ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 2
на клемму |
11 прибора |
4ДХ, соединенную накоротко перемычкой |
с клеммой |
2 судовой сети. |
Одновременно от клеммы 9 в приборе 4ДХ |
ток идет на одноименную клемму агрегата, проходит обмотку возбуж дения, регулировочные сопротивления R2 и поступает на клемму 11 агрегата и далее на клемму 2 судовой сети прибора 4ДХ.
Параллельно от клеммы 10 прибора 4ДХток ответвляется на ка тушки реле К1 и К2, пройдя их, с клеммы 4 ток подается на одноимен ную клемму прибора СД. В приборе СД ток проходит через сопротив ление R, если напряжение судовой сети 220 В, а при напряжении 110 В — через перемычку, показанную на схеме пунктиром. Затем ток поступает на клемму Н и далее на одноименную клемму прибора
4Дх.
Сразу после включения агрегата питания через якорь его двига теля будет проходить значительный ток, а поэтому ток катушек реле, соединенных параллельно с якорем, не создает необходимых ампервитков, способных притянуть якоря реле.
Большая сила тока в якоре объясняется, во-первых, его малым сопротивлением, а во-вторых, тем, что противоэлектродвижущая си ла еще не успела развиться. По мере возрастания скорости вращения двигателя противоэлектродвижущая сила будет увеличиваться, вслед ствие этого сопротивление якоря будет также расти. Поэтому ток, ответвляющийся в катушки реле, будет увеличиваться и создавать ампер-витки, способные притянуть их якоря. Якорьки реле притя нутся не одновременно. Сначала сработает реле К1, якорь его зашунтирует часть пускового сопротивления R1, и ток в якорь двигателя будет поступать с R1 через клемму 12 прибора СД и якорек 12— 10 реле. Через 1—2 с аналогичным образом сработает реле К2, якорек ко торого полностью зашунтирует сопротивление R2, и тогда ток будет поступать с клеммы 9 через якорек замкнутого реле 9— 10 и далее по кабелю на якорь двигателя. После этого в цепи якоря пойдет нор
мальный |
(рабочий) ток и якорь электродвигателя будет вращаться |
с номинальной скоростью. |
|
Линия |
трехфазного тока. Трехфазный переменный ток 120 В, |
частотой 330 Гц вырабатывается синхронным генератором агрегата питания. Этим током питаются гиросфера, следящая система, элект родвигатель помпы охлаждения и сигнальные приборы.
Ток от статорных обмоток генератора с клемм 15, 16 и 17 распре делительной платы агрегата питания через кабель подается на одно именные клеммы прибора 4ДХ.
В приборе 4ДХток с клемм 15, 16 и 17 нижней платы по проводам внутреннего монтажа поступает: первой фазы — на клемму 15, а вто рой и третьей фаз — через контакты 16 и 17 СИР на верхнюю клеммную плату. Далее ток этой линии проходит так же, как в гирокомпасе «Курс-4» на переменном токе (см. стр. 207).
Линия однофазного тока 105 В, 55 Гц. Однофазный ток выраба тывается генератором переменного тока. Однофазный переменный ток служит для питания обмоток возбуждения датчиков и приемников синхронной передачи. Кроме того, он питает: трансформаторы осве щения в приборах 1М. 19А, 38А, 34А, электродвигатель СД-2 в при
216
боре 34А, электродвигатель корректора СЛ-222, датчик и сельсин дис танционного управления корректором и катушки статора электро магнитного приспособления ускоренного приведения чувствительного элемента в меридиан.
Генерируемое напряжение с колец и щеток генератора переменного тока подается внутренним монтажом на клеммы 49 и 50 разветвительных плат агрегата питания. От платы агрегата по кабелю ток подается на одноименные клеммы в прибор 4ДЬ где внутренним монтажом поступает на 10-амперные предохранители 49—50. Пройдя предо хранители, ток разветвляется на три параллельные линии (см. § 44).
Глава VII. ГИРОКОМПАС «АМУР»
§46. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
ИКОМПЛЕКТАЦИЯ ГИРОКОМПАСНОЙ УСТАНОВКИ
Гирокомпас «Амур»'— малогабаритный двухроторный компас с жидкостным подвесом чувствительного элемента и следящей систе мой, действие которой основано на схеме моста сопротивлений.
Превращение гироскопа в гирокомпас и гашение незатухающих колебаний чувствительного элемента осуществляются так же, как и в гирокомпасах типа «Курс».
Передача показаний основного компаса на приборы курсоуказания происходит по схеме синхронной передачи ССП на двухконтакт ных сельсинах типа СС-150.
Гирокомпасная установка может питаться от сети постоянного тока 110/220 В через преобразователь типа АМГ-10 и от сети пере менного тока 220/380 В, 50 Гц через преобразователь типа АМГ-202. При этом потребляемая мощность составляет около 1 кВт. Наиболь шая потребляемая мощность в пусковом режиме — около 2,5 кВт.
Точность показаний гирокомпаса на неподвижном основании ±0,3°; на движущемся с постоянными скоростью и курсом судне
±1,5°.
Расчетная широта гирокомпаса ср* = 60°; расчетный период не
затухающих колебаний 71* = 84,4 мин; фактор затухания 2,5—6,0. Гарантийный срок работы чувствительного элемента 3000 ч. Гирокомпас предназначен для установки на судах малого и среднего
тоннажа и имеет упрощенную конструкцию и меньшие размеры, чем гирокомпасы типа «Курс».
