ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
GETS |
' ^ 3 |
~ ^ 1 0 |
82, 8-11 |
|
|
Рис. V-4. Макет инженерно-геологической карты масштаба 1 : 2000 по участку мо |
|||||
/ — русло реки; II — бечевник; |
стового перехода: |
надпой |
|||
III — осередок; |
IV — пойма; V — вторая |
||||
менная |
терраса; |
VI — третья надпойменная терраса; VII — коренной склон пра |
|||
вого берега долины; hQ4 — отложения болот; |
dpQ4— оползневые массы; |
alQ4 — |
современный аллювий; dlQ4 — современный делювий; alQ3 — аллювий второй над
пойменной террасы; аІСЬ — аллювий третьей надпойменной террасы; |
Сг4— отло |
|||||
жения меловой системы; А — Б — трасса |
линии (цифры'— пикетаж, |
кружки — |
||||
|
скважины) |
|
|
|
||
/ — гравий и гравелистый песок; |
2 — песок; |
3 — суглинок; |
4 |
— глина; 5 — торф (болото); |
||
6 — действующий овраг; 7 — конус выноса оврага; |
8 — подмывы |
берегов и сплывы; 9 — ополз |
||||
ни; 10 ■— размыв |
дна русла; |
11 — отметка |
устья скважины |
|
Когда несущими будут пласты лессовых или набухающих грун тов, определяют относительную просадочность или параметры на
бухания |
глинистых грунтов и их прочность при полном іводонасы- |
щении. |
91 |
Количество испытаний грунтов каждого несущего пласта в ла боратории и массиве должно быть достаточным для статистической обработки частных величин показателей и для получения расчетных значений угла внутреннего трения, сцепления, модуля деформации, относительной просадочности, параметров набухания грунтов. При выборе варианта мостового перехода число частных значений пока
зателей определяемой величины принимают не |
меньшим |
20— 15 |
для каждого инженерно-геологического элемента |
(пласта, |
линзы |
пород и др.). |
|
|
Воды русла реки и всех гидравлически самостоятельных подзем ных водоносных горизонтов, вскрытых выработками, анализируют для определения их агрессивности по отношению к бетону.
Если скважины пройдут соле- и гипсоносные породы, устанавли вают свойства агрессивности последних.
На карьерах и месторождениях ископаемых строительных мате риалов, согласованных с землепользователями и местными совета ми, перспективных по качеству и запасам полезного ископаемого, по транспортной доступности и условиям разработки, выполняют разведку и опробование с детальностью по категории Сь
По результатам выполненных работ составляют карту размеще ния месторождений строительных материалов и грунтов для гидро намыва насыпей и дамб, паспорта согласованных месторождений, инженерно-геологические карты масштабов от 1 :25 000 до 1 : 1000, геологические и геофизические профили и разрезы по вариантам перехода. Составляют ведомости анализов грунтов, материалов и воды, паспорта испытаний грунтов, пояснительную записку по срав нению инженерно-геологических условий створов и обоснованию выбора оптимального варианта.
На рис. Ѵ-4 показан макет инженерно-геологической карты мас штаба 1 : 2000, который целесообразно рассматривать совместно с геологическим разрезом по створу этого же мостового перехода (рис. Ѵ-5). Меженный урез воды в русле ограничен отметкой 80,00.
§ 20. ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ВЫБРАННОМУ ВАРИАНТУ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА
Программу инженерно-геологических работ по выбранному ва рианту мостового перехода в стадии технического проекта состав ляют на основе материалов предшествовавшего этапа изысканий.
Целями изысканий на участке выбранного мостового перехода является получение инженерно-геологической информации, необхо димой для разработки схемы и конструкции моста, подходов к не му, защитных и регуляционных сооружений и обеспечение строи тельства местными ископаемыми строительными материалами и грунтами для возведения насыпей и других сооружений перехода.
