Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
каждую из своих фенологических фаз был художественно кра сочен н своеобразен. Для этого в декоративном садоводстве име ется много видов, разновидностей и сортов многолетних деко ративных растений, при умелом сочетании которых можно соз дать постоянную смену красочных картин в течение всего веге тационного сезона.
Цветочные краски луга могут быть значительно усилены так же декоративно цветущими кустарниками и деревьями, окру жающими луг, например группами чубушника, калины, шипов ника, таволги, боярышника; отдельными деревьями декоратив ных яблонь, груш, вишен, черемухи.
Альпийские, или высокогорные, ландшафты. Красота высоко горных ландшафтов, яркость окраски цветов растений альпий ской и субальпийской флоры и их декоративность по праву яв ляются предметом восхищения.
В декоративном садоводстве широко проводятся опыты по акклиматизации и культуре высокогорных альпийских растений вне высокогорных областей, вырабатываются специальные ме тоды культуры альпийских растений и наилучшие формы пока за их в садах и парках.
Расчлененный рельеф северных областей СССР, обилие озер, возвышенностей, холмов (например, в Карелин) представляют благоприятные возможности для расположения в парке альпий ского ландшафта, а обилие коренных горных пород дает ценней ший материал для декоративного оформления этих ландшафтов.
Альпийский ландшафт как прием декоративного оформления садов и парков представляет интерес не только для наших север ных местностей. Устройство его может оказаться целесообраз ным также в парках, расположенных в других климатических условиях, там, где парковая территория характеризуется пере сеченным рельефом (овраги, холмы, склоны, крутые берега озер, рек, ручьев и речек). Примеры такого использования рельефа можно встретить в парках Черноморского побережья Кавказа и Крыма, а также в парках «Софиевка» и «Корсуиь-Шевченков- скпй» на Украине.
Создание садово-паркового альпийского ландшафта на ров ном местоположении большей частью нецелесообразно и проти воречит естественноисторической природе этого ландшафта. В подобных случаях приходится прибегать к созданию искусст венных возвышенностей, что значительно удорожает строитель ство. Кроме того, искусственные насыпи ухудшают условия ув лажнения. Это отрицательно сказывается на произрастании аль пийских растений.
Лучшим местом для формировния альпийских ландшафтов в садах и парках являются естественные склоны и откосы долин, возвышенности, холмы и обрывы, где альпийский садовый ланд
шафт как |
бы вписывается в общий ландшафт местности |
{рис. 25, а и |
б). |
73
Рис. 25. Каменные комп лексы в Горном саду Центрального ботаниче ского сада АН УССР (проект автора)
о — план |
горного |
сада; |
б — расположение |
каменных |
|
|
комплексов |
|
Альпийская область расположена высоко в горах, за преде лами лесной растительности. Характерную черту ее ландшафта составляют скалы, осыпи и горноальпийскпе луга. Камень поч ти всегда и во всех формах представляет собой одну из наибо лее характерных черт альпийского ландшафта. Поэтому роль камня в садово-парковых ландшафтах альпийского типа очень велика. Именно благодаря присутствию камня здесь появляется возможность выращивать значительное количество красиво цве тущих растений, ибо камни обеспечивают лучший дренаж и спо собствуют сохранению постоянной влажности в почве, находя щейся под камнями и между ними. В поисках пищи корни аль пийских растений цепляются за камни, проникают под них и, та ким образом, находят для своего развития наилучшие условия.
В альпийском ландшафте камень не только создает лучшие условия для произрастания растений, но и сам по себе являет ся характерным декоративным элементом ландшафта. Некото рые камни и их естественные комплексы по своим цвету, струк туре и оригинальной форме настолько красивы, что служат та-
74
Высокогорный альпийский ландшафт обычно слагается из растительных альпийских лугов и из растительности скал и ка менистых осыпей.
Альпийские луга отличаются от обычных плотнодерновых лугов главным образом тем, что в их сложении злаки и осоки иг рают второстепенную роль. Главный же компонент альпийских ковров слагается из мелкого разнотравья, богатого и разнооб разного по своему составу и очень красочного во время цветения.
Однако создание альпийских лугов в садах и парках оказа лось настолько сложным, что вопрос этот удовлетворительно не разрешен еще до сих пор.
