Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на клемму

11 прибора

4ДХ, соединенную накоротко перемычкой

с клеммой

2 судовой сети.

Одновременно от клеммы 9 в приборе 4ДХ

ток идет на одноименную клемму агрегата, проходит обмотку возбуж­ дения, регулировочные сопротивления R2 и поступает на клемму 11 агрегата и далее на клемму 2 судовой сети прибора 4ДХ.

Параллельно от клеммы 10 прибора 4ДХток ответвляется на ка­ тушки реле К1 и К2, пройдя их, с клеммы 4 ток подается на одноимен­ ную клемму прибора СД. В приборе СД ток проходит через сопротив­ ление R, если напряжение судовой сети 220 В, а при напряжении 110 В — через перемычку, показанную на схеме пунктиром. Затем ток поступает на клемму Н и далее на одноименную клемму прибора

4Дх.

Сразу после включения агрегата питания через якорь его двига­ теля будет проходить значительный ток, а поэтому ток катушек реле, соединенных параллельно с якорем, не создает необходимых ампервитков, способных притянуть якоря реле.

Большая сила тока в якоре объясняется, во-первых, его малым сопротивлением, а во-вторых, тем, что противоэлектродвижущая си­ ла еще не успела развиться. По мере возрастания скорости вращения двигателя противоэлектродвижущая сила будет увеличиваться, вслед­ ствие этого сопротивление якоря будет также расти. Поэтому ток, ответвляющийся в катушки реле, будет увеличиваться и создавать ампер-витки, способные притянуть их якоря. Якорьки реле притя­ нутся не одновременно. Сначала сработает реле К1, якорь его зашунтирует часть пускового сопротивления R1, и ток в якорь двигателя будет поступать с R1 через клемму 12 прибора СД и якорек 12— 10 реле. Через 1—2 с аналогичным образом сработает реле К2, якорек ко­ торого полностью зашунтирует сопротивление R2, и тогда ток будет поступать с клеммы 9 через якорек замкнутого реле 9— 10 и далее по кабелю на якорь двигателя. После этого в цепи якоря пойдет нор­

мальный

(рабочий) ток и якорь электродвигателя будет вращаться

с номинальной скоростью.

Линия

трехфазного тока. Трехфазный переменный ток 120 В,

частотой 330 Гц вырабатывается синхронным генератором агрегата питания. Этим током питаются гиросфера, следящая система, элект­ родвигатель помпы охлаждения и сигнальные приборы.

Ток от статорных обмоток генератора с клемм 15, 16 и 17 распре­ делительной платы агрегата питания через кабель подается на одно­ именные клеммы прибора 4ДХ.

В приборе 4ДХток с клемм 15, 16 и 17 нижней платы по проводам внутреннего монтажа поступает: первой фазы — на клемму 15, а вто­ рой и третьей фаз — через контакты 16 и 17 СИР на верхнюю клеммную плату. Далее ток этой линии проходит так же, как в гирокомпасе «Курс-4» на переменном токе (см. стр. 207).

Линия однофазного тока 105 В, 55 Гц. Однофазный ток выраба­ тывается генератором переменного тока. Однофазный переменный ток служит для питания обмоток возбуждения датчиков и приемников синхронной передачи. Кроме того, он питает: трансформаторы осве­ щения в приборах 1М. 19А, 38А, 34А, электродвигатель СД-2 в при­

216


боре 34А, электродвигатель корректора СЛ-222, датчик и сельсин дис­ танционного управления корректором и катушки статора электро­ магнитного приспособления ускоренного приведения чувствительного элемента в меридиан.

Генерируемое напряжение с колец и щеток генератора переменного тока подается внутренним монтажом на клеммы 49 и 50 разветвительных плат агрегата питания. От платы агрегата по кабелю ток подается на одноименные клеммы в прибор 4ДЬ где внутренним монтажом поступает на 10-амперные предохранители 4950. Пройдя предо­ хранители, ток разветвляется на три параллельные линии (см. § 44).

Глава VII. ГИРОКОМПАС «АМУР»

§46. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

ИКОМПЛЕКТАЦИЯ ГИРОКОМПАСНОЙ УСТАНОВКИ

Гирокомпас «Амур»'— малогабаритный двухроторный компас с жидкостным подвесом чувствительного элемента и следящей систе­ мой, действие которой основано на схеме моста сопротивлений.

Превращение гироскопа в гирокомпас и гашение незатухающих колебаний чувствительного элемента осуществляются так же, как и в гирокомпасах типа «Курс».

Передача показаний основного компаса на приборы курсоуказания происходит по схеме синхронной передачи ССП на двухконтакт­ ных сельсинах типа СС-150.

Гирокомпасная установка может питаться от сети постоянного тока 110/220 В через преобразователь типа АМГ-10 и от сети пере­ менного тока 220/380 В, 50 Гц через преобразователь типа АМГ-202. При этом потребляемая мощность составляет около 1 кВт. Наиболь­ шая потребляемая мощность в пусковом режиме — около 2,5 кВт.

Точность показаний гирокомпаса на неподвижном основании ±0,3°; на движущемся с постоянными скоростью и курсом судне

±1,5°.

Расчетная широта гирокомпаса ср* = 60°; расчетный период не­

затухающих колебаний 71* = 84,4 мин; фактор затухания 2,5—6,0. Гарантийный срок работы чувствительного элемента 3000 ч. Гирокомпас предназначен для установки на судах малого и среднего

тоннажа и имеет упрощенную конструкцию и меньшие размеры, чем гирокомпасы типа «Курс».

