Файл: Переходы через водотоки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. ХІІІ-11. План участка долинного хода дороги:

/ — т р а с с а д о р о ги ; 2 — м а л ы е и с к у с с т в е н н ы е с о о р у ж е н и я , р а б о т а ю щ и е н а с т о к

с с о б с т в е н н ы х

б а с с е й н о в на з а х о д и в ы х о д во д ы и з р е к и ; 3 — гр а н и ц а п ой м ы р е к и ; 4 — в о д о р а з д е л и т е л ь ­

н ы е д а м б ы

несмотря на ухудшение профиля и плана линии, может оказаться выгоднее, так как не потребует укрепления пойменной -насыпи, обо­ их бьефов сооружений и устройства водоразделительных дамб.

На километр трассы дороги приходится в среднем около одного малого искусственного сооружения. Стоимость их обычно составля­ ет 8— 10% от общей строительной стоимости железной дороги [37] и 4—8% от стоимости автомобильной дороги. Меньшая стоимость малых искусственных сооружений на автомобильных дорогах опре­ деляется облегченной конструкцией сооружений под автомобильные нагрузки и соответствующим уменьшением объемов работ.

Стоимость каждого сооружения данного типа (свайно-эстакад­ ного железобетонного моста, круглой или прямоугольной трубы и т. п.) определяется величиной расхода, пропускаемого этим соору­ жением, и высотой насыпи в месте его размещения. Руководствуясь типовыми проектами, можно сопоставить для данной дороги стои­ мости различных типов сооружений в зависимости от их водопро­ пускной способности при различных высотах насыпи; сопоставле­ ние покажет области целесообразного применения того или иного типа.

Однако такое сравнение еще не решает вопроса о выборе типа сооружений. Технико-экономическое сравнение различных реше­ ний должно включать учет стоимости работ по укреплению подход­ ных и выходных русел, водоразделительных дамб и т. п., а также стоимости подходов к сооружению. Если при этом значительно меняется проектировка продольного, профиля дороги, то в сравне­ нии -вариантов устройства сооружений в необходимых случаях, включают и эксплуатационные расходы.

При выборе типов сооружений всегда стремятся к тому, чтобы для данной линии было выбрано минимальное число типоразмеров, упрощающее организацию строительных работ. Одновременно на­ до стремиться к тому, чтобы элементы сооружения могли изготов­ ляться заводским способом, а возведение сооружений осуществля­ лось индустриальными методами.

В этом отношении наиболее рационально применять сборные железобетонные круглые и прямоугольные трубы, а также железо­


бетонные свайно-эстакадные и рамные мосты со стандартными про­

летами.

По сравнению с малыми мостами трубы имеют ряд преиму­ ществ. Трубы унифицированы для железных и автомобильных до­ рог. Сооружение их достаточно просто и не требует сложных работ по фундированию; восстановление разрушенных труб значительно проще, чем мостов, а расходы на эксплуатацию труб ничтожно малы.

При пересечении глубоких логов устройство трубы может заме­ нить сооружение большого виадука, а применение водопропускных прямоугольных труб больших отверстий в некоторых случаях может заменить пешеходные мосты и скотопрогоны. Применение труб особенно выгодно, если имеется перспектива сооружения второго железнодорожного пути.

К недостаткам труб следует отнести ограниченность их приме­ нения на водотоках, несущих большое количество наносов, турбу­ лентно-селевых, а также на постоянных водотоках в районах с су­ ровой зимой. Кроме того, создание перед трубами значительных подпоров воды, необходимых для экономичного использования их отверстий, ухудшает условия работы насыпи у труб и требует при­ менения соответствующих грунтов с повышенным уплотнением.

При малых насыпях, ограничивающих образование подпора пе­ ред сооружением, целесообразно применение свайно-эстакадных мостов; применение мостов также оказывается выгодным при сла­ бых грунтах основания. Основным недостатком мостов является необходимость постоянного надзора, повышающего эксплуатацион­ ные затраты.

