Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При выборе для перголы места всегда необходимо помнить, что главное назначение заключается в создании тени для отдыха и прогулки. Лучшее место для перголы — южный склон террито­

рии парка или южный

фасад здания. Почти все итальянские

перголы построены на

террасах склонов

и идут

параллельно

контурам холмов.

 

 

 

Хорошо сочетается

пергола с водной

гладью.

Ее отражение

в воде увеличивает красочность картины. Этим приемом часто пользуются японские садоводы. Они выдвигают своп перголы, покрытые глицинией, далеко в воду, вследствие чего метровые фиолетовые кисти цветков, свисая почти до зеркала воды, отра­ жаются в ней.

Так как пергола является опорой для поддержки вьющихся растений, то подбор для нее таких растений является особенно важным.

Для обсадки пергол пригодны многие вьющиеся декоратив­ ные растения, п при подборе нх особое внимание следует обра­ щать на мозаику листвы, цветение и аромат цветов.

Одним из красивейших элементов перголы является рисунок теней под перголой. Поэтому необходимо строго следить, чтобы главные теневые пятна и рисунок ажурных теней не терялись из-за срастания растений в сплошную зеленую массу. Кроме то­ го, в зелени должны быть предусмотрены боковые ниши, через которые можно было бы любоваться окружающими ландшаф­ тами. Лучше всего, когда боковые стенки лишь слегка закрыва­ ются листвой вьющихся растений. Приятный контраст с легки­ ми вьющимися растениями перголы образуют строгие формы хвойных пород, поставленные при входе в нее или для ее обрам­ ления.

Одной из разновидностей перголы являются так называемые

огпбные дороги, имевшие широкое распространение

в

русских

садах X V I I I в. Эти

дороги представляют собой

ту

же

перголу,

но озелененную не

вьющимися

растениями,

а

привязанными

к каркасу ветвями

посаженных

по его бокам

деревьев

или ку­

старников. На юге же такие крытые аллеи могут иметь большое

значение как средство

быстрого создания

в парках мест отдыха

с густой тенью.

 

 

 

Видоизмененными

перголами являются также

беседки,

трельяжи и арки, покрытые вьющимися растениями.

 

Фигурная стрижка

и живые изгороди.

Наиболее

характер­

ной чертой регулярного ландшафта является обработка деревь­ ев и кустарников путем стрижки.

Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнерим­ ских садах, где им придавалось особо важное значение. Для •обозначения произведений такого рода были даже специальные термины: «зеленая скульптура», «растительная архитектура», и сад того времени нередко превращался в место показа произ­ ведений так называемого топиарного искусства.

86


Высокие стриженые зеленые стены обычно применяются для плотного обрамления боскетов, при устройстве зеленых театров, эстрад и их кулис, для закрытия некрасивых сооружений и видов, а также для создания более четкой перспективы. Высота стены

.зависит от биологических свойств древесных пород, из которых она образуется. Обычно такие стены создаются из густой одно­ рядной пли двухрядной посадки деревьев, хорошо поддающихся стрижке.

Лучшим материалом для образования высоких плотных зе­ леных стен служат: из хвойных — ель, туя западная и восточ­ ная, можжевельник виргинский, кипарис горизонтальный, пира­ мидальный и лавсонов, а также лиственница; из лиственных — липа, вяз, берест, граб и клен полевой, а также бук.

Самое главное условие формирования красивой и прочной зе­ леной стены из растений состоит в том, чтобы регулярно, пра­ вильно и своевременно производить стрижку (рис. 35). Наруше­ ние этого правила часто приводит к потере у насаждений боль­ шой части защитных и декоративных функций.

Наиболее красивые и устойчивые изгороди создаются тогда, когда их форма в поперечном разрезе имеет вид трапеции. Часто живые изгороди стригут двумя пли тремя уступами. Примером такой изгороди может служить живая изгородь в парке Побе­ ды в Ленинграде, отделяющая зеленый массив от проспекта.

Для образования живых изгородей пригодны многие из хо­ рошо стригущихся кустарников, особенно бирючина, различные виды боярышника, кизильника, клен татарский, крушина слаби­ тельная, лох узколистый, смородина альпийская п золотистая, целый ряд разновидностей спирей и чубушников.

