Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
При выборе для перголы места всегда необходимо помнить, что главное назначение заключается в создании тени для отдыха и прогулки. Лучшее место для перголы — южный склон террито
рии парка или южный |
фасад здания. Почти все итальянские |
||
перголы построены на |
террасах склонов |
и идут |
параллельно |
контурам холмов. |
|
|
|
Хорошо сочетается |
пергола с водной |
гладью. |
Ее отражение |
в воде увеличивает красочность картины. Этим приемом часто пользуются японские садоводы. Они выдвигают своп перголы, покрытые глицинией, далеко в воду, вследствие чего метровые фиолетовые кисти цветков, свисая почти до зеркала воды, отра жаются в ней.
Так как пергола является опорой для поддержки вьющихся растений, то подбор для нее таких растений является особенно важным.
Для обсадки пергол пригодны многие вьющиеся декоратив ные растения, п при подборе нх особое внимание следует обра щать на мозаику листвы, цветение и аромат цветов.
Одним из красивейших элементов перголы является рисунок теней под перголой. Поэтому необходимо строго следить, чтобы главные теневые пятна и рисунок ажурных теней не терялись из-за срастания растений в сплошную зеленую массу. Кроме то го, в зелени должны быть предусмотрены боковые ниши, через которые можно было бы любоваться окружающими ландшаф тами. Лучше всего, когда боковые стенки лишь слегка закрыва ются листвой вьющихся растений. Приятный контраст с легки ми вьющимися растениями перголы образуют строгие формы хвойных пород, поставленные при входе в нее или для ее обрам ления.
Одной из разновидностей перголы являются так называемые
огпбные дороги, имевшие широкое распространение |
в |
русских |
||||
садах X V I I I в. Эти |
дороги представляют собой |
ту |
же |
перголу, |
||
но озелененную не |
вьющимися |
растениями, |
а |
привязанными |
||
к каркасу ветвями |
посаженных |
по его бокам |
деревьев |
или ку |
старников. На юге же такие крытые аллеи могут иметь большое
значение как средство |
быстрого создания |
в парках мест отдыха |
|
с густой тенью. |
|
|
|
Видоизмененными |
перголами являются также |
беседки, |
|
трельяжи и арки, покрытые вьющимися растениями. |
|
||
Фигурная стрижка |
и живые изгороди. |
Наиболее |
характер |
ной чертой регулярного ландшафта является обработка деревь ев и кустарников путем стрижки.
Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнерим ских садах, где им придавалось особо важное значение. Для •обозначения произведений такого рода были даже специальные термины: «зеленая скульптура», «растительная архитектура», и сад того времени нередко превращался в место показа произ ведений так называемого топиарного искусства.
86
Высокие стриженые зеленые стены обычно применяются для плотного обрамления боскетов, при устройстве зеленых театров, эстрад и их кулис, для закрытия некрасивых сооружений и видов, а также для создания более четкой перспективы. Высота стены
.зависит от биологических свойств древесных пород, из которых она образуется. Обычно такие стены создаются из густой одно рядной пли двухрядной посадки деревьев, хорошо поддающихся стрижке.
Лучшим материалом для образования высоких плотных зе леных стен служат: из хвойных — ель, туя западная и восточ ная, можжевельник виргинский, кипарис горизонтальный, пира мидальный и лавсонов, а также лиственница; из лиственных — липа, вяз, берест, граб и клен полевой, а также бук.
Самое главное условие формирования красивой и прочной зе леной стены из растений состоит в том, чтобы регулярно, пра вильно и своевременно производить стрижку (рис. 35). Наруше ние этого правила часто приводит к потере у насаждений боль шой части защитных и декоративных функций.
Наиболее красивые и устойчивые изгороди создаются тогда, когда их форма в поперечном разрезе имеет вид трапеции. Часто живые изгороди стригут двумя пли тремя уступами. Примером такой изгороди может служить живая изгородь в парке Побе ды в Ленинграде, отделяющая зеленый массив от проспекта.
Для образования живых изгородей пригодны многие из хо рошо стригущихся кустарников, особенно бирючина, различные виды боярышника, кизильника, клен татарский, крушина слаби тельная, лох узколистый, смородина альпийская п золотистая, целый ряд разновидностей спирей и чубушников.