В альпийском садово-парковом ландшафте небольшие поля ны, откосы и ложбины среди камней и скал лучше всего покры вать такими красиво цветущими растениями, как Cerastium Biebersteinii D. С., Aubrietia croatica SchofL, A. deltodea D. C, Phlox setaceae L., Sedum spurium L., Fhimus serpillum L. и не которыми другими низкими дернистыми растениями, образую щими ковер. Все эти растения не только красиво цветут, вос производя картину цветных ковриков среди скал в естественном альпийском ландшафте, но и сохраняют после цветения краси вую мозаику листвы. Кроме того, среди рыхлого ковра таких почвопокровных растений свободно могут жить и развиваться многие луковичные растения, которые в дернине обыкновенного злакового газона постепенно вырождаются и исчезают.
В садово-парковом альпийском ландшафте цветущие аль пийские растения также группируются сообразно их природным местообитаниям. Для альпийских растений предельная их вели чина может служить показателем той обстановки, где они встре чаются в природе. Настоящие скальные растения, населяющие щели и карнизы скалистых массивов, почти всегда миниатюрны. Крупные многолетники и кустарники встречаются возле самых скал и их расщелин.
На вершинах скал на южных и солнечных склонах высажи вают обитателей солнечных мест; на восточных и северных скло нах— обитателей тенистых и влажных мест. Нижние террасы каменных массивов и второстепенные каменные комплексы, до лины и ложбины засаживают рослыми многолетниками и ку старниками.
В период цветения растений альпийский ландшафт похож на искусно вытканный ковер. При построении в садах и парках альпийского ландшафта следует стремиться к массовому эффек ту красок, т. е. к сочетанию больших красочных масс чистых то нов, используя для этого широко разрастающиеся низкие, ползу чие и ампельные растения.
Типы регулярных ландшафтов. Садово-парковое искусство зародилось на юге, в странах с жарким и сухим климатом, паля щим солнцем и скудной древесной растительностью. Создание в этих условиях прохладного тенистого места, для отдыха на све-
77
жем воздухе являлось первейшей необходимостью при возведе нии жилп щ.
Горный рельеф большинства южных стран требовал созда ния строго геометрических садов с рядом дополнительных ар хитектурных сооружений: террас, подпорных стенок, балюстрад, лестниц, а южное солнце и сухой-климат заставляли создавать садовые сооружения, обеспечивающие тень и прохладу,—пер- голы, беседки, трельяжи и колоннады. Все эти сооружения уве личивали насыщенность сада архитектурными элементами и вместе со строго геометрической планировкой придавали ланд шафту сада ярко выраженный архитектурный облик.
Наивысшее художественное выражение регулярный ланд шафт получил в Версальском парке п как прием садоустройства сохранился до наших дней.
Ценность этого приема заключается в том, что он создает ус ловия для одновременного пребывания в парке больших масс посетителей. Точность и прямолинейность планировки ландшаф та регулярного типа способствуют быстрому распределению мас сы людей по отдельным частям парковой территории. Поэтому регулярный ландшафт оказывается наиболее уместным в цент ральных частях сада и парка, насыщенных парковыми архитек турными сооружениями, а в городах — на площадях и скверах, пересекающихся большими потоками людей.
Примером современного регулярного ландшафта является декоративно оформленная обширная территория перед высот ным зданием Московского государственного университета Ло моносова на Ленинских горах. Здесь геометрические линии регу лярного партера вместе с четкими формами растительности пред ставляют типичный регулярный ландшафт п составляют с архи тектурой здания единое целое.
Особую значимость регулярный ландшафт приобретает в местностях с засушливым климатом, где для успешного раз вития растений необходимо искусственное орошение. В этих ус ловиях четкая прямолинейная планировка совпадает с системой планировки ирригационных каналов и других сооружений.
Основой регулярного ландшафта (рис. 28) почти всегда яв ляется какое-либо архитектурное сооружение, а растительности обычно отводится подчиненная роль. Здесь все подчиняется ар хитектурной идее. Целевое назначение и архитектурный облик главного сооружения в этом ландшафте диктуют как систему планировки окружающей его территории, так и характер компо зиции растительного материала (рис.29).
