Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
Декоративное садоводство вывело много специальных деко ративных форм плодовых деревьев, отличающихся особой яр костью окраски цветков, их махровостью, пышным и обильным цветением, декоративностью и обилием плодов, своеобразным строением кроны и цветом листьев. Декоративные сорта яблонь, груш, вишен, черешен, абрикосов, персиков, миндаля и некото рых других плодовых деревьев настолько многочисленны, что из них могут быть сформированы специальные сады декоративных деревьев. Такие сады во время цветения и плодоношения пред ставляют высокую декоративную ценность. Чудесный сад деко ративных черешен имеется в парке совхоза «Южные культуры» близ Адлера на Черноморском побережье Кавказа и сад деко ративных форм яблонь — в дендрарии Ботанического сада Академии наук Украинской ССР в Киеве. К сожалению, этот прием оформления садовой территории, в котором заложены большие декоративные возможности, еще очень слабо использу ется в практике зеленого строительства.
Среди монокультурных садов наибольшей популярностью пользуются сады роз, или розарии. Розарий является лучшим средством показа широким кругам трудящихся наиболее ценных сортов чудесных растений. Розарии организованы в лучших пар ках Советского Союза — в Центральном парке культуры п отды ха им. С. М. Кирова в Ленинграде п во многих парках других городов нашей страны.
Особо ценными розариями располагают главнейшие ботани ческие сады Советского Союза. По проекту Главного ботаничес кого сада Академии наук СССР в Москве, розарий этого сада займет площадь около 5,5 га; в нем будет представлено свыше 3500 сортов роз. Розарий Ботанического сада Академии наук Украинской ССР займет площадь 2,5 га; в нем предполагает ся показать около 2000 сортов роз.
Концентрация в определенном участке сада пли парка боль шого количества форм одного и того же рода растений увеличи вает красочность данного ландшафта, а единство планировки вместе с единством самого строительного материала создает де коративные эффекты большой силы и выразительности. Вероят но, именно поэтому сады роз, или розарии, пользуются большой популярностью.
Планировка розариев должна подчеркивать пышность и кра соту этого издавна любимого цветка и одновременно обеспечи вать возможность применения высокой агротехники. Обычно ро зарию придаются простые, прямоугольные формы. Прямоуголь ные формы планировки позволяют механизировать обработку почвы, внесение удобрений, проведение борьбы с вредителями. Они создают условия для устройства сложных укрытий на зиму и обеспечивают лучший осмотр многочисленных сортов по группам.
Роза любит защищенные теплые места. Ветер может поло-
92
Рис. 37. План сада сирени Центрального ботанического сада АН УССР
Подобно розарию и сирингарию, в садах и парках могут быть устроены монокультурные сады также и других видов де коративных растений.
Главная цель устройства этих садов заключается не только в том, чтобы показать лучшие декоративные качества тех пли иных растений, но п достичь их наилучших декоративных соче таний. Многовековой опыт декоративного садоводства показы вает, что при сочетании садовых растений наибольшая гармония достигается при формировании из них своего особого садового* ландшафта.
3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ композиции
Композиция — это искусство располагать на данной террито рии различные элементы и предметы для создания художествен ного произведения, отображающего определенную идею.
Законы ландшафтного искусства, как и законы любого ком позиционного построения, требуют пропорциональности и един ства частей, уравновешенности, масштабности и последователь ности построения основных компонентов и элементов ланд шафта.
При построении парковых композиций используются сложив шиеся веками такие композиционные приемы, как выявление и наилучший показ основных композиционных центров и осей, создание контрастов, использование света и тени, сопоставление больших и малых объемов, противопоставление текстуры и цве та растительного материала, создание ритма, пропорционально сти и единства частей.
Пропорциональность и единство частей. Соразмерность или пропорциональность есть правильное отношение составных ча
стей к целому, деталей |
к основной идее, побочных объектов |
к главному. В искусстве |
часто случается, что в отдельных дета- |
94
лях существует большое разнообразие, но все же оно отвечает единому плану.
