ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 231
Скачиваний: 2
Благодаря высокой чувствительности следящей системы (которая характеризуется тем минимальным углом рассогласования, при до стижении которого начинает отработку следящий двигатель) угол
рассогласования между гирокамерой и следящим |
кольцом весьма |
мал и, следовательно, ленточный подвес (торсион) |
закручивается |
на ничтожно малую величину.
Таким образом, при воздействии внешних возмущений следящий элемент практически остается неподвижным относительно гирокамеры и вредные моменты в подвесе сводятся к минимальным величинам, которые не оказывают заметного влияния на точность показаний ги рокомпаса.
Кроме того, высокочувствительная следящая система обеспечи вает весьма точную передачу соответствующих торсионных моментов на чувствительный элемент.
Следовательно, точность показаний одногироскопных компасов в первую очередь зависит от качества работы следящей системы, ко торая (в отличие от схем двухгироскопных компасов) в этом слу чае принципиально необходима. Без следящей системы одногироскопные компасы с торсионным и комбинированным подвесами работать не могут.
Применение индукционной следящей системы в схеме гирокомпа сов позволило устранить механическое взаимодействие между чувст вительным и следящим элементами, повысив тем самым их точность, а также позволило значительно уменьшить габариты и вес основного компаса, не уменьшая его надежности и долговечности.
Индукционная следящая система применяется только в одно гироскопных компасах с торсионным и комбинированным (жидкост но-торсионным) подвесами чувствительного элемента. В гирокомпа сах с одним жидкостным подвесом чувствительного элемента она не применяется.
М о с т о в а я с л е д я щ а я с и с т е м а применяется в двух гироскопных компасах типа «Курс». Она основана на принципе электрического моста сопротивлений (мост Уитстона).
Следящая система в двухгироскопных компасах типа «Курс», так же как и в одногироскопных, служит для дистанционной передачи пока заний, а также для уменьшения трения в подвесе гиросферы, так как при отработке следящей системы небольшой слой поддерживающей жидкости между гиросферой и следящей сферой благодаря молеку лярному сцеплению практически остается неподвижным. Кроме того, следящая система в таких гирокомпасах служит также для подвода электропитания к гиросфере.
На рис. 81 представлена принципиальная электрическая схема мостовой следящей системы гирокомпаса с жидкостным подвесом чувствительного элемента. В состав следящей системы (рис. 81, а) входят: гиросфера, следящая сфера, сигнальный трансформатор, усилитель, следящий двигатель и дистанционная передача, состоящая из датчика и азимут-мотора.
Мост сопротивления является датчиком сигнала рассогласования следящей системы. Эквивалентная схема моста дана на рис. 81, г.
127
Мост составлен двумя омическими и переходными сопротивлениями жидкости RJ и R2 между следящими электродами W1 и W2, следящей сферы и концами широкой части экваториального пояса гиросферы и постоянными индуктивными сопротивлениями Ri, являющимися
Рис. 81. Принципиальная электрическая схема мостовой следящей системы на сопротивлениях:
/ — гиросфера; 2 —следящая сфера; 3 — сигнальный трансформатор; 4 — усилитель; 5 — вспо могательная обмотка; 6 — следящий двигатель; 7 — главная обмотка; 8 — датчик; 9 — азимутмотор
половинами первичной обмотки сигнального трансформатора с вы веденной средней точкой. Схема моста в точках А и Б получает питание от второй и третьей фаз трехфазного переменного тока. Диагональ ВГ является вспомогательной обмоткой 5 следящего двигателя 6. Глав ная обмотка 7 этого двигателя питается от второй и третьей фаз трех фазного тока. Вторичная обмотка сигнального трансформатора не обходима только при работе следящей системы через усилитель.
128
Если следящая сфера находится в согласованном положении от носительно гиросферы, то переходные сопротивления R 1 и ^2 равны между собой (рис. 81, б), а следовательно, будут равны и токи, про текающие в плечах моста, т. е. последний будет находиться в элект рическом равновесии R I R L = R2R L-
В этом случае в диагонали моста между токами В я Г напряжение равно нулю и тока во вспомогательной обмотке следящего двигателя не будет.
При рассогласовании сфер, т. е. при повороте следящей сферы от носительно неподвижной гиросферы, или наоборот (с приходом гиро сферы в меридиан), переходные сопротивления RI и R2 не будут равны между собой (рис. 81, в), так как расстояние между одним из следя щих контактов и срезом широкого экваториального полупояса гиро сферы увеличится (или уменьшится), а между другим следящим кон тактом и противоположным срезом полупояса уменьшится (или уве личится). Равновесие моста нарушится, между точками В я Г появится разностная э. д. с., и через диагональ моста, т. е. вспомогательную обмотку следящего двигателя, потечет уравнительный ток.
