Файл: Переходы через водотоки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ловий .работы насыпи при подтоплении. Укрепление откосов может быть различно по длине пойменных подходов. Более капитальные типы укреплений требуются на участках насыпи, прилегающих к мосту и регуляционным сооружениям, а также в местах пересече­ ния староречий, менее капитальные — у границы разлива.

На горных реках для укрепления откосов насыпей применяют подпорные стены, а также различные берегоукрепительные соору­

жения.

При проектировании автодорожных подходов высоких катего­ рий возникает необходимость обеспечения отвода поверхностной воды с разделительной полосы и проезжей части дороги. С этой целью вдоль внешних кромок покрытия устраивают продольные лотки для сбора воды с проезжей части, а для отвода воды в сто­ рону от дороги проектируют поперечные лотки по откосу насыпи. Конструкции продольных и поперечных лотков разработаны Союздорпроектом [49] и приведены в Альбоме водоотводных уст­ ройств [6]. Одним из основных условий нормальной работы этих сооружений является правильное назначение расстояний между водосбросными лотками на откосах и дождеприемными колодцами на разделительной полосе. Определение минимальных расстояний для дорог различных категорий производится по этому альбому, а для дорог вне категорий, предусмотренных СНиП по данным, при­ веденным в работе [102].

Г л а в а XIII. МАЛЫЕ ВОДОПРОПУСКНЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

§59. ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ

Кмалым искусственным сооружениям, предназначенным для пропуска воды под железными и автомобильными дорогами, отно­ сятся мосты длиной до 25 ж, трубы всех типов, лотки, дюкеры и фильтрующие насыпи. К этому же роду сооружений относятся акве­ дуки, пропускающие воды над полотном дороги (также длиной не более 25 ж) и селедуки, рассчитанные на пропуск селевых павод­ ков над полотном дороги.

На автомобильных дорогах низких категорий в качестве малых водопропускных сооружений применяют перепуски воды через по­ лотно дороги по специальным лоткам, являющимся и проезжей частью дороги.

Малые водопропускные сооружения проектируются на основа­ нии гидрологических и гидравлических расчетов, выполняемых ме­ тодами, отличными от рассмотренных выше для средних и больших мостов.

Малые искусственные сооружения устраиваются на малых, обычно периодических водотоках; производить наблюдения на та­


ких водотоках в период изыска­ ний практически невозможно. Поэтому величины расходов во­ ды требуемой вероятности пре­ вышения устанавливают расче­ том стока с водосборных пло­ щадей по действующим норма­ тивам [53]. По ним в настоящее время рассчитывают сток с ма­

лых

бассейнов

площадями до

100

км2.

имеется

несоответст­

Здесь

вие

между термином «малый»

применительно

к

бассейну и

к искусственному сооружению,

которое

должно

пропустить

сток с этого бассейна. В СССР

имеются

районы

 

(Дальний Восток, Черноморское побережье Кав­

каза, Карпаты), где при площадях бассейнов 80— 100 км2 мак­ симальные расходы составляют 400—500 м3/сек. Такие расходы не могут пропустить малые сооружения; поэтому предел применимо­ сти норм стока в 100 км2 нам представляется завышенным. Возмож­ ны случаи, когда мосты длиной более 25 м приходится устраивать на малых водотоках с площадью 'бассейна -менее 100 км2.

Малые искусственные сооружения имеют ту особенность, что у малых мостов подмостовое русло, как правило, укреплено, а трубы имеют замкнутый неразмываемый контур и могут работать при безнапорном и напорном режимах.

Поэтому методика гидравлических расчетов этих сооружений (см. § 70) существенно отличается от методики, принятой при рас­ четах для средних и больших мостов.

Здесь также есть несоответствие между установленной по ус­ ловиям эксплуатации наибольшей длиной малого моста 25 м и ре­ комендацией СИ 200-62 — не укреплять подмѳстовое русло при от­ верстии моста более 10 м. Однако практика проектирования и строительства показала, что в ряде случаев (большие скорости те­ чения и малые глубины воды) экономически целесообразно укреп­ лять подмостовое русло и при больших отверстиях мостов (рис. ХІІІ-1).

Таким образом, только трубы и лотки с их разновидностями в виде дюкеров, а также фильтрующие насыпи по особенностям ме­ тодики гидрологических и гидравлических расчетов можно отнести к малым искусственным сооружениям. Для мостов и акведуков граница между малыми и средними сооружениями условна и не связана с этими особенностями.

