Файл: Переходы через водотоки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

'

L = 80M

 

 

 

3 0

Ѵ/7

60м

 

Ю , ,

3 0

 

 

------------

 

 

 

1

 

 

 

 

 

R - 25ПО

R-WOF1 K-2S

W

 

--------- R -2 5 0 0

 

 

Рис. XIII-7. Конструкция брода на автомобильной дороге: а — разрез по оси дороги; б — разрез по оси потока:

/ — б у т о в а я к л а д к а н а р а с т в о р е ; 2 — п е с ч а н о -гр а в и й н о е о с н о в а н и е ; 3 — ц е м е н т о б е то н н о е п о - к р ы т и е ; 4 — о д и н о ч н о е м о щ ен и е н а р а с т в о р е ; 5 — к а м е н н а я н а б р о с к а

верстиями 0,50—0,75 м. Для пропуска под низкими насыпями не­ больших расходов (главным образом, расходов мелкой ороситель­ ной сети) применяют также дюкеры. Дюкер состоит из двух колод­ цев, соединенных под насыпью трубой, опущенной ниже дна оросительной канавы. Вода из оросительной канавы сливается в верховой колодец и по трубе поступает в низовой колодец, излива­ ясь из него в нижележащую оросительную сеть.

При малых расходах и скоростях притекающей воды, в которой отсутствуют взвешенные и влекомые наносы, на железных и авто­ мобильных дорогах ниже III категории водопропускное сооружение делают иногда в виде фильтрующей прослойки в насыпи. Такое сооружение из крупных камней называют фильтрующей насыпью и применяют при наличии на месте строительства камня крепких по­ род. Возможны комбинированные сооружения в виде трубы и фильтрующей насыпи.

В СССР только на автомобильных дорогах низких категорий при кратковременных ливневых паводках применяют так назы­ ваемые броды или перепуски воды через проезжую часть дороги по лоткам в пониженных местах продольного профиля. Броды имеют обычно очертание по вогнутой в вертикальной плоскости кривой радиусом не менее 200 м. Возможны и иные очертания в виде го­ ризонтальной площадки в пониженной части лотка, сопряженной вертикальными кривыми с продольным профилем участка дорогщ где расположен брод.

Глубину затопления брода назначают из условия беспрепятст­ венного прохода автомобиля во время дождя, т. е. не более 30— 40 см в самой пониженной точке брода.


За рубежом, в странах с исключи­

 

тельно ливневым стоком, в особенно­

 

сти в горных условиях, где паводки

 

кратковременны, броды широко при­

 

меняются на автомобильных

дорогах

 

даже с интенсивным движением, как

 

например на дороге Дамаск — Алеппо

 

в Сирии. По данным Б. Ф. Перевозни-

 

кова, в Непале также широко приме­

 

няется этот тип сооружений; конструк­

 

ция такого брода схематично

изобра­

 

жена на рис. ХІІІ-7.

 

Рис. ХІІІ-8. Селедук

Пропуск малого водотока

над по­

лотном дороги довольно редкий слу­ чай. Он может встретиться преимущественно в горных условиях,

когда трасса пересекает водоток в глубокой выемке или когда трас­ са дороги лроходит у подошвы крутого горного склона, по которо­ му стекают ливневые или ливнеселевые потоки. Пропуск такого потока над полотном дороги осуществляют по акведуку каменно­ арочному, железобетонному арочному или рамному, несущему лоток, поперечное сечение которого рассчитано на пропуск паводочного расхода водотока. Один из таких селедуков изображен на рис. ХІІІ-8.

§ 60. РАЗМЕЩЕНИЕ СООРУЖЕНИИ И ВЫБОР ИХ ТИПОВ

Согласно действующим техническим условиям малые железно­ дорожные мосты с устройством пути на балласте, а также малые автодорожные мосты и трубы под насыпями можно располагать на любых сочетаниях профиля и плана линии, которые предусмотрены нормами для соответствующих категорий дорог.

Однако это не значит, что размещение малых искусственных сооружений на линии и их расположение в профиле и плане не влияет на проектирование дороги.

Минимальное возвышение бровки земляного полотна над наи­ высшим подпертым уровнем воды перед трубой или мостом, требуе­ мые габариты сооружений, минимальная величина засыпки над трубой при различных режимах ее работы могут в ряде случаев определить положение проектной линии на пересечении (водотоков. Наличие и выраженность водоразделов между пересекаемыми во­ дотоками, условия продольного водоотвода и отложений наносов на селевых логах, геологические условия в местах фундирования сооружений — все это может иногда поставить вопрос о некотором изменении первоначально намеченной трассы на отдельных уча­ стках дороги.