В задачи изысканий входит изучение геологического строения гидрогеологических условий, физико-геологических процессов, со става, сложения, состояния и свойств грунтов на участке мостового
Рис. V-5. Геолого-литологический разрез по оси мостового перехода:
суглинок; 2 — гравий с песком; 3 — глина четвертичного возраста; 4 — песок; 5 — глина коренная; 6 — известняк; 7 — галечник с гравием; 8 — супесь
перехода в пределах уровнявысоких вод и обследование согласо ванных к отводу площадей месторождений строительных материа лов и грунтов.
Выполняют следующие работы: геофизические исследования; разведочное бурение и шурфование с отбором проб воды, образцов грунтов и строительных материалов; испытания прочности и дефор мируемости грунтов несущих пластов в массиве; откачки подзем ных вод из выработок; режимные гидрогеологические, температур ные и стационарные наблюдения за развитием и протеканием неко торых неблагоприятных физико-геологических процессов; лабора торные исследования воды, грунтов и строительных материалов; камеральную обработку получаемых данных.
Геофизические исследования проводят для уточнения данных, полученных на первом этапе изысканий и не увязывающихся с ре зультатами разведки и опробования грунтов при выборе варианта перехода.
В -пределах проектируемых сооружений перехода каждый из выделенных (по результатам ранее выполненных работ) инженер но-геологических участков разведывают не менее чем двумя выра ботками для возможности построения геологических разрезов. Если выработок, пройденных при выборе варианта перехода, для этого недостаточно, закладывают дополнительные скважины. На
суше расстояния между выработками принимают |
не |
более 200 му |
в русле реки по оси перехода — 100 ж. |
|
|
При неблагоприятных инженерно-геологических условиях зада |
||
ют скважины и на поперечниках к оси перехода и |
осям трасс дру |
|
гих проектируемых на нем сооружений, стремятся |
оконтурить в |
плане и разрезе древние и современные размывы, зоны трещинова тости и закарстованные участки, выявленные при предшествовав ших изысканиях.
На воде бурят с понтонов и плотов. Стремятся снизить труднос ти разведки с плавучих средств, используя бурение со льда, на ко сах, отмелях и осередках. Как правило, бурят всухую, чтобы не пропустить в разведываемом разрезе прослоев мягких, просадочных, набухающих и растворимых пород. Только при надежном по строении разреза по уже полученным данным часть скважин можно пройти и с промывкой шлама.
Из скважин отбирают образцы грунтов и пробы воды, проводят полевые испытания и лабораторные исследования так же, как и на предшествовавшем этапе полевых изысканий (см. § 19). Число подлежащих статистической обработке значений показателей проч ности или деформируемости грунтов каждого несущего пласта, лин зы для получения расчетных величин, используемых при проектиро
вании, должно быть не менее 25.
Для определения модулей деформации и осадки текуче-, мягко- и тугопластичных глинистых грунтов, мелких, пылеватых и рыхлых песков проводят отдельные испытания штампами в забоях скважин. В последнее время появилась возможность замены трудоемких нагружений на штампы прессиометрическими испытаниями сжимае-
мости грунтов в стенках скважин при расширении погруженной в скважину резиновой камеры давлением нагнетаемой воды.
При проектировании водоотлива из котлованов устоев моста определяют коэффициент фильтрации водоносной толщи, применяя опытные откачки. Если котлован вскроет однородные по -составу породы и удается отобрать образец водоносного грунта ненарушен ного сложения, водопроницаемость его можно определить в лабора тории.
Полевые испытания и опытные работы в массиве позволяют оп ределять прочность, деформативные свойства и водопроницаемость грунтов только при определенном природном или заданном сложе нии и состоянии (природную прочность в естественном залегании или возникающую после промерзания, оттаивания и т. д.). При ла бораторных испытаниях устанавливают, кроме того, прочность, ко торую грунт приобретает при заданных плотности и влажности или после консолидации его проектной нагрузкой, т. е. задаваемую и ожидаемую прочность. Поэтому необходимо сочетать полевые в массиве и лабораторные испытания грунтов.
Врайонах вечной мерзлоты под опорами мостов может наблю даться повышение температуры грунтов вплоть до образования ча ши протаивания. При температуре более —3°С в скважинах прово дят годичные режимные наблюдения за изменениями температуры грунтов.
