ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
gï |
' |
L = 80M |
|
|
|
3 0 |
Ѵ/7 |
60м |
|
Ю , , |
3 0 |
|
|
------------ |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
R - 25ПО |
R-WOF1 K-2S |
W |
|
--------- R -2 5 0 0 |
|
|
|
Рис. XIII-7. Конструкция брода на автомобильной дороге: а — разрез по оси дороги; б — разрез по оси потока:
/ — б у т о в а я к л а д к а н а р а с т в о р е ; 2 — п е с ч а н о -гр а в и й н о е о с н о в а н и е ; 3 — ц е м е н т о б е то н н о е п о - к р ы т и е ; 4 — о д и н о ч н о е м о щ ен и е н а р а с т в о р е ; 5 — к а м е н н а я н а б р о с к а
верстиями 0,50—0,75 м. Для пропуска под низкими насыпями не больших расходов (главным образом, расходов мелкой ороситель ной сети) применяют также дюкеры. Дюкер состоит из двух колод цев, соединенных под насыпью трубой, опущенной ниже дна оросительной канавы. Вода из оросительной канавы сливается в верховой колодец и по трубе поступает в низовой колодец, излива ясь из него в нижележащую оросительную сеть.
При малых расходах и скоростях притекающей воды, в которой отсутствуют взвешенные и влекомые наносы, на железных и авто мобильных дорогах ниже III категории водопропускное сооружение делают иногда в виде фильтрующей прослойки в насыпи. Такое сооружение из крупных камней называют фильтрующей насыпью и применяют при наличии на месте строительства камня крепких по род. Возможны комбинированные сооружения в виде трубы и фильтрующей насыпи.
В СССР только на автомобильных дорогах низких категорий при кратковременных ливневых паводках применяют так назы ваемые броды или перепуски воды через проезжую часть дороги по лоткам в пониженных местах продольного профиля. Броды имеют обычно очертание по вогнутой в вертикальной плоскости кривой радиусом не менее 200 м. Возможны и иные очертания в виде го ризонтальной площадки в пониженной части лотка, сопряженной вертикальными кривыми с продольным профилем участка дорогщ где расположен брод.
Глубину затопления брода назначают из условия беспрепятст венного прохода автомобиля во время дождя, т. е. не более 30— 40 см в самой пониженной точке брода.
За рубежом, в странах с исключи |
|
|
тельно ливневым стоком, в особенно |
|
|
сти в горных условиях, где паводки |
|
|
кратковременны, броды широко при |
|
|
меняются на автомобильных |
дорогах |
|
даже с интенсивным движением, как |
|
|
например на дороге Дамаск — Алеппо |
|
|
в Сирии. По данным Б. Ф. Перевозни- |
|
|
кова, в Непале также широко приме |
|
|
няется этот тип сооружений; конструк |
|
|
ция такого брода схематично |
изобра |
|
жена на рис. ХІІІ-7. |
|
Рис. ХІІІ-8. Селедук |
Пропуск малого водотока |
над по |
лотном дороги довольно редкий слу чай. Он может встретиться преимущественно в горных условиях,
когда трасса пересекает водоток в глубокой выемке или когда трас са дороги лроходит у подошвы крутого горного склона, по которо му стекают ливневые или ливнеселевые потоки. Пропуск такого потока над полотном дороги осуществляют по акведуку каменно арочному, железобетонному арочному или рамному, несущему лоток, поперечное сечение которого рассчитано на пропуск паводочного расхода водотока. Один из таких селедуков изображен на рис. ХІІІ-8.
§ 60. РАЗМЕЩЕНИЕ СООРУЖЕНИИ И ВЫБОР ИХ ТИПОВ
Согласно действующим техническим условиям малые железно дорожные мосты с устройством пути на балласте, а также малые автодорожные мосты и трубы под насыпями можно располагать на любых сочетаниях профиля и плана линии, которые предусмотрены нормами для соответствующих категорий дорог.
Однако это не значит, что размещение малых искусственных сооружений на линии и их расположение в профиле и плане не влияет на проектирование дороги.
Минимальное возвышение бровки земляного полотна над наи высшим подпертым уровнем воды перед трубой или мостом, требуе мые габариты сооружений, минимальная величина засыпки над трубой при различных режимах ее работы могут в ряде случаев определить положение проектной линии на пересечении (водотоков. Наличие и выраженность водоразделов между пересекаемыми во дотоками, условия продольного водоотвода и отложений наносов на селевых логах, геологические условия в местах фундирования сооружений — все это может иногда поставить вопрос о некотором изменении первоначально намеченной трассы на отдельных уча стках дороги.
На пересечении трассой каждого водотока должно быть, как правило, устроено искусственное сооружение. В случае технической возможности и экономической целесообразности допускается све дение в одно сооружение двух или более водотоков. Такое сведение
Рис. ХІІІ-9. План размещения искусственных сооружений на плато:
/ — т р а с с а ; 2 — и с к у с с т в е н н ы е с о о р у ж е н и я ; 3 — в о д о о т в о д ы ; 4 — в о д о у д е р ж и в а ю щ и е (в о д о р а з д е л и т е л ь н ы е д а м б ы ; 5 — н а п р а в л е н и е ст о к а
осуществляют по водоотводным канавам на основании их гидрав лического расчета.
Система искусственных сооружений и водоотводных канав должна обеспечить сохранность земляного полотна при пропуске паводочных и меженных вод, притекающих к дороге.
Водоотвод от полотна дороги должен быть устроен так, чтобы обеспечить сток воды в искусственное сооружение с любого, самого малого водосбора, прилегающего к линии. Стоимость устройства водоотвода вместо искусственного сооружения должна давать ощу тимый экономический эффект; если стоимость водоотвода с учетом ежегодных затрат на его содержание близка к стоимости искусст венного сооружения, то предпочтительнее устройство раздельных сооружений.
При равнинном рельефе местности водоразделы бассейнов и ло га почти не выражены. В таких случаях, чтобы не делать длинных водоотводов, неудобных в эксплуатации, не реже чем через 2—3 км устраивают водопропускные сооружения в местах, где это возмож но по уклону местности.
^Так размещали сооружения при проектировании железнодорож ной линии К'унград — Бейнеу на .плато Устюрт.
На протяжении десятков километров на плато нет выраженных логов, а поверхность земли имеет однообразный наклон, причем трасса пересекает горизонтали под острым углом (рис. ХІІІ-9). Вдоль земляного полотна устраивали водоотводные канавы, кото рые через определенное расстояние подводились к искусственному сооружению; чтобы заставить воду течь в сооружение, непосредст венно ниже его устраивалась водоразделительная дамба, обеспе чивающая создание необходимого подпора.
Водоразделительные дамбы часто устраивают в местности с явНО' выраженным рельефом во избежание перелива подпертой воды
из одного сооружения в другое через невысокий водораздел (рис. ХІІІ-10).