Файл: Переходы через водотоки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разрешается применять и другие масштабы сечений рельефа в за­ висимости от характера местности.

Планы топографических съемок составляют в системе условных прямоугольных координат. Опорной сетью являются теодолитные хода, образующие систему замкнутых полигонов, привязанных к трассе перехода или отдельному магистральному ходу.

Гранины топографических съемок определяются в процессе ра­ бот и должны быть достаточны для принятия проектных решений.

Съемку подробного плана по направлению трассы мостового пе­ рехода производят не менее чем на ширину разлива паводковых вод при расчетном уровне плюс 100—300 м вверх или вниз по тече­ нию от оси перехода на расстояние, равное 1 — 1,5 величины отвер­ стия моста, но не мѳнее 200 м при отверстии моста до 1 км. Грани­ цы съемки должны предусматривать площадь, необходимую для расположения регуляционных сооружений.

Подробную съемку производят также в местах берегоукрепи­ тельных работ, устройства перемычек, дамб, выправительных рус­ ловых сооружений, в местах спрямления русел, больших выемок на подходах, устройства траншей-забоев для гидроснарядов. В подоб­ ных случаях для большей детализации рельефа при съемке приме­ няют масштаб 1 : 500.

Съемка детальных планов переходов бывает тахеометрическая или мензульная, а на больших объектах применяют крупномас­ штабную аэрофотосъемку, по материалам которой составляют фо­ топлан в горизонталях.

На ситуационных и детальных планах мостовых переходов должны быть нанесены русловые съемки, горизонты высокой воды и межени, судовые хода, места деформаций берегов, образования наледей, заторов льда и карчей, местоположение пристаней, прича­ лов, бродов, водпостов, искусственных сооружений на реках, про­ токи, староречья, озера и болота на поймах, граница разлива при УВВ, схемы движения плотов, паромов. На планы должны быть нанесены установленные отметки УВВ с указанием их даты, а так­ же временные водпосты,1и гидростворы.

Кроме этого, на планы должны быть нанесены трассы вариантов мостового перехода с разбивкой пикетажа, горизонтальных кривых

иуглов поворота трассы, населенные пункты; на планах помещают розы ветров, указывают масштабы съемки и накладки планов.

На детальных планах рельеф представляют горизонталями, указывают все отметки, реперы и закрепительные знаки, скважины

ишурфы, помещают схему расположения планшетов.

Вполевой период составляют схему ходов рабочего обоснования

сведомостью увязки теодолитных ходов, ведомость координат с определением угловой и линейной невязок, ведомость увязки ниве­ лирных ходов, а также производят окончательное оформление поле­ вых журналов. В камеральный период окончательно оформляют планы.

Одним из основйых документов при изыскании мостовых пере­ ходов является продольный профиль по оси трассы. Для составле­


ния .продольного профиля по трассе перехода и его вариантам про­ изводят промер линии с ведением пикетажа и установкой времен­ ных и постоянных реперов с их высотной и плановой принязкой к опорной сети и последующей нивелировкой.

На всех переломах местности, зафиксированных пикетажем, производят съемку поперечных профилей влево и вправо от трас­ сы перехода на расстояния, достаточные для размещения всей ши­ рины земляного полотна дороги. Съемка поперечных профилей производится тахеометром, а в равнинной местности нивелиром с промером расстояний по дальномеру.

Трассу подходов закрепляют в соответствии с действующими инструкциями, а створ мостового перехода на каждом берегу за­ крепляют двумя столбами, располагаемыми друг от друга на рас­ стоянии не более 100 м. На мостовом переходе устанавливают не менее чем по одному постоянному реперу на каждом берегу реки, которые располагают вне пределов строительства и затопления паводковыми водами при ВИУ.

Временные реперы устанавливают вдоль трассы перехода на расстоянии не более 1,5 км между ними и не менее 30 м от трассы

слюбой стороны от нее.

§6. ДЕШИФРИРОВАНИЕ АЭРОФОТОСНИМКОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ТИПА И ИНТЕНСИВНОСТИ РУСЛОВОГО ПРОЦЕССА

Типы руслового процесса устанавливают по картографическим материалам (гл. V II). Наиболее удобны для этой цели аэросъемоч­ ные материалы, так как по ним можно установить не только тип процесса, но его направление и интенсивность. На аэрофотоснимке видно следы, оставленные на местности прошлыми положениями русла реки, а также некоторые детали русла и поймы, неразличимые на обычном плане. Дешифрировать эти следы и детали — задача гидролога, а не специалиста аэрофотосъемки.