Г л а в а XIV. ИЗЫСКАНИЯ ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ВОДОТОКИ

§ 61. ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Для определения рациональных размеров отверстий малых во­ допропускных сооружений и их детального проектирования необ­ ходимо получение топографических характеристик по каждому пе­ ресекаемому водотоку.

Получение этих характеристик связано с выполнением следую­ щих топографо-геодезических работ:

сбор и получение топографо-геодезических материалов, а также материалов предшествующих изысканий;

определение гидрографических характеристик бассейнов для расчета стока;

нивелировка продольного уклона водотоков в районе переходов, живых сечений и морфостворов;

съемка детальных планов переходов; съемки для проектирования дамб обвалования и других регу­

ляционных сооружений, спрямляющих и отводящих русел.


Как правило, основные топографо-геодезические работы на пе­ реходах через малые водотоки выполняют на стадии технического проекта. При рабочем проектировании исправляют лишь недочеты, которые могут быть обнаружены при составлении технического проекта, изменении трассы в связи с разработкой местных улуч­ шающих вариантов или укладкой окончательной трассы. Кроме того, при необходимости выполняют съемки сложных мест индиви­ дуального проектирования переходов через малые водотоки. На автомобильных дорогах съемки детальных планов выполняют на всех переходах при рабочем проектировании.

Все работы подразделяются на подготовительный, полевой и ка­ меральный периоды. В подготовительный период изучают и собира­ ют топографические карты, планы, материалы прошлых изысканий и аэрофотосъемки. В отдельных сложных случаях оказывается не­ обходимым организовывать аэрофотосъемку в размерах, требуе­ мых для получения расчетных данных.

Согласно требованиям ВСН 63-67 масштабы карт должны быть такими, чтобы 'бассейны изображались на планах площадями не менее 5 см2. С учетом этого требования предпочтительны масшта­ бы 1 : 25 000— 1 : 10 000.

Определение необходимых гидрографических характеристик во­ досборов производится по собранным топографическим материа­ лам. При их недостаточности или отсутствии, а также в случаях, когда на имеющихся планах и картах бассейн выражен неясно, площадь его составляет менее 0,25 км2 или он выражается на карте площадью менее 5 см2, производят натурные полевые обследования бассейнов. Полевые обследования малых водотоков обязательны в предгорных местностях с неустойчивым характером русел.

Способы полевых обследований бассейнов в натуре могут быть различными в зависимости от конкретных условий. В практике про­ ектирования находят применение следующие способы.

При необходимости определения границ бассейнов путем непо­ средственного их обследования в незаселенной и открытой местно­ стях с хорошо выраженными водоразделами целесообразна про­ кладка теодолитных ходов по боковым и верховым водоразделам с замером расстояний и румбов (рис. ХІѴ-1) с фиксацией истоков, смежных водоразделов, мест переливов из одного бассейна в другой.

При хорошо выраженном верховом водоразделе прокладывают теодолитный ход по водоразделу, а также аналогичные хода по дну логов от трассы дороги до водораздела.

Установление боковых границ водоразделов производят по во­ дораздельным точкам продольного профиля дороги и общим очер­ таниям верхового водораздела и соседних логов. В сложных слу­ чаях уточняют границы бассейнов путем их обхода по румбу вдоль боковых водоразделов или прокладки теодолитных ходов (рис. ХІѴ-2).

В предгорных и других районах, где малые водотоки образуют­ ся из больших путем выплеска воды из русла на пойму, проклады-


Р и с . Х І Ѵ - 1 . С х е м а т е о д о л и т н ы х

Р и е .

Х І Ѵ - 2 .

