ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
иповерхностью воды в реке
ив толще льда нет воздуш
ных |
прослоек. |
Промеры со |
U |
|
J |
|
к |
|
|
|
льда возможны при плотном |
\ |
|
° |
5 |
|
|
||||
контакте плоскости вибрато |
|
x'L / \\ |
|
|
||||||
ра с поверхностью льда, для |
|
* |
V |
|
|
|||||
чего в месте измерения глу |
|
|
|
|
|
X |
/ |
|
||
бины на лед наливают не |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
большое количество воды и |
|
Рис. II-6. Батиграмма эхолота: |
|
|
||||||
на |
смоченную |
поверхность |
1 — отметка |
на |
промежуточной |
промерной |
точке; |
|||
устанавливают |
вибратор. |
2 — линия начального отсчета; |
3 — линия записей |
|||||||
дна; 4 — кратный сигнал, отраженный от дна |
(из |
|||||||||
Эхолотом может быть оп |
быток усиления); 5 — характерные |
точки дна; |
6 — |
|||||||
отсутствие |
отраженного сигнала |
от дна |
(недо |
ределена толщина льда, ко |
статок усиления) |
торая отображается на лен |
(рис. П-6). Для установ |
те самописца толщиной начальной линии |
ления связи между толщиной льда и толщиной начальной линии необходимо произвести тарирование эхолота. С этой целью на по верхности льда устанавливают ледяной кубик, одна сторона кото рого делается ступенчатой е высотой ступени 20—30 см. На каж дую ступень кубика ставят вибратор и, зная в каждом случае тол щину льда, сопоставляют ее с соответствующей толщиной началь ной линищ снимаемой с ленты самописца.
Зная при измерении глубины на данной вертикали толщину на чальной линии, по имеющейся связи определяют толщину льда.
В состав камеральной обработки материалов промерных работ входит определение величины линейной невязки из сравнения об щей длины створа и той же длины, полученной суммированием расстояний между промерными точками и между крайними про мерными точками и концами створа.
Полученную невязку распределяют пропорционально измерен ным расстояниям.
Далее выполняют камеральную обработку батиграмм эхолота. На батиграмме (рис. П-6) определяют участки между промер ными точками по отметкам на батиграмме и номерам 'буйков на них. На участке между промерными точками выбирают характер ные точки переломов рельефа дна для переноса их на профиль по
перечника.
Глубины в этих точках снимают с батиграммы с учетом кривиз ны записи, для чего применяют палетку в виде круговой кривой, радиус которой равен радиусу записи на батиграмме, на которой надписаны глубины в м.
Лента самописца эхолота движется с постоянной скоростью 0,51 или 1,02 міч. Если бы промерное судно также двигалось с по стоянной скоростью, то и масштаб записи на ленте (батиграммы) был бы постоянен. В действительности постоянная скорость судна не выдерживается, и поэтому масштаб ібатиграммы оказывается переменным. Для учета этого обстоятельства при составлении про дольного профиля поперечника используют следующий графиче ский прием (рис. ІГ7).
Рис. 11-7. Построение профиля попе речника по батиграмме эхолота:
А и В — урезы по правому и левому берега.м; I, II, III — промежуточные промерные точки на профиле; Г, II' — то же, на батиграмме; 1, 2, 3 — харак терные точки рельефа дна на профи ле, 2'. 3' —іто же. на батиграмме (числа над точками на батиграмме —
глубины)
На восковке в заданном го ризонтальном масштабе попе речника на горизонтальной ли нии AB откладывают исправ ленные расстояния между уре зами воды и промежуточные промерные точки (/, //, ///).
От точки А по перпендику ляру к линии AB откладывают отрезок прямой АО, примерно равный AB. От точки О прово дят лучи к промежуточным точкам I, II, III. Затем восков ку накладывают на батиграмму так, чтобы промежуточные промерные точки на батиграм ме I' и II' помещались на лу чах 01 и ОН. Характерные точки рельефа на рассматри ваемом участке батиграммы (!', 2', 3') переносят на про филь, продолжая лучи 01' Ö2' и т. д. до пересечения с ли нией AB. От этих точек пере сечения 1 , 2 , 3 в вертикальном масштабе профиля отклады вают глубины, указанные на батиграмме.
