Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

каждую из своих фенологических фаз был художественно кра­ сочен н своеобразен. Для этого в декоративном садоводстве име­ ется много видов, разновидностей и сортов многолетних деко­ ративных растений, при умелом сочетании которых можно соз­ дать постоянную смену красочных картин в течение всего веге­ тационного сезона.

Цветочные краски луга могут быть значительно усилены так­ же декоративно цветущими кустарниками и деревьями, окру­ жающими луг, например группами чубушника, калины, шипов­ ника, таволги, боярышника; отдельными деревьями декоратив­ ных яблонь, груш, вишен, черемухи.

Альпийские, или высокогорные, ландшафты. Красота высоко­ горных ландшафтов, яркость окраски цветов растений альпий­ ской и субальпийской флоры и их декоративность по праву яв­ ляются предметом восхищения.

В декоративном садоводстве широко проводятся опыты по акклиматизации и культуре высокогорных альпийских растений вне высокогорных областей, вырабатываются специальные ме­ тоды культуры альпийских растений и наилучшие формы пока­ за их в садах и парках.

Расчлененный рельеф северных областей СССР, обилие озер, возвышенностей, холмов (например, в Карелин) представляют благоприятные возможности для расположения в парке альпий­ ского ландшафта, а обилие коренных горных пород дает ценней­ ший материал для декоративного оформления этих ландшафтов.

Альпийский ландшафт как прием декоративного оформления садов и парков представляет интерес не только для наших север­ ных местностей. Устройство его может оказаться целесообраз­ ным также в парках, расположенных в других климатических условиях, там, где парковая территория характеризуется пере­ сеченным рельефом (овраги, холмы, склоны, крутые берега озер, рек, ручьев и речек). Примеры такого использования рельефа можно встретить в парках Черноморского побережья Кавказа и Крыма, а также в парках «Софиевка» и «Корсуиь-Шевченков- скпй» на Украине.

Создание садово-паркового альпийского ландшафта на ров­ ном местоположении большей частью нецелесообразно и проти­ воречит естественноисторической природе этого ландшафта. В подобных случаях приходится прибегать к созданию искусст­ венных возвышенностей, что значительно удорожает строитель­ ство. Кроме того, искусственные насыпи ухудшают условия ув­ лажнения. Это отрицательно сказывается на произрастании аль­ пийских растений.

Лучшим местом для формировния альпийских ландшафтов в садах и парках являются естественные склоны и откосы долин, возвышенности, холмы и обрывы, где альпийский садовый ланд­

шафт как

бы вписывается в общий ландшафт местности

{рис. 25, а и

б).

73


Рис. 25. Каменные комп­ лексы в Горном саду Центрального ботаниче­ ского сада АН УССР (проект автора)

о — план

горного

сада;

б — расположение

каменных

 

комплексов

 

Альпийская область расположена высоко в горах, за преде­ лами лесной растительности. Характерную черту ее ландшафта составляют скалы, осыпи и горноальпийскпе луга. Камень поч­ ти всегда и во всех формах представляет собой одну из наибо­ лее характерных черт альпийского ландшафта. Поэтому роль камня в садово-парковых ландшафтах альпийского типа очень велика. Именно благодаря присутствию камня здесь появляется возможность выращивать значительное количество красиво цве­ тущих растений, ибо камни обеспечивают лучший дренаж и спо­ собствуют сохранению постоянной влажности в почве, находя­ щейся под камнями и между ними. В поисках пищи корни аль­ пийских растений цепляются за камни, проникают под них и, та­ ким образом, находят для своего развития наилучшие условия.

В альпийском ландшафте камень не только создает лучшие условия для произрастания растений, но и сам по себе являет­ ся характерным декоративным элементом ландшафта. Некото­ рые камни и их естественные комплексы по своим цвету, струк­ туре и оригинальной форме настолько красивы, что служат та-

74

Высокогорный альпийский ландшафт обычно слагается из растительных альпийских лугов и из растительности скал и ка­ менистых осыпей.

Альпийские луга отличаются от обычных плотнодерновых лугов главным образом тем, что в их сложении злаки и осоки иг­ рают второстепенную роль. Главный же компонент альпийских ковров слагается из мелкого разнотравья, богатого и разнооб­ разного по своему составу и очень красочного во время цветения.

Однако создание альпийских лугов в садах и парках оказа­ лось настолько сложным, что вопрос этот удовлетворительно не разрешен еще до сих пор.

