Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

новном в следящих системах с индукционными датчиками рассогласо­ вания. Работа полупроводниковых усилителей основана на исполь­ зовании усилительных свойств полупроводниковых элементов.

В последнее время в следящих системах гирокомпасов все боль­ шее распространение получают магнитные усилители.

Магнитный усилитель — электромагнитное устройство, в котором используется зависимость изменения магнитной проницаемости фер­ ромагнитных материалов от величины подмагннчивания их постоян­ ным током. Магнитные усилители, хотя и имеют значительную маг­

нитную инерционность,

все же об­

1

ладают рядом

преимуществ,

кото-

рые обусловили их широкое рас­

 

пространение.

К достоинствам маг­

 

нитно о усилителя

можно отнести:

 

надежность

 

и

долговечность в

 

работе как

при

нормальных окру­

 

жающих условиях, так и при по­

 

вышенной температуре, влажности,

 

вибрации,

ударных

ускорениях

 

и т. п;

 

 

 

 

 

 

 

возможность

усиления

малых

 

мощностей (до 10-12 Вт);

 

 

высокий коэффициент усиления;

 

допустимость значительных пе­

Рис. 84. Схема простейшего магнит­

регрузок;

 

 

суммирования не­

возможность

ного усилителя

скольких

сигналов,

подаваемых

 

на вход усилителя одновременно (для чего необходимо только пре­ дусмотреть на вводе усилителя соответствующее число управляющих обмоток);

мгновенность действия после включения.

Основным элементом магнитного усилителя является усилитель­ ный дроссель, на Ш-образном сердечнике которого расположены управляющая и рабочая обмотки. Чтобы уяснить принцип действия магнитного усилителя, рассмотрим физические явления, происходящие в усилительном дросселе. Для этого обратимся к рис. 84, на котором схематически изображен дроссель, являющийся простейшим магнит­ ным усилителем.

Обмотка / этого дросселя, называемая управляющей, питается постоянным (выпрямленным) напряжением входного сигнала и=. Эту обмотку часто называют подмагничивающей. Обмотка II, называемая

рабочей,

питается переменным напряжением и~ через сопротивление

нагрузки

R„. Величина переменного тока в рабочей обмотке I I

при

отсутствии постоянного тока в управляющей обмотке равна

 

 

/~ = -

:=~^ ,

(51)

 

V r 2+ Xl

 

где R — активное сопротивление цепи обмотки и нагрузки;

— индуктивное сопротивление обмотки.

133


Индуктивное сопротивление обмотки определяется выражением

X l = 4>L,

где о — угловая частота переменного тока;

L — индуктивность рабочей обмотки, зависящей от магнитной проницаемости р материала сердечника.

Индуктивность и магнитная проницаемость связаны между собой следующей зависимостью:

 

т _0,4лш2 Q

"

 

 

.

И"»

 

где L — индуктивность

рабочей обмотки, Гн;

 

w — число витков

рабочей обмотки;

 

 

/ — длина средней магнитной линии сердечника,

см;

Q — площадь поперечного сечения

сердечника

обмотки, см2;

р — магнитная проницаемость сердечника.

 

Выражение для L можно переписать в следующем виде:

 

L = Ku,

 

(52)

0,4Jlw^Q

где К

Из равенства (52) видно, что индуктивность обмотки прямо про­ порциональна магнитной проницаемости материала сердечника. В свою

 

 

 

очередь,

магнитная

проницаемость

зави­

 

 

 

сит от

напряженности магнитного

поля.

 

 

 

На рис. 85 представлены графики за­

 

 

 

висимости магнитной проницаемости р и

 

 

 

магнитной индукции В от напряженности

 

 

 

магнитного поля Я. Из графиков

видно,

 

 

 

что в первый момент при увеличении на­

 

 

 

пряженности магнитная проницаемость ма­

 

 

 

териала резко возрастает, а затем начинает

 

 

 

уменьшаться. Следовательно, незначитель­

Рис. 85. Графики зависимо­

ное увеличение или уменьшение напряжен­

сти индукции

и

магнитной

ности магнитного поля вызывает резкое из­

проницаемости

от величины

менение магнитной проницаемости. При

напряженности

 

магнитного

дальнейшем намагничивании (до предела

поля

 

насыщения) магнитная проницаемость ма­

Сердечники

 

териала

становится

незначительной.

 

в магнитных усилителях изготовляют из пермаллоя

и других ферромагнитных сплавов, обладающих большой магнитной проницаемостью при малых значениях напряженности магнитного поля.

