Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

но под кронами деревьев, так как в таких условиях она не мо­ жет развиваться.

Тень для пешеходных дорожек организуется устройством ал­ леи вдоль пешеходных дорожек и посадками деревьев около площадок отдыха в тех местах, откуда в определенные часы де­ ревья будут отбрасывать тень па часть площадки. При достаточ­ ной ширине бульвара рядовые посадки деревьев могут быть за­

менены

посадкой групп, особенно гнездовых. Эти группы

могут

быть размещены ритмично пли же свободно.

 

 

 

 

Деревья для посадок на бульваре

должны

быть

выносливы­

ми к городским условиям, а их корневая

система

не

должна

вызывать повреждений тротуарных

покрытий или

подземного

хозяйства. Кроме того, такие деревья должны обладать

плот­

ной листвой, которая предохраняла бы территорию

бульвара от

пыли. Каждый город имеет свой

ассортимент

деревьев для улич­

ных посадок. Наилучшими породами являются липа,

 

каштан

конский, дуб, клен остролистый,

карагач

круглокроипый, то­

поль пирамидальный.

 

 

 

 

 

 

 

Расстояние между деревьями в рядовых

посадках зависит от

диаметра крон высаживаемых деревьев, от динамики

их роста

и необходимости создать условия для проветривания

 

бульва­

ра.

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр кроны взрослых ширококрониых деревьев

в

рядо­

вых посадках составляет 50—60% их высоты. Исходя

из этого

можно

определить, что для деревьев

высотой

15 м расстояние

должно

быть от 7,5 до 10 м. Иногда

целесообразно

размещать

молодые деревья вдвое гуще расчетной ширины их крон, с тем чтобы впоследствии произвести прореживание посадок с удале­

нием половины количества деревьев. Такой метод

был с успе­

хом применен при озеленении центральной магистрали

Крещати-

ка в Киеве.

 

 

 

 

 

 

Расстояние между растениями в зависимости

от

расчетной

величины

крон

и быстроты

роста приведено в табл. 4.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

 

 

Расстояние

между

растениями

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемое

расстояние в м

Породы

деревьев

б е з

прореживания

с

прореживанием

 

 

 

Шнрококронные:

 

 

 

 

 

 

высокорослые

(более 15 м) быст-

4,5—5,5

 

 

6—8

среднерослые

(10—16 м) и мед­

 

 

 

 

 

 

леннорастущие высокорослые де-

3,5—4,5

 

 

5 - 6

низкорослые деревья (до 10 м) .

 

 

2,5—5,5

 

 

4—5

Узкокронные

породы

 

 

 

 

3-4

150


Для живых изгородей подбирают легко стригущиеся кустар­ ники с плотной листвой (кизильник блестящий, бирючина, смо­ родина альпийская, боярышник и граб).

Планирование городского сквера. Слово сквер еще в рим­ скую эпоху применялось для обозначения городской площади правильной квадратной формы. В настоящее время сквером на­ зывают небольшую озелененную территорию (0,25—2 га) на ули­ цах и площадях города, предназначенную для кратковременно­ го отдыха.

Планировка сквера подчиняется окружающему сквер архи­ тектурному ансамблю. Наиболее важным для планировки скве­ ра является установление правильного соотношения между раз­ мерами площади и сквера. В пределах городской площади сквер может занимать различное положение. На площадях, служащих общественным центром города, сквер может размещаться в центре площади или занимать только часть ее.

На площадях, пересекающихся транспортом, сквер распола­ гают в виде двух отдельных участков, например скверы на пло­ щади Свердлова в Москве.

Если площадь пересекается взаимно перпендикулярными транспортными потоками, то сквер может состоять из четырех раздельных участков и служить чисто декоративным элементом.

Границы сквера определяются очертаниями городской пло­ щади и направлением транспортных потоков. Контурам сквера придают простые геометрические формы прямоугольника, тре­ угольника или крута. При сильно развитых транспортных пото­ ках скверу целесообразно придавать обтекаемую форму, смяг­ чая закруглениями острые или прямые углы.

Городской сквер, размещаемый на площади, окруженной об­ щественными и жилыми зданиями, сам становится элементом ее композиции. В этом случае его планировка должна быть в пол­ ном композиционном единстве с архитектурным решением пло­ щади (рис. 66). При окружении сквера зданиями классической архитектуры планировка территории и композиция раститель­ ности должна способствовать наиболее полному выявлению эс­ тетических достоинств зданий, окружающих площадь.

Как известно, для лучшего обозрения любого предмета необ­ ходимо известное расстояние, и чем больше предмет, тем даль­ ше зритель должен быть удален от обозреваемого предмета. Лучше всего предметы обозреваются с расстояния, равного двой­ ной их высоте. Поэтому для лучшего обозрения эстетических достоинств архитектурных сооружений перед ними должно быть запроектировано соответствующее пространство, свободное от высокой растительности или сооружений. Сквер, расположенный перед крупным общественным зданием или перед водной по­ верхностью, представляет открытую лужайку или партер, обрам­ ленный с боков деревьями или кустарниками, не закрывающими главную перспективу на здание или водную поверхность.


