Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
свежего воздуха не менее 2 м3/сек. Принципиальная схема проветривания про ходческого забоя показана на рис. 77.
Уборка породы осуществлялась машиной ПМЛ-5 в вагонетки емкостью 1 м3 с глухим кузовом (УВГ-1). Подход машины к развалу породы обеспечивался пере движкой швеллеров временного (выдвижного) рельсового пути длиной 6 м.
После проходки 7—8 м выработки настилался постоянный рельсовый путь. По основным разведочным выработкам рельсовый путь настилался из рельсов
типа Р-18; по |
вспомогательным — из рельсов |
типа Р-11. |
|
|
|
|
|
|
|||
Сив |
Каскад СВМ-6 |
|
Загрузка одного |
|
вагона |
прохо |
|||||
дила в среднем |
в течение |
2 мин. За |
|||||||||
|
|
мена груженых |
вагонов |
порожними |
|||||||
|
|
производилась при помощи электро |
|||||||||
|
|
воза АК-2 за 1,5—2,5 мин. Обменные |
|||||||||
|
|
пункты устраивались либо в рассеч |
|||||||||
|
|
ках, пройденных ранее, |
либо |
в ос |
|||||||
|
|
новной |
выработке, |
для |
чего |
через |
|||||
|
|
50—70 м выработка |
расширялась и |
||||||||
|
|
настилалась |
разминовка. |
Откатка |
|||||||
|
|
груженых |
вагонов |
к |
стволу |
шах |
|||||
|
Н стволу ты |
производилась |
|
электровозами |
|||||||
|
|
4,5АРП-2м с составами |
по 20—22 ва |
||||||||
|
|
гона, в которые погружалась вся по |
|||||||||
|
|
рода, отбиваемая за |
один [проходче |
||||||||
Рис. 77. Схема проветривания тупико |
ский цикл. Уборка породы занимала |
||||||||||
вой выработки |
с использованием венти |
в цикле |
около |
130 мин. |
|
|
|
||||
ляционной скважины |
|
Крепление осуществлялось |
кре |
||||||||
|
|
пильщиками, не входящими |
в состав |
||||||||
проходческой бригады. Участки выработок, проведенные |
по устойчивым |
поро |
|||||||||
дам, крепились железобетонной штанговой крепью с |
металлическими шайбами |
(подкладками); в отдельных случаях кровля затягивалась металлической сеткой. Учаетки с менее устойчивыми породами крепились деревянными крепежными рамами с затяжкой кровли и боков выработки. В 1969 г. бригада М. А. Олексюка достигла скорости проведения выработки 644 пог. м в месяц.
П Р О В Е Д Е Н ИЕ Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н Ы Х В Ы Р А Б О Т О К Б Р И Г А Д О Й А . Н . К О Л Т Ы Ш Е В А
Бригада А. Н. Колтышева состояла из 25 квалифицированных проходчиков. Работы по проходке горных выработок проводились по графику цикличности при четырехсменной работе по 6 человек в смене. Поперечное сечение основных выработок — 6,4 м2 . Одновременно бригада проводила работы по проведению камер сечением 8,8 м2 для подземного бурения скважин.Выработки проводились по породам X V — X V I I категорий (по ЕНВ 1968 г.) и пересекли ряд тектонических зон мощностью 0,5—15 м. Тектонические зоны были заполнены рыхлым глини стым материалом, кварцем и флюоритом. При вскрытии их выработкой часто имели место вывалы породы.
Бурение шпуров проводилось перфораторами ПР-30у при одновременной работе трех бурильщиков, сжатый воздух и вода для промывки шпуров подводи лись к перфораторам от магистральных трубопроводов посредством резиновых шлангов и «пауков». Шпуровой комплект с вертикальным клиновым врубом со стоял из 22 шпуров средней глубиной 1,3 м. В качестве ВВ применялся детонит 10А.
