Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Декоративное садоводство вывело много специальных деко­ ративных форм плодовых деревьев, отличающихся особой яр­ костью окраски цветков, их махровостью, пышным и обильным цветением, декоративностью и обилием плодов, своеобразным строением кроны и цветом листьев. Декоративные сорта яблонь, груш, вишен, черешен, абрикосов, персиков, миндаля и некото­ рых других плодовых деревьев настолько многочисленны, что из них могут быть сформированы специальные сады декоративных деревьев. Такие сады во время цветения и плодоношения пред­ ставляют высокую декоративную ценность. Чудесный сад деко­ ративных черешен имеется в парке совхоза «Южные культуры» близ Адлера на Черноморском побережье Кавказа и сад деко­ ративных форм яблонь — в дендрарии Ботанического сада Академии наук Украинской ССР в Киеве. К сожалению, этот прием оформления садовой территории, в котором заложены большие декоративные возможности, еще очень слабо использу­ ется в практике зеленого строительства.

Среди монокультурных садов наибольшей популярностью пользуются сады роз, или розарии. Розарий является лучшим средством показа широким кругам трудящихся наиболее ценных сортов чудесных растений. Розарии организованы в лучших пар­ ках Советского Союза — в Центральном парке культуры п отды­ ха им. С. М. Кирова в Ленинграде п во многих парках других городов нашей страны.

Особо ценными розариями располагают главнейшие ботани­ ческие сады Советского Союза. По проекту Главного ботаничес­ кого сада Академии наук СССР в Москве, розарий этого сада займет площадь около 5,5 га; в нем будет представлено свыше 3500 сортов роз. Розарий Ботанического сада Академии наук Украинской ССР займет площадь 2,5 га; в нем предполагает­ ся показать около 2000 сортов роз.

Концентрация в определенном участке сада пли парка боль­ шого количества форм одного и того же рода растений увеличи­ вает красочность данного ландшафта, а единство планировки вместе с единством самого строительного материала создает де­ коративные эффекты большой силы и выразительности. Вероят­ но, именно поэтому сады роз, или розарии, пользуются большой популярностью.

Планировка розариев должна подчеркивать пышность и кра­ соту этого издавна любимого цветка и одновременно обеспечи­ вать возможность применения высокой агротехники. Обычно ро­ зарию придаются простые, прямоугольные формы. Прямоуголь­ ные формы планировки позволяют механизировать обработку почвы, внесение удобрений, проведение борьбы с вредителями. Они создают условия для устройства сложных укрытий на зиму и обеспечивают лучший осмотр многочисленных сортов по группам.

Роза любит защищенные теплые места. Ветер может поло-

92


Рис. 37. План сада сирени Центрального ботанического сада АН УССР

Подобно розарию и сирингарию, в садах и парках могут быть устроены монокультурные сады также и других видов де­ коративных растений.

Главная цель устройства этих садов заключается не только в том, чтобы показать лучшие декоративные качества тех пли иных растений, но п достичь их наилучших декоративных соче­ таний. Многовековой опыт декоративного садоводства показы­ вает, что при сочетании садовых растений наибольшая гармония достигается при формировании из них своего особого садового* ландшафта.

3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ композиции

Композиция — это искусство располагать на данной террито­ рии различные элементы и предметы для создания художествен­ ного произведения, отображающего определенную идею.

Законы ландшафтного искусства, как и законы любого ком­ позиционного построения, требуют пропорциональности и един­ ства частей, уравновешенности, масштабности и последователь­ ности построения основных компонентов и элементов ланд­ шафта.

При построении парковых композиций используются сложив­ шиеся веками такие композиционные приемы, как выявление и наилучший показ основных композиционных центров и осей, создание контрастов, использование света и тени, сопоставление больших и малых объемов, противопоставление текстуры и цве­ та растительного материала, создание ритма, пропорционально­ сти и единства частей.