Бордюры представляют собой те же живые изгороди, но меньшей высоты. Предназначены они главным образом для об­ рамления дорожек и площадок. Классическим растением для этих целей с древних времен является буксус. На севере он заменяется низкорослыми видами кизильника, таволог и чубушлика, иногда брусникой.

Рис. 35. Характер летнего прироста при разной форме стрижки

а — правильная; б, в — неправильная

88

Степень стрижки отдельных деревьев и кустарников может быть разной: начиная от легкого подравнивания кроны до при­ дания растениям формы сложных геометрических фигур. В каж­ дом отдельном случае форма стрижки зависит от характера композиции данного архитектурного ландшафта.

Наиболее распространенной формой стрижки деревьев явля­ ется форма параллелепипеда, шара или конуса, начинающихся с поверхности земли пли штамба. Достоинство такой стрижки зависит исключительно от декоративных качеств выбранной по­ роды дерева и от мастерства исполнителя стрижки. Для фигур­ ной стрижки отдельных деревьев применяют те же виды и раз­ новидности, что и для высоких стен и живых изгородей.

Партер. Одно из центральных мест в регулярном ландшаф­ те занимает партер. Под партером обычно понимают открытую территорию сада или парка, отведенную под газов, цветочное убранство, скульптуру п другие архитектурные детали сада.

Партер имеет всегда геометрическую планировку с симмет- р ич н ы мп членен 11 я ми.

Партер — наиболее парадная и декоративная часть регуляр­ ного ландшафта. В планировочном отношении он бывает тесно связан с фасадом главного здания, открывает вход в парк или занимает наиболее посещаемые площадки.

Основными элементами, составляющими партер, являются газон, цветы, отдельные деревья фигурной стрижки, скульптур­ ные и архитектурные сооружения.

Газон и цветы. Газон в партере служит основным фоном,, на котором выделяются все остальные декоративные элементы, поэтому низкоостриженная его поверхность должна поддер­ живаться особенно тщательно.

Часто газон становится главной составной частью партера и занимает почти всю его территорию. Такой пример планировки мы видим в парке «Архангельское» под Москвой и в сквере пло­ щади Жертв революции в Ленинграде. Иногда в партере газон заменяется широкими, геометрически строго очерченными вод- ' ными бассейнами, как, например, водяной партер в Версальском парке во Франции.

Цветы в парке большей частью являются материалом, под­ черкивающим задуманный архитектором рисунок партера. Соз­

дать

сложные «кружевные рисунки» французских партеров

X V I I I

в. посадкой цветов было чрезвычайно трудно, поэтому чет­

кость рисунка и его постоянство достигались путем применения

цветных строительных материалов:

битого кирпича, мрамора,

антрацита, толченого стекла, различного цвета

раковин, а так­

же путем очерчивания контуров

рисунка

низкостриженым

бордюром из буксуса.

 

 

Позднее, в XIX в., когда были интродуцированы декоратив­ ные лиственные растения типа ирезины, альтернантеры, а также такие обильно и длительно цветущие растения, как бегония, ло-

89



белия, специальные сорта герани и др., так называемые ковро­ вые растения, появилась возможность создать сложные рисунки партеров почти из одних растений. Однако и до последнего вре­ мени для подчеркивания рисунка применяются цветные строи­ тельные материалы, особенно на поверхности дорог и в разгра­ ничительных линиях партера. Сам рисунок в современных партерах значительно упрощен, а цветы большей частью приме­ няются в крупных однородных массах, образующих большие красочные пятна. Уход за такими партерами до сих пор являет­ ся очень трудоемким процессом.

Скульптура и фигурная стрижка обычно подчеркивает наи­ более важные архитектурные узлы партера.

Все компоненты и элементы регулярного ландшафта имеют явно выраженный геометрический облик.

Садовые ландшафты. Сад — это совокупность культур из­ бранных декоративных растений в сочетаниях с другими расте­ ниями пли предметами, которые оттеняют наиболее выдающие­ ся декоративные качества этих растений. В саду все подчинено культуре, показу отдельного растения или отдельного сорта, разновидности или вида растений, тогда как в парке на первом

месте стоит ландшафт, красота общей

картины природы.