В дальнейшем малым будем считать мост с укрепленным руслом длиной до 25 м.

На железных и автомобильных дорогах из водопропускных со­ оружений наиболее распространены малые мосты и трубы.


Малые мосты разделяются: по материалу, из которого они со­ оружены (деревянные, каменные, железобетонные), по числу про­ летов (однопролетные, многопролетные), по конструкции их про­ летных строений (балочные, арочные, рамные), а также по типу опор.

С начала 40-х годов вместо применявшихся ранее балочных мо­ стов на массивных опорах стали применяться свайно-эстакадные мосты на опорах в виде пространственных рам из железобетонных свай и скрепляющих элементов (рис. ХІІІ-2). Малые мосты, как правило, сооружают по типовым проектам.

Свайно-эстакадные и рамные мосты на естественном основании со стандартным пролетом 5 м применяют на суходолах, где нет ле­ довых явлений, а также на водотоках, имеющих большое количест­ во наносов при 'Высотах насыпи от 1,5 до 4,0 м; последнее ограни­ чение принято в типовом проекте по конструктивным соображениям.

Водопропускные трубы под насыпями автомобильных и желез­ ных дорог в настоящее время унифицированы, сооружаются толь­ ко по типовым проектам.

Это — круглые железобетонные трубы отверстием 1,00; 1,25; 1,50 и 2,00 м, прямоугольные железобетонные трубы, имеющие, кроме перечисленных, отверстия 2,50, 3,00 и 4,00 м, и бетонные трубы, имеющие очертание отверстий 1,5x2,0; 2,0X2,0; 3,0X2,0; 2,0X3,0; 3,0X3,0; 4,0X3,0; 5,0X3,0 и 6,0x3,0 м.

Последние применяют на постоянных водотоках при наличии на- ледных явлений и больших расходах воды.

Под насыпями автомобильных дорог допускается применение труб отверстием 0,75 м.

Применение минимального отверстия трубы 1,0 м по условиям эксплуатации ограничено на железных дорогах длиной трубы не более 20 м, а на автомобильных дорогах длиной не более 30 м; тру­ бы отверстием 0,75 м применяют при длине их не более 15 м.

Рис. ХІІІ-2. Двухпролетный свайно-эстакадный мост

Рис. ХІІІ-3. Типы оголовков труб:

1 — п о р та л ьн ы й ; 2 — р а с т р у б н ы й ; 3 — в о р о тн и к о вы й ; 4 — ко р и д о р н ы й

Ранее при строительстве, кроме круглых и прямоугольных, при­ меняли трубы с различным очертанием отверстий: коробовые, полу­ циркульные, овоидальные и треугольные. Кроме бетона и железо­ бетона, материалами для труб служили: бутовый камень, кирпич, металл и дерево.

Очертание трубы влияет на водопропускную способность. Так, например, круглые трубы имеют меньшую водопропускную способ­ ность, чем прямоугольные того же отверстия, так как площадь жи­ вого сечения меньше, чем у прямоугольных при одинаковой наи­ большей глубине.

На водопропускную способность труб влияет тип входного ого­ ловка, определяющего характер перепада и сжатие потока при вхо­ де в сооружение.

Широко применяемыми и в настоящее время являются порталь­ ные и раструбные оголовки. В начале столетия для упрощения строительных работ применяли воротниковые оголовки, а в конце двадцатых годов ввели в практику строительства коридорный ого­ ловок, позволяющий осуществлять перепад от уровня воды перед трубой к уровню воды в трубе на протяжении выдвинутых к по­ дошве насыпи вертикальных стенок (рис. ХІІІ-3).

В последние годы стали применять у круглых труб конические обтекаемые оголовки конструкции ЦНИИСа и Союздорнии, кото­ рые значительно увеличивают водопропускную способность труб. Каждый тип оголовка имеет положительные и отрицательные свой­ ства.

Так, например, портальные оголовки дают по сравнению с остальными типами меньшую пропускную способность, но просты в изготовлении. Обтекаемые конические оголовки трудоемки в изго­ товлении, но обладают наибольшей водопропускной способностью. ПрименяІЬт также раструбные оголовки с коническим входным зве­ ном (рис. ХІІІ-4).

