Файл: Переходы через водотоки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматриваемый Б. Д. Ричардсом прием учета редукции слоя дождя по площади бассейна повторяет предложение русского пнж. Дмитриева, опубликованное в киевском журнале «Инженер» за 1882 г.

 

 

 

Т а б л и ц а ХѴ-4

К л а сс в о д о о т во д ­

Р а с ч е т н а я п о вто р я е м о ст ь

Р ек о м ен д ац и и для п ро екти ро вани я

н ы х у с т р о й с т в

п а во д к а (л е т )

 

1

1 : 100

При опасности подмыва сооруже-

2

1 : 40

ний гидростанций

Дороги категорий А и В

3

1

: 25

 

4

Перелив

1 :5

Дороги категории С

5

не более 5

Дороги категории Д

6дней в году

Внекоторых зарубежных странах отверстия транспортных во­ допропускных сооружений назначаются на пропуск нормативного паводка, ВП которого принимают в зависимости от категории до­ роги (второстепенные дороги и магистрали), типа сооружения (мост, труба) и гидравлического режима работы трубы. В США, например, разные штаты имеют свои нормативы, причем диапазон их достаточно велик — от 20—10% до 1 и даже 0,5%. В некоторых штатах допускается принимать ВП по «историческому паводку» (например, штаты Иллинойс, Индиана, Орегон, Техас) или по ин­

дивидуальным обоснованиям (штаты Кентукки, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк и др.). Малые сооружения на второстепенных дорогах проектируют на ВП в диапазоне преимущественно от 20— 10 до 3—4%, а на магистралях — на ВП — 3—2%. Характерными явля­ ются нормативы Австралии по ВП водопропускных сооружений, устраиваемых в горных условиях (табл. ХѴ-4).

§ 70. НАЗНАЧЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ МАЛЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Отверстия малых водопропускных сооружений теоретически мо­ гут быть назначены любой величины при условии обеспечения до­ статочной высоты насыпи и соответствующих размеров укреплений. Возможность непосредственного установления отверстия ослож­ няется тем, что при наличии аккумуляции воды перед сооружени­ ем, происходящей в большинстве случаев при расчете ливневого стока, расход воды в сооружении (исходная величина в расчете) зависит также и от его отверстия. В этом случае приходится зада­ ваться вариантами отверстий сооружений и в процессе расчета устанавливать расходы в них и соответствующие подпертые уров­ ни, скорости и глубины размыва на выходах из сооружений. Такой метод целесообразно применять вне зависимости от наличия аккумуляции, дополнив его технико-экономическим сравнением для выбора наиболее рациональных вариантов.


При сравнении вариантов отверстий необходимо учесть прин­ ципы типизации сооружений, так как в ряде случаев бывает эко­ номически оправдано увеличить величину отверстий, сократив при этом число типоразмеров.

Исходными данными для расчетов, связанными с назначением отверстий малых водопропускных сооружений, являются расходы притока воды к сооружениям и соответствующие им гидрографы, определяемые согласно указаниям § 66. Расчет начинают с назна­ чения вариантов отверстий данного типа сооружений (мостов, труб, лотков и т. п.), причем типы сооружений подбирают согласно ре­ комендациям § 60.

При назначении вариантов отверстий используют данные о рас­ ходах, пропускаемых трубами, и соответствующих им подпертых уровнях, приведенные в типовых проектах труб.

Для мостов следует предварительно принимать погонные рас­ ходы 1—3 м3/сек на 1 пог. м отверстия моста.

Далее устанавливают расходы воды в сооружении и строят со­ ответствующие им гидрографы паводков заданной повторяемости (гидрографы сброса). Расходы воды непосредственно в сооружении меньше расходов, притекающих с бассейнов, вследствие аккумуля­ ции воды перед сооружениями. При аккумуляции уровень воды перед сооружением определяется не только притоком воды с бас­ сейна, но и пропускной способностью отверстия. Если приток воды превышает пропускную способность сооружения, то избыточное количество воды способствует возрастанию уровня и объема воды ів водоеме, образующемся перед сооружением. В результате накоп­ ления воды перед сооружением гидрограф притока преобразуется :в более растянутый во времени гидрограф сброса, что приводит к снижению наибольшего расхода в сооружении по сравнению с наи­ большим расходом притока с бассейна. Объем накопившейся воды перед сооружением зависит от объема стока, гидрографа притока, отверстия сооружения и рельефа водоема.