Взаимодействие токов главной и вспомогательной обмоток следя щего двигателя создает вращающееся магнитное поле, которое увле кает за собой ротор последнего. Вращение следящего двигателя через механическую связь передается датчику дистанционной передачи, от которого работает азимут-мотор основного прибора.
Азимут-мотор начинает вращать следящую сферу в сторону умень шения угла рассогласования. Когда он возвратит следящую сферу в ис ходное (согласованное) положение, переходные сопротивления R 1 и R2 станут равны между собой, равновесие моста восстановится, ток во вспомогательной обмотке следящего двигателя исчезнет, и по следний остановится.
Таким образом, следящая система постоянно следит за чувствитель ным элементом, и показания картушек основного компаса, связанных со следящей сферой, практически всегда согласуются с показаниями гиросферы. Чувствительность следящей системы при работе без уси лителя составляет 0,5°.
Усилители применяют для увеличения чувствительности следя щей системы (иными словами, для увеличения точности показаний ги рокомпаса). Обычно в гирокомпасных схемах применяют различные типы усилителей. Вход любого усилителя подключен к вторичной об мотке сигнального трансформатора, а выход — к вспомогательной об
мотке следящего двигателя. |
|
Принцип работы схемы с использованием |
усилителя в основном |
не отличается от работы схемы без усилителя. |
Так же как и в первом |
случае, при согласованном положении гиросферы и следящей сферы, т. е. при равновесии схемы моста, через обе половины первичной об
мотки сигнального трансформатора |
протекают равные |
по величине, |
но противоположные по фазе токи. |
Следовательно, во |
вторичной об |
мотке трансформатора э. д. с. индуктироваться не будет. Нарушение равновесия моста вызывает появление в его диагонали ВГ уравни тельного тока. В этом случае по половинам первичной обмотки сигналь-
^ П. А. Нечаев, Н. Б. Кудревич |
129 |
ного трансформатора потекут различные по величине и фазе токи 1Хи / 2, появится разность токов, которая во вторичной обмотке будет индуктировать разностную э. д. с. и этот сигнал рассогласования по дается на вход усилителя, а затем на вспомогательную обмотку сле дящего двигателя.
С л е д я щ и й э л е к т р о д в и г а т е л ь , применяемый в схе мах современных гирокомпасов, представляет собой асинхронный ре версируемый (управляемый) электродвигатель типа АДП с малоинер ционным полым немагнитным ротором. Двигатели этого типа предна значены для работы в высокоточ
7 |
6 |
|
|
|
|
ных следящих системах |
и |
систе |
|||||
|
|
|
|
|
|
мах автоматики малой мощности. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Конструкция |
электродвигателя |
||||||
|
|
|
|
|
|
типа АДП представлена на рис. 82. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Внешний статор 1, набранный из |
|||||||
|
|
|
|
|
|
изолированных |
листов электротех |
||||||
|
|
|
|
|
|
нической стали, подобен обычному |
|||||||
|
|
|
|
|
|
статору |
асинхронного |
двигателя. |
|||||
|
|
|
|
|
|
В пазах внешнего статора рас |
|||||||
|
1 2 |
3 |
4 |
|
|
полагаются две обмотки: главная |
|||||||
|
|
|
(обмотка |
возбуждения) |
и вспомо |
||||||||
Рис. 82. Электродвигатель типа АДП: |
гательная |
(обмотка |
управления). |
||||||||||
Внутренний |
статор |
2 |
наби |
||||||||||
1 — внешний статор; 2 —внутренний статор; |
|||||||||||||
3 — обмотки |
статора; |
4 — вал; 5 — подшип |
рается |
из |
листов электротехниче |
||||||||
никовые крышки; 6 — полый |
ротор; |
7 |
— |
ской стали на цилиндрическом вы |
|||||||||
|
корпус |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ступе одной из |
крышек двигателя |
||||||
и служит |
для уменьшения |
магнитного |
сопротивления |
на пути ос |
|||||||||
новного |
магнитного |
потока, |
проходящего через |
воздушный зазор. |
Ротор 6 двигателя представляет собой полый тонкий стакан из немагнитного материала, чаще всего из сплавов алюминия, который расположен в воздушном зазоре между пакетами внешнего и внутренне го статоров. Тонкостенная конструкция ротора обеспечивает его малую инерционность, что весьма важно при работе в чувствительной следящей системе. Дно ротора жестко укреплено на валу 4, который свободно вращается в подшипниках, вмонтированных в крышках 5 двигателя.
Обмотки 3 внешнего статора создают магнитные потоки, смещенные в пространстве одна относительно другой на 90°.