Тысячи листьев дуба, несмотря на индивидуальность формы каждого листа, в основном имеют общие признаки. Каждое де
рево березовой рощи обладает своей |
индивидуальной формой, |
но все они имеют общую основу построения. |
|
Такое единство, где предметы и формы находятся во взаим |
|
ной связи между собой, подчинены |
общей идее и находятся |
в строгих пропорциональных соотношениях в зависимости от их значения в искусстве, носит название гармонии.
Это же единство должно быть осуществлено как внутри каж дой парковой композиции, так и в согласованности отдельных композиций по отношению к общему составляемому ими ланд шафту. Единство внутрипарковых ландшафтов в основном обес печивается единством форм составляющих их растений и может возникнуть в случаях, когда в составе композиции принимают участие растения одной или сходных жизненных форм.
Чем больше сходство форм, составляющих композицию, тем сильнее ощущается ее художественное единство. Однако един
ство ни в коем случае нельзя |
понимать как |
одноформенность, |
т. е. собрание предметов одинаковой формы. |
В этих случаях |
|
единство перейдет в прямую |
свою противоположность — моно |
|
тонность. |
|
|
Растительный материал, с которым приходится работать паркостроителю, по своей природе разнообразен, однако на боль ших площадях растительные группы оказываются недостаточно изменчивыми. Повторение одинаковых предметов п длительное
пребывание среди |
них несколько притупляет |
интерес к ним. - |
||
Однако |
в одном и том же предмете можно видеть |
каждый |
||
раз нечто |
новое, |
если рассматривать его в |
различных |
положе |
ниях и с различных точек зрения: вблизи, в отдалении, свобод ным пли полузакрытым, изолированно или в связи с другими предметами.
Этот прием прекрасно использован при построении парковых пейзажных картин в Павловском парке, расположенных по ле вую сторону р. Славянки, где группы деревьев и отдельные де ревья на газоне то приближаются, то удаляются от реки, а сле довательно, и от главных видовых точек, расположенных по правому берегу р. Славянки. Одни и тот же вид растения может
быть с успехом повторен десятки, раз в одном и том же |
пейзаже |
|||
или даже парке и каждый |
раз будет казаться |
новым, |
если |
он |
в этих случаях применяется |
в связи с другими |
растениями. |
|
|
Обширное, сравнительно |
монотонное, чистое и простое |
по |
своей структуре древесное насаждение можно сделать разнооб разным и интересным путем введения в него других ярусов, под роста и подлеска.
Контраст. Контрастом называется сопоставление предметов пли явлений, резко отличных в своих свойствах, например малое
95
противопоставляется большому, низкое — высокому, |
гладкое-— |
шероховатому, темное — светлому. При совместном |
сочетании |
противоположные свойства каждого предмета выступают значи
тельно рельефнее. |
|
|
|
|
|
Сам по себе контраст как сопоставление предметов, |
облада |
||||
ющих противоположными свойствами, |
не должен |
переходить- |
|||
известных границ и ступеней. В контрастах должна |
соблюдаться |
||||
некоторая соразмерность-—нельзя устраивать в парке |
«ланд |
||||
шафт» грязного |
болота, |
чтобы подчеркнуть роскошь, |
чистоту |
||
и культурность |
рядом |
расположенного |
архитектурного |
ланд |
шафта. Контраст кажется неестественным, если в ботаническом парке располагаются рядом ландшафты, которые по естествен ным законам не могут находиться в непосредственной близости друг от друга, например пустынный участок из засухоустойчи вых растений рядом с участком богатой растительности влаж ных мест.
Благодаря противоположному качеству элементов, контра сты иногда разрушают гармонию частей. Когда создается кон траст, ощущение согласованности частично теряет силу. Поэто му при построении пейзажных композиций в парке нельзя при бегать к частым и резким контрастам. Если контрасты начина ют встречаться часто, они сами себя ослабляют и теряют силу своей выразительности.
