ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
Рис. ХІІІ-11. План участка долинного хода дороги:
/ — т р а с с а д о р о ги ; 2 — м а л ы е и с к у с с т в е н н ы е с о о р у ж е н и я , р а б о т а ю щ и е н а с т о к |
с с о б с т в е н н ы х |
б а с с е й н о в на з а х о д и в ы х о д во д ы и з р е к и ; 3 — гр а н и ц а п ой м ы р е к и ; 4 — в о д о р а з д е л и т е л ь |
н ы е д а м б ы
несмотря на ухудшение профиля и плана линии, может оказаться выгоднее, так как не потребует укрепления пойменной -насыпи, обо их бьефов сооружений и устройства водоразделительных дамб.
На километр трассы дороги приходится в среднем около одного малого искусственного сооружения. Стоимость их обычно составля ет 8— 10% от общей строительной стоимости железной дороги [37] и 4—8% от стоимости автомобильной дороги. Меньшая стоимость малых искусственных сооружений на автомобильных дорогах опре деляется облегченной конструкцией сооружений под автомобильные нагрузки и соответствующим уменьшением объемов работ.
Стоимость каждого сооружения данного типа (свайно-эстакад ного железобетонного моста, круглой или прямоугольной трубы и т. п.) определяется величиной расхода, пропускаемого этим соору жением, и высотой насыпи в месте его размещения. Руководствуясь типовыми проектами, можно сопоставить для данной дороги стои мости различных типов сооружений в зависимости от их водопро пускной способности при различных высотах насыпи; сопоставле ние покажет области целесообразного применения того или иного типа.
Однако такое сравнение еще не решает вопроса о выборе типа сооружений. Технико-экономическое сравнение различных реше ний должно включать учет стоимости работ по укреплению подход ных и выходных русел, водоразделительных дамб и т. п., а также стоимости подходов к сооружению. Если при этом значительно меняется проектировка продольного, профиля дороги, то в сравне нии -вариантов устройства сооружений в необходимых случаях, включают и эксплуатационные расходы.
При выборе типов сооружений всегда стремятся к тому, чтобы для данной линии было выбрано минимальное число типоразмеров, упрощающее организацию строительных работ. Одновременно на до стремиться к тому, чтобы элементы сооружения могли изготов ляться заводским способом, а возведение сооружений осуществля лось индустриальными методами.
В этом отношении наиболее рационально применять сборные железобетонные круглые и прямоугольные трубы, а также железо
бетонные свайно-эстакадные и рамные мосты со стандартными про
летами.
По сравнению с малыми мостами трубы имеют ряд преиму ществ. Трубы унифицированы для железных и автомобильных до рог. Сооружение их достаточно просто и не требует сложных работ по фундированию; восстановление разрушенных труб значительно проще, чем мостов, а расходы на эксплуатацию труб ничтожно малы.
При пересечении глубоких логов устройство трубы может заме нить сооружение большого виадука, а применение водопропускных прямоугольных труб больших отверстий в некоторых случаях может заменить пешеходные мосты и скотопрогоны. Применение труб особенно выгодно, если имеется перспектива сооружения второго железнодорожного пути.
К недостаткам труб следует отнести ограниченность их приме нения на водотоках, несущих большое количество наносов, турбу лентно-селевых, а также на постоянных водотоках в районах с су ровой зимой. Кроме того, создание перед трубами значительных подпоров воды, необходимых для экономичного использования их отверстий, ухудшает условия работы насыпи у труб и требует при менения соответствующих грунтов с повышенным уплотнением.
При малых насыпях, ограничивающих образование подпора пе ред сооружением, целесообразно применение свайно-эстакадных мостов; применение мостов также оказывается выгодным при сла бых грунтах основания. Основным недостатком мостов является необходимость постоянного надзора, повышающего эксплуатацион ные затраты.
Г л а в а XIV. ИЗЫСКАНИЯ ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ВОДОТОКИ
§ 61. ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Для определения рациональных размеров отверстий малых во допропускных сооружений и их детального проектирования необ ходимо получение топографических характеристик по каждому пе ресекаемому водотоку.
Получение этих характеристик связано с выполнением следую щих топографо-геодезических работ:
сбор и получение топографо-геодезических материалов, а также материалов предшествующих изысканий;
определение гидрографических характеристик бассейнов для расчета стока;
нивелировка продольного уклона водотоков в районе переходов, живых сечений и морфостворов;
съемка детальных планов переходов; съемки для проектирования дамб обвалования и других регу
ляционных сооружений, спрямляющих и отводящих русел.