Основные особенности гирокомпаса «Амур» заключаются в сле­ дующем.

1. Все приборы гирокомпасной установки, за исключением агре­ гата питания и приборов курсоуказания, размещены в нактоузе ос­ новного /компаса при сравнительно небольших габаритах последнего (высота|110 см, диаметр 50 см).

Малый габарит и комплектация гирокомпаса позволяют устанав­ ливать его непосредственно в рулевой рубке.

217


2.Для сохранения сравнительно большого направляющего мо­ мента гирокомпаса при малых размерах гиромоторов последние вра­ щаются со скоростью около 30 тыс. об/мин. Для обеспечения столь большой скорости вращения гиромоторов их статорные обмотки пи­ таются переменным током повышенной частоты (500 Гц).

3.Центрирование гиросферы достигается с помощью двух кату­ шек электромагнитного дутья. Для обеспечения надежности центриро­ вания чувствительного элемента и увеличения диапазона темпера­ турного режима поддерживающей жидкости применяется «ртутная подушка» (см. § 31).

4.Гирокомпас рассчитан на работу при температуре окружаю­ щего воздуха в пределах от —20 до +40°. При этом температура под­ держивающей жидкости не должна превышать допустимого верхнего предела +58°.

5.В гирокомпасе применена система принудительного воздушного охлаждения, что упрощает конструкцию прибора.

6.Гирокомпас не имеет корректора. Скоростная погрешность вы­ бирается из таблиц, помещенных в специальном планшете, который входит в комплект гирокомпаса.

7.Гирокомпас не имеет устройства ускоренного приведения в ме­ ридиан и выключателя затухания.

В комплект гирокомпасной установки «Амур» на постоянном токе

входят

приборы:

1А — основной

компас; 18 — агрегат

питания;

19К — репитер для

пеленгования;

20К — пелорус; 21К — двурогий

подвес;

22А — пеленгатор; 23М или 23АМ — курсограф;

ЗЗК — об­

легченный репитер.

 

 

 

 

Кроме приборов,

в комплект входят планшет-корректор и ящик

с запасными частями

и инструментами.

 

§ 47. ОСНОВНОЙ КОМПАС

На рис. 133 показан внешний вид основного компаса (прибор 1А). Прибор 1А имеет две основные конструктивные части — компасную секцию и основание с брызгонепроницаемым отсеком. В основной ком­ пас входят: чувствительный элемент; следящая система; система при­ нудительного воздушного охлаждения; неподвижные относительно судна части — нактоуз, резервуар для поддерживающей жидкости, приборы контроля и сигнализации, пусковое устройство.

Чувствительный элемент

Чувствительный элемент отличается от гиросферы гирокомпасов типа «Курс» своими размерами, наличием двух катушек электромаг­ нитного дутья и конструкцией успокоителя.

Диаметр гиросферы 190 мм

Электрические узлы гиросферы — гиромоторы и катушки электро­ магнитного дутья — питаются трехфазным током напряжением 120 В, частотой 500 Гц. Гиромоторы вращаются в водородной среде со ско­ ростью 30 тыс. об/мин.

218



Все элементы следящей системы находятся в основном компасе. Следящая сфера гирокомпаса «Амур» не имеет принципиальных отли­ чий от следящей сферы гирокомпаса «Курс».

Держатель следящей сферы вставляется в отверстие стола и фикси­ руется двумя направляющими подшипниками. На верхней части дер­ жателя крепится шестерня, которая соединяется зубчатой передачей со следящим двигателем типа АДП-1, установленным на столе гиро­ компаса. Следящий двигатель одновременно выполняет и функции азимут-мотора, поэтому его называют мотором отработки следящей системы.

При изменении судном курса следящий двигатель, поворачивая следящую сферу в сторону согласования с гиросферой, одновременно приводит во вращение механически связанный с ним сельсин-датчик. Датчик синхронно связан с сельсинами-приемниками приборов курсоуказания.

Система принудительного воздушного

 

охлаждения

--

Эта система (рис. 134) служит для отвода тепла, выделяемого чувствительным элементом при его работе.

В нее входят вентилятор 6 и обтекатель 5. Обтекатель охватывает резервуар 4 с поддерживающей жидкостью. В нижней части обтека­ теля на кронштейне укреплен вентилятор. Двигатель вентилятора асинхронный, его статор питается трехфазным током напряжением 120 В, частотой 500 Гц. Выключатель вентилятора выведен на ниж­

нюю крышку нактоуза. Вентиля­ тор включается при температуре наружного воздуха +10° и выше. При более низких температурах наружного воздуха гирокомпас не требует принудительного охлаж­ дения.

Рис.

134.

Принципиальная схема

охлаждения гирокомпаса «Амур»:

/ — гиросфера;

2 — следящая

сфера; 3 —

стол;

4 — ребристый резервуар; 5 — обтека­

 

тель; 6 —- вентилятор;

7 — ртуть

Неподвижные относительно судна части

К неподвижным частям отно­ сятся нактоуз, резервуар, стол, приборы контроля и сигнализации, пусковое устройство.

Нактоуз состоит из верхней ци­ линдрической части, основания и колпака (см. рис. 133).

Верхняя часть нактоуза кре­ пится к основанию тремя болтами, которые входят в эллиптические отверстия. Такая форма отверстий позволяет разворачивать верхнюю

220