В настоящее время распространен упрощенный способ расчета расходов воды в сооружениях при наличии аккумуляции, основан­ ный на использовании формулы Д. И. Кочерина [53].

После определения стока выполняют гидравлические расчеты водопропускных сооружений, в результате которых устанавлива­ ют подпертый уровень перед сооружением, скорости и глубины во­ ды в сооружении и за ним, а также размывы за укреплениями. На железных дорогах устанавливают также заполнение трубы при расчетном расходе, как это рекомендуется Техническими условия­ ми (СН 200-62).

Гидравлические расчеты для разных типов водопропускных сооружений отличаются некоторой спецификой, так как в каждом типе сооружений расчет зависит от гидравлических особенностей

их работы.

Водопропускные трубы в зависимости от уклона, с которым они укладываются, делятся на равнинные и косогорные. Равнинные трубы имеют уклоны, существенно не превышающие критические.


В практике принято к равнинным относить трубы, укладываемые с уклонами fT^0,02.

Косогорные трубы имеют уклоны іт>0,02. Для этих труб, как правило, требуются специальные меры по вводу потока в соору­ жение и гашению энергии за ним (или внутри его).

Гидравлический расчет труб зависит от режима протекания по­ тока в пределах входного оголовка и трубы. Излагаемая ниже методика гидравлических расчетов труб разработана в ЦНИИСе [87, 88].

Различают следующие режимы работы труб:

безнапорный, при котором по всей длине сооружения поток не касается верхней точки трубы;

полунапорный — входное сечение трубы затоплено, а на осталь­ ном протяжении свободное протекание;

напорный — входное сечение заполнено и на большей своей час­ ти труба работает полным сечением.

Для установления режима работы трубы необходимо предва­ рительно установить, короткой или длинной в гидравлическом от­ ношении является труба и не оказывает ли влияние на протекание потока глубина воды в выходном русле.

На пропускную способность коротких труб длина не оказывает влияния, а у длинных с увеличением длины пропускная способность снижается.

С некоторым приближением можно считать, что при 0^ / т<Дк трубы будут короткими, если гт^ 2 0 Л т, где Лт— высота трубы. При іт^ік трубы любой длины считаются короткими.

В зависимости от глубины воды в нижнем бьефе трубы могут быть затопленными с нижнего бьефа или незатопленными. Трубу следует считать как незатопленную, если глубина в нижнем бьефе /інб удовлетворяет условиям:

h u б ^ 1 , 2 / Î K и Л н б 1 , 1 й т »

где Лк — критическая глубина водві а трубе, способы определения которой для различных поперечных сечений излагаются в кур­ сах гидравлики и справочной литературе.

При отсутствии в нижнем бьефе подтопления, вызванного ка­ кими-либо сооружениями (например, насыпью второго пути при раздельном земляном полотне) или уровнями воды в реке (при долинных ходах) и уклонах лога на выходе гл 73=0,01, трубы счита­ ются как неподтопленные.

Если подтопление, вызванное внешними причинами, отсутству­ ет, а уклоны лога на выходе іл<0,01, то в качестве глубины в ниж­ нем бьефе принимают бытовую глубину в логу, определяемую мор­ фометрически, подбором.

Короткие неподтопленные со стороны нижнего бьефа трубы встречаются наиболее часто.

Гидравлические расчеты этих труб выполняются в следующей последовательности.


 

 

Рис. ХѴ-13.