Пропорциональность и единство частей. Соразмерность или пропорциональность есть правильное отношение составных ча­

стей к целому, деталей

к основной идее, побочных объектов

к главному. В искусстве

часто случается, что в отдельных дета-

94

лях существует большое разнообразие, но все же оно отвечает единому плану.

Тысячи листьев дуба, несмотря на индивидуальность формы каждого листа, в основном имеют общие признаки. Каждое де­

рево березовой рощи обладает своей

индивидуальной формой,

но все они имеют общую основу построения.

Такое единство, где предметы и формы находятся во взаим­

ной связи между собой, подчинены

общей идее и находятся

в строгих пропорциональных соотношениях в зависимости от их значения в искусстве, носит название гармонии.

Это же единство должно быть осуществлено как внутри каж­ дой парковой композиции, так и в согласованности отдельных композиций по отношению к общему составляемому ими ланд­ шафту. Единство внутрипарковых ландшафтов в основном обес­ печивается единством форм составляющих их растений и может возникнуть в случаях, когда в составе композиции принимают участие растения одной или сходных жизненных форм.

Чем больше сходство форм, составляющих композицию, тем сильнее ощущается ее художественное единство. Однако един­

ство ни в коем случае нельзя

понимать как

одноформенность,

т. е. собрание предметов одинаковой формы.

В этих случаях

единство перейдет в прямую

свою противоположность — моно­

тонность.

 

 

Растительный материал, с которым приходится работать паркостроителю, по своей природе разнообразен, однако на боль­ ших площадях растительные группы оказываются недостаточно изменчивыми. Повторение одинаковых предметов п длительное

пребывание среди

них несколько притупляет

интерес к ним. -

Однако

в одном и том же предмете можно видеть

каждый

раз нечто

новое,

если рассматривать его в

различных

положе­

ниях и с различных точек зрения: вблизи, в отдалении, свобод­ ным пли полузакрытым, изолированно или в связи с другими предметами.

Этот прием прекрасно использован при построении парковых пейзажных картин в Павловском парке, расположенных по ле­ вую сторону р. Славянки, где группы деревьев и отдельные де­ ревья на газоне то приближаются, то удаляются от реки, а сле­ довательно, и от главных видовых точек, расположенных по правому берегу р. Славянки. Одни и тот же вид растения может

быть с успехом повторен десятки, раз в одном и том же

пейзаже

или даже парке и каждый

раз будет казаться

новым,

если

он

в этих случаях применяется

в связи с другими

растениями.

 

Обширное, сравнительно

монотонное, чистое и простое

по

своей структуре древесное насаждение можно сделать разнооб­ разным и интересным путем введения в него других ярусов, под­ роста и подлеска.

Контраст. Контрастом называется сопоставление предметов пли явлений, резко отличных в своих свойствах, например малое

95


противопоставляется большому, низкое — высокому,

гладкое-—

шероховатому, темное — светлому. При совместном

сочетании

противоположные свойства каждого предмета выступают значи­

тельно рельефнее.

 

 

 

 

Сам по себе контраст как сопоставление предметов,

облада­

ющих противоположными свойствами,

не должен

переходить-

известных границ и ступеней. В контрастах должна

соблюдаться

некоторая соразмерность-—нельзя устраивать в парке

«ланд­

шафт» грязного

болота,

чтобы подчеркнуть роскошь,

чистоту

и культурность

рядом

расположенного

архитектурного

ланд­

шафта. Контраст кажется неестественным, если в ботаническом парке располагаются рядом ландшафты, которые по естествен­ ным законам не могут находиться в непосредственной близости друг от друга, например пустынный участок из засухоустойчи­ вых растений рядом с участком богатой растительности влаж­ ных мест.

Благодаря противоположному качеству элементов, контра­ сты иногда разрушают гармонию частей. Когда создается кон­ траст, ощущение согласованности частично теряет силу. Поэто­ му при построении пейзажных композиций в парке нельзя при­ бегать к частым и резким контрастам. Если контрасты начина­ ют встречаться часто, они сами себя ослабляют и теряют силу своей выразительности.