В альпийском садово-парковом ландшафте небольшие поля­ ны, откосы и ложбины среди камней и скал лучше всего покры­ вать такими красиво цветущими растениями, как Cerastium Biebersteinii D. С., Aubrietia croatica SchofL, A. deltodea D. C, Phlox setaceae L., Sedum spurium L., Fhimus serpillum L. и не­ которыми другими низкими дернистыми растениями, образую­ щими ковер. Все эти растения не только красиво цветут, вос­ производя картину цветных ковриков среди скал в естественном альпийском ландшафте, но и сохраняют после цветения краси­ вую мозаику листвы. Кроме того, среди рыхлого ковра таких почвопокровных растений свободно могут жить и развиваться многие луковичные растения, которые в дернине обыкновенного злакового газона постепенно вырождаются и исчезают.

В садово-парковом альпийском ландшафте цветущие аль­ пийские растения также группируются сообразно их природным местообитаниям. Для альпийских растений предельная их вели­ чина может служить показателем той обстановки, где они встре­ чаются в природе. Настоящие скальные растения, населяющие щели и карнизы скалистых массивов, почти всегда миниатюрны. Крупные многолетники и кустарники встречаются возле самых скал и их расщелин.

На вершинах скал на южных и солнечных склонах высажи­ вают обитателей солнечных мест; на восточных и северных скло­ нах— обитателей тенистых и влажных мест. Нижние террасы каменных массивов и второстепенные каменные комплексы, до­ лины и ложбины засаживают рослыми многолетниками и ку­ старниками.

В период цветения растений альпийский ландшафт похож на искусно вытканный ковер. При построении в садах и парках альпийского ландшафта следует стремиться к массовому эффек­ ту красок, т. е. к сочетанию больших красочных масс чистых то­ нов, используя для этого широко разрастающиеся низкие, ползу­ чие и ампельные растения.

Типы регулярных ландшафтов. Садово-парковое искусство зародилось на юге, в странах с жарким и сухим климатом, паля­ щим солнцем и скудной древесной растительностью. Создание в этих условиях прохладного тенистого места, для отдыха на све-

77


жем воздухе являлось первейшей необходимостью при возведе­ нии жилп щ.

Горный рельеф большинства южных стран требовал созда­ ния строго геометрических садов с рядом дополнительных ар­ хитектурных сооружений: террас, подпорных стенок, балюстрад, лестниц, а южное солнце и сухой-климат заставляли создавать садовые сооружения, обеспечивающие тень и прохладу,—пер- голы, беседки, трельяжи и колоннады. Все эти сооружения уве­ личивали насыщенность сада архитектурными элементами и вместе со строго геометрической планировкой придавали ланд­ шафту сада ярко выраженный архитектурный облик.

Наивысшее художественное выражение регулярный ланд­ шафт получил в Версальском парке п как прием садоустройства сохранился до наших дней.

Ценность этого приема заключается в том, что он создает ус­ ловия для одновременного пребывания в парке больших масс посетителей. Точность и прямолинейность планировки ландшаф­ та регулярного типа способствуют быстрому распределению мас­ сы людей по отдельным частям парковой территории. Поэтому регулярный ландшафт оказывается наиболее уместным в цент­ ральных частях сада и парка, насыщенных парковыми архитек­ турными сооружениями, а в городах — на площадях и скверах, пересекающихся большими потоками людей.

Примером современного регулярного ландшафта является декоративно оформленная обширная территория перед высот­ ным зданием Московского государственного университета Ло­ моносова на Ленинских горах. Здесь геометрические линии регу­ лярного партера вместе с четкими формами растительности пред­ ставляют типичный регулярный ландшафт п составляют с архи­ тектурой здания единое целое.

Особую значимость регулярный ландшафт приобретает в местностях с засушливым климатом, где для успешного раз­ вития растений необходимо искусственное орошение. В этих ус­ ловиях четкая прямолинейная планировка совпадает с системой планировки ирригационных каналов и других сооружений.

Основой регулярного ландшафта (рис. 28) почти всегда яв­ ляется какое-либо архитектурное сооружение, а растительности обычно отводится подчиненная роль. Здесь все подчиняется ар­ хитектурной идее. Целевое назначение и архитектурный облик главного сооружения в этом ландшафте диктуют как систему планировки окружающей его территории, так и характер компо­ зиции растительного материала (рис.29).

