп­

ных кусков. На взрывные работы затрачивалось

в среднем 25 мин.

16*

243


Проветривание производилось вентиляторами «Проходка-500» по всасыва­ ющей схеме. Вентиляторы устанавливались через 200 м в став фанерных труб диаметром 300 мм. Время проветривания выработки после взрыва — 35 мин.

Уборка породы осуществлялась погрузочной машиной ПМЛ-5 в вагоны типа УВО-0,8 емкостью 0,8 м3 . Откатка производилась электровозом АК-2у с использованием разминовок, устраиваемых через каждые 50—80 м. Уборку породы осуществляли следующим образом: после взрыва и проветривания один или два проходчика (в зависимости от состава звена) производили осмотр и оборку

Операции

Уборка породы В штреке

Уборка породы В рассечке

Бурение 8 штреке

бурение В рассечке

Заряжание и Взрывание в штреке

Заряжание и Взрывание В рассечке

Проветривание штрека

Проветривание рассечпи

Вспомогательные работы

Время, ч

1,80

1,94

2,05

2,00

0,47

0,38

0,45

0,68

0,50

I смена

Е смена

9 Щ 11 12 13 14 15 15 17 18 19 20

т

ш

Рис. 78. График цикличности бригады Н. М. Половинина

призабойного участка выработки и приводили его в безопасное состояние; вто­ рой (или третий) в это время электровозом подгонял порожний вагон к машине, производил осмотр и смазку машины и подключал ее к воздушной магистрали. Маневровые операции по замене груженых вагонов порожними производились вручную или электровозом со средней продолжительностью 1 мин. Груженые составы из 4—5 вагонов вывозились на отвал электровозом.

Время погрузки состава и откатки его на отвал на расстояние 800 м было примерно одинаковым, составляя в среднем 15 мин. Имея на штольне два состава вагонов, за время погрузки одного состава производилась откатка, разгрузка и возврат на разминовку другого. По окончании уборки породы в одном забое машину перегоняли во второй забой, на что затрачивалось около 5 мин. Органи­ зация работ при уборке породы была такой же, как и в первом забое.

Общее время уборки породы в среднем составлялоЧ80 мин и распределялось

по операциям следующим образом (в % ) :

 

 

подготовительные

и заключительные

операции . . .

16

вспомогательные

работы

 

24

погрузка

 

 

40

простои

 

. . . . .

10

отдых

 

 

10

За 6 месяцев 1968 г. бригада Н. М. Половинина достигла скорости проходки выработок от 120 до 166 м в месяц, при средней скорости 142 м/мес.

Производительность труда на одного проходчика составила 13,9 м/мес.


П Р О В Е Д Е Н И Е

Ш Т О Л Ь Н И 50 ТРЕСТА « С Е В К А В Ц В Е Т М Е Т Р А З В Е Д К А » С К Г У

Штольня

50 сечением

6,4 м2 проводилась по гранитам X V — X V I I I категорий

по ЕНВ

1968 г. Бригада состояла из 10 проходчиков (по два в смену). Работа

по проведению выработки проводилась в четыре смены при непрерывной рабочей неделе по графику цикличности — один цикл в смену.

Бурение шпуров осуществлялось перфораторами ПР-ЗОЛУ с пневмоподдержкой ППК-17 бурами со съемными коронками 42 мм при одновременной работе двух перфораторов. Шпуровой комплект состоял из 17, 20 пли 24 шпуров (в за­ висимости от крепости пород), средняя глубина шпуров 1,8 м. Общее время буре­ ния шпуров колебалось от 100 до 170 мин. Перфораторы присоединялись шлан­ гами диаметром 25 мм, длиной по 5 м к воздухораспределителю, изготовленному в виде тройника, который присоединялся к магистрали сжатого воздуха, состоя­ щей из труб диаметром 61 мм, шлангом диаметром 38 мм и длиной 20 м. Анало­ гично присоединялись перфораторы и к водяной магистрали. По окончании бурения шланг отсоединялся от воздухораспределителя и присоединялся к по­ грузочной машине. Распределители воздуха и воды с короткими шлангами уно­ сились в безопасное место.