Вдолинах с оползнями, селями, явлениями карста и эрозии, ес ли эти явления угрожают проектируемым сооружениям мостового перехода, может возникнуть необходимость в проведении стацио нарных наблюдений за развитием и протеканием этих процессов.
Для проведения лопастных, штамповых и прессиометрических испытаний, опытных откачек, гидрогеологических и мерзлотных ре жимных и некоторых стационарных наблюдений на склонах и в рус ле реки оставляют специальные скважины. Все остальные скважи ны ликвидируют (тампонируют связными грунтами). По оконча нии полевых испытаний, откачек, режимных и стационарных наблю дений ликвидируют и специальные скважины.
Восновании проектируемых дамб и подходных насыпей высотой
до 6 ж проходят выработки глубиной 3 ж, а при большей высоте — 6 ж, в слабых грунтах — 15 ж.
Опро-буют породы каждого вскрытого выработками слоя. Опре деляют гранулометрический состав песков, влажность и пределы пластичности связных грунтов. Если проектируемые дамбы и насы пи івыше 12 ж, то испытывают на сопротивление быстрому неконсо лидированно-недренированному сдвигу грунты основания земляных сооружений при ненарушенном -сложении и естественной влажно сти, а грунты, предназначаемые для возведения насыпей и дамб, при проектных влажности и плотности. Попадающие в зону подтоп ления грунты испытывают в водном окружении.
Оползневые, закарстованные, суффозионные склоны, селеносные площади, участки с подземными льдами и мощными толщами илов обследуют по индивидуальным программам.
Перспективные месторождения строительных материалов доразведуют, опробуют, подсчитывают запасы по категории В.
Месторождения песков, предназначаемых для гидронамыва, разведывают в зависимости от выдержанности напластований по сеткам от 50X50 до 25x25 м. Определяют гранулометрический сос тав, оптимальную влажность и максимальную плотность материала. Если проектируется насыпь или дамба высотой более 12 м, то нахо дят прочность грунта при плотности и влажности, обусловленных проектом.
Проектировщикам выдают продольный инженерно-геологиче ский профиль по оси мостового перехода в пределах уровня высо ких вод, поперечные к оси геологические разрезы, а также разрезы по основаниям проектируемых регуляционных сооружений. Пред ставляют расчетные значения параметров прочности и сжимаемос ти грунтов несущих пластов, которые будут служить основаниями проектируемых сооружений. Эти значения получают путем стати стической обработки частных определений при полевом в массиве
илабораторном опробовании грунтов. Такие материалы необходи мы для расчетов по деформациям и оценки несущей способности грунтов оснований, разработки схемы моста, обоснования проект ных решений по земляному полотну на подходах к мосту и прочих сооружений мостового перехода. Составляют паспорта месторож дений строительных материалов и грунтов.
Впояснительной записке характеризуют геолого-литологическое строение и гидрогеологические условия оснований и среды проекти руемых сооружений, состав, сложение, состояние и свойства грун тов и местных строительных материалов, состав и свойства агрес сивности поверхностных и подземных вод по отношению к бетону.
Приводят рекомендации по выбору типа оснований опор моста
иконструкциям сооружений перехода, способам производства стро ительных работ.
Кзаписке прикладывают документы по согласованию отвода
земель на площадях месторождений и карьеров строительных мате
риалов и грунтов.
По результатам выполненных работ составляют инженерно-гео логический отчет. Его содержание должно отвечать требованиям представления во Всесоюзный или территориальные геологические фонды Министерства геологии СССР или союзных республик.
Отчет состоит из общей и специальной частей. В первую включа ют разделы: климат, рельеф, геоморфология, геологические явления в районе и по участкам вариантов мостового перехода, местные строительные материалы. В специальной части характеризуют сос тав, сложение, состояние и свойства грунтов отдельных инженерно геологических элементов по вариантам мостового перехода.
Текст отчета иллюстрируют фотографиями, аэрофотоснимками, зарисовками. В состав приложений включают инженерно-геологи ческие карты масштабов от 1 : 25 000 до 1 : 10 000 для площадей развития различных неблагоприятных физико-геологических про цессов до 1 : 5000— 1 : 1000 на участках вариантов мостового пере-