На пересечении трассой каждого водотока должно быть, как правило, устроено искусственное сооружение. В случае технической возможности и экономической целесообразности допускается све­ дение в одно сооружение двух или более водотоков. Такое сведение



Рис. ХІІІ-9. План размещения искусственных сооружений на плато:

/ — т р а с с а ; 2 — и с к у с с т в е н н ы е с о о р у ж е н и я ; 3 — в о д о о т в о д ы ; 4 — в о д о у д е р ж и в а ю щ и е (в о д о р а з ­ д е л и т е л ь н ы е д а м б ы ; 5 — н а п р а в л е н и е ст о к а

осуществляют по водоотводным канавам на основании их гидрав­ лического расчета.

Система искусственных сооружений и водоотводных канав должна обеспечить сохранность земляного полотна при пропуске паводочных и меженных вод, притекающих к дороге.

Водоотвод от полотна дороги должен быть устроен так, чтобы обеспечить сток воды в искусственное сооружение с любого, самого малого водосбора, прилегающего к линии. Стоимость устройства водоотвода вместо искусственного сооружения должна давать ощу­ тимый экономический эффект; если стоимость водоотвода с учетом ежегодных затрат на его содержание близка к стоимости искусст­ венного сооружения, то предпочтительнее устройство раздельных сооружений.

При равнинном рельефе местности водоразделы бассейнов и ло­ га почти не выражены. В таких случаях, чтобы не делать длинных водоотводов, неудобных в эксплуатации, не реже чем через 2—3 км устраивают водопропускные сооружения в местах, где это возмож­ но по уклону местности.

^Так размещали сооружения при проектировании железнодорож­ ной линии К'унград — Бейнеу на .плато Устюрт.

На протяжении десятков километров на плато нет выраженных логов, а поверхность земли имеет однообразный наклон, причем трасса пересекает горизонтали под острым углом (рис. ХІІІ-9). Вдоль земляного полотна устраивали водоотводные канавы, кото­ рые через определенное расстояние подводились к искусственному сооружению; чтобы заставить воду течь в сооружение, непосредст­ венно ниже его устраивалась водоразделительная дамба, обеспе­ чивающая создание необходимого подпора.

Водоразделительные дамбы часто устраивают в местности с явНО' выраженным рельефом во избежание перелива подпертой воды

из одного сооружения в другое через невысокий водораздел (рис. ХІІІ-10).


Водо-разделительные дамбы являются ответственными сооруже­ ниями, обеспечивающими наравне с трубами и мостами безопас­ ность движения по дороге при пропуске паводковых вод. Поэтому при проектировании таких дамб поперечное сечение их должно быть в необходимых случаях проверено на фильтрацию, а откосы укреплены. Верх дамбы должен быть поднят над уровнем подпер­ той воды на величину возможной ошибки в уровне (см. § 70), но не менее 0,5 м, как этого требуют технические условия.

В равнинной местности встречаются замкнутые котловины (соры), являющиеся аккумуляторами стока. Если трасса дороги пе­ ресекает такую котловину, то может возникнуть вопрос об устрой­ стве искусственного сооружения для выравнивания уровней воды по обеим сторонам земляного полотна в пределах котловины. Во­ прос решается гидрологическим расчетом баланса стока и испаре­ ния в отсеченных насыпью частях впадины.

Для уменьшения высоты насыпи применяют углубленные русла и лоток сооружения закладывают ниже естественного дна лога. Такое решение возможно, если рельеф местности позволяет выве­ сти искусственное русло в нижнем бьефе к логу уклоном не менее

2%о.

Иногда для сокращения длины трубы при высокой насыпи соору­ жение выносят на склон лога. При этом необходимо обеспечить под­ вод воды к входному оголовку из наиболее пониженных точек лога перед сооружением.

Когда трассу дороги укладывают по долине реки в пределах ее разлива, то неизбежно пересекают ряд мелких притоков с неболь­ шими водосборными площадями. Искусственные сооружения на таких притоках делают обычно в виде малых мостов различных конструкций. Отверстия мостов, кроме пропуска стока с собствен­ ных бассейнов, будут работать на вход и выход речной воды в отсе­ ченную насыпью часть акватории поймы (рис. ХШ -11). Чтобы пре­ дотвратить образование продольных течений в отсеченной части поймы и сделать определенной работу отверстий малых мостов, предусматривают устройство водоразделительных дамб, иногда значительной длины. В подобных случаях целесообразно рассмот­ реть вариант укладки трассы вне разлива реки. Такой вариант,

Рис. ХІІІ-10. Схема размещения искусственных сооружений на продольном про­ филе дороги:

/ — п р я м о у го л ь н а я т р у б а ; 2 — в о д о р а з д е л ь н а я

д а м б а ; 3 — в о д о о т в о д ; 4 — к р у гл а я ж е л е з о б е ­

т о н н а я

т р у б а