Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
Таким образом, в шестичасовую смену выполнялось шесть циклов. Усред ненный исполнительный график цикличности приведен на рис. 76.
Смена проходческих звеньев производилась на рабочем месте. Проведение горной выработки было организовано так, чтобы каждое звено бригады начинало работу с уборки породы и закапчивало отпалкой зарядов ВВ.
Для объективного учета результатов работы и трудовых затрат каждого проходческого звена была разработана шкала, учитывающая трудовые затраты по каждому процессу, выраженные в единицах величины уходки выработки (в см). Так, работы по подготовке к бурению приравнивались к 6 см уходки забоя, бурение шпуров — к 65 см, заряжание и взрывание — к 35 см, проветривание — к 14 см и уборка породы — к 60 см. Это позволяло оценивать объем не выполненненных по тем или иным причинам работ каждого проходческого звена бригады.
Выработка на одного члена бриагды в месяц составила 14,7 м, а на одного проходчика — 31 м.
П Р О В Е Д Е Н И Е Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н Ы Х В Ы Р А Б О Т О К БРИГАДОЙ Л . А . Ч Е Р Т К О В А
Горизонтальные горные выработки сечением 5,8 и 6,4 м2 проходились по породам X I I I — X V I I категорий (по ЕНВ 1968 г.), представленным аргиллит-алевролитами с диоритовыми и лампрофировыми дайками. В зонах дробления трещины запол нены карбонатами и кварцем.
^Электрической энергией разведочная шахта обеспечивалась электростан цией, оборудованной четырьмя дизельгенераторными агрегатами общей мощ ностью 1600 квт, а сжатым воздухом проходческие работы снабжались общешахт ной компрессорной станцией, состоящей из двух стационарных компрессоров типа 160В-20/8, 20В-10/8 и четырех передвижных компрессоров КС-9.
За бригадой было закреплено: погрузочных машин ПМЛ-5 — 2 шт.; элек тровозов АК-2у — 4 шт.
В шахте всегда были в достаточном количестве: перфораторы типа ПР-ЗОК, ПР-24Л, буровые штанги, съемные коронки, шланги, рельсы, шпалы, скрепле ния и другие материалы, необходимые для обеспечения бесперебойной работы.
Комплексная проходческая бригада состояла из 12—16 человек по 3—4 че ловека в каждом сменном звене (в зависимости от поперечного сечения выра ботки). В состав бригады включались квалифицированные рабочие, хорошо вла деющие всеми видами работ проходческого цикла, что обеспечивало взаимозаме няемость членов бригады и исключало возможность появления простоев в работе. Все члены бригады имели 5-й разряд. Прием и сдача смены производились у забоя.
Работы по проведению горных выработок начинались обычно разработкой технологического паспорта и составления планового задания, которые выдава лись бригаде. В плановом задании указывались тип выработки, поперечное сече ние, категория пород, которые ожидается встретить при проходке выработки, нормы выработки для каждого сменного звена и для бригады в целом, метраж проведения выработки за месяц с учетом планового повышения производитель ности труда. Проведение горных выработок осуществлялось по графику циклич ности, предусматривающему выполнение одного цикла за смену.
Объемы работ по |
каждому технологическому |
процессу распределялись |
в цикле следующим образом (в % ) : |
|
|
бурение шпуров |
. . . • |
34 (от 90 до 150 мин) |
заряжание, взрывание и проветривание . . |
16,5 (50 мин) |
|
уборка породы |
|
46,9 (160 мин) |
настилка рельсового пути |
2,6 |
Наращивание труб и другие вспомогательные операции обычно совмещались во времени с выполнением основных процессов, либо выполнялись в перерывы при переходе от одного процесса к другому.
Бурение шпуров производилось перфораторами с пневматических поддер жек крестообразными (типа КО-34) или долотчатыми коронками диаметром 43 мм, армированными твердыми сплавами.
К воздушной магистрали перфораторы присоединялись посредством спе циальных распределительных устройств («пауков»), которые соединялись с ма-
гистралью шлангом диаметром 32—38 мм и длиной 40—30 м. Перфораторы при соединялись к штуцерам «паука» шлангом, диаметром 19 мм и длиной 5—7 м.