График для

 

 

определения

глубины во­

 

 

ды

на-

входе

в прямо­

 

 

 

угольные трубы:

 

 

 

1 — т р у б а

б е з о го л о в к а

с

 

 

к о н ц а м и ,

ср е за н н ы м и

в

 

 

п л о ск о сти

о т к о са

н асы п и :

 

 

2 — о го л о вк и

 

р а с т р у б н ы е ;

 

 

а — К Г ; 3 — то ж е , а = 2 0 ° ; 4

 

 

то

ж е , а = 3 0 — 45°;

5

о го л о в ­

 

 

 

ки

п о р та л ьн ы е

 

 

о

о,і о,і 0,3 ял 0,5

а

 

 

 

 

 

 

 

 

птъ¥$Щ

 

 

 

 

 

 

Расчет начинают с установления режима протекания, для чего находят глубины в лимитирующих сечениях трубы: на входе в тру­ бу, а при наличии повышенных звеньев, кроме того, на входе в нор­ мальные звенья. Если эти глубины окажутся меньше высоты трубы в данных сечениях, то режим течения будет безнапорным, в про­ тивном случае для труб со всеми типами оголовков, кроме обтекае­ мых, полунаиорный, а для труб с коническими звеньями, оголовка­

ми, с обтекаемыми открылками

или горизонтальными

козырька­

ми — напорный.

 

 

 

Глубину воды на входе в трубу определяют по графикам в за­

висимости

от типа оголовков

и

безразмерных

параметров

Q

Q

 

для прямоугольных и круг-

---- ---------- и

-------------.соответственно

/іт }/g3f>2/iT

D2 ~)/gD

 

 

 

лых труб, где D — диаметр трубы, Ь — высота и отверстие прямо­

угольной трубы.

При наличии повышенного звена под высотой трубы понимают высоту этого звена (йТ(вх) и D BX) .

Рис. ХѴ-14. График для определения глубины во­ ды на входе в круглые трубы:

/ — т р у б а б е з о го л о в к а ; 2

во р о тн и к о вы й о го л о в о к ; 3 —

п о р та л ь н ы й

о го л о в о к ;

4

р а с т р у б н ы й ,

а =*10° и

сс = 4 5 °;

5 — р а с т р у б н ы й

а = 2 0 ° ; б —

р а с т р у б н ы й а = 2 0 ° с

к о н и ч е ­

ски м

звен о м

 

 


Графики (рис. ХѴ-13 и 14) построены для уклонов 1т«/к- При tT = 0 значения /гвх следует увеличивать на 0,05 /гт.

Для прямоугольных труб с повышенными звеньями, имеющими обычно длину /пз^2/гвх, дополнительно проверяют заполнение на

входе в нормальное звено. Глубину воды в этом сечении

опреде­

ляют по формуле

 

 

 

Авх(нз) = /гвх - (Авх - Ас) ]/1 -

(

2ЛвЛ ~ -— У .

(ХѴ-28)

'

'

^ЛвХ '

 

где Лс — глубина в сжатом сечении трубы, зависящая от типа ого­ ловка:

 

 

А

 

 

н

Портальный с конусами....................................

0,48

Коридорный...........................................................

0,54

Воротниковый........................................................

0,45

Раструбный

(ссог=Ю °)......................................

0,49

»

(а ог= 2 0 °).......................................

0,57

»

(а Ог=30°—4 5 ° ) .............................

0,55

Н — подпертая глубина воды перед трубой, определяемая по формуле (ХѴ-29).

Для круглых труб с коническими звеньями проверки глубины воды на входе в нормальные звенья, как показали эксперименты, не требуется. По большей из двух относительных глубин на входе

А ВХ(пз) \

/ А Вх (ш )

\

звенья опреде-

в повышенное ( J— -I и нормальное

\— г ~ ^ /

 

fix

 

 

 

ляют режим протекания воды в трубе (при весьма малых уклонах *т~0 для установления режима протекания потока в трубе необхо­ димо рассчитать свободную поверхность по уравнению неравномер­ ного движения).

Для труб на железных дорогах, рассчитываемых на два рас­ хода (расчетный и наибольший), регламентируется также наиболь­ шее заполнение трубы при пропуске расчетного расхода.

Описанная выше проверка может быть использована и для этой цели.

Подпертую глубину воды перед трубой при безнапорном режи­ ме определяют по формуле

(ХѴ-29)

' tnbKУ2g '

где т — коэффициент расхода при безнапорном режиме работы

и

трубы (см. табл. ХѴ-9);Ок = — — средняя ширина потока в Лк

трубе при критической глубине; для круглых труб Ьк опреде­ ляется по графику (рис. ХѴ-15). для прямоугольных ЬК= Ь .