Основные особенности гирокомпаса «Амур» заключаются в сле дующем.
1. Все приборы гирокомпасной установки, за исключением агре гата питания и приборов курсоуказания, размещены в нактоузе ос новного /компаса при сравнительно небольших габаритах последнего (высота|110 см, диаметр 50 см).
Малый габарит и комплектация гирокомпаса позволяют устанав ливать его непосредственно в рулевой рубке.
217
2.Для сохранения сравнительно большого направляющего мо мента гирокомпаса при малых размерах гиромоторов последние вра щаются со скоростью около 30 тыс. об/мин. Для обеспечения столь большой скорости вращения гиромоторов их статорные обмотки пи таются переменным током повышенной частоты (500 Гц).
3.Центрирование гиросферы достигается с помощью двух кату шек электромагнитного дутья. Для обеспечения надежности центриро вания чувствительного элемента и увеличения диапазона темпера турного режима поддерживающей жидкости применяется «ртутная подушка» (см. § 31).
4.Гирокомпас рассчитан на работу при температуре окружаю щего воздуха в пределах от —20 до +40°. При этом температура под держивающей жидкости не должна превышать допустимого верхнего предела +58°.
5.В гирокомпасе применена система принудительного воздушного охлаждения, что упрощает конструкцию прибора.
6.Гирокомпас не имеет корректора. Скоростная погрешность вы бирается из таблиц, помещенных в специальном планшете, который входит в комплект гирокомпаса.
7.Гирокомпас не имеет устройства ускоренного приведения в ме ридиан и выключателя затухания.
В комплект гирокомпасной установки «Амур» на постоянном токе
входят |
приборы: |
1А — основной |
компас; 18 — агрегат |
питания; |
|
19К — репитер для |
пеленгования; |
20К — пелорус; 21К — двурогий |
|||
подвес; |
22А — пеленгатор; 23М или 23АМ — курсограф; |
ЗЗК — об |
|||
легченный репитер. |
|
|
|
|
|
Кроме приборов, |
в комплект входят планшет-корректор и ящик |
||||
с запасными частями |
и инструментами. |
|
§ 47. ОСНОВНОЙ КОМПАС
На рис. 133 показан внешний вид основного компаса (прибор 1А). Прибор 1А имеет две основные конструктивные части — компасную секцию и основание с брызгонепроницаемым отсеком. В основной ком пас входят: чувствительный элемент; следящая система; система при нудительного воздушного охлаждения; неподвижные относительно судна части — нактоуз, резервуар для поддерживающей жидкости, приборы контроля и сигнализации, пусковое устройство.
Чувствительный элемент
Чувствительный элемент отличается от гиросферы гирокомпасов типа «Курс» своими размерами, наличием двух катушек электромаг нитного дутья и конструкцией успокоителя.
Диаметр гиросферы 190 мм
Электрические узлы гиросферы — гиромоторы и катушки электро магнитного дутья — питаются трехфазным током напряжением 120 В, частотой 500 Гц. Гиромоторы вращаются в водородной среде со ско ростью 30 тыс. об/мин.
218
Все элементы следящей системы находятся в основном компасе. Следящая сфера гирокомпаса «Амур» не имеет принципиальных отли чий от следящей сферы гирокомпаса «Курс».
Держатель следящей сферы вставляется в отверстие стола и фикси руется двумя направляющими подшипниками. На верхней части дер жателя крепится шестерня, которая соединяется зубчатой передачей со следящим двигателем типа АДП-1, установленным на столе гиро компаса. Следящий двигатель одновременно выполняет и функции азимут-мотора, поэтому его называют мотором отработки следящей системы.
При изменении судном курса следящий двигатель, поворачивая следящую сферу в сторону согласования с гиросферой, одновременно приводит во вращение механически связанный с ним сельсин-датчик. Датчик синхронно связан с сельсинами-приемниками приборов курсоуказания.
Система принудительного воздушного |
|
охлаждения |
-- |
Эта система (рис. 134) служит для отвода тепла, выделяемого чувствительным элементом при его работе.
В нее входят вентилятор 6 и обтекатель 5. Обтекатель охватывает резервуар 4 с поддерживающей жидкостью. В нижней части обтека теля на кронштейне укреплен вентилятор. Двигатель вентилятора асинхронный, его статор питается трехфазным током напряжением 120 В, частотой 500 Гц. Выключатель вентилятора выведен на ниж
нюю крышку нактоуза. Вентиля тор включается при температуре наружного воздуха +10° и выше. При более низких температурах наружного воздуха гирокомпас не требует принудительного охлаж дения.
Рис. |
134. |
Принципиальная схема |
|
охлаждения гирокомпаса «Амур»: |
|||
/ — гиросфера; |
2 — следящая |
сфера; 3 — |
|
стол; |
4 — ребристый резервуар; 5 — обтека |
||
|
тель; 6 —- вентилятор; |
7 — ртуть |
Неподвижные относительно судна части
К неподвижным частям отно сятся нактоуз, резервуар, стол, приборы контроля и сигнализации, пусковое устройство.
Нактоуз состоит из верхней ци линдрической части, основания и колпака (см. рис. 133).
Верхняя часть нактоуза кре пится к основанию тремя болтами, которые входят в эллиптические отверстия. Такая форма отверстий позволяет разворачивать верхнюю
220