Бордюры представляют собой те же живые изгороди, но меньшей высоты. Предназначены они главным образом для об рамления дорожек и площадок. Классическим растением для этих целей с древних времен является буксус. На севере он заменяется низкорослыми видами кизильника, таволог и чубушлика, иногда брусникой.
Рис. 35. Характер летнего прироста при разной форме стрижки
а — правильная; б, в — неправильная
88
Степень стрижки отдельных деревьев и кустарников может быть разной: начиная от легкого подравнивания кроны до при дания растениям формы сложных геометрических фигур. В каж дом отдельном случае форма стрижки зависит от характера композиции данного архитектурного ландшафта.
Наиболее распространенной формой стрижки деревьев явля ется форма параллелепипеда, шара или конуса, начинающихся с поверхности земли пли штамба. Достоинство такой стрижки зависит исключительно от декоративных качеств выбранной по роды дерева и от мастерства исполнителя стрижки. Для фигур ной стрижки отдельных деревьев применяют те же виды и раз новидности, что и для высоких стен и живых изгородей.
Партер. Одно из центральных мест в регулярном ландшаф те занимает партер. Под партером обычно понимают открытую территорию сада или парка, отведенную под газов, цветочное убранство, скульптуру п другие архитектурные детали сада.
Партер имеет всегда геометрическую планировку с симмет- р ич н ы мп членен 11 я ми.
Партер — наиболее парадная и декоративная часть регуляр ного ландшафта. В планировочном отношении он бывает тесно связан с фасадом главного здания, открывает вход в парк или занимает наиболее посещаемые площадки.
Основными элементами, составляющими партер, являются газон, цветы, отдельные деревья фигурной стрижки, скульптур ные и архитектурные сооружения.
Газон и цветы. Газон в партере служит основным фоном,, на котором выделяются все остальные декоративные элементы, поэтому низкоостриженная его поверхность должна поддер живаться особенно тщательно.
Часто газон становится главной составной частью партера и занимает почти всю его территорию. Такой пример планировки мы видим в парке «Архангельское» под Москвой и в сквере пло щади Жертв революции в Ленинграде. Иногда в партере газон заменяется широкими, геометрически строго очерченными вод- ' ными бассейнами, как, например, водяной партер в Версальском парке во Франции.
Цветы в парке большей частью являются материалом, под черкивающим задуманный архитектором рисунок партера. Соз
дать |
сложные «кружевные рисунки» французских партеров |
X V I I I |
в. посадкой цветов было чрезвычайно трудно, поэтому чет |
кость рисунка и его постоянство достигались путем применения
цветных строительных материалов: |
битого кирпича, мрамора, |
|
антрацита, толченого стекла, различного цвета |
раковин, а так |
|
же путем очерчивания контуров |
рисунка |
низкостриженым |
бордюром из буксуса. |
|
|
Позднее, в XIX в., когда были интродуцированы декоратив ные лиственные растения типа ирезины, альтернантеры, а также такие обильно и длительно цветущие растения, как бегония, ло-
89
белия, специальные сорта герани и др., так называемые ковро вые растения, появилась возможность создать сложные рисунки партеров почти из одних растений. Однако и до последнего вре мени для подчеркивания рисунка применяются цветные строи тельные материалы, особенно на поверхности дорог и в разгра ничительных линиях партера. Сам рисунок в современных партерах значительно упрощен, а цветы большей частью приме няются в крупных однородных массах, образующих большие красочные пятна. Уход за такими партерами до сих пор являет ся очень трудоемким процессом.
Скульптура и фигурная стрижка обычно подчеркивает наи более важные архитектурные узлы партера.
Все компоненты и элементы регулярного ландшафта имеют явно выраженный геометрический облик.
Садовые ландшафты. Сад — это совокупность культур из бранных декоративных растений в сочетаниях с другими расте ниями пли предметами, которые оттеняют наиболее выдающие ся декоративные качества этих растений. В саду все подчинено культуре, показу отдельного растения или отдельного сорта, разновидности или вида растений, тогда как в парке на первом
месте стоит ландшафт, красота общей |
картины природы. |
Как |
||
бы ни была обширна площадь любого |
ботанического |
сада, |
он |
|
все же остается садом, а не |
парком, ибо |
его основное |
назначе |
|
ние заключается в изучении |
и демонстрации главнейших полез |
ных свойств различных видов растений.