Заряжание шпуров производилось опытным взрывником, которому помо гали проходчики звена, имеющие «Единую книжку взрывника». Взрываниешпуровых зарядов — огневое. Средний коэффициент использования шпуров составил 0,85.
Проветривание выработки осуществлялось осевыми вентиляторами типа СВМ-6 и «Проходка-500», работающими по всасывающей схеме; время проветри вания забоя в среднем равнялось 30 мин.
Уборка породы производилась при помощи породопогрузочной машины ПМЛ-5. Порода грузилась в вагоны типа УВГ-1 с емкостью кузова 1 м3 . Откатка
груженых вагонов до обменного пункта на расстояние до 75 м производилась вручную, а состава к стволу шахты — электровозом АК-2у. Для обеспечения подхода машины к развалу породы использовались швеллеры № 14, которые укладывались на рельсы и выдвигались вперед по мере перемещения фронта погрузки породы. Рельсовый путь в основных выработках настилался рельсами типа Р-18, а во вспомогательных — типа Р-Н.
Крепление производилось крепежными рамами. В неустойчивых породах, в которых допускалось отставание крепи на 2—3 м от забоя, крепление произво
дили проходчики, а в более устойчивых, |
допускавших отставание крепи до |
10 м,— крепление производилось бригадой |
крепильщиков. |
Для спуска крепежного материала, рельсов и труб была пробурена техниче ская скважина диаметром 354 мм. Скважина была оборудована подъемной лебед кой, при помощи которой производился спуск в шахту рудничной стойки и дру гих материалов. Использование скважины для спуска материалов способство вало более полному использованию шахтного подъема для транспортировки породы, что практически исключало простои бригады из-за отсутствия на рабочих горизонтах порожних вагонов.
Время на выполнение основных проходческих процессов в цикле распре
делялось в среднем следующим образом (в % ) : |
|
|
бурение шпуров |
|
38 |
заряжание и взрывание |
|
10 |
проветривание после взрыва |
10 |
|
уборка породы |
|
42 |
В 1969 г. эта бригада достигла |
скорости проходки 611 пог. м в месяц. |
|
П Р О В Е Д Е Н И Е |
В Ы Р А Б О Т О К БРИГАДОЙ Н . М. П О Л О В И Н И Н А |
|
(СЕВЕРО - КАВКАЗСКОЕ Г Е О Л О Г И Ч Е С К О Е |
У П Р А В Л Е Н И Е ) |
Горизонтальные выработки проводились по плотным окварцованным гранитогнейсам X V — X V I I I категорий (по ЕЫВ 1968 г.). Бригада состояла из 8, а позд нее из 12 проходчиков, владеющих смежными профессиями. Работа проводилась в четыре смены по два, а впоследствии по три проходчика в смену. Среди членов бригады были строго распределены обязанности и рабочие места. Проведение выработок было организовано по скользящему графику цикличности с выполне нием 5—6 циклов в сутки (рис. 78).
Бурение шпуров производилось перфораторами ПР-ЗОЛУ двумя (тремя) проходчиками одновременно. Перфораторы подключались к воздухопроводу посредством воздухораспределителя «паука». Вода для промывки шпуров, оро шения забоя и развала породы после взрыва подавалась под давлением сжатого воздуха через рессивер емкостью 2,73 м3 . К перфораторам вода подводилась также через распределительное устройство.
Шпуровой комплект с вертикальным клиновым врубом состоял из 23 шпуров •средней глубиной 1,3 м. Шпуры бурились на всю глубину одним буром. Буры « о съемными коронками диаметром 40—43 мм. Заточка коронок производилась проходчиками во время проветривания выработки на заточном круге, устано вленном в отдельном помещении у устья штольни.