Как

бы ни была обширна площадь любого

ботанического

сада,

он

все же остается садом, а не

парком, ибо

его основное

назначе­

ние заключается в изучении

и демонстрации главнейших полез­

ных свойств различных видов растений.

На протяжении всей истории декоративного садоводства на­ ряду с выведением многочисленных садовых разновидностей п сортов вырабатывались и специальные приемы, обеспечиваю­ щие как полное и наиболее пышное развитие этих растений, так и наивыгоднейший показ их декоративных качеств. В связи со сложностью культуры и показом огромного сортового разнооб­ разия некоторых наиболее популярных в декоративном садовод­ стве видов садово-парковое строительство пошло по пути созда­ ния особых садов, специализированных на культуре определен­ ных декоративных растений, монокультурных садов. Так создавались специальные сады роз, сирени, жасминов, ирисов, пионов, флоксов, лилий и других декоративных растений.

Многие из садовых разновидностей, благодаря длительному воздействию на них садовой культуры, настолько изменили свой природный облик, что эстетически уже мало согласуются с садо­ во-парковыми ландшафтами, создаваемыми по природным мо­ тивам. Новые растения требуют окружающей их среды, в кото­ рой роль человека и его влияние выражены четко и я с н о и где специфика сада и садовой культуры ясно ощущается посетите­ лями.

Такие формы ландшафтов мы выделяем в так называемые садовые ландшафты. Сюда в первую очередь относятся декора­ тивные сады из плодовых деревьев, формовый плодовый сад,

30


специальные монокультурные сады, розарии, сирннгарпи, сады лилий и других видов растений, специальные сады, приспособ­ ленные к показу флоры определенного сезона вегетации — ве­ сеннего, летнего, осеннего, и опытные, коллекционные сады декоративных деревьев и кустарников — арборетумы, фраутицетумы, водяные сады, скальные сады п другие узкоспециализиро­ ванные садовые устройства.

Характерной чертой садовых ландшафтов является геомет­ рическая планировка территории, обеспечивающая возможность наилучшего проведения агротехнических мероприятий, необхо­ димых для успешного произрастания культуры данных расте­ ний, и четкое распределение по территории отдельных сортов и разновидностей, позволяющее более полно оценить достоинства каждого сорта растений.

Плодовые деревья и плодовые сады издавна ценят не только за их прекрасные плоды, но и за исключительную красоту их во время цветения и плодоношения, за красоту их кроны, сформи­ рованной искусной рукой садовода. У некоторых народов цвете­ ние плодовых деревьев отмечается как большой праздник.

Плодовые деревья в виде специальных

декоративных садов

создавались во

многих старинных

парках

нашей

страны.

В X V I I I в. плодовыми

деревьями

была занята

часть

боскетов

ленинградского

Летнего

сада.

В

нижнем

парке Петродворца,

в районе Марли до сих пор сохранился декоративный

плодовый

сад. Плодовые

сады

должны

быть

наиболее

существенной

частью зеленых

зон, создаваемых

вокруг

крупнейших

городов

нашей страны. Плодовые деревья и ягодные кустарники для своего полного развития требуют соответствующей системы рас­ пределения деревьев по площади и применения определенного комплекса агротехнических мероприятий. Практикой установле­ но, что квадратное или шахматное расположение деревьев позво­ ляет каждому экземпляру свободно развивать свою крону во все стороны и обеспечивает механизацию трудоемких процессов ухода. Эта система планировки сада общепризнанна и должна быть сохранена также в тех случаях, когда плодовый сад при­ нимает на себя декоративные функции.

Расположение плодовых деревьев в несоответствующем для них ландшафте, с одной стороны, затрудняет проведение необхо­ димых мероприятий по уходу за деревьями, а с другой — созда­ ет дисгармонию между ярко выраженным домашним обликом культурных плодовых деревьев и лесным обликом окружающего "ландшафта.

Сад со шпалерными формами плодовых деревьев,

опираю­

щихся на

каркасы и защитные стенки, составляет целое

архи­

тектурное

сооружение и отличается своеобразной красотой как

во время

цветения, так и во время плодоношения. Этот

мотив

плодового

декоративного сада может быть с успехом

применен

в садах при санаториях и домах отдыха, а также в парках.

91