Для увеличения расходов, пропускаемых прямоугольными тру­ бами вместо конических оголовков применяют повышенные звенья на входе в трубу.

Действующими техническими условиями количество очков у круглых и прямоугольных труб не ограничено. На железных доро­ гах старой постройки встречаются многоочковые трубы, такие тру­ бы наиболее часто применяют на автомобильных дорогах. По дан­ ным Е. В. Болдакова [22], в США и других странах встречаются пе­


 

 

 

 

реходы через малые водотоки с тру­

 

 

 

 

бами, имеющими десятки и даже

 

 

 

 

сотни очков отверстиями ~ 0 ,7 м.

 

 

 

 

В современной

практике

проек­

 

 

 

 

тирования и строительства

желез­

 

 

 

 

ных дорог обычно применяют одно-,

 

 

 

 

двух- и трехочковые круглые трубы

 

 

 

 

и одно- и двухочковые прямоуголь­

 

 

 

 

ные трубы, что отражено в соответ­

 

 

 

 

ствующих типовых проектах.

 

 

 

 

Водопропускные трубы

под на­

 

 

 

 

сыпями при любых оголовках зна­

 

 

 

 

чительно стесняют притекающий к

Рис. ХІІІ-4.

Разрезы

обтекаемых

ним паводочный

поток. Вследствие

оголовков (по оси трубы) :

этого происходит

образование под­

а — раструбный

с

коническим

входным звеном;

б конический,

пора с малыми скоростями течения

срезанный в

плоскости

откоса на­

в верхнем бьефе и соответственно,

 

сыпи

 

уменьшение глубины воды и уве­

 

 

 

 

личение скоростей растекающегося

потока в нижнем бьефе сооружения.

Если поток несет много наносов, то они откладываются в верх­ нем бьефе и могут постепенно закрыть отверстие (рис. X II1-5). По­ этому устройство труб на сильно мутных, а тем более селевых пото­ ках не рекомендуется; существующие сооружения на таких водото­ ках требуют усиленного наблюдения и своевременной расчистки.

Современными типовыми проектами максимальные глубины под­ пертой воды перед трубами и скорости течения на выходе огра­

ничены.

В табл. ХІІІ-1 приведены характеристики предельной водопро­ пускной способности для наименьших и наибольших отверстиТі круглых железобетонных и прямоугольных бетонных труб (при без­ напорном режиме).

Рис. ХІІІ-5. Отложения наносов в круглой двухочковой трубе с портальным. оголовком


Рис. ХІІІ-6. Размыв недостаточно уплотненной насыпи у круглой трубы с рас­ трубным оголовком

Из табл. X III-1 видно, что величины подпоров и скоростей могут быть значительными. Вследствие этого за трубами обязательно устройство укрепления нижнего бьефа, а также тщательное уплот­ нение грунта насыпи во избежание фильтрации напорной воды че­ рез ее тело.

Т а б л и ц а ХІІІ-1

 

 

 

П одпор

М а к с и ­

С к о р о сть

Тип тр убы

Т и ц о го л о вк а

О т в е р ­

п ер ед

мальный

с т и е , м

трубой

р а с х о д ,

н а в ы хо д е ,

 

 

 

И , м

м д і с е к

м / с е к

Круглая

железобе-

Раструбный

с

ко-

1 , 0

 

1 , 3 9

2 , 2 0

3 , 4

тонная

труба

ническим

входным

2 , 0

 

2 , 7 8

1 2 , 5 0

4 , 8

Прямоугольная бе-

звеном

с

по- 1 , 5

 

 

 

 

 

Раструбный

X 2

, 0

2 , 7 7

1 1 , 2 5

4 , 8

тонная

труба

вышенным

входным 6 , 0

X 3

, 0

3 , 7 1

6 9 , 0 0

5 , 5

 

 

 

звеном

 

 

 

 

 

 

 

 

Из-за

недостаточного уплотнения

 

грунта насыпи у

трубы

(рис. ХІІІ-6) при уровне подпертой воды ниже расчетного вследст­ вие фильтрационной суффозии грунта произошел катастрофичес­ кий размыв насыпи при полной сохранности самой трубы.

Лотки (открытые прямоугольные русла) устраивают в междушпальном пространстве для пропуска незначительных расходов воды при насыпях недостаточной высоты для укладки круглых труб. Лотки делают каменными, бетонными и железобетонными от-