Бурение шпуров в среднем продолжалось 2 ч. При бурении шпуров одновре менно тремя перфораторами время распределялось следующим образом (в % ) :
подготовительные |
и заключительные операции . . . . |
22 |
вспомогательные |
работы |
14,6 |
бурение |
|
49,8 |
простои |
|
13,6 |
В качестве ВВ использовался детонит 10А. Заряжание производил взрыв ник и проходчик, имеющий «Единую книжку взрывника». Взрывание огневое -с использованием патрончиков группового взрывания. Коэффициент использова ния шпура в среднем составлял 0,8; дробление породы равномерное, без круп
ных кусков. На взрывные работы затрачивалось |
в среднем 25 мин. |
16* |
243 |
Проветривание производилось вентиляторами «Проходка-500» по всасыва ющей схеме. Вентиляторы устанавливались через 200 м в став фанерных труб диаметром 300 мм. Время проветривания выработки после взрыва — 35 мин.
Уборка породы осуществлялась погрузочной машиной ПМЛ-5 в вагоны типа УВО-0,8 емкостью 0,8 м3 . Откатка производилась электровозом АК-2у с использованием разминовок, устраиваемых через каждые 50—80 м. Уборку породы осуществляли следующим образом: после взрыва и проветривания один или два проходчика (в зависимости от состава звена) производили осмотр и оборку
Операции
Уборка породы В штреке
Уборка породы В рассечке
Бурение 8 штреке
бурение В рассечке
Заряжание и Взрывание в штреке
Заряжание и Взрывание В рассечке
Проветривание штрека
Проветривание рассечпи
Вспомогательные работы
Время, ч
1,80
1,94
2,05
2,00
0,47
0,38
0,45
0,68
0,50
I смена |
Е смена |
9 Щ 11 12 13 14 15 15 17 18 19 20
т
ш
Рис. 78. График цикличности бригады Н. М. Половинина
призабойного участка выработки и приводили его в безопасное состояние; вто рой (или третий) в это время электровозом подгонял порожний вагон к машине, производил осмотр и смазку машины и подключал ее к воздушной магистрали. Маневровые операции по замене груженых вагонов порожними производились вручную или электровозом со средней продолжительностью 1 мин. Груженые составы из 4—5 вагонов вывозились на отвал электровозом.
Время погрузки состава и откатки его на отвал на расстояние 800 м было примерно одинаковым, составляя в среднем 15 мин. Имея на штольне два состава вагонов, за время погрузки одного состава производилась откатка, разгрузка и возврат на разминовку другого. По окончании уборки породы в одном забое машину перегоняли во второй забой, на что затрачивалось около 5 мин. Органи зация работ при уборке породы была такой же, как и в первом забое.
Общее время уборки породы в среднем составлялоЧ80 мин и распределялось
по операциям следующим образом (в % ) : |
|
|
|
подготовительные |
и заключительные |
операции . . . |
16 |
вспомогательные |
работы |
|
24 |
погрузка |
|
|
40 |
простои |
|
. . . . . |
10 |
отдых |
|
|
10 |
За 6 месяцев 1968 г. бригада Н. М. Половинина достигла скорости проходки выработок от 120 до 166 м в месяц, при средней скорости 142 м/мес.
Производительность труда на одного проходчика составила 13,9 м/мес.
П Р О В Е Д Е Н И Е |
Ш Т О Л Ь Н И 50 ТРЕСТА « С Е В К А В Ц В Е Т М Е Т Р А З В Е Д К А » С К Г У |
|
Штольня |
50 сечением |
6,4 м2 проводилась по гранитам X V — X V I I I категорий |
по ЕНВ |
1968 г. Бригада состояла из 10 проходчиков (по два в смену). Работа |
по проведению выработки проводилась в четыре смены при непрерывной рабочей неделе по графику цикличности — один цикл в смену.