( Вода для промывки подавалась к перфораторам по шлангам диаметром 13 мм
и длиной по 5—7 м, подключаемым к магистралям |
также посредством «паука». |
Бурение шпуров производилось одновременно тремя перфораторами; про |
|
должительность бурения в проходческом цикле |
колебалась в пределах 90— |
150 мин. |
|
Глубина шпуров изменялась в зависимости от крепости породы от 1,2 до 1,7 м, а количество шпуров в комплекте — от 18 до 24 шт.
Шпуры располагались по схеме с вертикальноклиновым врубом из 6—8 шпу ров, вспомогательных 4—6 п оконтуривающих 10—И.
В качестве ВВ применялся детонит или аммонит № 6; при проведении вы работки по более крепким породам во врубовые шпуры вводилось дополнительно по два-три патрона скального аммонита № 1. Взрывание шпуровых зарядов — огневое. На заряжание шпуров затрачивалось 20—30 мин.
Удельный расход ВВ в среднем составил 4,3 кг/м3. Коэффициент использо вания шпуров 0,85—0,95.
Проветривание выработок производилось по схеме отсасывания с использо ванием осевых вентиляторов «Проходка-500» и металлических труб диаметром 400 мм. Исходящая струя от вентиляторов на поверхность по стволу шахты на правлялась по трубам диаметром 500 мм.
Для улучшения условий проветривания удаленных от ствола шахты забоев пробуривались с поверхности специально вентиляционные скважины. Использо
вание вентиляционных скважин позволяло проветривание удаленных |
забоев |
с меньшим количеством вентиляторов и вентиляционных труб. |
|
Уборка породы производилась с помощью породопогрузочной |
машины |
ПМЛ-5, вагонов типа ВРО-0,36 и электровоза АК-2у. За проходческой бригадой закреплялись две погрузочные машины, из которых одна находилась в работе, а другая — в резерве. Из четырех имевшихся электровозов два использовались на откатке породы, а другие находились в резерве или ремонте. Во время уборки породы один проходчик работал на погрузочной машине, а два производили вручную замену груженых вагонов порожними. Разминовки на 10—12 вагонов устраивались в среднем через каждые 100 м.
Для сокращения времени маневровых операций через каждые 6—7 м в не больших уширениях выработки устраивались заезды на один вагон.
Маневровые операции по замене груженых вагонов порожними производи лись следующим образом: в то время, когда один вагон находился под погрузкой у забоя, второй (порожний) перегоняли с основной разминовки в заезд. После загрузки первый вагон отгоняли на основную разминовку, а в это время с заезда порожний вагон перегонялся к машине под погрузку. Устройство забойных разминовок способствовало сокращению времени замены груженых вагонов порож ними и, таким образом, обеспечивалось повышение производительности при по грузке породы.
В процессе погрузки породы машина перемещалась по швеллерам, которые укладывались на рельсы основного пути и выдвигались по мере подвигания фронта погрузки ковшом погрузочной машины. Настилка пути производилась один раз в сутки после проходки 6—7 м выработки.
Крепление выработки осуществлялось двумя крепильщиками, не входящими в состав проходческой бригады; крепежные рамы устанавливались вразбежку через 1 м с затяжкой кровли, а при необходимости и боков выработки.
П Р О В Е Д Е Н И Е Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н Ы Х В Ы Р А Б О Т О К Б Р И Г А Д А М И А . Н . Ч Е Р Е М И С И Н А , П , С. К Р А В Ч Е Н К О , Б. С. Л У Х А Н И Н А
Горизонтальные выработки проводились на двух горизонтах разведочной шахты на глубине 152 и 272 м от поверхности. Ствол шахты сечением 13,8 м г с двухклетевым подъемом (клети типа К-0,95). Кроме того, одно отделение ствола было оборудовано скиповым подъемом, который использовался для спуска длинномерных материалов (рельсов, труб, крепежного леса).
Горные выработки сечением 6,4 и 5,1 м2 проводились по конгломератам, алевролитам, трещиноватым базальтам, дацитам и другим породам, относимым по буримости к X I I I — X V I I I категориям по ЕНВ 1968 г. На горизонте 152 м часть выработок проводилась по мощным тектоническим зонам, по обводненным и неустойчивым породам, что обусловливало применение сплошного крепления деревянными крепежными рамами. В устойчивых и крепких породах выработки проводили без крепления или со штанговым креплением.
