Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в шестичасовую смену выполнялось шесть циклов. Усред­ ненный исполнительный график цикличности приведен на рис. 76.

Смена проходческих звеньев производилась на рабочем месте. Проведение горной выработки было организовано так, чтобы каждое звено бригады начинало работу с уборки породы и закапчивало отпалкой зарядов ВВ.

Для объективного учета результатов работы и трудовых затрат каждого проходческого звена была разработана шкала, учитывающая трудовые затраты по каждому процессу, выраженные в единицах величины уходки выработки (в см). Так, работы по подготовке к бурению приравнивались к 6 см уходки забоя, бурение шпуров — к 65 см, заряжание и взрывание — к 35 см, проветривание — к 14 см и уборка породы — к 60 см. Это позволяло оценивать объем не выполненненных по тем или иным причинам работ каждого проходческого звена бригады.

Выработка на одного члена бриагды в месяц составила 14,7 м, а на одного проходчика — 31 м.

П Р О В Е Д Е Н И Е Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н Ы Х В Ы Р А Б О Т О К БРИГАДОЙ Л . А . Ч Е Р Т К О В А

Горизонтальные горные выработки сечением 5,8 и 6,4 м2 проходились по породам X I I I — X V I I категорий (по ЕНВ 1968 г.), представленным аргиллит-алевролитами с диоритовыми и лампрофировыми дайками. В зонах дробления трещины запол­ нены карбонатами и кварцем.

^Электрической энергией разведочная шахта обеспечивалась электростан­ цией, оборудованной четырьмя дизельгенераторными агрегатами общей мощ­ ностью 1600 квт, а сжатым воздухом проходческие работы снабжались общешахт­ ной компрессорной станцией, состоящей из двух стационарных компрессоров типа 160В-20/8, 20В-10/8 и четырех передвижных компрессоров КС-9.

За бригадой было закреплено: погрузочных машин ПМЛ-5 — 2 шт.; элек­ тровозов АК-2у — 4 шт.

В шахте всегда были в достаточном количестве: перфораторы типа ПР-ЗОК, ПР-24Л, буровые штанги, съемные коронки, шланги, рельсы, шпалы, скрепле­ ния и другие материалы, необходимые для обеспечения бесперебойной работы.

Комплексная проходческая бригада состояла из 12—16 человек по 3—4 че­ ловека в каждом сменном звене (в зависимости от поперечного сечения выра­ ботки). В состав бригады включались квалифицированные рабочие, хорошо вла­ деющие всеми видами работ проходческого цикла, что обеспечивало взаимозаме­ няемость членов бригады и исключало возможность появления простоев в работе. Все члены бригады имели 5-й разряд. Прием и сдача смены производились у забоя.

Работы по проведению горных выработок начинались обычно разработкой технологического паспорта и составления планового задания, которые выдава­ лись бригаде. В плановом задании указывались тип выработки, поперечное сече­ ние, категория пород, которые ожидается встретить при проходке выработки, нормы выработки для каждого сменного звена и для бригады в целом, метраж проведения выработки за месяц с учетом планового повышения производитель­ ности труда. Проведение горных выработок осуществлялось по графику циклич­ ности, предусматривающему выполнение одного цикла за смену.

Объемы работ по

каждому технологическому

процессу распределялись

в цикле следующим образом (в % ) :

 

бурение шпуров

. . . •

34 (от 90 до 150 мин)

заряжание, взрывание и проветривание . .

16,5 (50 мин)

уборка породы

 

46,9 (160 мин)

настилка рельсового пути

2,6

Наращивание труб и другие вспомогательные операции обычно совмещались во времени с выполнением основных процессов, либо выполнялись в перерывы при переходе от одного процесса к другому.

Бурение шпуров производилось перфораторами с пневматических поддер­ жек крестообразными (типа КО-34) или долотчатыми коронками диаметром 43 мм, армированными твердыми сплавами.

К воздушной магистрали перфораторы присоединялись посредством спе­ циальных распределительных устройств («пауков»), которые соединялись с ма-


гистралью шлангом диаметром 32—38 мм и длиной 40—30 м. Перфораторы при­ соединялись к штуцерам «паука» шлангом, диаметром 19 мм и длиной 5—7 м.