Бурение шпуров осуществлялось перфораторами ПР-ЗОЛУ с пневмоподдержкой ППК-17 бурами со съемными коронками 42 мм при одновременной работе двух перфораторов. Шпуровой комплект состоял из 17, 20 пли 24 шпуров (в за висимости от крепости пород), средняя глубина шпуров 1,8 м. Общее время буре ния шпуров колебалось от 100 до 170 мин. Перфораторы присоединялись шлан гами диаметром 25 мм, длиной по 5 м к воздухораспределителю, изготовленному в виде тройника, который присоединялся к магистрали сжатого воздуха, состоя щей из труб диаметром 61 мм, шлангом диаметром 38 мм и длиной 20 м. Анало гично присоединялись перфораторы и к водяной магистрали. По окончании бурения шланг отсоединялся от воздухораспределителя и присоединялся к по грузочной машине. Распределители воздуха и воды с короткими шлангами уно сились в безопасное место.
В качестве ВВ применялся аммонит № 6 ЖВ. На заряжание затрачивалось- 25—30 мин. Заряжание и взрывание производил проходчик, имеющий «Единую книжку взрывника».
Проветривание проводилось по комбинированной схеме. Основной вентиля ционный став был представлен металлическими трубами диаметром 640 мм. У устья штольни были установлены каскадом два вентилятора СВМ-6, работа ющие на всасывание. В штольне в 20 м от конца става вентиляционных труб был установлен вентилятор СВМ-5, соединенный с фанерными вентиляционными тру бами диаметром 300 мм. Эта вспомогательная вентиляционная установка рабо тала как нагнетательная. Она включалась за 10—20 мин до взрыва шпуровых зарядов и выключалась только после полного удаления газов из забойного про странства. Всасывающая вентиляционная установка работала весь период нахо ждения людей в штольне. Применение комбинированной схемы позволило со кратить время проветривания после взрыва до 15—20 мин.
Уборка породы осуществлялась погрузочной машиной ПМЛ-5 с погрузкой в вагоны емкостью 0,8 м3 с опрокидным кузовом; откатка породы производилась составами из пяти вагонов. Для маневровых операций по замене груженых ваго нов порожними устраивались разминовки на 5 вагонов через каждые 75—100 м. Маневровые операции производились до 75 м вручную, а при большем расстоя нии — электровозом.
В первый период работы бригады продолжительность уборки породы дости гала 240 мин; время погрузки одного вагона емкостью 0,8 м3 иногда составляло 45—70 сек, в то время как менее опытные проходчики задалживали на погрузку одного вагона по 4—5 мин.
Исследованиями партии НИСа МГРИ в штольне 50 было установлено, что с увеличением глубины шпуров пропорционально увеличилась и толщина развала породы, а увеличение количества шпуров пропорционально увеличению их глу бины и позволяло применение увеличенных зарядов ВВ, что обеспечивало более равномерное и мелкое дробление породы.
Совершенствование буровзрывных работ обеспечило формирование компакт ного развала отбитой породы без значительного разброса. Наполнение ковша в более толстом слое развала породы увеличилось до 0,8—0,9, а на погрузку одного вагона емкостью 0,8 м3 затрачивалось 4—5 черпаний, время уборки по роды было уменьшено до 150 мин.
Крепление выработки производилось лишь при пересечении зон разломов деревянными крепежными рамами всплошную и вразбежку с шагом до 1 м.
Настилка рельсовых путей производилась звеньями по 6—7 м по мере по двиганий забоя. Одновременно с настилкой пути разделывалась и водоотводящая канавка. В октябре 1967 г/ бригада прошла 120 пог. м.
П Р О В Е Д Е Н И Е Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н Ы Х В Ы Р А Б О Т О К С П Р И М Е Н Е Н И Е М Э Л Е К Т Р О Э Н Е Р Г И Я П Р И Б У Р Е Н И И Ш П У Р О В И У Б О Р К Е ПОРОДЫ
Северо-Кавказским геологическим управлением за последние годы было прове дено более 10 тыс. пог. м горизонтальных подземных выработок по глинистым сланцам, аргиллитам, известнякам, песчаникам и конгломератам, относимым к X — X V I I I категориям (по ЕНВ 1968 г.), с электровращательным бурением шпуров. Более 5 тыс. пог. м пройдено по породам X I I I — X V I I I категорий. В на стоящее время продолжаются работы по внедрению комплексной механизации проведения выработок (на базе электрической энергии).