Проходческие |
бригады |
состояли из 18 человек каждая с разделением на |
5 сменных звеньев |
(четыре |
основных и пятое подменное). Работы проводили |
в четыре шестичасовые смены при непрерывной рабочей неделе (дневные сменные звенья состояли из 5 проходчиков, а остальные — из 4). К каждой горнопроход ческой бригаде был прикреплен слесарь, в обязанность которого входили про филактический ремонт оборудования, наращивание труб водопроводной маги страли и сжатого воздуха.
Бурение шпуров производилось перфораторами ПР-30, бурами длиной 1,8—2,2 м; диаметр съемных коронок 36—40 мм. Сжатый воздух и вода для про мывки шпуров подводились от магистралей до распределительных «пауков» шлангами диаметром 38 и 25 мм, длиной по 15—20 м, а от «пауков» к перфорато рам — шлангами диаметром 25 и 19 мм и длиной 5 м. Бурение шпуров произво дили все проходчики звена, причем каждому выделялась определенная группа шпуров.
Шпуровые комплекты состояли из 19—24 шпуров с призматическим врубом. Глубина шпуров от 1,6 до 1,8 м. В качестве ВВ использовались: аммонит № 6 ЖВ, динафталит и детонит 10А. Первыми в шпуры заряжались патроны динафталита, затем вводились патроны детонита (боевой патрон вводится обычно третьим от забоя шпура). Заряжание зарядов производилось взрывником, которому помогали проходчики, имеющие «Единую книжку взрывника»; взрывание — огневое. Выработки после взрыва зарядов проветривались по всасывающей схеме.
На поверхности у устья ствола шахты был установлен каскад из двух венти ляторов типа СВМ-бм, работающих на всасывание. По стволу шахт и рудничному двору были подвешены металлические вентиляционные трубы диаметром 600 мм, а по другим выработкам — прорезиненные трубы диаметром 500 мм.
В квершлаге устанавливались вентиляторы СВМ-бм, а в штреках и других выработках (орты, рассечки) — «Проходка-500-2м» и СВМ-5м. Отставание труб от забоя не превышало 15—20 м. Время проветривания выработки после взрыва варядов не более 30 мин.
Перед началом уборки породы забой осматривался и приводился в безопас ное состояние, все «стаканы» промывались водой; одновременно проводилось сма чивание водой породного развала. По мере отгрузки породы также производилось смачивание породного развала и промывка «стаканов».
Погрузка породы осуществлялась машиной ПМЛ-5 в вагоны УВГ-0,8. Обмен груженых и порожних вагонов производился при помощи накладных плит — разминовок (в квершлаге), для чего в ряде случаев выработки расширялись до сечения 7,5 м2 через каждые 75—100 м, а при уборке породы в штреках в качестве обменных пунктов использовались орты и рассечки, в которые загонялись составы порожних вагонов. Откатка груженых вагонов от разминовок (обменных пунк тов) до ствола шахты производилась электровозами с составами по 12—15 ваго нов. Для обеспечения бесперебойной работы по уборке и откатке породы на шахте имелось 100 вагонов (по 50 на горизонт) и 4 электровоза (по 2 на горизонт). По основным выработкам настилали рельсовый путь из рельсов типа Р-18, а по остальным — из рельсов типа Р-Н.
Для облегчения труда при выкатывании груженых вагонов из клети при емная площадка был оборудована пневматическими толкателями. Разгрузка вагонов на поверхности производилась в бункер с помощью круговых опрокиды вателей. В зимнее время очистка вагонов от намерзшей (налипшей) породы осу ществлялась с помощью вибраторов. Из бункера порода перегружалась в само свалы и отвозилась в отвал. Все звенья транспорта и подъема работали согла сованно, чему в значительной мере способствовало наличие шахтной стволовой сигнализации типа ШСС^в комплексе ^производственной громкоговорящей связью типа ПГС-1М. "* """
Крепление горизонтальных выработок штанговой крепью производилось бригадой крепильщиков из 3 человек. Для производства армобетонного крепле ния были изготовлены (используя опыт работы проходчиков Миргалимсайского рудника) аппараты для нагнетания цементного раствора в шпуры.