Гл а в а ill. ГИДРОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ
§8. ЗАДАЧИ ГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ. ИЗУЧЕНИЕ ЛЕДОВОГО
РЕЖИМА
Особенностью изысканий мостовых переходов является их краткосрочность, составляющая обычно один полевой сезон, ко торый может не совпадать с паводочным периодом и годом про хождения больших паводков, а также необходимость проведения полевых работ одновременно на нескольких водотоках.
Поэтому большое распространение получили морфометрические изыскания, которые выполняют 'без производства наблюдений за проходом паводков. Морфометрические изыскания в полном объе ме выполняют на водотоках, на которых постановка гидрометри ческих наблюдений технически и организационно не выполнима.
При наличии устойчивой межени, а также при выполнении изы сканий в период прохода небольших паводков производят морфо
метрические изыскания е постановкой гидрометрических наблюде ний. Задача этих наблюдений состоит в получении натурных дан ных по расходам, скоростям течения, продольным уклонам водной поверхности и коэффициентам шероховатости, а также в исполь зовании этих характеристик для получения натурных зависимо стей от уровней воды.
Такие наблюдения проводят только по створу перехода жела тельно на каждом значительном водотоке.
Гидрометрические изыскания в полном объеме проводят на наиболее крупных переходах при наличии большой водности реки и ширине разлива, а также на переходах со сложным режимом протекания паводковых вод и неизученным распределением пото ка между руслом и протоками. Такие условия возникают на пере ходах в устьевых участках рек, в подпоре, на участках рек, под верженных воздействию приливов и отливов и сгонно-нагонных явлений, на участках рек с несколькими мостовыми переходами,
расположенными в непосредственной близости друг от |
друга, и |
на переходах с несколькими отверстиями. |
получения |
Гидрометрические изыскания проводят также для |
натурных данных по существующим мостовым переходам. Цель этих изысканий заключается в проверке работы моста по пропуску паводковых вод и накоплении натурных данных для уточнения и совершенствования методов расчета.
Необходимость проведения гидрометрических наблюдений воз никает при производстве изысканий в отдаленных и неизученных районах СССР и на зарубежных объектах. Цель этих наблюдений состоит в изучении режима наиболее характерных рек, установле нии приближенных аналоговых гидрологических характеристик речного стока для представления о гидрометеорологических особен ностях района изысканий и, их учета при проектировании. Такие наблюдения выполняют'в паводковый период на одном или двух наиболее крупных водотоках.
Гидрометрические наблюдения при изысканиях переходов че рез водотоки назначают для определения:
расчетного расхода и скоростей потока по створу перехода; продольных и поперечных уклонов водной поверхности в районе
перехода; натурных коэффициентов шероховатости русла и характерных
участков поймы; направлений струй потока, ледохода, карчехода, сплава и тра
екторий движения судов и караванов; изменений очертания русла и проток, перемещений русловых
форм в виде побочней, меандр и т. д.; изменения глубин размывов в русле в период прохождения па
водка; уроненного режима водотоков в паводок;
характера волновых, сгонно-нагонных, приливно-отливных и других явлений;
ледового режима и условий наледообразований;
связи с водностями и другими пунктами гидрометеорологиче ских наблюдений за режимом рек:
Учитывая, что гидрометрические наблюдения на переходах от ражают ограниченные во времени условия прохождения паводков, для более уверенного использования полученных данных необходи мы методы их нормативной вероятностной оценки. Гидрометриче ские наблюдения дополняются материалами морфометрических об следований водотоков, учитывающих следы паводков прошлых лет.
Для проведения гидрометрических изысканий в требуемом объ еме составляют программу наблюдений с учетом данных прежних изысканий, многолетних наблюдений на водотоках и других пунк тах, а также материалов морфометрических обследований.
Гидрометрические изыскания на больших мостовых переходах предусматривают производство всего комплекса работ, как прави ло, в один лаводочный сезон. Продолжительность наблюдений за висит от сложности перехода и природных условий района изыс каний и в отдельных случаях может составлять несколько сезонов. При разработке программы гидрометрических наблюдений необ ходимо учитывать применение аэрометодов и эхолотов, что во мно гих случаях обеспечивает упрощение и удешевление работ.