Б у р е н и е ш п у р о в . Количество шпуров и схемы расположения их выбирались в зависимости от поперечного сечения выработки и крепости породы от 12 до 18—22 с пирамидальным врубом из 3 шпуров или клиновым из 4—6 шпу ров. Глубина шпуров принималась от 1,2 до 1,8—2 м.
В породах X — X I I категорий бурение производилось ручными электросвер лами типа ЭР-16 и ЭРП-2, а в более креаких ( X I I I — X V I I I категорий) — колон ковыми электросверлами типа ЭБК-2, ЭБГ-1 и СЭК-1. Скорость бурения колон ковыми электросверлами оказалась в 1,5—1,6 раза выше скорости бурения перформатором ПР-30 в одних и тех же породах. При бурении колонковыми электросверлами время на подготовительные и заключительные операции обычно больше, чем при перфораторном бурении, на 30—70%, однако общее время обуривания забоя оказалось примерно одинаковым — 3,2 ч ПР-30 и 3,5 ч ЭБГ-1, а при бурении СЭК-1 с колонкой менее 1,8 ч.
Очень важным является значительное снижение запыленности воздуха выра боток при бурении электросверлами. По данным ЦНИГРИ и кабинета техники безопасности треста «Севкавцветметразведка», запыленность воздуха в штольне 25 Холстинской ГРП при бурении перфоратором составляла от 6,6 до 6,9 мг/м3, а при бурении электросверлами не превышала 1,5—1,6 мг/м3.
З а р я ж а н и е и в з р ы в а н и е . В качестве В В применялся аммонит JV» 6 и № 6 ЖВ. Удельный расход ВВ составлял 1,4—1,8 кг/м3. Взрывание элек трическое с 4—5 замедлениями.
Проветривание производилось по схеме всасывания с использованием вен тиляторов «Проходка-500» и труб диаметром 400—500 и 600 мм (металлические)
и300 мм (фанерные).
Ввыработках большой длины (более 600—750 м) вентиляторы устанавлива лись каскадом по два у устья штольни. В условиях газового режима вентиляторы работали в течение всего времени пребывания людей в выработке.
Уборка породы производилась электрическими погрузочными машинами (ЭПМ-2) в выработках сечением более 5 м2 и скреперными установками при сече нии менее 5 м2 , а в единичных случаях вручную.
Производительность погрузки машиной ЭПМ в среднем составила 4,43 м/ч3, а ПМЛ-5 — 3,64 м8/ч. Стоимость энергии, расходуемой на уборку породы, ниже стоимости сжатого воздуха; удельный расход электроэнергии в четыре раза меньше, чем у пневматических машин. Продолжительность погрузки породы в выработках сечением 6,4 м3 при среднем подвиганий забоя на 1 пог. м соста вляла: машиной ЭПМ — 1,4 ч, а ПМЛ-5 — 1,75 ч.
Уборка породы скреперными установками производилась в выработках сечением 1,8—4 м2 при длине до 60 м (в рассечках) с использованием лебедок ЛУ-15, ЛУ-16, 17ЛС-2П и 2ЛСЭ-7к со скреперами емкостью 0,2 м3 . Порода по гружалась в вагоны емкостью 0,5—0,7 м3 с помощью переносных деревянных полков, устанавливаемых в устья рассечки. Замена груженых вагонов порож ними производилась посредством заездов в ранее пройденные рассечки. Откатка груженых составов производилась электровозами типа АК-2у.
Опыт использования электрических погрузочных машин и скреперных уста новок на уборке породы в геологоразведочных партиях СКГУ, как и в других организациях, показал экономическую целесообразность их применения; эко номия только по электроэнергии составила от 1,38 до 3,8 руб. на 1 пог. м выра ботки.
Крепление выработок сечением более 5,1 м2 производилось деревянными крепежными парными рамами через 1,5 м. Кровля и бока выработок затягивались