На протяжении всей истории декоративного садоводства на ряду с выведением многочисленных садовых разновидностей п сортов вырабатывались и специальные приемы, обеспечиваю щие как полное и наиболее пышное развитие этих растений, так и наивыгоднейший показ их декоративных качеств. В связи со сложностью культуры и показом огромного сортового разнооб разия некоторых наиболее популярных в декоративном садовод стве видов садово-парковое строительство пошло по пути созда ния особых садов, специализированных на культуре определен ных декоративных растений, монокультурных садов. Так создавались специальные сады роз, сирени, жасминов, ирисов, пионов, флоксов, лилий и других декоративных растений.
Многие из садовых разновидностей, благодаря длительному воздействию на них садовой культуры, настолько изменили свой природный облик, что эстетически уже мало согласуются с садо во-парковыми ландшафтами, создаваемыми по природным мо тивам. Новые растения требуют окружающей их среды, в кото рой роль человека и его влияние выражены четко и я с н о и где специфика сада и садовой культуры ясно ощущается посетите лями.
Такие формы ландшафтов мы выделяем в так называемые садовые ландшафты. Сюда в первую очередь относятся декора тивные сады из плодовых деревьев, формовый плодовый сад,
30
специальные монокультурные сады, розарии, сирннгарпи, сады лилий и других видов растений, специальные сады, приспособ ленные к показу флоры определенного сезона вегетации — ве сеннего, летнего, осеннего, и опытные, коллекционные сады декоративных деревьев и кустарников — арборетумы, фраутицетумы, водяные сады, скальные сады п другие узкоспециализиро ванные садовые устройства.
Характерной чертой садовых ландшафтов является геомет рическая планировка территории, обеспечивающая возможность наилучшего проведения агротехнических мероприятий, необхо димых для успешного произрастания культуры данных расте ний, и четкое распределение по территории отдельных сортов и разновидностей, позволяющее более полно оценить достоинства каждого сорта растений.
Плодовые деревья и плодовые сады издавна ценят не только за их прекрасные плоды, но и за исключительную красоту их во время цветения и плодоношения, за красоту их кроны, сформи рованной искусной рукой садовода. У некоторых народов цвете ние плодовых деревьев отмечается как большой праздник.
Плодовые деревья в виде специальных |
декоративных садов |
|||||||
создавались во |
многих старинных |
парках |
нашей |
страны. |
||||
В X V I I I в. плодовыми |
деревьями |
была занята |
часть |
боскетов |
||||
ленинградского |
Летнего |
сада. |
В |
нижнем |
парке Петродворца, |
|||
в районе Марли до сих пор сохранился декоративный |
плодовый |
|||||||
сад. Плодовые |
сады |
должны |
быть |
наиболее |
существенной |
|||
частью зеленых |
зон, создаваемых |
вокруг |
крупнейших |
городов |
нашей страны. Плодовые деревья и ягодные кустарники для своего полного развития требуют соответствующей системы рас пределения деревьев по площади и применения определенного комплекса агротехнических мероприятий. Практикой установле но, что квадратное или шахматное расположение деревьев позво ляет каждому экземпляру свободно развивать свою крону во все стороны и обеспечивает механизацию трудоемких процессов ухода. Эта система планировки сада общепризнанна и должна быть сохранена также в тех случаях, когда плодовый сад при нимает на себя декоративные функции.
Расположение плодовых деревьев в несоответствующем для них ландшафте, с одной стороны, затрудняет проведение необхо димых мероприятий по уходу за деревьями, а с другой — созда ет дисгармонию между ярко выраженным домашним обликом культурных плодовых деревьев и лесным обликом окружающего "ландшафта.
Сад со шпалерными формами плодовых деревьев, |
опираю |
||
щихся на |
каркасы и защитные стенки, составляет целое |
архи |
|
тектурное |
сооружение и отличается своеобразной красотой как |
||
во время |
цветения, так и во время плодоношения. Этот |
мотив |
|
плодового |
декоративного сада может быть с успехом |
применен |
в садах при санаториях и домах отдыха, а также в парках.
91