На существующих или реконструируемых переходах необходи мо предусматривать гидрометрические работы с целью учета влия ния искусственного стеснения водотоков этими сооружениями на природные деформации русел, режим протекания и устойчивость сооружений. При составлении программы изысканий необходимо обратить внимание на изучение ледового режима водотоков, по скольку размеры отверстий водопропускных сооружений и их кон структивные особенности на многих реках СССР зависят от их зимнего режима. Зимний режим рек характеризуется тремя пе риодами: ледообразование, зимний ледостав и весеннее вскрытие. В период ледообразования происходит осенний ледоход и образо вание устойчивого ледяного покрова, в период ледостава — нара стание толщины ледяного и снегового покрова, образование торо сов, наледообразование, промерзание некоторых рек до дна. В пе риод вскрытия начинаются процессы разрушения поверхности ледяного покрова, весенний ледоход, заторы и очищение водной поверхности от льда.
При изучении ледового режима выявляют особенности и изме нения процессов возникновения, развития и разрушения ледяных образований на реках и других водных преградах, пересекаемых дорогой, от которых зависит устойчивость и размеры сооружений на проектируемых переходах.
Для устройства паромных и ледяных переправ, а также низко
водных мостов наблюдения должны |
характеризовать все периоды |
зимнего режима рек; для мостовых |
переходов периоды зимнего |
ледостава и весеннего вскрытия. |
|
Методы работ по изучению ледового режима зависят от нали чия исходных данных по ледовому режиму, типа перехода, района изысканий, сроков работ. В зависимости от этого находит приме
нение метод прямой аналогии, географической интерполяции, поле вого обследования в периоды ледообразования и ледостава, гидро метрические наблюдения в период вскрытия.
Задачей изучения ледового режима является получение данных по характеристикам зимнего режима реки, необходимых для рас четов и проектирования сооружений переходов.
В результате изучения ледовых явлений необходимо иметь ха рактеристику условий образования и движения льда в районе пе рехода, сроки появления отдельных ледообразований, их местопо ложение, размеры и формы в различные периоды ледохода, ха рактеристику ледяного покрова, наличие и места заторов, их мощность и влияние на уровенный режим реки, уровни ледохода и образования ледяного покрова.
Эти сведения получают в период изысканий с привлечением данных 'близлежащих водпостов, материалов прошлых изысканий, путем опросов старожилов.
Впериод ледостава необходимы наблюдения за толщиной льда
ишуги, высотой торосов, причин образования, размеров и место нахождения наледей, донного льда, а также исследования прочно сти льда. Эти данные могут быть получены путем обследования в зимний период с использованием метода аналогии по данным бли жайшего водпоста, методов географической интерполяции некото рых метеорологических величин, а также данных опроса старо жилов.
Толщину льда определяют по промерам на створах выше и ни же перехода на расстоянии не менее 0,5 км в каждую сторону. По каждому створу необходимы промеры по середине реки и у бере гов. Промеры толщины льда необходимо производить также в
местах, где могут произойти изменения мощности ледяного покро ва: на перекатах и плесах, в местах сужений и расширений русел, зажоров и заторов, на участках скопления торосов и т. п. Обсле дованию подлежат пойменные озера, староречья, которые могут быть источником поступления льда в период весеннего ледохода. Толщина льда имеет максимальную величину к началу снеготая ния, а к весеннему ледоходу она составляет 70—80% годового мак симума. В водоемах толщина льда может быть на 15—20% боль ше, чем на реках.
Данные полевых обследований необходимо дополнять путем опроса местных жителей, а также привлечением данных близле жащих водпостов.
Для расчетов опор моста используют максимальную толщину льда при первой подвижке, а при ее отсутствии принимают наи большие толщины льда к началу ледохода.
На реках с небольшим зимним стоком наблюдается промерза ние русла реки до дна и проход весеннего паводка по донному льду. При полевых обследованиях необходимо установить часть живого сечения, которая занята льдом. Для этого необходимо про мерить толщину льда по всей ширине русла, занятой льдом, и на нести верхнюю границу льда на расчетный створ перехода. Мор-