Работа по проведению выработок скоростными методами проводилась по графику цикличности из расчета выполнения 7 циклов в сутки при работе в 2 за боях. Причем в дневную смену выполнялся один проходческий цикл и произво дились работы по настилке звена рельсового пути, подвеска вентиляционных и водяных трубопроводов, разделка водосточной канавки и другие вспомогатель ные работы, обеспечивающие выполнение в две другие смены по два проходче ских цикла.
За месяц бригада А. Н. Черемисина |
прошла 304 ног. м выработок. Работая |
в аналогичных условиях, бригада П. С. |
Кравченко достигла скорости проведе |
ния выработки 232 пог. м, а бригада Б. С. Луханина 193 пог. м в месяц.
П Р О В Е Д Е Н ИЕ Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н Ы Х В Ы Р А Б О Т О К БРИГАДОЙ М . А , О Л Е К С Ю К А
Горизонтальные выработки проводились на глубине 300—400 м от поверхности. Стволы шахт сечением 13,8 м2 имели двухклетевой нодъем (клетки типа К-0,95, вагонетки УВГ-1 емкостью 1 м3 ). Породы, представленные в основном туфобрекчиями, алевритами и дацитами, характеризовались X I Л — X V I I I категориями крепости. Горнопроходческие работы проводились в сложных гидрогеологиче ских и горнотехнических условиях: приток воды достигал 230 м3/ч, породы не устойчивые, склонные к обрушению. Выработки проводились сечением 5,1 — 6,4 м2 и достигали длины 1400—1500 м.
За шесть лет (с 1961 по 1967 г.) средняя скорость проведения горизонталь ных выработок в ГРП повысилась с 90 до 190 пог. м в месяц, а по трем лучшим бригадам за 10 месяцев 1967 г. средняя скорость превысила 200 пог. м в месяц на бригаду.
Бригада М. А. Олексюка состояла из 16—18 человек и разделялась на 4 звена. Работа проводилась при непрерывной рабочей неделе. За бригадой было закреплено два забоя. До начала проходческих работ бригада была полностью обеспечена всем необходимым оборудованием — перфораторами, бурами и съем ными головками, погрузочной машиной, вагонетками в количестве, достаточном для загрузки всего объема отбитой породы за цикл, трубами, рельсами, шпалами и другими материалами. Работа по проведению выработок осуществлялась но графику цикличности с выполнением по одному циклу в смену в каждом забое.
Бурение шпуров производилось двумя проходчиками перфораторами ПР-30 с пневматических поддержек; буры длиной 2,2—2,4 м со съемными коронками 38—40 мм, армированными твердыми сплавами ВК-15. Давление воздуха в забое 5,5—6,0 атм.
Шпуровой комплект состоял из 21—24 шпуров с комбинированным врубом, состоящим из 11 шпуров, из которых три шпура бурились в средней части забоя с целью образования «щели», а восемь образовывали клиновый вруб; глубина шнуров колебалась от 2 от 2,3 м. Общее время бурения составляло в среднем 90 мин; на подготовку к бурению шпуров затрачивалось по 10—15 мин в каждом цикле.
В качестве ВВ применялись аммонит № 6 ЖВ и детонит 10А. Заряжание шпуров производилось взрывником, которому помогали проходчики, имеющие «Единую книжку взрывника»; взрывание — огневое с использованием капсюлядетонатора № 8М. Средний расход ВВ находился в пределах 2,3—2,5 кг/м3. Коэффициент использования шпуров составил в среднем 0,88.
Проветривание производилось по всасывающей схеме вентиляторами «Про- ходка-500» и СВМ-6 по металлическим и прорезиненным трубам диаметром 500— €00 мм. Кроме того, на разведочные горизонты с поверхности бурились специаль ные вентиляционные скважины, по которым воздух нагнетался в шахту венти ляторами, устанавливаемыми на поверхности у устья скважины.
Вентиляционные трубы отставали от забоя не более чем на 15—20 м. Время проветривания забоя после отпалки не превышало 30 мин. В забои поступало