Для гидрологического дешифрирования не обязательно иметь масштабный фотоплан участка реки — достаточно контактных от­ печатков, накидного монтажа или его репродукции, так как разно­ масштабность снимков обычно составляет 7—8%', а линейная ошибка 1/1so (106). Оптимальные масштабы аэросъемки руслового процесса от 1 : 10 000 для средних и до 1 :25 000 для больших рек. Съемку выполняют в меженный период, когда лучше видны русло­ вые формы.

Прежде всего на аэрофотоснимках определяют неизменные ориентиры для последующего, опознания их на местности и привяз­ ки к трассе мостового перехода. Такими ориентирами являются на­ селенные пункты, дороги и другие сооружения. Так как снимок нетрансформирован, то края его дают слабоперспективное изображе­ ние местности: трубы, деревья имеют наклон от центра, а неодинаковая освещенность предметов вызывает собственные и падающие тени.


Рис. П-1. Аэрофотоснимок осередка

Рис. П-2. Аэрофотоснимок меандри-

в русле

рующей реки

Леса имеют зернистую

структуру крон, пашни — различный

цвет. Таким образом, форма, цвет, структура, тени предметов на аэроснимке являются основными демаскирующими признаками.

На аэрофотоснимках хорошо видны все русловые формы: ост­ рова, побочни, осередки (рис. П-1) излучины, береговые валы и ста­ роречья (рис. П-2).

По тону снимка можно определить грунт, слагающий обнажен­ ные русловые формы. Так, почти белый тон соответствует песку, светлый — гравию или гальке, а сероватый — глине или суглинку. Глубокие участки русла, покрытые прозрачной водой, при песчаном дне на снимке имеют более темный тон, чем мелкие места; однако при илистом дне или мутной воде глубокие места по тону снимка определить нельзя. От угла падения солнечных лучей в момент экс­ позиции зависит появление бликов на воде, изображенных на сним­ ке ярко-светлыми пятнами (рис. П-2), которые не надо смешивать с отмелями песка. Эти блики опознают по1отсутствию их на смеж­ ных участках русла того же снимка. Светлые, ровные тона русла на

большом протяжении свидетельствуют о насыщенности потока взве­ шенными наносами.

Подмываемые берега с большими глубинами на снимке выра­ жены четкими линиями, а места отложений наносов с малыми глу­ бинами не имеют резкой границы с водной поверхностью и очерта­ ния их на снимке размыты. Чем резче граница с урезом воды и гу­ ще теневая полоса под берегом, тем интенсивнее происходит раз­ мыв его. Наличие песчаных кос светлого тона свидетельствует о свежих отложениях наносов.

Наиболее полные данные о русловом процессе можно получить по аэрофотоснимкам свободно меандрирующих рек (см. § 31). На аэрофотоснимках таких рек (см. рис. П-2) виден рисунок поверх­ ности поймы в виде вееров дугообразных светлых и темных полос. Темные дуги соответствуют ложбинам, а светлые — гребням гряд, являющихся старыми береговыми валами, образовавшимися на выпуклых, пляжевых берегах излучин русла.

Веера старых береговых валов и ложбин между ними различно ориентированы относительно берегов современного русла реки. Там, где старые береговые валы повторяют очертание русла реки,


они указывают на участки современных деформаций русла и пойм (в пределах одного-двух столетий). Несогласованное с современ­ ным руслом положение веера береговых валов (перерезанные вее­ ра) свидетельствуют о древности происходивших здесь деформаций.

По форме староречий на пойме можно определить их относи­ тельный возраст: молодые староречья, недавно отделившиеся от русла, имеют обычно подковообразную форму, а более древние — серповидную.

Наличие систем вееров береговых валов и староречий, не согла­ сованных по очертанию с современным руслом, говорит о бывших прорывах излучин русла и изменении направления русловых дефор­ маций.

По расположению вееров береговых валов, согласованных с со­ временным руслом реки, можно восстановить весь прошлый цикл развития излучин русла в районе мостового перехода и уточнить прогноз деформаций на будущее (§ 31); при этом следует иметь в виду, что установленный на аэрофотоснимке береговой вал на выпуклом берегу верховой излучины и соответствующий вал на выпуклом берегу низовой излучины относятся к разным берегам реки.

