ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
ловий .работы насыпи при подтоплении. Укрепление откосов может быть различно по длине пойменных подходов. Более капитальные типы укреплений требуются на участках насыпи, прилегающих к мосту и регуляционным сооружениям, а также в местах пересече ния староречий, менее капитальные — у границы разлива.
На горных реках для укрепления откосов насыпей применяют подпорные стены, а также различные берегоукрепительные соору
жения.
При проектировании автодорожных подходов высоких катего рий возникает необходимость обеспечения отвода поверхностной воды с разделительной полосы и проезжей части дороги. С этой целью вдоль внешних кромок покрытия устраивают продольные лотки для сбора воды с проезжей части, а для отвода воды в сто рону от дороги проектируют поперечные лотки по откосу насыпи. Конструкции продольных и поперечных лотков разработаны Союздорпроектом [49] и приведены в Альбоме водоотводных уст ройств [6]. Одним из основных условий нормальной работы этих сооружений является правильное назначение расстояний между водосбросными лотками на откосах и дождеприемными колодцами на разделительной полосе. Определение минимальных расстояний для дорог различных категорий производится по этому альбому, а для дорог вне категорий, предусмотренных СНиП по данным, при веденным в работе [102].
Г л а в а XIII. МАЛЫЕ ВОДОПРОПУСКНЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
§59. ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ
Кмалым искусственным сооружениям, предназначенным для пропуска воды под железными и автомобильными дорогами, отно сятся мосты длиной до 25 ж, трубы всех типов, лотки, дюкеры и фильтрующие насыпи. К этому же роду сооружений относятся акве дуки, пропускающие воды над полотном дороги (также длиной не более 25 ж) и селедуки, рассчитанные на пропуск селевых павод ков над полотном дороги.
На автомобильных дорогах низких категорий в качестве малых водопропускных сооружений применяют перепуски воды через по лотно дороги по специальным лоткам, являющимся и проезжей частью дороги.
Малые водопропускные сооружения проектируются на основа нии гидрологических и гидравлических расчетов, выполняемых ме тодами, отличными от рассмотренных выше для средних и больших мостов.
Малые искусственные сооружения устраиваются на малых, обычно периодических водотоках; производить наблюдения на та
ких водотоках в период изыска ний практически невозможно. Поэтому величины расходов во ды требуемой вероятности пре вышения устанавливают расче том стока с водосборных пло щадей по действующим норма тивам [53]. По ним в настоящее время рассчитывают сток с ма
лых |
бассейнов |
площадями до |
||
100 |
км2. |
имеется |
несоответст |
|
Здесь |
||||
вие |
между термином «малый» |
|||
применительно |
к |
бассейну и |
||
к искусственному сооружению, |
||||
которое |
должно |
пропустить |
||
сток с этого бассейна. В СССР |
||||
имеются |
районы |
|
(Дальний Восток, Черноморское побережье Кав |
каза, Карпаты), где при площадях бассейнов 80— 100 км2 мак симальные расходы составляют 400—500 м3/сек. Такие расходы не могут пропустить малые сооружения; поэтому предел применимо сти норм стока в 100 км2 нам представляется завышенным. Возмож ны случаи, когда мосты длиной более 25 м приходится устраивать на малых водотоках с площадью 'бассейна -менее 100 км2.
Малые искусственные сооружения имеют ту особенность, что у малых мостов подмостовое русло, как правило, укреплено, а трубы имеют замкнутый неразмываемый контур и могут работать при безнапорном и напорном режимах.
Поэтому методика гидравлических расчетов этих сооружений (см. § 70) существенно отличается от методики, принятой при рас четах для средних и больших мостов.
Здесь также есть несоответствие между установленной по ус ловиям эксплуатации наибольшей длиной малого моста 25 м и ре комендацией СИ 200-62 — не укреплять подмѳстовое русло при от верстии моста более 10 м. Однако практика проектирования и строительства показала, что в ряде случаев (большие скорости те чения и малые глубины воды) экономически целесообразно укреп лять подмостовое русло и при больших отверстиях мостов (рис. ХІІІ-1).
Таким образом, только трубы и лотки с их разновидностями в виде дюкеров, а также фильтрующие насыпи по особенностям ме тодики гидрологических и гидравлических расчетов можно отнести к малым искусственным сооружениям. Для мостов и акведуков граница между малыми и средними сооружениями условна и не связана с этими особенностями.
В дальнейшем малым будем считать мост с укрепленным руслом длиной до 25 м.