Если допустить, что переменное напряженней^, в цепи обмотки II (см. рис. 84) устойчиво по величине, то из выражения (51) видно, что ток, а значит, изменение напряжения и соответственно мощности зависит от величины индуктивного сопротивления X l, так как активное сопротивление цепи обмотки и нагрузки R не изменяется.

134


Так как магнитная проницаемость зависит от напряженности маг­ нитного поля, то она зависит и от величины тока /, проходящего в подмагничивающей обмотке /, который создает магнитное поле напря­ женностью

0,4я (I = од)

где ид — число

витков подмагничивающей обмотки.

 

Кривые (см.

рис. 85) также показывают, что при малых изменениях

напряженности

магнитного поля (подмагничивающих

ампер-витков

/ =шд до предела насыщения) магнитная проницаемость

резко изме­

няется.

 

 

Иными словами, индуктивность L (а значит, и индуктивное сопро­ тивление X l) зависит от величины управляющего (подмагничивающего) постоянного то к а /= . Если материал сердечника обладает боль­ шой магнитной проницаемостью, то оказывается возможным значи­ тельно изменять сопротивление рабочих обмоток и, следовательно, резко изменять ток в их цепи за счет небольших изменений величины входного сигнала w= . В этом и заключается процесс усиления сигнала.

Так как наибольшие изменения магнитной проницаемости полу­ чаются при малых значениях ампер-витков подмагничивающей обмот­ ки, то наиболее выгодным режимом работы магнитного усилителя является подача на управляющую обмотку слабого сигнала.

На этом принципе основано действие усилительного дросселя (см. рис. 84). При питании подмагничивающей обмотки / постоянным или выпрямленным током уменьшается магнитная проницаемость сердечника-магнитопровода, а следовательно, и идуктивное сопро­ тивление рабочей обмотки II. В результате этого в цепи рабочей обмот­ ки значительно увеличивается сила тока. Обмотка II создает в сердеч­ нике переменный магнитный поток Ф ^, индуктирующий в управ­ ляющей обмотке / электродвижущую силу, которая искажает вход­ ной сигнал ц= . Для устранения этого нежелательного явления рабочая обмотка намотана на крайних стержнях сердечника. Обе половины обмотки намотаны так, что переменные магнитные потоки Фх в крайних стержнях суммируются, образуя общий магнитный поток Ф2, а в среднем стержне взаимно компенсируются, так как они направ­ лены в противоположные стороны. Такая намотка рабочей обмотки исключает искажение управляющего сигнала, так как э. д. с., индук­ тируемые потоками Фх в среднем стержне, скомпенсированы, и в управляющей обмотке не будет возникать нежелательная э. д. с. пе­ ременного тока, искажающая входной сигнал. Коэффициент усиления

такого простейшего магнитного усилителя без применения

специаль­

ных средств невелик.

главным

В следящих системах магнитные усилители применяются

образом

в качестве мощных выходных и предконечных

каскадов.

Для

обеспечения качественной работы следящей системы гироком­

паса необходимо, чтобы усилитель имел такую характеристику, при которой в случае отсутствия управляющего сигнала (выпрямленного

135


сигнала рассогласования) ток на выходе усилителя был бы равен нулю, а при наличии этого сигнала резко возрастал.

Кроме того, при изменении полярности входного сигнала фаза . тока на его выходе должна изменяться на 180°, т. е. характеристика усилителя должна быть симметричной кривой, проходящей через нулевую точку. Этим требованиям отвечают получившие наибольшее распространение двухтактные схемы магнитных усилителей — диф­ ференциальная и мостовая. Конструкция их более сложна и будет рассмотрена подробно в описании конструкции гирокомпасов.

Резонансный усилитель (безламповый) применяется в некоторых гирокомпасах, например в гирокомпасе типа «Амур». В резонансном

 

 

усилителе,

кроме

известного

 

 

в

теории

переменного

тока

 

 

явления «резонанса напряже­

 

 

ний», используется еще и

 

 

факт

изменения

магнитных

 

 

свойств сердечника трансфор­

 

 

матора усилителя.

Последнее

 

 

явление используется для по­

 

 

вышения

коэффициента

уси­

 

 

ления.

 

 

 

 

 

 

Рис. 86. Принципиальная схема резонансно­

В резонансном усилителе,

го усилителя

принципиальная

электриче­

 

 

ская схема которого изобра­

жена на рис. 86,

имеются

две мостовые

схемы.