В качестве ВВ применялся аммонит № 6 ЖВ. На заряжание затрачивалось- 25—30 мин. Заряжание и взрывание производил проходчик, имеющий «Единую книжку взрывника».

Проветривание проводилось по комбинированной схеме. Основной вентиля­ ционный став был представлен металлическими трубами диаметром 640 мм. У устья штольни были установлены каскадом два вентилятора СВМ-6, работа­ ющие на всасывание. В штольне в 20 м от конца става вентиляционных труб был установлен вентилятор СВМ-5, соединенный с фанерными вентиляционными тру­ бами диаметром 300 мм. Эта вспомогательная вентиляционная установка рабо­ тала как нагнетательная. Она включалась за 10—20 мин до взрыва шпуровых зарядов и выключалась только после полного удаления газов из забойного про­ странства. Всасывающая вентиляционная установка работала весь период нахо­ ждения людей в штольне. Применение комбинированной схемы позволило со­ кратить время проветривания после взрыва до 15—20 мин.

Уборка породы осуществлялась погрузочной машиной ПМЛ-5 с погрузкой в вагоны емкостью 0,8 м3 с опрокидным кузовом; откатка породы производилась составами из пяти вагонов. Для маневровых операций по замене груженых ваго­ нов порожними устраивались разминовки на 5 вагонов через каждые 75—100 м. Маневровые операции производились до 75 м вручную, а при большем расстоя­ нии — электровозом.

В первый период работы бригады продолжительность уборки породы дости­ гала 240 мин; время погрузки одного вагона емкостью 0,8 м3 иногда составляло 45—70 сек, в то время как менее опытные проходчики задалживали на погрузку одного вагона по 4—5 мин.

Исследованиями партии НИСа МГРИ в штольне 50 было установлено, что с увеличением глубины шпуров пропорционально увеличилась и толщина развала породы, а увеличение количества шпуров пропорционально увеличению их глу­ бины и позволяло применение увеличенных зарядов ВВ, что обеспечивало более равномерное и мелкое дробление породы.

Совершенствование буровзрывных работ обеспечило формирование компакт­ ного развала отбитой породы без значительного разброса. Наполнение ковша в более толстом слое развала породы увеличилось до 0,8—0,9, а на погрузку одного вагона емкостью 0,8 м3 затрачивалось 4—5 черпаний, время уборки по­ роды было уменьшено до 150 мин.

Крепление выработки производилось лишь при пересечении зон разломов деревянными крепежными рамами всплошную и вразбежку с шагом до 1 м.

Настилка рельсовых путей производилась звеньями по 6—7 м по мере по­ двиганий забоя. Одновременно с настилкой пути разделывалась и водоотводящая канавка. В октябре 1967 г/ бригада прошла 120 пог. м.


П Р О В Е Д Е Н И Е Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н Ы Х В Ы Р А Б О Т О К С П Р И М Е Н Е Н И Е М Э Л Е К Т Р О Э Н Е Р Г И Я П Р И Б У Р Е Н И И Ш П У Р О В И У Б О Р К Е ПОРОДЫ

Северо-Кавказским геологическим управлением за последние годы было прове­ дено более 10 тыс. пог. м горизонтальных подземных выработок по глинистым сланцам, аргиллитам, известнякам, песчаникам и конгломератам, относимым к X — X V I I I категориям (по ЕНВ 1968 г.), с электровращательным бурением шпуров. Более 5 тыс. пог. м пройдено по породам X I I I — X V I I I категорий. В на­ стоящее время продолжаются работы по внедрению комплексной механизации проведения выработок (на базе электрической энергии).