( Вода для промывки подавалась к перфораторам по шлангам диаметром 13 мм

и длиной по 5—7 м, подключаемым к магистралям

также посредством «паука».

Бурение шпуров производилось одновременно тремя перфораторами; про­

должительность бурения в проходческом цикле

колебалась в пределах 90—

150 мин.

 

Глубина шпуров изменялась в зависимости от крепости породы от 1,2 до 1,7 м, а количество шпуров в комплекте — от 18 до 24 шт.

Шпуры располагались по схеме с вертикальноклиновым врубом из 6—8 шпу­ ров, вспомогательных 4—6 п оконтуривающих 10—И.

В качестве ВВ применялся детонит или аммонит № 6; при проведении вы­ работки по более крепким породам во врубовые шпуры вводилось дополнительно по два-три патрона скального аммонита № 1. Взрывание шпуровых зарядов — огневое. На заряжание шпуров затрачивалось 20—30 мин.

Удельный расход ВВ в среднем составил 4,3 кг/м3. Коэффициент использо­ вания шпуров 0,85—0,95.

Проветривание выработок производилось по схеме отсасывания с использо­ ванием осевых вентиляторов «Проходка-500» и металлических труб диаметром 400 мм. Исходящая струя от вентиляторов на поверхность по стволу шахты на­ правлялась по трубам диаметром 500 мм.

Для улучшения условий проветривания удаленных от ствола шахты забоев пробуривались с поверхности специально вентиляционные скважины. Использо­

вание вентиляционных скважин позволяло проветривание удаленных

забоев

с меньшим количеством вентиляторов и вентиляционных труб.

 

Уборка породы производилась с помощью породопогрузочной

машины

ПМЛ-5, вагонов типа ВРО-0,36 и электровоза АК-2у. За проходческой бригадой закреплялись две погрузочные машины, из которых одна находилась в работе, а другая — в резерве. Из четырех имевшихся электровозов два использовались на откатке породы, а другие находились в резерве или ремонте. Во время уборки породы один проходчик работал на погрузочной машине, а два производили вручную замену груженых вагонов порожними. Разминовки на 10—12 вагонов устраивались в среднем через каждые 100 м.

Для сокращения времени маневровых операций через каждые 6—7 м в не­ больших уширениях выработки устраивались заезды на один вагон.

Маневровые операции по замене груженых вагонов порожними производи­ лись следующим образом: в то время, когда один вагон находился под погрузкой у забоя, второй (порожний) перегоняли с основной разминовки в заезд. После загрузки первый вагон отгоняли на основную разминовку, а в это время с заезда порожний вагон перегонялся к машине под погрузку. Устройство забойных разминовок способствовало сокращению времени замены груженых вагонов порож­ ними и, таким образом, обеспечивалось повышение производительности при по­ грузке породы.

В процессе погрузки породы машина перемещалась по швеллерам, которые укладывались на рельсы основного пути и выдвигались по мере подвигания фронта погрузки ковшом погрузочной машины. Настилка пути производилась один раз в сутки после проходки 6—7 м выработки.

Крепление выработки осуществлялось двумя крепильщиками, не входящими в состав проходческой бригады; крепежные рамы устанавливались вразбежку через 1 м с затяжкой кровли, а при необходимости и боков выработки.

П Р О В Е Д Е Н И Е Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н Ы Х В Ы Р А Б О Т О К Б Р И Г А Д А М И А . Н . Ч Е Р Е М И С И Н А , П , С. К Р А В Ч Е Н К О , Б. С. Л У Х А Н И Н А

Горизонтальные выработки проводились на двух горизонтах разведочной шахты на глубине 152 и 272 м от поверхности. Ствол шахты сечением 13,8 м г с двухклетевым подъемом (клети типа К-0,95). Кроме того, одно отделение ствола было оборудовано скиповым подъемом, который использовался для спуска длинномерных материалов (рельсов, труб, крепежного леса).


Горные выработки сечением 6,4 и 5,1 м2 проводились по конгломератам, алевролитам, трещиноватым базальтам, дацитам и другим породам, относимым по буримости к X I I I — X V I I I категориям по ЕНВ 1968 г. На горизонте 152 м часть выработок проводилась по мощным тектоническим зонам, по обводненным и неустойчивым породам, что обусловливало применение сплошного крепления деревянными крепежными рамами. В устойчивых и крепких породах выработки проводили без крепления или со штанговым креплением.