Один мост состав­

лен переходными

сопротивлениями жидкости

R1

и R2,

активными

сопротивлениями R3 и R4 и двумя емкостями С1. Величина сопро­

тивлений R3 и R4 подбирается в процессе

регулировки

усили­

теля. Второй мост состоит из тех же конденсаторов С1

и

первич­

ной обмотки трансформатора

Тр, состоящей из двух полуобмоток wl

и w2, которые включены навстречу друг другу.

Таким образом,

оба эти

моста имеют общий участок АС и оба получают питание от 2-й и 3-й фаз трехфазного тока 120 В, 500 Гц. Трансформатор представляет собой Ш-образный сердечник из пермаллоя, на крайних стержнях кото­ рого намотаны полуобмотки wl и w2. На среднем стержне расположе­ на вторичная обмотка w3, включенная в цепь вспомогательной обмотки двигателя АДП-1. Первичные полуобмотки wl и w2 с конденсаторами С1 образуют два последовательных резонансных контура, настроен­ ных на частоту 500 Гц, которые включены параллельно. Регулиру­ емые сопротивления R3, R4 и переходные жидкостные сопротивления R1 и R2 шунтируют полуобмотки wl и w2.

Принцип работы резонансного усилителя заключается в следу­ ющем. При согласованном положении следящей сферы и гиросферы в точках А и С не возникает никакой разности потенциалов. В этом

случае к участку АС подводится лишь напряжение 120 В,

500 Гц и

в полуобмотках wl и w2 будут протекать равные по величине,

но проти­

воположные по направлению токи Д. Поэтому во вторичной обмотке трансформатора, а следовательно, и во вспомогательной обмотке двигателя АДП-1 ток протекать не будет.

136


В случае рассогласования следящей сферы с гиросферой изменя­ ются переходные сопротивления R1 и R2, равновесие первого моста нарушается, и в результате в точках А и С появляется напряжение рассогласования. Вследствие этого в плечах второго моста (полуобмотках wl и m2) появляется ток / 2, который в одной полуобмотке совпа­ дает по направлению с начальным током Д, а во второй полуобмотке противоположен ему. Поэтому в одной обмотке ток увеличивается, а в другой уменьшается, и, следовательно, в одной обмотке постоянная составляющая переменного тока увеличивается, а в другой уменьшается (т. е. изменяется подмагничивание стержней). Это ведет к изменению числа ампер-витков в крайних стержнях трансформатора. Ампервитки первичной обмотки выбраны таким образом, что трансформатор работает как раз на пропорциональном участке своей характеристики по магнитной проницаемости (см. рис. 85). В этом случае незначи­ тельное изменение ампер-витков ведет к изменению магнитной прони­ цаемости сердечника и, следовательно, к резкому изменению индуктив­ ности цепи.

В результате магнитная проницаемость одного крайнего стержня резко увеличивается, а другого — резко уменьшается, что объяс­ няется местными изменениями намагничивания материала стержней. Изменение магнитной проницаемости материала стержней ведет к зна­ чительному изменению индуктивного сопротивления полуобмоток wl и w2, и, следовательно, один из резонансных контуров можно счи­ тать индуктивным, а второй — емкостным.

При индуктивном сопротивлении цепи напряжение по фазе опере­ жает ток на 90°, а при емкостном, наоборот, ток опережает напряже­ ние по фазе на 90°. В этом случае в резонансных контурах при встреч­ ном включении полуобмоток wl и w2 получается резонанс напряжений. Индуктированное во вторичной обмотке трансформатора (усиленное) напряжение поступает на вспомогательную обмотку двигателя АДП-1. При изменении стороны рассогласования следящей сферы с гиросфе­ рой фаза напряжения сигнала в точках А а С изменяется на 180°, и, следовательно, теперь уже в другой полуобмотке трансформатора ток / 2 будет совпадать с начальным током Д. Поэтому и фаза индукти­ рованного напряжения во вторичной обмотке также изменяется, чем и обеспечивается реверсирование следящего двигателя. Двигатель АДП-1 будет вращать следящую сферу до тех пор, пока не восстано­ вится равновесие первого моста (R l = R2), т. е. до момента согласо­ вания положения следящей сферы относительно гиросферы. В момент восстановления равновесия моста напряжение сигнала в точках А и С станет одинаковым и следящий двигатель остановится.

§ 34. СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ ПОКАЗАНИЙ ГИРОКОМПАСОВ

Для передачи показаний основного прибора на расстояние в гирокомпасных схемах применяются системы электрических дистан­ ционных синхронных передач, работающих на постоянном и перемен­ ном токе.

137