Б у р е н и е ш п у р о в . Количество шпуров и схемы расположения их выбирались в зависимости от поперечного сечения выработки и крепости породы от 12 до 18—22 с пирамидальным врубом из 3 шпуров или клиновым из 4—6 шпу­ ров. Глубина шпуров принималась от 1,2 до 1,8—2 м.

В породах X — X I I категорий бурение производилось ручными электросвер­ лами типа ЭР-16 и ЭРП-2, а в более креаких ( X I I I — X V I I I категорий) — колон­ ковыми электросверлами типа ЭБК-2, ЭБГ-1 и СЭК-1. Скорость бурения колон­ ковыми электросверлами оказалась в 1,5—1,6 раза выше скорости бурения перформатором ПР-30 в одних и тех же породах. При бурении колонковыми электросверлами время на подготовительные и заключительные операции обычно больше, чем при перфораторном бурении, на 30—70%, однако общее время обуривания забоя оказалось примерно одинаковым — 3,2 ч ПР-30 и 3,5 ч ЭБГ-1, а при бурении СЭК-1 с колонкой менее 1,8 ч.

Очень важным является значительное снижение запыленности воздуха выра­ боток при бурении электросверлами. По данным ЦНИГРИ и кабинета техники безопасности треста «Севкавцветметразведка», запыленность воздуха в штольне 25 Холстинской ГРП при бурении перфоратором составляла от 6,6 до 6,9 мг/м3, а при бурении электросверлами не превышала 1,5—1,6 мг/м3.

З а р я ж а н и е и в з р ы в а н и е . В качестве В В применялся аммонит JV» 6 и № 6 ЖВ. Удельный расход ВВ составлял 1,4—1,8 кг/м3. Взрывание элек­ трическое с 4—5 замедлениями.

Проветривание производилось по схеме всасывания с использованием вен­ тиляторов «Проходка-500» и труб диаметром 400—500 и 600 мм (металлические)

и300 мм (фанерные).

Ввыработках большой длины (более 600—750 м) вентиляторы устанавлива­ лись каскадом по два у устья штольни. В условиях газового режима вентиляторы работали в течение всего времени пребывания людей в выработке.

Уборка породы производилась электрическими погрузочными машинами (ЭПМ-2) в выработках сечением более 5 м2 и скреперными установками при сече­ нии менее 5 м2 , а в единичных случаях вручную.

Производительность погрузки машиной ЭПМ в среднем составила 4,43 м/ч3, а ПМЛ-5 — 3,64 м8/ч. Стоимость энергии, расходуемой на уборку породы, ниже стоимости сжатого воздуха; удельный расход электроэнергии в четыре раза меньше, чем у пневматических машин. Продолжительность погрузки породы в выработках сечением 6,4 м3 при среднем подвиганий забоя на 1 пог. м соста­ вляла: машиной ЭПМ — 1,4 ч, а ПМЛ-5 — 1,75 ч.

Уборка породы скреперными установками производилась в выработках сечением 1,8—4 м2 при длине до 60 м (в рассечках) с использованием лебедок ЛУ-15, ЛУ-16, 17ЛС-2П и 2ЛСЭ-7к со скреперами емкостью 0,2 м3 . Порода по­ гружалась в вагоны емкостью 0,5—0,7 м3 с помощью переносных деревянных полков, устанавливаемых в устья рассечки. Замена груженых вагонов порож­ ними производилась посредством заездов в ранее пройденные рассечки. Откатка груженых составов производилась электровозами типа АК-2у.

Опыт использования электрических погрузочных машин и скреперных уста­ новок на уборке породы в геологоразведочных партиях СКГУ, как и в других организациях, показал экономическую целесообразность их применения; эко­ номия только по электроэнергии составила от 1,38 до 3,8 руб. на 1 пог. м выра­ ботки.

Крепление выработок сечением более 5,1 м2 производилось деревянными крепежными парными рамами через 1,5 м. Кровля и бока выработок затягивались