С х е м а

в о д о р а з д е л ь н ы х

т о -

х о д о в

ч е к

п р и у с т а н о в л е н и и

 

г р а н и ц

б а с с е й н о в :

 

/ — в е р х о в о й

в о д о р а з д е л ;

2 — в о д о р а з д е л ь н ы е

 

 

 

т о ч к и

 

 

 

вают теодолитные хода вдоль русла малых водотоков до мест их образования с целью определения длины водотока, размеров его собственной водосборной площади и мест возможного притока во­ ды из других водотоков.

При определении границ бассейнов в заселенной местности с не­ ясно выраженными водоразделами применяется способ разбивки магистральных тахеометрических ходов вдоль трассы дороги, рас­ полагаемых на различных расстояниях друг от друга в зависимости от местных условий и необходимости выявления конкретных водо­ раздельных пространств (рис. ХІѴ-3).

При прокладке этих ходов производится минимальная рубка ви­ зирок с произвольными расстояниями между горизонтальными уг­ лами поворота.

С начала хода измеряются углы поворота, расстояния и верти­ кальные углы на резких 'переломах рельефа и стоянках инструмен­ тов с целью возможного построения в дальнейшем продольного профиля хода.

Для выявления отдельных частных водоразделов прокладывают висячие теодолитные ходы от магистрального хода или трассы до­ роги.

Определение водораздельных контрольных точек между бассей­ нами производится по построенным продольным профилям этих ходов (рис. ХІѴ-4).

Этот метод наиболее эффективен для выявления границ малых водосборов, входящих в систему больших бассейнов, но в ряде районов он с успехом применялся и для выявления границ боль­ ших и средних бассейнов со слабовыраженными боковыми водо­ разделами.

При необходимости установления границ верхового водоразде­ ла в вершинах его устанавливают в открытой местности вехи, а в закрытой зажигают костры или сигнальные ракеты и путем засечек

Р и с . Х І Ѵ - 3 . С х е м а о п р е ­ д е л е н и я г р а н и ц б а с с е й н о в в з а л е с е н н о й м е с т н о с т и :

/ — т е о д о л и т н ы й

х о д ;

2

в о д о р а з д е л ь н ы е

т о ч к и

 


t

/

Р и с . X I V - 4 . П р о д о л ь н ы й п р о ф и л ь в о д о р а з д е л ь н о г о х о д а

теодолитом с трассы производят съемку контрольных точек глав­ ного водораздела, по которым затем и проводят линию водораз­ дела.

Окончательное уточнение границ между водосборами должно быть произведено по замыкающему створу, совпадающему с трас­ сой проектируемой дороги. Указанное уточнение целесообразно производить по продольному профилю дороги.

На рассматриваемой площади каждого бассейна должны быть определены в качестве факторов, аккумулирующих сток, площади болот, озер, водоемов, огражденных капитальными плотинами, и лесов.

Площади болот для расчета по методу ВСН 63-67 определяют только на бассейнах площадью более 10 км2.

Е. В. Болдаков [22] рекомендует отдельно учитывать площади, занимаемые лесом и кустарником, и считать 2 км2 площади кустар­ ника эквивалентным 1 км2леса.

При наличии на водосборах существующих автомобильных или железных дорог определение границ бассейнов и расчетных расхо­ дов производится с учетом их положения.

В результате этих работ должны быть собраны следующие све­ дения:

местоположение бассейна по трассе дороги, площадь бассейна, длина водотока;

отметки водотока у истока и расчетного створа, характер релье­ фа бассейна (равнинный, холмистый, горный) и уклон лога;

типы почв, видовой состав растительности и их распространение по площади бассейна;

наличие и местоположение озер, болот, марей, бессточных впа­ дин, пахотных земель, карстов, мерзлоты и др.;

наличие и местоположение прудов, водохранилищ, каналов, арыков, плотин, запруд, барражей, мельниц, мостов и других искус­ ственных сооружений.

После установления границ бассейнов, пересекаемых дорогой, составляют общий план бассейнов (рис. ХІѴ-5), на котором пока­ зывают трассу дороги, ее варианты, границы бассейнов, русла во­ дотоков, лога с притоками, существующие дороги и искусственные