Проходческие

бригады

состояли из 18 человек каждая с разделением на

5 сменных звеньев

(четыре

основных и пятое подменное). Работы проводили

в четыре шестичасовые смены при непрерывной рабочей неделе (дневные сменные звенья состояли из 5 проходчиков, а остальные — из 4). К каждой горнопроход­ ческой бригаде был прикреплен слесарь, в обязанность которого входили про­ филактический ремонт оборудования, наращивание труб водопроводной маги­ страли и сжатого воздуха.

Бурение шпуров производилось перфораторами ПР-30, бурами длиной 1,8—2,2 м; диаметр съемных коронок 36—40 мм. Сжатый воздух и вода для про­ мывки шпуров подводились от магистралей до распределительных «пауков» шлангами диаметром 38 и 25 мм, длиной по 15—20 м, а от «пауков» к перфорато­ рам — шлангами диаметром 25 и 19 мм и длиной 5 м. Бурение шпуров произво­ дили все проходчики звена, причем каждому выделялась определенная группа шпуров.

Шпуровые комплекты состояли из 19—24 шпуров с призматическим врубом. Глубина шпуров от 1,6 до 1,8 м. В качестве ВВ использовались: аммонит № 6 ЖВ, динафталит и детонит 10А. Первыми в шпуры заряжались патроны динафталита, затем вводились патроны детонита (боевой патрон вводится обычно третьим от забоя шпура). Заряжание зарядов производилось взрывником, которому помогали проходчики, имеющие «Единую книжку взрывника»; взрывание — огневое. Выработки после взрыва зарядов проветривались по всасывающей схеме.

На поверхности у устья ствола шахты был установлен каскад из двух венти­ ляторов типа СВМ-бм, работающих на всасывание. По стволу шахт и рудничному двору были подвешены металлические вентиляционные трубы диаметром 600 мм, а по другим выработкам — прорезиненные трубы диаметром 500 мм.

В квершлаге устанавливались вентиляторы СВМ-бм, а в штреках и других выработках (орты, рассечки) — «Проходка-500-2м» и СВМ-5м. Отставание труб от забоя не превышало 15—20 м. Время проветривания выработки после взрыва варядов не более 30 мин.

Перед началом уборки породы забой осматривался и приводился в безопас­ ное состояние, все «стаканы» промывались водой; одновременно проводилось сма­ чивание водой породного развала. По мере отгрузки породы также производилось смачивание породного развала и промывка «стаканов».

Погрузка породы осуществлялась машиной ПМЛ-5 в вагоны УВГ-0,8. Обмен груженых и порожних вагонов производился при помощи накладных плит — разминовок (в квершлаге), для чего в ряде случаев выработки расширялись до сечения 7,5 м2 через каждые 75—100 м, а при уборке породы в штреках в качестве обменных пунктов использовались орты и рассечки, в которые загонялись составы порожних вагонов. Откатка груженых вагонов от разминовок (обменных пунк­ тов) до ствола шахты производилась электровозами с составами по 12—15 ваго­ нов. Для обеспечения бесперебойной работы по уборке и откатке породы на шахте имелось 100 вагонов (по 50 на горизонт) и 4 электровоза (по 2 на горизонт). По основным выработкам настилали рельсовый путь из рельсов типа Р-18, а по остальным — из рельсов типа Р-Н.

Для облегчения труда при выкатывании груженых вагонов из клети при­ емная площадка был оборудована пневматическими толкателями. Разгрузка вагонов на поверхности производилась в бункер с помощью круговых опрокиды­ вателей. В зимнее время очистка вагонов от намерзшей (налипшей) породы осу­ ществлялась с помощью вибраторов. Из бункера порода перегружалась в само­ свалы и отвозилась в отвал. Все звенья транспорта и подъема работали согла­ сованно, чему в значительной мере способствовало наличие шахтной стволовой сигнализации типа ШСС^в комплексе ^производственной громкоговорящей связью типа ПГС-1М. "* """


Крепление горизонтальных выработок штанговой крепью производилось бригадой крепильщиков из 3 человек. Для производства армобетонного крепле­ ния были изготовлены (используя опыт работы проходчиков Миргалимсайского рудника) аппараты для нагнетания цементного раствора в шпуры.