Как правило, основные топографо-геодезические работы на пе реходах через малые водотоки выполняют на стадии технического проекта. При рабочем проектировании исправляют лишь недочеты, которые могут быть обнаружены при составлении технического проекта, изменении трассы в связи с разработкой местных улуч шающих вариантов или укладкой окончательной трассы. Кроме того, при необходимости выполняют съемки сложных мест индиви дуального проектирования переходов через малые водотоки. На автомобильных дорогах съемки детальных планов выполняют на всех переходах при рабочем проектировании.
Все работы подразделяются на подготовительный, полевой и ка меральный периоды. В подготовительный период изучают и собира ют топографические карты, планы, материалы прошлых изысканий и аэрофотосъемки. В отдельных сложных случаях оказывается не обходимым организовывать аэрофотосъемку в размерах, требуе мых для получения расчетных данных.
Согласно требованиям ВСН 63-67 масштабы карт должны быть такими, чтобы 'бассейны изображались на планах площадями не менее 5 см2. С учетом этого требования предпочтительны масшта бы 1 : 25 000— 1 : 10 000.
Определение необходимых гидрографических характеристик во досборов производится по собранным топографическим материа лам. При их недостаточности или отсутствии, а также в случаях, когда на имеющихся планах и картах бассейн выражен неясно, площадь его составляет менее 0,25 км2 или он выражается на карте площадью менее 5 см2, производят натурные полевые обследования бассейнов. Полевые обследования малых водотоков обязательны в предгорных местностях с неустойчивым характером русел.
Способы полевых обследований бассейнов в натуре могут быть различными в зависимости от конкретных условий. В практике про ектирования находят применение следующие способы.
При необходимости определения границ бассейнов путем непо средственного их обследования в незаселенной и открытой местно стях с хорошо выраженными водоразделами целесообразна про кладка теодолитных ходов по боковым и верховым водоразделам с замером расстояний и румбов (рис. ХІѴ-1) с фиксацией истоков, смежных водоразделов, мест переливов из одного бассейна в другой.
При хорошо выраженном верховом водоразделе прокладывают теодолитный ход по водоразделу, а также аналогичные хода по дну логов от трассы дороги до водораздела.
Установление боковых границ водоразделов производят по во дораздельным точкам продольного профиля дороги и общим очер таниям верхового водораздела и соседних логов. В сложных слу чаях уточняют границы бассейнов путем их обхода по румбу вдоль боковых водоразделов или прокладки теодолитных ходов (рис. ХІѴ-2).
В предгорных и других районах, где малые водотоки образуют ся из больших путем выплеска воды из русла на пойму, проклады-
t
/
Р и с . X I V - 4 . П р о д о л ь н ы й п р о ф и л ь в о д о р а з д е л ь н о г о х о д а
теодолитом с трассы производят съемку контрольных точек глав ного водораздела, по которым затем и проводят линию водораз дела.
Окончательное уточнение границ между водосборами должно быть произведено по замыкающему створу, совпадающему с трас сой проектируемой дороги. Указанное уточнение целесообразно производить по продольному профилю дороги.
На рассматриваемой площади каждого бассейна должны быть определены в качестве факторов, аккумулирующих сток, площади болот, озер, водоемов, огражденных капитальными плотинами, и лесов.
Площади болот для расчета по методу ВСН 63-67 определяют только на бассейнах площадью более 10 км2.
Е. В. Болдаков [22] рекомендует отдельно учитывать площади, занимаемые лесом и кустарником, и считать 2 км2 площади кустар ника эквивалентным 1 км2леса.
При наличии на водосборах существующих автомобильных или железных дорог определение границ бассейнов и расчетных расхо дов производится с учетом их положения.
В результате этих работ должны быть собраны следующие све дения:
местоположение бассейна по трассе дороги, площадь бассейна, длина водотока;
отметки водотока у истока и расчетного створа, характер релье фа бассейна (равнинный, холмистый, горный) и уклон лога;
типы почв, видовой состав растительности и их распространение по площади бассейна;
наличие и местоположение озер, болот, марей, бессточных впа дин, пахотных земель, карстов, мерзлоты и др.;
наличие и местоположение прудов, водохранилищ, каналов, арыков, плотин, запруд, барражей, мельниц, мостов и других искус ственных сооружений.
После установления границ бассейнов, пересекаемых дорогой, составляют общий план бассейнов (рис. ХІѴ-5), на котором пока зывают трассу дороги, ее варианты, границы бассейнов, русла во дотоков, лога с притоками, существующие дороги и искусственные