При такой подчиненности ландшафта архитектуре сооруже ний архитектор невольно переносит на растительность все прие мы архитектурной обработки зданий.
Для того чтобы сохранить постоянные пропорции, соответст вующие пропорциям здания, растительный материал рассматри вается здесь как неподвижный и неизменный не только по форме,
78
80
Рис. 30. Боскет с птичником в Летнем саду. Деталь аксонометрического плана 1765—1775 гг.
Так, регулярный ландшафт парка «Архангельское» под Москвой создан в основном из липы, многие регулярные ландшафты пар ков западных областей Украины созданы из граба, а регулярные ландшафты парков Англии — из тисса и самшита.
Группировку растительного материала в регулярных ланд шафтах садов и парков можно свести в основном к следующим приемам: боскеты, аллеи, перголы, беседки п трельяжи, компо зиции из фигурной стрижки, живые изгороди, бордюры, отдель ные оригинальные по форме кроны деревьев, цветники и партеры.
Боскеты. Боскеты составляют основной костяк композиции • растений в регулярном ландшафте. Здесь они выполняют почти такие же функции, как рощи и древесные массивы в.садово-пар ковых ландшафтах паркового типа. Благодаря боскетам пло щадь, занятая ландшафтом, четко делится в горизонтальном направлении, а также элементы ландшафта, как архитектурные •сооружения, скульптура и водные бассейны, получают необходи мый фон.
Боскет (рис. 30) представляет собой замкнутое геометриче ски очерченное пространство, окаймленное со всех сторон высо-
£—477 |
81 |
кпмм стенами из плотно посаженных деревьев, подвергшихся специальной стрижке.
Внутренность такого боскета используется для устройства фонтанов, бассейнов, цветников, зеленого театра, детских спор тивных площадок и т. д.
Чтобы зеленые стены боскетов сохраняли приданную им фор му, ветви деревьев часто привязывают к специальному каркасу, спрятанному в гуще растительности.
В зеленых стенах, окружающих боскет, вырезают ниши, в ко торых устанавливают различные скульптурные произведения, хо рошо выделяющиеся на однородном фоне стриженой зелени.
Если стены боскета необходимо создать в короткий срок, то используют трельяжи, т. е. специальные, сделанные из дерева пли металла сетчатые каркасы, обвитые вьющимися растениями. Для образования высоких стриженых стен боскета применяют липу, граб, вяз, клен остролистый и полевой, а из хвойных — ель (обыкновенную и канадскую), можжевельник виргинский и тисе.
Боскет образуется из деревьев одного вида и лишь иногда, чтобы подчеркнуть его наружные границы, используют другой вид деревьев. Посадка деревьев в боскете густая и строго регу
лярная. |
|
|
Четкие внешние |
очертания боскетов |
создают прекрасную |
раму для открывающихся дальних перспектив. |
||
Аллеи. Вторым важным компонентом регулярного ландшаф |
||
та являются аллеи |
(рис. 31). Размещение |
вдоль дорог деревьев |
с одинаковыми интервалами между ними применялось еще в древнем Риме. Начиная с эпохи Возрождения до второй полови ны X V I I I в. в парках преобладали прямые аллеи и просеки.
Четкость и ясность линий, ритмичность посадок делают ал лею одним из наиболее типичных компонентов регулярного ланд шафта.
Главное декоративное достппство аллей заключается в чере довании в них света и тени, а также в ясности и четкости пер спектив. В большинстве созданных ранее аллей деревья выса живались очень густо. Они росли быстрее вверх,-п аллея смыка лась своими кронами, образуя густой зеленый свод. Такого типа
аллеи создают |
густую тень, что весьма важно |
в местностях |
с очень жарким |
летом, но зато в этих тенистых |
аллеях ухудша |
ются условия проветривания, что является существенным недо статком в местностях с прохладным и влажным климатом.
В настоящее время аллеи создаются с большими интервала ми между деревьями. При такой посадке деревьев обеспечива ется лучшее проветривание и санитарное состояние дороги, бо лее здоровая обстановка для роста деревьев, лучшие условия видимости примыкающих пейзажей и, наконец, получается бо лее эффектное сочетание света и теней.
Декоративность аллеи обусловливается ее длиной и шири ной, а также размерами и формой составляющей ее древесной
82