Работа по проведению выработок скоростными методами проводилась по графику цикличности из расчета выполнения 7 циклов в сутки при работе в 2 за­ боях. Причем в дневную смену выполнялся один проходческий цикл и произво­ дились работы по настилке звена рельсового пути, подвеска вентиляционных и водяных трубопроводов, разделка водосточной канавки и другие вспомогатель­ ные работы, обеспечивающие выполнение в две другие смены по два проходче­ ских цикла.

За месяц бригада А. Н. Черемисина

прошла 304 ног. м выработок. Работая

в аналогичных условиях, бригада П. С.

Кравченко достигла скорости проведе­

ния выработки 232 пог. м, а бригада Б. С. Луханина 193 пог. м в месяц.

П Р О В Е Д Е Н ИЕ Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н Ы Х В Ы Р А Б О Т О К БРИГАДОЙ М . А , О Л Е К С Ю К А

Горизонтальные выработки проводились на глубине 300—400 м от поверхности. Стволы шахт сечением 13,8 м2 имели двухклетевой нодъем (клетки типа К-0,95, вагонетки УВГ-1 емкостью 1 м3 ). Породы, представленные в основном туфобрекчиями, алевритами и дацитами, характеризовались X I Л — X V I I I категориями крепости. Горнопроходческие работы проводились в сложных гидрогеологиче­ ских и горнотехнических условиях: приток воды достигал 230 м3/ч, породы не­ устойчивые, склонные к обрушению. Выработки проводились сечением 5,1 — 6,4 м2 и достигали длины 1400—1500 м.

За шесть лет (с 1961 по 1967 г.) средняя скорость проведения горизонталь­ ных выработок в ГРП повысилась с 90 до 190 пог. м в месяц, а по трем лучшим бригадам за 10 месяцев 1967 г. средняя скорость превысила 200 пог. м в месяц на бригаду.

Бригада М. А. Олексюка состояла из 16—18 человек и разделялась на 4 звена. Работа проводилась при непрерывной рабочей неделе. За бригадой было закреплено два забоя. До начала проходческих работ бригада была полностью обеспечена всем необходимым оборудованием — перфораторами, бурами и съем­ ными головками, погрузочной машиной, вагонетками в количестве, достаточном для загрузки всего объема отбитой породы за цикл, трубами, рельсами, шпалами и другими материалами. Работа по проведению выработок осуществлялась но графику цикличности с выполнением по одному циклу в смену в каждом забое.

Бурение шпуров производилось двумя проходчиками перфораторами ПР-30 с пневматических поддержек; буры длиной 2,2—2,4 м со съемными коронками 38—40 мм, армированными твердыми сплавами ВК-15. Давление воздуха в забое 5,5—6,0 атм.

Шпуровой комплект состоял из 21—24 шпуров с комбинированным врубом, состоящим из 11 шпуров, из которых три шпура бурились в средней части забоя с целью образования «щели», а восемь образовывали клиновый вруб; глубина шнуров колебалась от 2 от 2,3 м. Общее время бурения составляло в среднем 90 мин; на подготовку к бурению шпуров затрачивалось по 10—15 мин в каждом цикле.

В качестве ВВ применялись аммонит № 6 ЖВ и детонит 10А. Заряжание шпуров производилось взрывником, которому помогали проходчики, имеющие «Единую книжку взрывника»; взрывание — огневое с использованием капсюлядетонатора № 8М. Средний расход ВВ находился в пределах 2,3—2,5 кг/м3. Коэффициент использования шпуров составил в среднем 0,88.

Проветривание производилось по всасывающей схеме вентиляторами «Про- ходка-500» и СВМ-6 по металлическим и прорезиненным трубам диаметром 500— €00 мм. Кроме того, на разведочные горизонты с поверхности бурились специаль­ ные вентиляционные скважины, по которым воздух нагнетался в шахту венти­ ляторами, устанавливаемыми на поверхности у устья скважины.

Вентиляционные трубы отставали от забоя не более чем на 15—20 м. Время проветривания забоя после отпалки не превышало 30 мин. В забои поступало