Хороший контраст образуется от сопоставления пирамидаль ного тополя с плакучими ивами. Но если это сочетание встреча ется на всей территории парка, выразительность его сильно сни жается. Контрасты могут возникать от сопоставления предметов,, противоположных во всех своих свойствах, или же предметов, сходных в общих чертах, но противоположных в определенных свойствах отдельных частей. К первому случаю можно отнести создание регулярного сада среди естественного, лесного или лу гового ландшафта. В этом случае весь парк является противопо ложностью окружающему ландшафту и красота, четкость и ре гулярность его.линий выигрывает от сопоставления их со свобод ным расположением растительности окружающей естественной природы. Такой контраст применен в парке «Архангельское» под Москвой.
Примером второго случая могут служить контрасты, возни кающие от сопоставления деревьев, обладающих противополож ными свойствами крон. Плакучая форма кроны березы выгоднооттеняется плотной пирамидальной формой кроны пихты - или ели (рис. 38). Контраст округлого и пирамидального может быть получен не только среди деревьев, но и среди архитектур ных построек. Высокое пирамидальное дерево рядом с построй-, ками, обладающими широкими или сложными формами крыш, или дерево с округлой кроной рядом с постройками, обладающи ми остроконечными крышами, составляет приятный в художест венном отношении контраст. Крупнолистые деревья контрасти-
96
Контрасты могут быть образованы не только из различных деревьев, но также из насаждений различных ярусов. Так, на пример, подлесок из можжевельника в березовом насаждении будет контрастировать по форме и по окраске с верхним поло гом березы.
Кроме вышеуказанных контрастов, действующих на наши чувства одновременно, необходимо отметить также так называ емые последовательные контрасты.
Последовательными контрастами называют впечатления, противоположные по своим свойствам и следующие друг за другом во времени и пространстве. Например, после долгого пребывания в темноте дневной свет нам кажется особенно яр
ким, после |
наружного |
холода температура комнаты кажется |
||||
очень теплой. |
|
|
|
|
|
|
При построении садово-паркового пейзажа |
последователь |
|||||
ные контрасты имеют весьма важное значение. |
Характер |
вос |
||||
приятия того или иного насаждения, группы, отдельного |
дерева |
|||||
и всего пейзажа в целом во многом зависит от характера |
наших |
|||||
предыдущих впечатлений. После темного елового |
|
леса |
березо |
|||
вая роща кажется особенно светлой и солнечной, |
старый |
дуб |
||||
рядом с |
молодыми |
насаждениями — мощным |
и |
почтенным, |
а тень дубравы после открытого солнечного места-—всегда про хладной. .
Из этих примеров видно, что впечатление от пейзажа в зна чительной мере должно быть соответствующим образом подго товлено предшествующими впечатлениями.
Перспектива. Успех создания наиболее живописной парко вой композиции во многом зависит от умения паркостроптеля соединить в стройную систему все элементы, входящие в ее со став. Размещение этих элементов в пространстве опирается иа соответствующие законы линейной и воздушной перспективы. Знание и применение законов перспективы особенно необходимо при создании панорамы и висты с дальними видами и большими открытыми пространствами.
Линейная перспектива. Под перспективой подразумеваются зрительные изменения предметов по мере удаления их от точки зрения наблюдателя.
Законы перспективы устанавливают соотношения между раз мерами, формой и положением предметов в окружающей нас действительности и тем, какими они кажутся наблюдателю на определенном расстоянии. Если эти изменения касаются только величины и формы предметов, то говорят о линейной перспекти
ве. Если же изменения касаются |
окраски предметов, то |
говорят |
о воздушной перспективе (рис. 39). |
|
|
Установлено, что кажущееся |
уменьшение величины |
предме |
тов по мере удаления их от наблюдателя прямо пропорциональ но квадрату удаления. Если стать перед входом в длинную ал лею так, чтобы ось наших глаз точно совпадала с осью аллеи, то
:98