При такой подчиненности ландшафта архитектуре сооруже­ ний архитектор невольно переносит на растительность все прие­ мы архитектурной обработки зданий.

Для того чтобы сохранить постоянные пропорции, соответст­ вующие пропорциям здания, растительный материал рассматри­ вается здесь как неподвижный и неизменный не только по форме,

78



80

Рис. 30. Боскет с птичником в Летнем саду. Деталь аксонометрического плана 1765—1775 гг.

Так, регулярный ландшафт парка «Архангельское» под Москвой создан в основном из липы, многие регулярные ландшафты пар­ ков западных областей Украины созданы из граба, а регулярные ландшафты парков Англии — из тисса и самшита.

Группировку растительного материала в регулярных ланд­ шафтах садов и парков можно свести в основном к следующим приемам: боскеты, аллеи, перголы, беседки п трельяжи, компо­ зиции из фигурной стрижки, живые изгороди, бордюры, отдель­ ные оригинальные по форме кроны деревьев, цветники и партеры.

Боскеты. Боскеты составляют основной костяк композиции • растений в регулярном ландшафте. Здесь они выполняют почти такие же функции, как рощи и древесные массивы в.садово-пар­ ковых ландшафтах паркового типа. Благодаря боскетам пло­ щадь, занятая ландшафтом, четко делится в горизонтальном направлении, а также элементы ландшафта, как архитектурные •сооружения, скульптура и водные бассейны, получают необходи­ мый фон.

Боскет (рис. 30) представляет собой замкнутое геометриче­ ски очерченное пространство, окаймленное со всех сторон высо-

£—477

81

кпмм стенами из плотно посаженных деревьев, подвергшихся специальной стрижке.

Внутренность такого боскета используется для устройства фонтанов, бассейнов, цветников, зеленого театра, детских спор­ тивных площадок и т. д.

Чтобы зеленые стены боскетов сохраняли приданную им фор­ му, ветви деревьев часто привязывают к специальному каркасу, спрятанному в гуще растительности.

В зеленых стенах, окружающих боскет, вырезают ниши, в ко­ торых устанавливают различные скульптурные произведения, хо­ рошо выделяющиеся на однородном фоне стриженой зелени.

Если стены боскета необходимо создать в короткий срок, то используют трельяжи, т. е. специальные, сделанные из дерева пли металла сетчатые каркасы, обвитые вьющимися растениями. Для образования высоких стриженых стен боскета применяют липу, граб, вяз, клен остролистый и полевой, а из хвойных — ель (обыкновенную и канадскую), можжевельник виргинский и тисе.

Боскет образуется из деревьев одного вида и лишь иногда, чтобы подчеркнуть его наружные границы, используют другой вид деревьев. Посадка деревьев в боскете густая и строго регу­

лярная.

 

 

Четкие внешние

очертания боскетов

создают прекрасную

раму для открывающихся дальних перспектив.

Аллеи. Вторым важным компонентом регулярного ландшаф­

та являются аллеи

(рис. 31). Размещение

вдоль дорог деревьев

с одинаковыми интервалами между ними применялось еще в древнем Риме. Начиная с эпохи Возрождения до второй полови­ ны X V I I I в. в парках преобладали прямые аллеи и просеки.

Четкость и ясность линий, ритмичность посадок делают ал­ лею одним из наиболее типичных компонентов регулярного ланд­ шафта.

Главное декоративное достппство аллей заключается в чере­ довании в них света и тени, а также в ясности и четкости пер­ спектив. В большинстве созданных ранее аллей деревья выса­ живались очень густо. Они росли быстрее вверх,-п аллея смыка­ лась своими кронами, образуя густой зеленый свод. Такого типа

аллеи создают

густую тень, что весьма важно

в местностях

с очень жарким

летом, но зато в этих тенистых

аллеях ухудша­

ются условия проветривания, что является существенным недо­ статком в местностях с прохладным и влажным климатом.

В настоящее время аллеи создаются с большими интервала­ ми между деревьями. При такой посадке деревьев обеспечива­ ется лучшее проветривание и санитарное состояние дороги, бо­ лее здоровая обстановка для роста деревьев, лучшие условия видимости примыкающих пейзажей и, наконец, получается бо­ лее эффектное сочетание света и теней.

Декоративность аллеи обусловливается ее длиной и шири­ ной, а также размерами и формой составляющей ее древесной

82