Хороший контраст образуется от сопоставления пирамидаль­ ного тополя с плакучими ивами. Но если это сочетание встреча­ ется на всей территории парка, выразительность его сильно сни­ жается. Контрасты могут возникать от сопоставления предметов,, противоположных во всех своих свойствах, или же предметов, сходных в общих чертах, но противоположных в определенных свойствах отдельных частей. К первому случаю можно отнести создание регулярного сада среди естественного, лесного или лу­ гового ландшафта. В этом случае весь парк является противопо­ ложностью окружающему ландшафту и красота, четкость и ре­ гулярность его.линий выигрывает от сопоставления их со свобод­ ным расположением растительности окружающей естественной природы. Такой контраст применен в парке «Архангельское» под Москвой.

Примером второго случая могут служить контрасты, возни­ кающие от сопоставления деревьев, обладающих противополож­ ными свойствами крон. Плакучая форма кроны березы выгоднооттеняется плотной пирамидальной формой кроны пихты - или ели (рис. 38). Контраст округлого и пирамидального может быть получен не только среди деревьев, но и среди архитектур­ ных построек. Высокое пирамидальное дерево рядом с построй-, ками, обладающими широкими или сложными формами крыш, или дерево с округлой кроной рядом с постройками, обладающи­ ми остроконечными крышами, составляет приятный в художест­ венном отношении контраст. Крупнолистые деревья контрасти-

96


Контрасты могут быть образованы не только из различных деревьев, но также из насаждений различных ярусов. Так, на­ пример, подлесок из можжевельника в березовом насаждении будет контрастировать по форме и по окраске с верхним поло­ гом березы.

Кроме вышеуказанных контрастов, действующих на наши чувства одновременно, необходимо отметить также так называ­ емые последовательные контрасты.

Последовательными контрастами называют впечатления, противоположные по своим свойствам и следующие друг за другом во времени и пространстве. Например, после долгого пребывания в темноте дневной свет нам кажется особенно яр­

ким, после

наружного

холода температура комнаты кажется

очень теплой.

 

 

 

 

 

При построении садово-паркового пейзажа

последователь­

ные контрасты имеют весьма важное значение.

Характер

вос­

приятия того или иного насаждения, группы, отдельного

дерева

и всего пейзажа в целом во многом зависит от характера

наших

предыдущих впечатлений. После темного елового

 

леса

березо­

вая роща кажется особенно светлой и солнечной,

старый

дуб

рядом с

молодыми

насаждениями — мощным

и

почтенным,

а тень дубравы после открытого солнечного места-—всегда про­ хладной. .

Из этих примеров видно, что впечатление от пейзажа в зна­ чительной мере должно быть соответствующим образом подго­ товлено предшествующими впечатлениями.

Перспектива. Успех создания наиболее живописной парко­ вой композиции во многом зависит от умения паркостроптеля соединить в стройную систему все элементы, входящие в ее со­ став. Размещение этих элементов в пространстве опирается иа соответствующие законы линейной и воздушной перспективы. Знание и применение законов перспективы особенно необходимо при создании панорамы и висты с дальними видами и большими открытыми пространствами.

Линейная перспектива. Под перспективой подразумеваются зрительные изменения предметов по мере удаления их от точки зрения наблюдателя.

Законы перспективы устанавливают соотношения между раз­ мерами, формой и положением предметов в окружающей нас действительности и тем, какими они кажутся наблюдателю на определенном расстоянии. Если эти изменения касаются только величины и формы предметов, то говорят о линейной перспекти­

ве. Если же изменения касаются

окраски предметов, то

говорят

о воздушной перспективе (рис. 39).

 

Установлено, что кажущееся

уменьшение величины

предме­

тов по мере удаления их от наблюдателя прямо пропорциональ­ но квадрату удаления. Если стать перед входом в длинную ал­ лею так, чтобы ось наших глаз точно совпадала с осью аллеи, то

:98