Главная обмотка питается постоянным по амплитуде напряжением переменного тока, а вспомогательная — напряжением, изменяющимся
по амплитуде.
В цепь вспомогательной обмотки включается обычно конденсатор,
емкость которого подбирается таким образом, чтобы токи |
в главной |
и вспомогательной обмотках были сдвинуты по фазе на 90°. |
пульсиру |
Токи, протекающие по этим обмоткам, образуют два |
ющих магнитных потока, сдвинутых в пространстве и во времени на 90°. Таким образом, благодаря взаимно перпендикулярному располо жению обмоток в пространстве, а также наличию в цепи вспомога тельной обмотки емкости, сдвигающей токи по фазе на 90°, в момент появления во вспомогательной обмотке напряжения, пропорциональ
130
ного сигналу рассогласования, возникает вращающееся магнитное поле, которое, создавая обычный асинхронный момент, приводит во вращение ротор следящего двигателя и тем самым заставляет отрабатывать сле дящую систему. Направление вращения двигателя зависит от направ ления вращения магнитного поля статора, а направление вращения по ля, в свою очередь, зависит от стороны рассогласования следящего и чувствительного элементов.
Рис. 83. Изменение токов и магнитного поля в обмотках следящего электродви гателя:
/г — ток главной обмотки; /в — ток вспомогательной обмотки (при изменении курса вправо /вх и при изменении курса влево /вг)
Скорость вращения ротора такого двигателя регулируется изме нением амплитудного значения тока е о вспомогательной обмотке, а изменение направления вращения ротора (реверсирование) осу ществляется изменением фазы напряжения во вспомогательной обмот ке на 180°.
Для уяснения сущности этого явления обратимся к рис. 83, на котором показано изменение токов в главной и вспомогательной об мотках следящего двигателя во времени, а также направление магнит ных потоков, создаваемых этими обмотками при рассогласовании сле дящего элемента с чувствительным в одну и другую сторону.
5* |
131 |
При согласованном положении следящего и чувствительного эле ментов в главной обмотке двигателя будет все время протекать пере менный ток с постоянным амплитудным значением напряжения. Этот ток создает в статоре переменное, но не вращающееся магнитное поле, и, следовательно, ротор двигателя будет неподвижен. При воз никновении рассогласования (рассмотрим случай, когда рассогласо вание происходит вправо, т. е. судно изменяет курс вправо) в первый момент (1) мгновенное значение тока / г в главной обмотке имеет свое амплитудное положительное значение, а мгновенное значение тока во вспомогательной обмотке / в равно нулю. Следовательно, ротор будет находиться только под действием магнитного потока главной обмотки Фг, который направлен в данном случае вверх. В следующий момент 2 во вспомогательной обмотке согласно графику изменения то ков появится ток / в1, который будет создавать магнитное поле Фв. Взаимодействие магнитных потоков Фг и Фв создаст геометрически суммарный поток Ф, который будет повернут на угол 45° против ча совой стрелки относительно магнитного потока в начальный момент 1. В последующие моменты времени 3 , 4 , 5 и т. д. магнитное поле, созда ваемое токами обмоток, будет продолжать поворачиваться против часовой стрелки, т. е. появляется вращающееся магнитное поле, ко торое создает асинхронный момент, увлекающий ротор двигателя в сторону вращения поля.
Таким образом, двигатель начнет вращаться в таком направлении, чтобы возвратить либо непосредственно (гирокомпас «Амур»), либо через дистанционную передачу (гирокомпас «Курс») следящую систему в согласованнее с чувствительным элементом положение. Из рис. 83 также видно, что при изменении стороны рассогласования ток главной обмотки не меняет фазы, в то время как ток во вспомогательной обмот ке изменяется по фазе на 180°, что влечет за собой изменение направле ния вращения магнитного поля статора. При рассогласовании влево магнитное поле статора будет вращаться уже по часовой стрелке, а значит, и следящий двигатель изменит направление своего вращения. Следовательно, направление вращения следящего двигателя опреде ляется начальной фазой тока во вспомогательной обмотке, которая определяется стороной рассогласования следящего элемента относи тельно чувствительного элемента.
§ 33. МАГНИТНЫЕ И РЕЗОНАНСНЫЕ УСИЛИТЕЛИ
Основной функцией усилителя в схеме следящей системы гиро компаса является усиление и преобразование сигнала рассогласо вания переменного тока, поступающего с датчика рассогласова ния в сигнал достаточной мощности для управления следящим дви гателем.
Обычно усилители имеют несколько каскадов усиления (2—3), в которых могут использоваться различные усилительные элементы —■ полупроводниковые, магнитные и др.
Особенностью полупроводниковых усилителей является их высо кая чувствительность и блочная конструкция. Они применяются в ос
132