На железных и автомобильных дорогах из водопропускных со оружений наиболее распространены малые мосты и трубы.
Рис. ХІІІ-3. Типы оголовков труб:
1 — п о р та л ьн ы й ; 2 — р а с т р у б н ы й ; 3 — в о р о тн и к о вы й ; 4 — ко р и д о р н ы й
Ранее при строительстве, кроме круглых и прямоугольных, при меняли трубы с различным очертанием отверстий: коробовые, полу циркульные, овоидальные и треугольные. Кроме бетона и железо бетона, материалами для труб служили: бутовый камень, кирпич, металл и дерево.
Очертание трубы влияет на водопропускную способность. Так, например, круглые трубы имеют меньшую водопропускную способ ность, чем прямоугольные того же отверстия, так как площадь жи вого сечения меньше, чем у прямоугольных при одинаковой наи большей глубине.
На водопропускную способность труб влияет тип входного ого ловка, определяющего характер перепада и сжатие потока при вхо де в сооружение.
Широко применяемыми и в настоящее время являются порталь ные и раструбные оголовки. В начале столетия для упрощения строительных работ применяли воротниковые оголовки, а в конце двадцатых годов ввели в практику строительства коридорный ого ловок, позволяющий осуществлять перепад от уровня воды перед трубой к уровню воды в трубе на протяжении выдвинутых к по дошве насыпи вертикальных стенок (рис. ХІІІ-3).
В последние годы стали применять у круглых труб конические обтекаемые оголовки конструкции ЦНИИСа и Союздорнии, кото рые значительно увеличивают водопропускную способность труб. Каждый тип оголовка имеет положительные и отрицательные свой ства.
Так, например, портальные оголовки дают по сравнению с остальными типами меньшую пропускную способность, но просты в изготовлении. Обтекаемые конические оголовки трудоемки в изго товлении, но обладают наибольшей водопропускной способностью. ПрименяІЬт также раструбные оголовки с коническим входным зве ном (рис. ХІІІ-4).
Для увеличения расходов, пропускаемых прямоугольными тру бами вместо конических оголовков применяют повышенные звенья на входе в трубу.
Действующими техническими условиями количество очков у круглых и прямоугольных труб не ограничено. На железных доро гах старой постройки встречаются многоочковые трубы, такие тру бы наиболее часто применяют на автомобильных дорогах. По дан ным Е. В. Болдакова [22], в США и других странах встречаются пе
Рис. ХІІІ-6. Размыв недостаточно уплотненной насыпи у круглой трубы с рас трубным оголовком
Из табл. X III-1 видно, что величины подпоров и скоростей могут быть значительными. Вследствие этого за трубами обязательно устройство укрепления нижнего бьефа, а также тщательное уплот нение грунта насыпи во избежание фильтрации напорной воды че рез ее тело.
Т а б л и ц а ХІІІ-1
|
|
|
П одпор |
М а к с и |
С к о р о сть |
Тип тр убы |
Т и ц о го л о вк а |
О т в е р |
п ер ед |
мальный |
|
с т и е , м |
трубой |
р а с х о д , |
н а в ы хо д е , |
||
|
|
|
И , м |
м д і с е к |
м / с е к |
Круглая |
железобе- |
Раструбный |
с |
ко- |
1 , 0 |
|
1 , 3 9 |
2 , 2 0 |
3 , 4 |
||
тонная |
труба |
ническим |
входным |
2 , 0 |
|
2 , 7 8 |
1 2 , 5 0 |
4 , 8 |
|||
Прямоугольная бе- |
звеном |
с |
по- 1 , 5 |
|
|
|
|
|
|||
Раструбный |
X 2 |
, 0 |
2 , 7 7 |
1 1 , 2 5 |
4 , 8 |
||||||
тонная |
труба |
вышенным |
входным 6 , 0 |
X 3 |
, 0 |
3 , 7 1 |
6 9 , 0 0 |
5 , 5 |
|||
|
|
|
звеном |
|
|
|
|
|
|
|
|
Из-за |
недостаточного уплотнения |
|
грунта насыпи у |
трубы |
(рис. ХІІІ-6) при уровне подпертой воды ниже расчетного вследст вие фильтрационной суффозии грунта произошел катастрофичес кий размыв насыпи при полной сохранности самой трубы.
Лотки (открытые прямоугольные русла) устраивают в междушпальном пространстве для пропуска незначительных расходов воды при насыпях недостаточной высоты для укладки круглых труб. Лотки делают каменными, бетонными и железобетонными от-