В зависимости от условии могут быть применимы пли груп­

пы,

или отдельные экземпляры

какого-нибудь вида растения.

Как

правило, посадки на углах

и у входа в сквер должны быть

выше других насаждений. Наилучшие результаты от обрамле­ ния получаются в тех случаях, когда деревья, расположенные по углам сквера, достигают полного развития раньше других.

Отдельные группы насаждений на

сквере связываются между

собой полосой низких

кустарников

пли стелющихся растений.

Для оформления теневых навесов, а также отдельных деталей

зданий и оборудования

(осветительные мачты и служебные со­

оружения) можно применять вьющиеся растения.

Средствами зелени необходимо подчеркнуть также п худо­ жественные качества скульптуры, фонтанов и других архитек­ турных объектов, которые почти всегда входят в композицию городского сквера. Все эти предметы воспринимаются наиболее рельефно, когда поставлены на зеленый ковер газона. Лучшим фоном для них могут служить зеленые стены, специальные ни­ ши в них, растения с фигурной стрижкой определенных форм. Цвет листвы фоновых насаждений должен быть подобран с учетом цвета самой скульптуры или другого сооружения. Свет­ лый мрамор лучше всего воспринимается на фоне темной зеле­ ни и особенно хорошо на фоне зелени темнохвойных пород. Для

темных скульптур и сооружений фоном могут

служить растения

со светло-зеленой, серебристой или золотистой

листвой.

С точки зрения общей композиции зеленые насаждения го­ родского сквера должны составлять богато украшенный архи­ тектурой и скульптурой тип регулярного ландшафта со всеми присущими ему компонентами.

Деревья для этого ландшафта подбирают с красивой и плот­ ной листвой, а также четкими очертаниями кроны (липа раз­ личных видов и форм, каштан конский, клен круглокронный, карагача, белая акация, ива плакучая, рябина, вяз, дуб пирами­ дальный, тополь и кипарис).

В табл. 5 приведен примерный баланс территории городско­ го сквера на 1 га.

П р о е к т и р о в а н ие озеленения участков детских садов и яслей.

Типовые детские сады и ясли рассчитаны на 135, 180 и 280 детей. Расчетная норма площадки участка детских учреждений со­ ставляет 35 м2 на одного ребенка. Следовательно, участки дет­ ских садов и яслей могут иметь площадь соответственно 0,5; 0,6 и 0,9 га.

Основное место в генеральном плане территории детского учреждения должны занимать участки, предназначенные для пребывания детей на свежем воздухе. К таким участкам отно­ сятся групповые площадки, площадки для кормления детей (ясельный возраст), физкультурные площадки, кольцевая до­ рожка, а также плодово-ягодный участок и зоологическая пло­ щадка.

155


 

 

 

Т а б л и ц а 5

 

Баланс территории

городского сквера

 

 

Элемент сквера

Занимаемая площадь

Занимаемая

 

в И! 2

территория в %

Площадки и аллеи

3500

35

Цветники

500

5

Газоны

и кустарники

3000

30

Деревья

2700

27

Малые

архитектурные формы (фон-

 

 

таны, подпорные стенки, лестницы,

300

3

скульптура и т. п.)

 

В с е г о

10 000

100

Групповые площадки выполняют функции комнат на свежем воздухе. На площадках устанавливают соответствующее обору­ дование для игр и занятии.

 

Групповые площадки должны быть изолированы друг от дру­

га,

размещаться как можно ближе к групповым

комнатам, пу­

ти

передвижения различных групп не должны

пересекаться.

Физкультурная или игровая площадка устраивается для кол­ лективных подвижных групп и общих физкультурных занятий. Размеры этой площадки определяются из расчета 2—3 м2 на од­ ного ребенка.

Площадки с твердым покрытием для физкультурных занятий следует объединять с лужайками площадью не менее 100 м2.

Зеленые насаждения на участках детских учреждений долж­ ны создать оптимальные микроклиматические условия для пре­ бывания детей на открытом воздухе и ознакомить детей с вида­ ми деревьев, кустарников и цветов.

Площадь зеленых насаждений определяется из расчета 15— 20 м2 на одного ребенка. Посадки деревьев и кустарников раз­ мещаются в виде защитной зеленой зоны вокруг участка для защиты территории от ветра, пыли и шума. Густыми насажде­ ниями должны быть также отдельные проезды, хозяйственный двор II подсобные постройки.

При проектировании площадок должны быть предусмотрены деревья, затеняющие в жаркое время определенную часть пло­ щадки. Иногда для этих целей устраивают также перголы, трельяжи и беседки.

На отдельных участках или возле групповых площадок мо­ гут быть посажены плодовые деревья.

При подборе деревьев и кустарников следует исключать ко­ лючие растения и растения с ядовитыми листьями, цветками и плодами.

Проектирование школьного участка. Школьный участок слу­ жит базой для учебных занятий по естествознанию и местом для

156