По числу береговых валов, приходящемуся на единицу длины линии наибольшего нарастания веера, можно судить об относи­ тельной интенсивности развития излучин русла, но для расчета сро­ ков деформаций необходимо сопоставить аэрофотоснимки различ­ ных лет.

§ 7. ПОДВОДНАЯ СЪЕМКА

При съемке детальных и ситуационных планов мостовых пере­ ходов и створов наблюдений производят подводную съемку. Проме­ ры глубин при съемке выполняют наметкой (промерным шестом), а глубин свыше 4—-5 м лотлинем, т. е. размеченным промерным тросом с привязанным на конце грузом. Определение положения промерных точек в плане производят засечками промерного судна с берега теодолитом при движении судна по створу или двумя тео­ долитами, если промерное судно при движении не ориентировалось на створы.

Взамен этих способов промерных работ при изысканиях мосто­ вых переходов применяют эхолот для промеров глубин и дальномер для определения точек промера в плане.

Исследования аш выбору эхолота, наиболее пригодного для ус­ ловий изысканий мостовых переходов, были проведены Ю. С. Смир­ новым в ЦНИИСе в 1967— 1968 гг. (90). Были испытаны эхоло­ ты разных марок, и в результате для использования рекомендовали рыбопоисковый эхолот «Язь», который по диапазону измеряемых глубин, точности, условиям электропитания и собственному весу оказался наиболее приемлемым для подводной съемки русел рек, протоков и озер (рис. ІІ-З).

Эхолотом «Язь» можно измерять глубины от 1 до 160 м посред­ ством ультразвуковых импульсов, которые подает пьезокерамиче-


Рис. ІІ-З. Эхолот «Язь»:

1 — самописец; 2 — батарея питания; 3 — вибратор

ский излучатель. Питание эхолота осуществляется пятью элемента­ ми типа «Марс» с напряжением 6 в. Запись измеряемых глубин ра­ диальная, производится самописцем на электротермическую бумаж­ ную ленту шириной 80 мм. Полный вес эхолота, включая тару,— 14,4 кг. Скорость движения судна при промерах до 12 км/ч.

При производстве промерных работ расстояния по створу изме­ рений определяют дальномером «Телетоп» (рис. П-4) двойного изо­ бражения с переменным базисом.

Промеры глубин ведут по створам поперечников, расположен­ ных через Vs—Vs ширины реки и закрепленных по берегам веха­ ми. Расстояние между вехами на каждом берегу принимают не менее 5% от длины створа. При длине поперечника более 200 м на нем обозначают промежуточные точки плавучими буйками, закрепленными на якорях и расположенными через 50—60 м. Буек

представляет собой деревянный кружок толщиной около 5 см и диаметром около 20 см. В центре кружка забивают штырь длиной 30 35 см. Буек закрепляют на якоре в виде груза, соединенного с буйком тонкой леской.

Расстояния между промерными точками определяют дальноме­ ром при их расстановке. Одновременно определяют глубины у буйков эхолотом.

Промерные поперечники привязывают к магистральным ходам. Промеры глубин до 1 м ведут наметкой, а свыше 1 м эхолотом, размещение которого на промерном судне показано на рис. 11-5. Тарирование эхолота при рлубинах до 5 ж проводят путем па­ раллельного промера глубин наметкой и эхолотом. При глубинах свыше 5 м на заранее известные глубины опускают снабженный грузом деревянный диск диаметром 40—50 см и измеряют те же глубины эхолотом. Глубину погружения диска определяют по раз­

меченному тросу или шнуру, на котором опускается диск.

При измерении глубин судно должно двигаться равномерно. В момент прохода судна у буйка на ленте самописца делают от­ метку и указывают номер буйка.

Одновременно с промером глубин ведут журнал, в котором от­ мечают номер поперечника, а также расстояния и глубины на уча­ стках от точки окончания работы эхолота до берега.

После окончания промерных работ буйки снимают и использу­ ют их на следующем участке промера глубин.

Промеры глубин эхолотом можно производить и при ледяном покрове толщиной до 1 м, если между нижней поверхностью льда

Рис. 11-5. Установка эхолота на промерном судне